Справочник туриста
Языки стран мира
Общие гео-ресурсы
Расписания поездов
Отзывы Туристов
ВЫ ЗДЕСЬ: Главная / Общий раздел / Туристу на заметку / Приключения десятой музы в Москве /
   

Приключения десятой музы в Москве

Московский кинофестиваль Я уже писал для этого сайта и про Бангкокский кинофестиваль, и про вручение «Оскаров» – так почему же не написать про идущий сейчас Московский кинофестиваль? Уже пишу. Тем более, что тут простор для полета авторской фантазии открывается большой. И, как и в случае с «Оскаром», предупреждаю, что это –  сугубо субъективные заметки. Которые лично я, разумеется,  считаю истиной в  последней инстанции.

К примеру – зачем вообще нужны кинофестивали? Кино – искусство массовое, а «фестивальное кино» –  это словосочетание уже стало особым понятием – из года в год имеет все меньше и меньше отношения к «мэйнстриму». Такой подчас «арт-хауз» попадается, что самый ушлый прокатчик побрезгует. Настолько много «скандальных» творцов развелось, что зритель на это клевать перестал – и кассу надо делать нормальными боевиками и мелодрамами без всяких датско-корейских выкрутасов.

Пошли дальше. Ясно ведь, что истинная ценность фильма определяется не количеством полученных премий и статуэток. Есть картины, у которых ничего нет – кроме огромного зрительского признания и места в истории искусства. Директора фестивалей и члены жюри давно не скрывают, что в раскладке призового «пасьянса» руководствуются соображениями отнюдь не искусства, а той же политкорректности, или, как говорили в советское время  –  важности темы. Стоит ли после этого всерьез воспринимать «гадания» кинокритиков – какая разница, кто что получит, все равно к следующему фестивалю ни зритель, ни критик не вспомнит.

Нет, конечно, влияет «Оскар» – на гонорары, сборы и популярность. Влияют и Канны –  на то же самое, но поменьше. Берлинский фестиваль официально играет роль предоскаровской разминки. В Венеции громкие премьеры иногда тоже встречаются. Но опять же – обеспеченная пиарщиками шумиха и даже касса еще не являются знаками качества. А фестиваль – это машина, работающая сама на себя. Кто-то блюдет финансовый интерес, кто-то демонстрирует наряды, кто-то прыгает от радости, получив автограф.

И снова – есть политическая составляющая. Старейший кинофестиваль – венецианский – появился при Муссолини. И первый фестиваль в Москве состоялся в 1935 году – как же можно было отставать от Запада? Возрождение московского киносмотра в 1959 году знаменовало новое лицо социализма и послесталинскую открытость страны. Тем более, что к тому времени уже функционировал фестиваль в Западном Берлине – рожденный абсолютно по политическим соображениям на окруженном советской зоной «островке свободы». Поэтому для равновесия двух систем придумали и фестиваль в Карловых Варах – мы уже и забыли, что была такая страна, как ЧССР.

Московский международный относится к фестивалям класса «А» –  как Канны, Венеция, Берлин и Карловы Вары. Последние три пятилетки у него были разные команды устроителей, но при всех составах повторяется один и тот же тезис, якобы должный объяснить постоянные фестивальные проблемы. В том, мол, загвоздка, говорят кинодеятели, что наш фестиваль по времени расположен после Каннского, но перед Венецианским. Поэтому все звезды и просто гении либо за Золотой пальмовой ветвью торопятся, либо Золотого Льва дожидаются.

Сколько слышу эту «теорию»  –  столько она мне кажется, мягко говоря, нелепой, а еще боле странно, что излагают ее вроде бы не совсем кретины, вроде чиновников, «переброшенных» на культурку из спорта или деревни, а вполне талантливые служители десятой музы. Из трех фестивалей один – всегда между двумя другими. Но бессменный «хозяин» Канн месье Жиль Жакоб никогда не сетует, что его угораздило попасть между Берлином и Москвой.

Более «свежую» во всех отношениях идею выдвинул председатель нынешнего жюри Анджей Жулавский. Зачем проводить фестиваль в жарком и пыльном мегаполисе, когда можно классно «использовать свой натуральный ресурс», то есть сыграть на исконном русском козыре – морозной зиме. Мол, любая звезда будет рада приехать, зная, что ее «пообещают прокатить на тройке по Садовому кольцу и накормить икрой». В какой-то мере аналогично мыслит и «шеф» последних восьми фестивалей Никита Михалков – в феврале, когда проходит Берлинале, у жителей немецкой столицы нет других развлечений, как в кино греться.

Добавлю от себя, что оставшимся трем киносмотрам и того проще – все они у воды. Канны и Венеция – на берегу, у Карловых Вар – минеральные источники. Нашу фестивальную публику тоже катают на пароходике – смотреть, как говорит Михалков «великую русскую провинцию», – но этого явно недостаточно.

А вот икры всегда достаточно. Вечеринки, пикники и прочие тусовки оттесняют фильмы на обочину. Впрочем, фильмам про психопатию и патологию – там самое место. Что же до троек на Садовом кольце, то, к счастью, перекрывать столичный центр никто не будет – незачем. Никто не приехал.

Звезды резко зачастили к нам в перестройку – как оно там, за «железным занавесом»? Потом перестали. Их уговаривали – используя в том числе и наличные суммы. Два года назад приз имени Станиславского «Верю!» вручали Мэрил Стрип. Она приехала с мужем и тремя дочерьми, провела в России неделю, осмотрела еще город на Неве и отметила у нас свой день рождения. Для любого другого фестиваля подобное немыслимо. На этот раз «Верю!» обещано Жерару Депардьё. Тот тоже обещал заехать. Всё.

Ни в коем разе не умаляю дарования Стрип и Депардьё, артистов широчайшего диапазона. Но это уже даже не звезды, а «просто» великие имена. Звезды же – это те, вокруг кого будет визжать и реветь толпа. Вот два паренька из «Горбатой горы» подошли бы. Или Джонни Депп – кстати, и актер неплохой. Рис Уизерспун. Кого-нибудь из подросшей «Гарри-поттеровской» команды – провели бы у нас выпускной. Лично мне нравятся Джулия Робертс и Дженнифер Энистон. Хотя можно и Николь Кидман, которую уже несколько лет безуспешно пытаются заманить в Москву. Недотепы из «Американского пирога» тоже сгодились бы. Моника Белуччи в Каннах она украшала жюри – а у нас и жюри раза в два меньше, чем полагается, – в Москве же украшает конкурсную программу, но все равно не торопится. Натали Портман, Кара Найтли, Скарлетт Йоханссон. Последняя в Москве присутствует – в виде рекламных плакатов косметической фирмы, спонсирующей фестиваль. На других плакатах – Пенелопа Круз. Обращаю внимание – хоть и поздно – ее фамилия Крус, а Круз – это Том Круз, с которым у неё была интрижка в прошлой пятилетке. Теперь у Круза молодая жена Кэти Холмс, но и этой пары не видать на нашем горизонте.

Вот такие нужны бы звезды. Которые зачастую годятся во внуки тем, кому дают почетные премии «за вклад». Кстати – дали в январе почётного «Золотого орла» Роберту де Ниро, а он тоже до сих пор за ним не заезжал. Всем поколениям у нас неинтересно. «Промоушэн» тут не сделаешь. На первом «михалковском» кинофестивале в 1999 году была премьера очередной серии «Звездный войн» – всё. Больше мировых премьер на ММКФ не было.
А чем же фестиваль интересен нам, зрителям? При советской власти все было ясно – раз в два года на две недели открывалось окно в мир. Поэтому были ажиотаж, очереди и безумные деньги за лишний билетик. Теперь же все по-другому. И блокбастеры в прокат выходят одновременно с Голливудом, и – самое главное – в эпоху видео, DVD и бесконечного числа телеканалов нелепо сетовать на отсутствие очередей в кинотеатры.

Сколько бы ни повторяли устроители – не звезды главное, а искусство! –без толку. Можно упирать на просветительскую функцию мероприятия, но это будет уже не полноценный фестиваль, а декада кино… а какого кино? Чай не в колхозе живем, где механик весь досуг формирует. Вот на позапрошлом фестивале организаторы хвалились – предметом нашей особой гордости является показ первого фильма, снятого на острове Фиджи! Так и представляю себе аборигенов-островитян, нашедших забытую каким-то туристом камеру, – и с этого началась фиджийская кинематография. На этот фильм я не пошел, а пошел на другой, но об этом позже.

И, кстати, при всех идеологических минусах проходивший под девизом «За гуманизм в киноискусстве, за мир и дружбу между народами» фестиваль советского времени совсем уж отстойным не был. И гости приезжали достойные, и призы вручали фигурам достойным. Как давали гран-при «8 ½» Феллини, знают многие. А в истории наград ММКФ можно найти и иные имена. К примеру, Энтони Хопкинс получил признание еще до «главной» своей людоедской роли. Правда, зачастую распределение призов шло по опять-таки идеологическим параметрам. К примеру, в разные годы лучшими актерами назывались знаменитые англичане Пол Скофилд, Ричард Хэррис и Питер Финч. Первый – за роль Томаса Мора, казненного королем, второй – за роль Кромвеля, казнившего короля, третий – за роль Оскара Уайльда в фильме «Процесс над Оскаром Уайльдом». Привезли бы нам сейчас, после несостоявшегося гей-парада, что-нибудь подобное – вот был бы резонанс!

Мне больше всего запомнились два перестроечных фестиваля – 1987 и 1989 годов. Все, что накопилось за рубежом, хлынуло мощным потоком. Бывало – по четыре фильма в день смотрел! От футбольной развлекаловки с Пеле в главной роли до «Полетов над гнездом кукушки». Этот фильм, между прочим, на наше TV так и не попал – неужели до сих пор аллюзий боятся? А особо запала в душу ретроспектива эротического кино в тогдашнем «Новороссийске». На сеанс в 8.00 пошел – это во сколько ж я встал?! И увидел фильм, рядом с которым Тарантино и прочие даже не стояли. А ведь снято было еще в 1970 году. Его я тоже больше нигде не встречал. Запомните название – «По ту сторону Долины кукол».

А два года назад я на Фиджи не пошёл. Пошёл на наше кино. Отечественная ретроспектива последние лет шесть – самое для меня на московском фесте интересное. И вот в фильме «Повелитель эфира»  …свой дом увидел! Родные буквально стены! Что интересно – там снималась сцена попытки изнасилования, а я такой интересный момент пропустил. Не вышел на балкон вовремя! А ещё интереснее – раньше на кинофестиваль ходили, чтобы картинки из заграничной жизни посмотреть, а теперь – на свой дом. Вот так искусство приближается к жизни.

Официальный сайт Московского международного кинофестиваля - http://www.miff.ru/

Михаил ГУРЕВИЧ





Ваше имя
Ваш e-mail
Ваша оценка
Текст
 
Комментарии посетителей: оценок еще нет
Будем признательны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье.
    Знаете ли Вы, что...
  Отпуск в кредит: как выгоднее отдохнуть
  Где нас ждут
  Разминка перед летом
  Развод по-кремлёвски
  Визовый центр Великобритании в Москве
  Место встречи можно расширить
  Туризм живёт по синусоиде
  Приключения десятой музы в Москве
  Как культурно выпить на разных улицах
  Платить за перелёт будем больше
  Европа проверит кошельки пассажиров
  Новые правила российско-германских туристических отношений
  Такой неоднозначный евро
  У кого самолеты самые безопасные
  Хостел — прибежище для молодых и небогатых
  Путеводители от Telegraph
  Европа в цветах. Путешествуйте красиво!
  Европа в цветах. Весна

WWW

Обратная связь

Интересно о странах мира
Наш Твиттер


   




  Дизайн и программирование: Axel_Group