Справочник туриста
Языки стран мира
Общие гео-ресурсы
Расписания поездов
Отзывы Туристов
ВЫ ЗДЕСЬ: Главная / Европа / Германия / Лейпциг /
   

Лейпциг

фото лейпциг

Лейпциг - город на востоке Германии, самый крупный в федеральной земле Саксония, с населением около 517 тысяч. Это индустриальный центр региона и крупный культурный центр, предлагающий интересные достопримечательности, хороший шопинг и оживленную ночную жизнь. Город известен с древних времён как место проведения большого количества ежегодных ярмарок. Впервые документально упомянутый в 1015 году, оказал сильное влияние на историю всей Саксонии, а так же Германии.

В восемнадцатом веке Лейпциг получил прозвище "Маленький Париж", когда стал центром классического литературного движения под руководством немецкого ученого и писателя Иоганна Кристофа Готтшед. Город так же известен церковью Св. Николая - отправной точкой мирной демонстрации против коммунистического режима, которая привели к объединению Германии. Крушение коммунизма сильно ударило по экономике Лейпцига, однако сейчас город заметно восстановился.

В городе работает Генеральное консульство Российской Федерации.

История

Alte Waage

Географическое положение города на европейской карте предопределило роль Лейпцига, как места проведения рынков и ярмарок. На перекрестке двух важных торговых трактов, Королевской (запад-восток) и Староимперской (север-юг) дорог, в самом центре старого города, уже в 10 веке возникла торговая площадь, где жители округи обменивались товарами.

Первое упоминание о проведении ежегодных ярмарок в Лейпциге относится к 1165 году, когда Лейпцигу было предоставлено право свободной торговли. В 13 веке город укрепил свои позиции как торговый центр и получил в 1268 году привилегию "города ярмарок". Указом маркграфа запрещалось торговать на площадях прилегающих поселений, расположенных в пределах 2 миль от лейпцигского рынка. Кроме того, купцам, торгующим на рынке, гарантировалась защита личности и товара на всей территории маркграфства. В 14-15 веках недалеко от Лейпцига, в регионе вокруг города Фрайберг, были обнаружены богатые залежи серебра и других полезных ископаемых, это обстоятельство очень позитивно отразилось на торгах на лейпцигской ярмарке: там стали обмениваться не только „чужими" товарами, но Лейпциг сам мог предложить серебро, медь и другие металлы. О Лейпцигской ярмарке стало известно далеко за пределами региона. Постоянно расширявшиеся торговые связи с Южной Германией, ганзейскими городами, Силезией, Польшей и Богемией позволили расшириться и специализироваться лейпциг-скому рынку на определенных видах товаров. В те времена Лейпцигская ярмарка проходила два раза в год: в мае на "Юбиляте" и в сентябре на праздник Св. Михаила.

В 1458 году Лейпциг получил позволение ежегодно проводить еще одну ярмарку, Новогоднюю. В 1497 и 1507 годах кайзер Максимилиан I утверждает и расширяет привилегию и статус имперского города-ярмарки, что позволило Лейпцигу полностью освободиться от конкуренции городов Галле, Магдебург, Хальберштадт, Майссен, Мерзебург и Наумбург и стать суверенным и единственным в округе центром торговли. По указу кайзера в радиусе 15 миль от Лейпцига ни о какой ярмарочной торговле не могло быть и речи. Кроме того, купцам позволялось хранить свои непроданные товары в городе до следующей ярмарки.

В 1509 году Лейпциг из рук Максимилиана I получает вторую рейховскую ярмарочную привилегию: все улицы Римской империи должны были быть открытыми для купеческих караванов, идущих из Лейпцига. Даже папа римский Лео X был вынужден в 1514 году официальным посланием признать и подтвердить данные Лейпцигу ярмарочные привилегии. Но гордые горожане оказались не очень благодарными. В 1539 году они приняли Реформацию вместе с Праздничной проповедью Мартина Лютера в церкви Св. Томаса, а в январе 1547 года жители три недели защищали свой город от герцога Моритца Саксонского и братьев по вере, примкнувших к католическому королю Карлу IV. Открытие Америки и морского пути в Восточную Индию в конце 15 века позволили Лейпцигу развернуть торговлю „колониальными товарами", прежде всего специями и платками. Приблизительно в то же время лейпцигские купцы стали заезжать и в Россию, тем самым открыв для Лейпцигской ярмарки "ворота на Восток". Получился вроде бы парадокс: товары азиатского востока попадали сначала в Лейпциг, пройдя длинный путь через Антлантику, а затем шли в Россию и балканские страны, т.е. на европейский восток. Европейцы предлагали в Лейпциге, кроме „колониальных товаров", : фландрийские платки, галантерею, табак, кожу, изысканную снедь и пряности, а покупали серебро, медь и ; олово. С Востока сюда пригоняли стада волов, привозили пушнину и товары из Средней Азии.

Лейпциг действительно стал центром европейской торговли. Город всячески поощрял ярмарки, которые стали его главным источником доходов. Здание "Alte Waage" (Старые весы), построенное в 1555 году Иеронимом  г. Лотгером, будущим бургомистром города, становится центром Лейпцигской ярмарки. Городские власти строго следили за тем, чтобы на этих весах взвешивалась каждая повозка с товаром, предназначенным для продажи на ярмарке. Без отличительного значка Старых весов приезжающие купцы не могли поселиться в городе на время ярмарки и не имели права торговать. Эти меры позволили значительно пополнить городскую казну. Город в эти годы богател и расширялся: в конце

15 века его население составляло 10000 жителей. Кирхи Св. Томаса и Св. Николая были расширены и перестроены в готическом стиле, на рынке блестел золотой колодец, а вокруг его строились первые большие купеческие здания с типичными торговыми пассажами и дворами. От крывали в Лейпциге свои мастерские и склады инозем ные купцы, например, в 1496 году был открыт известный южногерманский торговый дом Фуггеров. Быстро развивались ремесло, наука и искусство. Была создана первая  городская школа (Школа имени Св. Николая), значительно расширился созданный в 1409 году четырехстами изгнанными из Праги студентами и профессорами  Лейпцигский университет (Alma materlipsiensis).

Бурное развитие лейпцигских ярмарок и основание . Лейпцигского университета создавали благоприятные условия для возникновения и процветания печатного дела и книготорговли. Уже с середины 15 века рукописи и книги регулярно продавались на ярмарке. В 1481 году в городе была напечатана первая книга с применением новой технологии, которую И.Гутенберг изобрел в городе Майнц. В городе открылись первые типографии, и уже в 1500 году Лейпциг стоял во главе книжного производства в Германии. Город стал местом встречи книготорговцев, печатников и издателей всей Германии.

В 1595 году была основана первая лейпцигская гильдия книгопечатников, в 1764 Академия графики и книжного искусства, а в 1825 году был создан Биржевой союз книготорговцев. Лейпциг стал германской „столицей книг". В 1900 году в лейпцигском „графическом квартале" работало 144 типографии. К известным издателям, работавшим в Лейпциге, принадлежат Гешен, Брокхаус, Реклам, Киппенбеог.

В 15 веке сложилась еще одна лейпцигская традиция: 1425 год местные жители считают началом производства и торговли меховой продукцией, тогда же была создана первая артель скорняков. Подорванная Тридцатилетней войной (1618-1648 гг.), в 18 веке вновь расцвела торговля пушниной. В старом городе улицы Брюль, Риттерштрассе и Николайштрассе помнят скорняжьи мастерские и лавки купцов, торговавших меховыми изделиями и пушниной. Между 1860 и 1930 годами на лейпцигском Брюле была продана приблизительно одна треть мирового предложения пушнины. Кстати, 4/5 русского экспорта пушнины в то время прошли через Лейпциг.

Ярмарки, книготорговля и выделка мехов - вот три основных кита того времени, на которые опиралась экономика города. Не прошли незаметно для Лейпцига годы Тридцатилетней войны. Пять раз город находился в осаде, и шведам во главе с Торстенстоном удалось захватить его и господствовать до 1650 года. Хотя город в тот период сильно пострадал, своего значения как рынка европейского уровня он не потерял. Во второй половине 17 века ему удалось достичь своего прежнего благополучия и завоевать прежнюю свободу. Купечество создало свою комиссию, состоявшую из "торговых депутатов", и торговый суд, отделившись тем самым от городского совета.

Примечательна деятельность лейпцигских банкиров братьев Фреге, учредивших в 1739 году первый лейпцигский банк. Здание этого банка до сих пор сохранило имя своего первого владельца (Фрегехаус). По своему богатству и товарообороту Лейпциг не отставал от Франкфурта-на-Майне, а в торговле мехами и книгами даже обогнал. Предметы роскоши, ювелирные изделия и дорогие ткани из Лейпцига к тому же всегда пользовались спросом саксонского двора. Богатевшие торговцы Лейпцига содействовали самостоятельному, независимому от саксонского двора в Дрездене, развитию культуры города. Значительно расширилась академическая и художественная жизнь. С Лейпцигом того времени связаны такие известные имена деятелей науки и искусства как Готтшед, Лессинг, Лейбниц, Томазиус, Клопшток, Геллерт и, конечно же, Гете и Шиллер. В городе были основаны академии и библиотеки, открылись музеи, театры, парки и общественные сады.

Особенно обогатилась музыкальная жизнь города. Яркими примерами тому могут служить стоящие в старом городе друг против друга Опера и Новый Гевандхаус. В бывшем Гевандхаусе, что в переводе означает "дом торговли сукном", в 1743 году был основан первый постоянный симфонический оркестр Германии. Опера и Гевандхаус созвучны с именами Маршнера, Шумана, Лортцинга, Мендельсона Бартольди и Вагнера. Составной частью музыкальной жизни Лейпцига уже давно стал хор церкви Св.Фомы, основанный в 1212 году. Его известнейшим кантором в течение 27 лет был Иоганн Себастьян Бах. Королевская консерватория музыки, позднее Высшая музыкальная школа, открывшая свои двери в 1 843 году, подарила миру Эдварда Грига.

Но начало 19 века принес городу с населением более 30000 человек большие перемены: поражение прусской армии от Наполеона под Йеной в 1806 г. и продвижение французских войск по Европе. Правда, Саксония, будучи союзником Наполеона, получила ранг королевства, но Лейпциг оказался оторванным от старых торговых партнеров, прежде всего от Англии и России. Французский полк занял город, и Лейпциг должен был ежегодно платить 1,2 миллиона талеров в качестве контрибуций и оккупационных затрат. Так продолжалось до тех пор, пока Наполеон не проиграл свой поход на Россию, а Пруссия, Австрия и Россия объединились в антинаполеоновский союз.

В октябре 1813 года под Лейпцигом состоялось завершающее сражение освободительной войны против наполеоновских войск - Битва народов, в которой участвовало 190 тыс. наполеоновских солдат и 295 тыс. солдат из армии союзников. На стороне Наполеона сражались солдаты из Франции, Швейцарии, Польши, Италии, Голландии, Хорватии и всех стран Рейнского союза, среди которых была и Саксония. Армию союзников составляли солдаты из Австрии, Пруссии, России, Белоруссии, Украины, Венгрии, Чехии, Швеции, Литвы, Башкирии, Калмыкии, Татарии, Киргизии, Словакии и Словении. Эта гигантская битва народов закрепила окончательную победу над Наполеоном. В результате битвы городу вновь был нанесен сильный ущерб, и ему потребовалось много времени, чтобы преодолеть последствия войны.

Политическое и экономическое развитие в Германии, приведшее в 1834 году к созданию Таможенного союза, и начинающаяся индустриальная революция помогли городу и ярмарке восстановить старые торговые связи и успешно подключиться к общему промышленному подъему. Конец 19 века расширил и изменил значение Лейпцигской ярмарки. Из площадных торгов в 1895 году ярмарка превратилась в выставку образцов. Тогда же был издан первый официальный каталог адресов участников ярмарки. Ежегодно весной и осенью в Лейпциге выставлялось большое количество образцов промышленной и ремесленной европейской продукции: бытовая техника, стекло и керамика, изделия из металла, дерева и бумаги, игрушки, музыкальные инструменты и многое другое. На основе этих образцов на ярмарке заключались сделки, затем поставка товара осуществлялась самим изготовителем клиенту.

Таким образом, еще до начала первой мировой войны Лейпциг стал своеобразным центром товарного и информационного обмена в Германии и всей Европе. В 1908 году рекламный плакат Лейпцигской ярмарки был впервые распространен по всему миру. С этими переменами менялось и лицо города, который в конце 19 века уже насчитывал более 400 000 жителей. Лейпциг по численности населения в Германии после Берлина и Гамбурга тогда занимал третье место.

В 1873 году начинается строительство первых современных пассажей и галерей в центре города. В 1896 году был открыт крупнейший в Европе Штедтишес Кауф-хаус, первый торговый дворец, напрямую принадлежавший ярмарке. Его общая выставочная площадь составляла 4500 кв.метров. С перерывом во время Первой мировой войны всего в центре города было построено 35 домов и павильонов, принадлежавших ярмарке.

Наиболее известными из них стали Шпеке Хоф и Медлерпассаж. Примечателен по своей форме подземный павильон, находящийся прямо под рыночной площадью в самом сердце старого города. Он открылся к весенней ярмарке 1925 года, став ее сенсацией. С осени 1917 года ярмарка получила символ двойного М (от немецкого слова "Mustermesse" - ярмарка образцов), разработанный графиком Эрихом Грунером. В течение всей своей истории знак ярмарки 9 раз менял свой внешний вид: от стиля рококо до модерна, отвечая требованиям времени и моды. Сегодня двойное М возвышается на шестидесятиметровой высоте в новом выставочном комплексе на севере Лейпцига. С 1918 года стали регулярно проходить техническая и строительная выставки. Специально для этих выставок весной 1920 года был построен первый выставочный комплекс ярмарки у Памятника битвы народов на юге города. С 1926 года в лейпцигских ярмарках участвовал и СССР.

Перед второй мировой войной количество посетителей весенней ярмарки достигло почти 300 000, из которых 40 000 иностранцы. С конца первой мировой войны и вплоть до прихода к власти национал-социалистов Лейпцигская ярмарка была самой значительной в мире. В годы Второй мировой войны город сильно пострадал. С 1943 года ярмарки не проводились. Для населения Лейпцига война закончилась в апреле 1945 года, когда американская армия заняла город. В июле 1945 года она передала Лейпциг по союзническим соглашениям Советской армии, которая пыталась вернуть торговлю и экономику города в нормальное русло. Уже в мае 1946 года первая послевоенная ярмарка при поддержке советской администрации открыла свои ворота.

В течение 50-х годов Лейпцигская ярмарка, несмотря на разделение Германии и Европы, опять стала международной и вернулась к своей исторической роли „моста между Востоком и Западом". В определенном смысле Лейпцигская ярмарка, которая опять стала проводиться весной и осенью, добивалась какой-то монополии в торговле между обеими частями Европы. От этого развития выигрывал город в целом: восстановились и развивались промышленность и традиционные отрасли, такие как книгопечатание. Не были забыты научные и культурные традиции и „международный дух" города и его жителей.

На рубеже 70-80-х годов определились два основных направления работы Лейпцигской ярмарки: "универсальные ярмарки" специализировались на многоотраслевых направлениях технического производства и на продукции массового потребления. Количество экспонентов и посетителей постоянно росло. Лейпцигская ярмарка выполняла роль „форпоста достижений социалистической экономики", играла важную роль в сотрудничестве стран-участников Совета Экономической Взаимопомощи и являлась центром торговых отношений между Западом и Востоком.

Может быть, именно поэтому Лейпциг в 1989 году стал исходным пунктом для массовых демонстраций за демократическое воссоединение Германии („Народ - это мы!"). И может быть также поэтому сегодня в Лейпциге чувствуется особый дух гостеприимства и понимания специфики развития Востока и Запада. После воссоеденения Германии в 1990 году гражданам Лейпцига опять пришлось приспосабливаться к новым условиям. Лейпциг сегодня считается одним из самых динамичных городов в Европе. Город быстро превращается в современную европейскую метрополию, не забывая, при этом свою очень разнообразную историю.

Из истории русских в Лейпциге

Русская церковь в Лейпциге

Лейпциг, будучи городом ярмарок на перекрестке торговых путей с севера на юг и с запада на восток,   был местом встречи и купцов, и деятелей литературы и искусства Германий и России.   Лейпциг всегда обладал благоприятными условиями для процветания науки и искусства, город гостеприимно встречал деятелей русской культуры, представителей русской интеллигенции и политики.

История торговых контактов с русскими очень стара. В архивах города сохранились записи XI века, в которых говорится о торговом обмене Саксонии с Киевской Русью. В последствии эти контакты углублялись. Сначала русские товары, меха и кожа, попадали в Лейпциг в основном через Польшу от торговцев-посредников. Но уже в XV/ХVI столетиях русские купцы напрямую стали выходить на рынок Лейпцига. Предлагаемые ими сырьевые продукты в Лейпциге перерабатывались, а потом продавались дальше в Брюгге, Генте или Антверпене. Таким образом, русские купцы играли немалую роль в интернационализации лейпцигскои ярмарки и в превращении Лейпцига в центр европейской меховой индустрии и торговли.

В 1688 году, возвращаясь из Голландии, Петр I посетил Лейпциг и переночевал в „Королевском доме" у Лейпцигского рынка. С XVIII столетия в городе на ярмарке появились постоянные торговые ряды из России, часто не менее 200-300 лотков. Русские купцы стали не только основными продавцами меха, кожи и прочих сырьевых продуктов, но и самыми значительными покупателями среди восточноевропейских гостей ярмарки. Такие фамилии как Тадора, Макаров, Сутов, Алексис или Хайм в те времена относились к самым уважаемым на Лейпцигской ярмарке. В 1780 году Екатерина II основала в Лейпциге российское консульство.

Параллельно развивались культурные и политические контакты. В 1766-71 годах в Лейпцигском университете учился А. Н. Радищев. Он входил в состав группы русских дворянских студентов, которые по поручению императрицы Екатерины II (она, кстати, выросла в 200 км от Лейпцига) были направлены для изучения правовых и экономических наук в Лейпцигский университет. Поездка молодых дворян была подготовлена В.Орловым, вскоре после своего возвращения из Лейпцига в Россию ставшим директором Академии Наук в Санкт-Петербурге.

Радищев именно в Лейпциге воспринял идеи философии просвещения, в Лейпциге он стал почитателем идеалов французского философа-писателя Ж.Руссо и французского философа-энциклопедиста К.Гельвеция. Более поздние рассуждения Радищева о необходимости превращения царской России в республику были неразрывно связаны с опытом лейпцигского периода жизни русского философа. О его пребывании в Лейпциге свидетельствует памятная доска на улице Хайнштрассе, где он жил два года.

В XIX веке в Лейпциг приезжали Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев и М.А.Бакунин. Выдающимся событием в истории связей Лейпцига с Россией были гастроли П.И.Чайковского, друга лейпцигского дирижера А.Ни-киша, в 1888 году. Чайковский здесь встречался с композиторами Й.Брамсом и Э.Григом, с которыми он дал несколько концертов в Гевандхаузе и быстро завоевал сердца слушателей.

Характерной чертой тесных связей Лейпцига с Россией в 19 веке стало процветание русского печатного дела в саксонском городе: лейпцигские издательства Брокхауз (энциклопедический словарь "Брокхауз-Ефрон") и лейпцигские типографии пользовались большой популярностью среди русской интеллигенции Х1ХУХХ веков. В.И.Ленин в 1917 году в Лейпциге печатал первые номера газеты "Искра".

Лейпциг вошел в хронику отношений между Германией и Россией не только как место встречи купцов и философов. На окраине города находится поле боя, так называемая Битва народов. 16-19 октября 1813 года здесь сражалась 190-тысячная наполеоновская армия, в состав которой входили и войска саксонского короля, с армиями союзников России, Австрии, Пруссии и Швеции, всего около 295 тысяч солдат. Русский царь Александр 1 останавливался в то время в „Королевском Доме" в центре города.

Победа армий союзников над французскими войсками имело решающее значение в освобождении германских государств от наполеоновского господства. В этой битве сложили голову около 130 000 солдат, в том числе 22 600 русских воинов, 16 000 солдат из Пруссии, 14 000 австрийцев и 300 шведов, о чем свидетельствует памятная доска на стене лейпцигской русской церкви Святого Андрея. Эта церковь была построена в честь погибших русских солдат в 1913 году.

После освобождения от французской армии Лейпциг до ноября 1814 года находился под управлением военного коменданта-полковника русской армии Виктора Прен-деля. Он добился авторитета и популярности у горожан, так как внес большой вклад в восстановление нормальной общественной жизни Лейпцига. Еще один раз в истории Лейпциг управлялся русскими военными: в 1945 году после освобождения Лейпцига от гитлеровского режима, когда в городе была установлена советская военная администрация. Военным комендантом стал генерал-лейтенант Николай Иванович Труфанов, в честь которого названа одна из улиц города. Советские войска находились в городе до 1993 года.

Лейпцигская церковь святого Формы (Томаскирхе)

Лейпцигская церковь святого Формы (Томаскирхе), Лейпциг, Германия Строение и его история

Приблизительно в 1160 г. мейсенский маркграф Отто Богатый предоставил крепости Липск (Libzi) и ее предместью статус города. Примерно такого же возраста и фундаментальные стены церкви, обнаруженные при раскопках на хорах и средокрестии церкви св. Фомы. Это первое строение, о котором нет практически никаких сведений, стало основой монастыря певчих монахов-августинцев, построенного на пожертвования маркграфа Дитриха в 1212г.

Уже в 1355 г. романские хоры были преобразованы в готические. Окно, расположенное на северной стороне хоров, нижний ярус башни, средокрестие с его расширениями в южном и северном направлениях, а также с его сводами и колоннами созданы еще до 1355 г. В конце XV века разработки месторождений серебра в Рудных горах принесли Лейпцигу экономическое благосостояние. Благодаря этому стало возможным на протяжении 40 лет обновить и расширить лейпцигские церкви. В 1482 г. романский неф церкви св. Фомы был снесен, а на его месте отстроено сохранившееся до наших дней новое здание церкви в стиле поздней готики с тремя нефами одинаковой высоты, которое было освящено в 1496 г. С тех пор - за исключением башни, принявшей свой окончательный вид в 1702 г., - в архитектуре церкви св. Фомы ничего не изменилось. Пристроенные в XVII веке часовни и придел с двумя лестничными пролетами, определяющий вид всего северного фасада продольного нефа, были снова удалены в конце XIX века.

Принесенное торговлей богатство Лейпцига позволило постоянно изменять интерьер церкви в духе того времени. Коренные изменения были внесены при ремонте в 1884-1889 гг. Так были устранены все части интерьера эпохи барокко, а в особенности того времени, когда в церкви св. Фомы творил Иоганн Себастьян Бах (1723-1750). С тех пор внутреннее убранство церкви красуется в ново-готическом стиле. В это время создается и главный портал, надстроенный на западный фасад. В ходе ремонтных раб от 1961-1964 гг. была предпринята попытка восстановить позднеготический стиль церкви с тремя равными нефами.

Лишь свыше 100 лет спустя, в 1990 г. после воссоединения обоих немецких государств представилась возможность провести в церкви св. фомы фундаментальные реставрационные и ремонтные работы, которые в значительной степени были завершены к 250-й годовщине смерти Йоганна Себастьяна Баха, т.е. к 28 июля 2000 г., и совместить это с созданием нового баховского органа. Осуществить этот замысел удалось на средства Европейского союза, Германской федерации, земли Саксонии и города Лейпцига, а также благодаря энтузиазму «Общества Церкви св. Фомы и Баха 2000», собравшего за три года 10 млн. немецких марок пожертвований.

Длина церкви составляет 76 м, длина нефа - 50 м, его ширина - 25 м, а высота -18м. Крыша, имеющая необычно крутой угол наклона 63°, состоит внутри из семи уровней (высота уступа 45 м). Высота башни составляет 68 м.

Произведения искусств

На крещальной купели из алебастра, созданной Францем Дётебером в 1614-1615 гг., изображены библейские сцены. Створчатый алтарь на хорах, ценное произведение неизвестного мастера XV века, первоначально располагался в Павлинской (университетской) церкви, которая была взорвана в 1968 г. На хорах размещены картины с изображением всех суперинтендентов города Лейпцига. Самый старый портрет был написан в 1614 г. С 1950 г. под бронзовой надгробной плитой лежат бренные останки Иоганна Себастьяна Баха. Они были обнаружены в 1894 г. на кладбище св. Иоанна и с 1900 г. покоились в церкви св. Иоанна. После разрушения этой церкви во время второй мировой войны прах был перенесен в 1949 г. в церковь св. Фомы.

Распятие напротив церковной кафедры было создано Каспаром Фридрихом Лёбелем. Это одно из немногих творений, сохранившихся со времен Баха. Примечательным является количество эпитафий (надгробных плит). Самая старая из них - эпитафия рыцарю Харрасу (1451 г.), расположенная под южной эмпорой слева от бокового входа. В северном средокрестии находится эпитафия члену городского совета Даниелю Лейхеру от 1612 г.

Первоначально витражи церкви св. Фомы были ничем непримечательны. Разноцветные витражи на хорах и с южной стороны были вставлены лишь после 1889 г. На окнах хоров изображены: рождение, крещение и воскресение Иисуса, ученики Христовы на пути в Эммаус. В мае 2000 г. была произведена замена одного единственного окна на хорах, разрушенного в годы войны. Это окно с изображением св. Фомы было выполнено по проекту Ганса-Готтфрида фон Штокхаузена. На южных боковых окнах (с востока на запад) расположены мемориальные витражи в память павшим в первую мировую войну, витра жи с изображением шведского короля Густава II Адольфа, Иоганна Себастьяна Баха, Мартина Лютера с саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым (слева) и Филиппом Меланхтоном (справа), Феликса Мендельсона-Бартольди (с 1997 г.) кайзера Вильгельма Первого.

Органы и инструменты

Органы времен Баха не сохранились. Орган на хоровой эмпоре в западной части церкви был выполнен Вильгельмом Зауэром в 1889 г. Первоначально инструмент романского стиля имел 63 тональности. В 1908 г. это число было доведено до 88. С 1967 г. в северо-восточной части зала размещался орган работы Александра Шуке, перенесенный в 1999 г. в собор Святой Марии в Фюрстен-вальде. В 2000 г. - год Баха - был изготовлен новый ба-ховский орган на северной эмпоре, напротив окна Баху. Он служит для воспроизведения органных произведений Иоганна Себастиана Баха и был выполнен в марбургской органной мастерской Геральда Воэля. По своему звуча нию этот инструмент с его 61 регистром на 4 мануалах и педалью ориентирован на средненемецкое органо-строение XVIII века. А образцом внешнего вида корпуса послужил орган из разрушенной университетской церкви г. Лейпцига, на котором играл Бах.

В южной сакристии (ризнице) церкви св. Фомы выставлены инструменты времен Баха, находящиеся в ее собственности: две скрипки, альт, контрабас, виолончель и две литавры.

Хор мальчиков и канторы церкви св. Фомы

Первое документальное упоминание о хоре при церкви св. Фомы относится к 1254 г. Однако, можно предположить, что хору столько же лет как и монастырю св. Фомы. Сегодня хор, состоявший во времена Баха из 54 певчих, насчитывает около 100 учеников. В его обязанности входит в первую очередь хранение наследия Баха, в связи с чем еженедельно исполняются его мотеты и кантаты, а по воскресеньям проводятся богослужения. Ежегодно здесь можно услышать «Рождественскую ораторию» и одни из «Страстей ...».

В добаховские времена следует выделить таких канторов как Сетус Кальвизиус (1594-1615), Иоганн Херманн Шейн (1616-1630) и Иоганн Кунау (1701-1722). И.С. Бах служил в церкви св. Фомы с 1723 г. и до своей смерти 28 июля 1750 г. Во времена после Баха упоминания заслуживают канторы: Иоганн Адам Хиллер (1789-1800), положивший ъ 1763 г. основу так называемым любительским концертам, из которых в 1781 г. были организованы концерты в Геванд-хаусе. Иоганн Готтфрид Вейнлинг (1823 - 1842) - преподаватель музыки Ричарда Вагнера. Мировой славы хору мальчиков при церкви св. Фомы в XX веке помогли достигь Карл Штраубе (1918-1940), Гюнтер Рамин (1940-1956), Курт Томас (1957-1961), Эрхард Мауэрсбергер (1962-1971) и Ганс-Иоахим Роч (1972-1991). С 1992 г. кантором хора при церкви св. Фомы является Георг Христоф Биллер.

Примечательные события и даты

02.12.1409 Основание Лейпцигского университета при монастыре св. Фомы

14.09.1477    Отлит старейший колокол «Глориоза»

1482-1496 Строительство нового нефа для преобразования церкви в позднеготическую с тремя одинаковыми нефами

24.06.1519   Богослужение по случаю начала публичного диспута между Мартином Лютером и Иоганном Экком в Лейпциге

25.05.1539   Введение   Мартином   Лютером   реформации   в
Лейпциге

1541    Роспуск монастыря и снос здания

1723-1750   Иоганн Себастьян Бах служит кантором хора при
церкви св. Фомы в Лейпциге

1732    Перестройка школы при церкви св. Фомы

12.05.1789    Моцарт играет на органе в церкви св. Фомы

1806    Войска Наполеона используют церковь св. Фомы как склад боеприпасов

1813/1814    Во время Битвы народов в церкви св. Фомы расположен лазарет

04.04.1841    Феликс Мендельсон-Бартольди исполняет ба-ховские «Страсти по Матфею»

16.09.1842   Основание завода им. Густава Адольфа (GAW)

23.04.1843   Торжественное открытие памятника Баху, созданного по инициативе Феликса Мендельсона

26.11.1848   Поминание Роберта Блюма в церкви св. Фомы

1884-1889   Преобразование церкви св. Фомы в ново-готическую и создание органа Зауэра

1902    Снос старой школы при церкви св. Фомы

1904   На месте школы при церкви св. Фомы строится
суперинтендентура

1908   Торжественное открытие памятника Баху, созданного Карлом Зеффнером

1917   Последний караульный покидает свою квартиру в башне церкви св. Фомы

04.12.1943    Повреждение башни зажигательными бомбами

1950   Сооружение могилы Баху в церкви св. Фомы

1961 -1964    Внутренний ремонт цервки св. Фомы

1966/1967   Изготовление   органа   Шуке   (демонтирован   в
1999г.)

1991    Начало фундаментальной реставрации и ремонта
церкви св. Фомы

1993   Освящение Павлинского алтаря

04.11.1997   Освящение мемориального окна Феликсу Мендельсону

21.05.2000   Освящение окна св. Фоме на хорах

11.06.2000   Торжественное открытие отреставрированной церкви св. Фомы и освящение нового баховского органа

28.07.2000    Торжества, посвященные 250-й годовщине смерти И. С. Баха

Церковь св. Фомы сегодня
Лейпцигскую церковь св. Фомы характеризует живая, богатая событиями история. Но зашедший в церковь попадает не в музей: церковь св. Фомы является ежедневно общедоступной обителью. Здесь собираются как христиане, так и нехристиане на богослужения, молитвы, мотеты и концерты. Следуя библейскому посланию, христианская община постигает свое предназначение. Во время богослужений она принимает миссию служить в миру, а на вечере познает утешение и надежду.





Ваше имя
Ваш e-mail
Ваша оценка
Текст
 
Комментарии посетителей:
Асем оценка: 10/10
12.11.2010  09:49
Большое спасибо за участие! Мне вот советовали как раз этот поезд прямой до Ляйпцига, но почему то мне написали, что он ежедневный в 18:31? может сейчас поменяли расписание? и написали, что на него я уже отсюда могу забронировать билет и оплатить кредиткой? Вы на счет этого не в курсе? и автобус Аэропорт-Экспресс приезжает именно к этому вокзалу? Этот Вариант приемлим для меня? Praha hl.n. 18:31 456 Phoenix /61458 2. Leipzig Hbf 22:15 Celkový ?as 3 hod 44 min, vzdálenost 307 km •?eské dráhy, a.s.; náb?e?í L.Svobody 1222/12, 110 15 Praha 1; +420 840 112 113 begin_of_the_skype_highlighting +420 840 112 113 end_of_the_skype_highlighting (Praha hl.n.->Schöna Gr.) Заранее благодарна, с уважением, Асем
Дмитрий оценка: 10/10
9.11.2010  14:23
Асем, здравствуйте! Могу рассказать только про общественный транспорт. В аэропорту Праги нет ж/д станции, поэтому до города можно доехать либо на автобусе либо на такси. Автобус Аэропорт-Экспресс ходит с 6 утра до 9 вечера каждые 30 минут, стоимость проезда 50 крон. Конечная остановка у экспресса - главный ж/д вокзал Праги (Praha hl.n.). С главного ж/д вокзала каждые два часа отправляются поезда в Дрезден (в 8:31, 10:31, 12:31, 14:31, 16:31 и 18:31). Из Дрездена в Лейпциг поезда ходят каждый час. Время в пути от ж/д вокзала Праги до главного вокзала Лейпцига занимает около 4-х часов (включая пересадку), стоимость проезда с пересадкой составляет 54 евро. Университет в Лейпциге находится рядом с ж/д вокзалом (300 метров).

Из праги есть один раз в день прямой поезд в Лейпциг, но я бы не стал делать на него ставку, так как ходит он не каждый день.
Такси из аэропорта Праги в город стоит от 500 до 700 чешских крон.

Асем оценка: 10/10
9.11.2010  13:27
Подскажите пожалуйста, как мне лучше добраться из Праги (аэропорт) до Ляйпцига (университет) 16.11.2010? впервые еду в Европу, и честно сказать совсем не ориентируюсь по направлениям стоимости и т.д. Что дешевле и быстрее: автобус или поезд, или автотрансфер?
Леонид оценка: 3/10
17.05.2010  16:48
Где же упоминание на то, что этот город основан русскими?
Надя оценка: 5/10
17.05.2010  16:48
Читать без картинок не интересно тем более я никогда там не была мне хочеться не только прочесть но и увидеть!
Владимир оценка: 3/10
17.05.2010  16:48
Читать, что хорошего в Лейпциге и при этом не показывать фотографии - пустое занятие. Я прожил в Лейпциге 3 года. Там есть на что посмотреть.
Елизавета оценка: 4/10
17.05.2010  16:47
Господа, у вас масса неточностей 1).Петр 1 был в Лейпциге дважды: 30-31 мая 1698 года и в октябре 1712. Между прочим, в указанном вами 1688 ему было всего 16 лет. 2). Радищев и его соученики прибыли в Лейпциг в январе 1767. 3). Газета "Искра" печаталась в 1900, а не 1917. 4). Церковь Св. Алексия, а не Св. Андрея. Солдаты погибли в 1813, а не в 1913. 5). Алексадр 1 в Королевском доме не останавливался. Там ночевали Петр 1 и Карл Х11, останавливались Фридрих Великий и Август Сильный, прощался с войсками Наполеон, но Ал-ра там не было. 5)Бакунин действительно жил в Лейпциге, но Достоевский и Тургенев только пересаживались на другие поезда. И этот ряд можно продолжить: Гончаров, Баратынский, Белинский... А вот Карамзин, хоть и был всего 5 дней, оставил интереснейший лит. памятник в "Письмах русского путешественника" Может быть, по вашему это мелочи, но сразу под сомнение ставится вся иформация
Юрий оценка: 10/10
17.05.2010  16:47
Очень любопытная статья, особенно интересно бло узнать о деятельности русских типографий в Лейпциге, в частности, не имеют ли уважаемые авторы сведений о типографии, в которой могли быть напечатаны "Записки фельдмаршала графа Миниха" в 1774 г. Было бы очень интересно узнать об этом поподробнее. С уважением, Юрий
    Берлин
  Аугсбург
  Байройт
  Бамберг
  Бонн
  Бремен
  Висбаден
  Вюрцбург
  Гамбург
  Ганновер
  Гельзенкирхен
  Дахау
  Дортмунд
  Дрезден
  Дюссельдорф
  Карлсруэ
  Кёльн
  Киль
  Кобленц
  Лейпциг
  Любек
  Магдебург
  Майнц
  Мангейм
  Мюнхен
  Нюрнберг
  Оснабрюк
  Регенсбург
  Ротенбург-об-дер-Таубер
  Фрайбург
  Франкфурт-на-Майне
  Фюрт
  Фюссен
  Хайдельберг
  Хамельн
  Штутгарт
  Эссен
  Общие сведения
  Национальная символика
  Гимн Германии
  Карты Германии
  Почтовая карта

WWW
  Политика, общество
  Посольства Германии
  История, СМИ
  Эмиграция
  Туризм
  Гостиницы Германии
  ЖЖ
  Литература
  Культура и искусство
  Поисковые системы
  Города
  Немецкий язык

Обратная связь

Интересно о странах мира
Наш Твиттер



керамический кирпич энгельс krovservis64.ru
   




  Дизайн и программирование: Axel_Group