Справочник туриста
Языки стран мира
Общие гео-ресурсы
Расписания поездов
Отзывы Туристов
ВЫ ЗДЕСЬ: Главная / Европа / Молдова / Государственное устройство и политика Молдовы /
   


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

Действующая Конституция Республики Молдова была принята Парламентом 29 июля 1994, 19 июля 1996, и 5 июля 2000 в нее были внесены изменения.

В соответствии с Конституцией Республика Молдова – демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями. Национальный суверенитет принадлежит народу Республики. В Конституции оговаривается, что при наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами, приоритет имеют международные нормы.

Согласно ст.11 Конституции не допускается размещение на территории Молдовы вооруженных сил других государств. Провозглашает свой постоянный нейтралитет.

Государственный язык молдавский, на основе латинской графики. Вместе с тем признается право на сохранение русского языка и других языков, используемых на территории страны.

Государственное устройство. Молдавия – парламентская республика, конституция которой основана на принципе разделения властей. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом, состоящим из 101 депутата, избираемых свободным и тайным голосованием на основе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу. Избирательным кодексом установлены следующие заградительные барьеры (избирательные цензы):
1) за партию, общественно-политическую организацию – 6%,

2) за избирательный блок, образованный из двух партий и (или) общественно-политических организаций – 9%,

3) за избирательный блок, образованный из трех партий и (или) общественно-политических организаций – 12%.

Срок полномочий парламента – 4 года. Парламент принимает законы и дает их толкование, назначает референдумы, утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью, утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением, ратифицирует международные договоры. Сессии парламента созываются два раза в год.

Парламент принимает конституционные (т.е. – по пересмотру конституции), органические и ординарные законы. Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов. Ими регламентируется, в частности, избирательная система, организация и деятельность парламента и правительства, судебных инстанций, организация местного управления, режим местной автономии, организация и деятельность политических партий, общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита, режим чрезвычайного и военного положения и некоторые другие области. Ординарные законы принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум.

Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и правительству.

Глава государства – Президент Республики Молдова избирается парламентом тайным голосованием, причем избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов депутатов. Президентом может быть гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживающий на территории республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Срок полномочий президента – 4 года, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. В случае совершения деяний, которые нарушают положения конституции, президент может быть отстранен от должности парламентом двумя третями голосов избранных депутатов.

Президент участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени республики, по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет промульгацию законов. К числу других полномочий президента относятся: награждение государственными наградами, присвоение воинских званий, решение вопросов гражданства, назначение на государственные должности, осуществление помилования. При осуществлении своих полномочий президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства.

Проведение внутренней и внешней политики государства обеспечивается Правительством, которое состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов. Программа деятельности и состав правительства обсуждаются на заседании парламента. Парламент выражает вотум доверия правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия президент назначает правительство. В случае невозможности формирования правительства президент после консультации с парламентскими фракциями вправе распустить парламент.

Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Должность судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и научной деятельности.

Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет. В компетенцию Высшей судебной палаты, в числе прочих, входит судебное разбирательство в случае возбуждения парламентом обвинения против президента.

Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых – 5 лет. В него входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор, а также – 6 выборных членов. Высший совет магистратуры призван обеспечивать назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер.

В конституции закреплены и основные требования к судопроизводству. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебное разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие молдавским языком или не говорящие на нем, имеют право ознакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика. В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе. Решения суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и компетентными государственными органами в соответствии с законом.

Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищают законность, права и свободы граждан, содействуют осуществлению правосудия. Генеральный прокурор назначается парламентом, нижестоящие – генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров – 5 лет.

Единственным органом конституционной юстиции в республике является Конституционный суд, который независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции. Конституционный суд:

– осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства,

– дает толкование Конституции,

– высказывается по предложениям о пересмотре Конституции,

– подтверждает результаты республиканских референдумов,

– подтверждает результаты выборов парламента и президента,

– констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента,

– разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой,

– принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии.

Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения, а сами решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат.

Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шестилетний срок, при этом двое судей назначаются парламентом, двое – президентом и двое – Высшим советом магистратуры. Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий.

Административно-территориальное устройство. Новый закон об административно-территориальном устройстве был принят 27 декабря 2001 В соответствии с ним страна делится на 32 района, 5 муниципалитетов (Кишинев, Бельцы, Тирасполь, Бендеры, Комрат), автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии и на которых в настоящее время существует непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР).
Гагаузия – это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Закон об особом правовом статусе Гагаузии был принят парламентом Молдовы 23 декабря 1994.

На начало 2002 в Молдавии насчитывалось 1678 населенных пунктов, из них городских поселений – 66. Неопределенная ситуация сложилась с муниципалитетом Бендеры, который, за исключением пригородного поселка Варница, признает юрисдикцию ПМР, но при этом новый закон не включил город в состав территорий, где может быть создана приднестровская автономия. Существуют и другие территории спорной юрисдикции.

Политические партии. Ведущей политической партией Молдавии после выборов 2001 стала Партия коммунистов Республики Молдова. Запрещенная в 1991 компартия в апреле 1994 зарегистрировалась под новым названием, а в декабре 1994 состоялся ее I съезд, принявший программу партии. Первым секретарем ЦК на организационном пленуме, состоявшимся после съезда, был избран Владимир Николаевич Воронин. В марте 1995 ПКРМ была принята в состав СКП – КПСС.

В 1998 партия впервые после запрета в 1991 приняла участие в парламентских выборах, завоевав 40 депутатских мандатов из 101. Через год коммунисты получили свыше 2000 мандатов в местных органах власти. По инициативе ПКРМ летом 2000 г. Парламент внес изменения в Конституцию страны, позволившие перейти к парламентской форме правления. На досрочных парламентских выборах партия завоевала 71 мандат, получив таким образом квалифицированное большинство, дающее право при необходимости вносить изменения в Конституцию.

4 апреля 2001 первый секретарь ЦК ПКРМ В.Н.Воронин был избран Президентом Республики Молдова.

Христианско-демократическая народная партия была создана 20 мая 1989, является идейной преемницей Народного Фронта Молдовы (1989–1992) и Христианско-Демократического Фронта Молдовы (1992–1998). Входит в Христианско-Демократический Интернационал. На парламентских выборах 1998 в блоке с Партией возрождения и примирения получила 19,2% голосов (26 мест), в 2001, выступая самостоятельно, – 8,3% голосов (11 мест). Является главным оппонентом компартии.

Другими крупными партиями являются Аграрно-Демократическая партия Молдовы (создана в 1991), Социалистическая партия, Демократическая партия, Социально-политическое движение «Forta Noua», Социал-либеральная партия, Социально-политическое движение «Равноправие», Центристский союз Молдовы и некоторые другие.

Социал-либеральная партия – правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма. Выступает за строительство демократического государства с конкурентоспособной рыночной экономикой, за интеграцию в Европейское сообщество. Партия была создана 9 мая 2001 (День Европы), ее первым президентом был избран доктор Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы.

19 июля 2003 Социал-демократический альянс, Либеральная партия, Альянс независимых и Народно-демократическая партия объединились в новую политическую организацию – Moldova Noastra («Наша Молдова»), сопредседателем-координатором которой стал Дмитрий Брагиш. Объединяющей доктриной организации стал социальный либерализм.

Динамика политической жизни. С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политическое наследие советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки со стороны большинства населения. В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья.

В конце 1992 – начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов (членов фракции независимых депутатов) заняла доминирующую позицию в парламенте.

В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. АДП набрала 43,2% голосов и получила в парламенте абсолютное большинство (56 из 104 мест). Социалистический блок, включавший партии-союзницы аграриев, добился поддержки 22% голосов избирателей и занял 28 мест. Молдавские национальные (прорумынские) партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. Блок крестьянства и интеллигенции получил 9,2% голосов (11 мест), а ХДНФ – 7,5% голосов (9 мест). В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено. Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья.

В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП.

На досрочных парламентских выборах в феврале 2001 года победила Партия коммунистов Республики Молдова, набрав 49,9 % голосов. На втором месте оказался избирательный блок «Альянс Брагиша» (Социалистическая партия Молдовы, Партия социальной демократии «Furnica», Центристский союз Молдовы, Движение профессионалов «Speranta – Надежда», Общественно-политическое движение «Новая сила») – 13,4% голосов и 19 мест. На третьем – Христианско-Демократическая народная партия с 8,3% голосов (11 мест). Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера.

Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется Министерству внутренних дел, вооруженные силы – Министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. человек. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной государственности и региональными сепаратистами, была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, немногим более 11 тыс. человек. Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, ок. 300 тыс. В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. человек. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. до 6,5 тыс.

Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти.
В Приднестровье во время боевых операций подразделения 14-й российской армии использовали тяжелую боевую технику и одержали победу на ключевых направлениях. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта. Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск.

Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии.

"Кругосвет"





Ваше имя
Ваш e-mail
Ваша оценка
Текст
 
Комментарии посетителей:
дима оценка: 10/10
27.07.2011  10:44
так почему правительству молдовы молодым нет работы и что думает дума о семьях в деревне нет газа это полныи бардбак
ибрагим оценка: 10/10
31.01.2011  12:01
молдова-должна жить в мире с соседями и быть самостоятельной...........
natalia оценка: 2/10
25.03.2010  09:20
moldova este tara noastra pentru ia au luptat stramosii nostrii pentru a opastra pentru noi de ce ar trebui ca acum s-o inpartim cu veneticii sa vorbim in limba lor la noi acasa ei ar trebui sa ne respecte traditiile cultura nu noua sa ne fie rusine ca nu vorbim limba lor ci lora ca no stiu pe anoas
ирина оценка: 3/10
25.03.2010  09:20
я конечно понимаю вас"господа коментаторы"Ну что же вы так отзываетесь о своей стране?мне искренне вас жаль;)в отличии от вас,я свою страну люблю,какой бы она плохой неказалась.
Светлана оценка: 1/10
25.03.2010  09:20
долго смеялась. появилось желание в таком же ракурсе осветить россию.,будет время - обязательно сделаю.
Иван оценка: 7/10
25.03.2010  09:20
Про политрасстановки во власти людям все равно, а на счет того, кто кого победил, мягко говоря не совсем правда. Победа? при вмешательстве 14-й армии произошла не на плодородных полях Молдовы, а с подписания Снегуром позорного мира при выгодном военном раскладе для молдавской стороны. Потому-что дольнейшая эскалация конфликта вынудила бы народ трезво оценить кто друг , а кто-враг. Но "мудрые" политики решили за него. Как говорится: "СССР умер, да здраствует СССР". Благодоря румынскому вмешательству русские танки не ворвались в кишинев. Иначе мирным договором можно было бы только подтереться. Снова "заработали" бы чекисты, развелись Павлики Морозовы и всякая пробольшевицкая нечисть. В Европе националист это патриот своей родины. В России - патриот давно уже ругательное слово, а националист приравнен к фашистам. Зато политика дезнационализации - норма жизни.
Cргей оценка: 2/10
25.03.2010  09:20
это все еррунда.Молдова исскусственное государство(не имеющее никакого будущего)а левый берег Днестра был исскуственно включен в Мсср комунистамии никогда не был молдавским.
паша оценка: 3/10
25.03.2010  09:20
практически все не правдо в особенности про приднестровье очень мало
Marina оценка: 2/10
25.03.2010  09:20
i ato vse? Neujeli Moldavia takaia "nevajnaia"?
    Общие сведения
  Краткая история Молдовы
  Государственное устройство и политика Молдовы
  Население Молдовы
  Приднестровье
  Природа

WWW
  Официальные страницы
  СМИ Молдовы
  Туризм
  Города Молдавии
  Ресурсы интернета

Обратная связь

Интересно о странах мира
Наш Твиттер


Компания ооо экостильтранс, сбор, сроки вывоз мусора. Сбор, цены на вывоз строительного мусора . sbormusora24.ru скачать справку для посещения бассейна справки-для-бассейна.рф
   




  Дизайн и программирование: Axel_Group