Справочник туриста
Языки стран мира
Общие гео-ресурсы
Расписания поездов
Отзывы Туристов
ВЫ ЗДЕСЬ: Главная / Европа / Испания / Статьи и заметки об Испании / Очарование испанской Севильи /
   

Очарование испанской Севильи

В квартале Сайта Крус, т.е. Святого Креста, который сформировался, как считается, на месте Худерии (Еврейского квартала) с его узкими, кривыми и короткими улочками в XVI-XV веках, есть одна, называемая улицей Поцелуев. Она настолько узка, что влюбленные сосед с соcедкой, выйдя на балкон, могли поцеловаться, даже если их жена или муж находились в комнате.

На углу улицы Поцелуев и крохотной площади, образованной несколькими проулками, находится бар "Римский дом". Перед входом в него на стене висит большая доска в форме щита с рекламным меню, первая строка которого гласит: "Uambon Iberica de Bellota" Это самый знаменитый в этих местах деликатес - вяленая свиная нога, помеченная пятью "звездочками", означающими, что процесс вяления предлагаемой в баре ветчины занял 2 с половиной года С десяток этих окороков с пятью отметинами в виде желудей на каждом висят над стойкой, за которой один бармен наливает в кружки местное пиво "Крест на поле", а другой режет длинными ломтями ветчину.

Квартал Санта Крус и старый город вообще - сердце Севильи, столицы испанской провинции Андалусия, четвертого по численности населения города Испании История Севильи уходит корнями в III тысячелетие до нашей эры, когда здесь появились финикийцы. Затем в этих местах обосновались римляне, живым свидетельством чего служит прекрасно сохранившийся амфитеатр на 25 тысяч мест. Их вытеснили варвары, которых, в свою очередь, изгнали арабы, владевшие Андалусией на протяжении несколько веков и принесшие с собой высокую культуру, развитую науку, прекрасную архитектуру. Их влияние видно и в наши дни. Наконец, в ходе Реконкисты сюда пришли христиане - кастильцы, вырезавшие сотни тысяч человек, связанных с арабами.

Севилья знала периоды бурного расцвета (один из них пришелся на время после открытия Христофором Колумбом Америки, когда город получил монополию на торговлю с новыми землями) и серьезных спадов На создание нынешнего облика города заметно повлияло проведение в 1929 году Иберо-Латинской выставки, а также ЭКСПО-92

Квартал Санта Крус сложился в нынешнем виде в основном благодаря реконструкции, проведенной в XVI веке. Сейчас это двух- и трехэтажные дома с белоснежными стенами и окнами, выкрашенными светлой охрой, густо-розовой или голубой красками; это сделанные из металла лоджии, которые напоминают висящие на уровне второго этажа беседки; это кованые решетки балконов и балкончиков с зарослями цветов. Наконец, это обилие цветочных "полугоршков", которые плоской стороной прикрепляются к стенам, а также сочная зелень -пальмы, кипарисы, фикусы, акации. И все купается в лучах солнца, которое господствует в голубом небе 326 дней в году.

Во многих домах - сагуны: открытые проходы во внутренние дворики, посреди которых стоят цветы, бьют небольшие фонтанчики. Когда-то ни один хозяин не мог допустить, чтобы даже случайный путник не получил у него воды, чтобы утолить жажду, и хлеба, чтобы не умереть от голода. Сейчас эти дворики - красивая дань традиции.

Войти в квартал Санта Крус можно со стороны парка, названного в честь великого средневекового испанского художника Мурильо, который соединил божественные сюжеты с отображением обыкновенной жизни. Но доминирует в парке памятник, посвященный открытию Америки Колумбом, два белых столба, символизирующих Европу и Америку, соединенных каравеллой. На ее борту выбиты имена королевы Изабеллы и короля Фернандо, давших "добро" на экспедицию Колумба. Известно, что Изабелла продала церкви государственную корону из золота весом в 7 килограммов, чтобы на вырученные деньги оснастить каравеллы. Над столбами - скульптурное изображение льва - символа Испании. В двух десятках метров от этого монумента -еще один, растительный, и для нас очень необычный: дерево фикуса высотой метров в 60-70 и с таким переплетением стволов и вылезших из земли корней, что их вряд ли обхватят трое взявшихся за руки мужчин.

В старом городе прежде всего натыкаешься на... памятник Дон Жуану, как гласит легенда, одному из величайших ловеласов истории, а в доме 7 по улице Сервилларте, тоже согласно легенде, когда-то на первом этаже стриг и брил, а на втором этаже жил парикмахер, послуживший прообразом Фигаро - знаменитого се-вильского цирюльника. Совсем рядом находилась тюрьма, в которой, как утверждают, великий Сервантес писал своего "Дон Кихота". На площади Санта Крус возвышается стоящий посреди зеленого скверика Крест Слесарных дел, выкованный из лепестков металла, скрепленных воедино. Он стоит перед епископским дворцом А на одном из домов -мемориальная доска, здесь жил Мурильо. Он и похоронен тут же в скверике, в очень скромном его уголке. Картинным можно назвать фасад городского муниципалитета, и снаружи, и внутри напоминающего шикарный дворец.

Отсюда рукой подать до огромного здания университета на улице Сан Фернандо. Когда-то в нем находилась табачная фабрика. Неоклассический портал главного входа украшен бюстами Колумба, первооткрывателя родины табака, и Кортеса, первого европейца, пристрастившегося к табаку. На этой фабрике работал Жан Нико, который первый обнаружил и выделил из сигар названный в его честь никотин. А сигары делала... Кармен, увековеченная в новелле Мериме, в опере и балете на музыку Визе. Кстати, на углу улицы Поцелуев, напротив бара "Римский дом", есть еще один, у дверей которого висит рекламная листовка: хоть Кармен и умерла 170 лет тому назад, дух ее жив - она четыре раза в неделю появляется тут, чтобы петь и танцевать перед нашими гостями.

Между кварталом Санта Крус и парком Мурильо за высокой каменной стеной возвышается дворец Алькасар, построенный еще арабами, а потом перестраивавшийся королями, но сохранивший старую архитектуру и скромный декор -тонкую резьбу по гипсу и обильную отделку цветной керамической плиткой, фонтанчиками и бассейнами, в застывшей воде которых отражается небо. Алькасар - одновременно исторический экспонат и официальная резиденция короля Испании, в которой он останавливается, приезжая в Севилью.

С именами королей связан и Кафедральный собор, решение о строительстве которого было принято в конце XIV века. Согласно легенде, Севилья была крещена святым апостолом Павлом. Однако потом наступил многовековой период господства варваров и мусульман. После завоевания города в 1248 году королем Фернандо Святым (это имя он получил, несмотря на то, что по его приказу было вырезано три четверти населения - 300 тысяч человек) город получил как бы второе христианское крещение. Кафедральный собор -самый большой храм в Испании и третий в мире.

Построенный в стиле поздней готики на кирпичных остатках мечети (о ней напоминает большой Апельсиновый сад с канавками для проточной воды, использовавшейся для омовения перед намазом, а внутри -сводчатые арки с элементами арабской вязи), он занимает площадь длиной 116 метров и шириной 79 и поражает своей необычной архитектурой. Потребовалось четыре века, чтобы собор принял нынешний вид. Сейчас это не только место для служения Богу, но и хранилище культурных ценностей, не поддающихся материальному выражению. Достаточно сказать, что на огромный иконостас - ретабло, на котором в 45 резных картинах отображены сцены из жизни Христа и Богоматери, пошло 3 тонны золота. Работа над ним длилась целый век! Главная реликвия собора - серебряная дароносица с шипом из тернового венка Иисуса Христа, надетого ему на голову во время распятия. Бесценны живописные творения Мурильо и других испанских мастеров. В соборе нашел свое окончательное успокоение Христофор Колумб. Впечатляет его надгробие: беломраморный постамент, а на нем четыре человека, символизирующих испанских королей, несут гроб великого мореплавателя.

Образ величественного и сурового Кафедрального собора оставляет на богатом и очень ярком архитектурном лице Севильи весьма глубокий след, тем более, что он являет собой необычный симбиоз с Хиральдой - некогда башней минарета, позже перестроенной в колокольню, которая увенчана высоченным шпилем - флюгером, созданным в честь Торжества Веры.

Башня, построенная из тонкого кирпича и камня, является выдающимся творением арабско-севильской архитектуры, несущим ореол утонченной фантазии - не случайно за ее строительством наблюдал поэт.

Когда-то по внутренним пандусам четырехгранной башни верхом на осле по несколько раз в день въезжал мулла, чтобы призывать правоверных к молитве. Сейчас каждый день тысячи туристов идут по ним "своим ходом" вокруг находящейся внутри второй башни, чтобы с колокольни полюбоваться панорамой города. С нее прекрасно виден потрясающий своим многоцветьем, ухоженностью и обилием зелени парк Марии-Луизы, вдовы претендента на испанский престол герцога Монтпенсьера, которая в 1893 году подарила городу половину садов своего дворца. Бросается в глаза весьма престижная в Испании арена для боя быков, построенная в XVII веке, на которую каждое воскресенье выходят знаменитые тореро. Могилы двух великих севильских тореадоров - подлинные произведения искусства.

Чуть ближе от арены к центру возвышается двенадцатигранная Золотая башня, при строительстве в XIII веке покрытая блестящей, под золото, керамической плиткой, которая сверкала на солнце. В те далекие годы башня служила для контроля за судами, проходившими по реке Гвадалквивир. Кстати -помните, у Пушкина: "Шумит, гремит Гвадаквивир". На самом деле это спокойно текущая река, единственная судоходная в Испании Немного ниже по течению от Золотой башни находится грузовой порт. Отсюда до Атлантического океана - 87 километров. По Гвадалквивиру в Севилью шли суда Колумба, вернувшиеся из Америки. По нему же уходили в кругосветное плавание корабли Магеллана и Элькано.

Возникает естественный вопрос: почему же город, расположенный столь далеко от океана, был сделан во времена Колумба центром торговли с новыми землями? Потому, что у побережья Испании действовали пираты, нападавшие не только на суда, но и на прибрежные города. Расстояние служило своего рода защитным валом. Но поток богатства в Севилью из Америки привел к небывалому расцвету мошенничества, подкупов, грабежей и элементарного воровства Последним город отличается и по сей день: приезжающим рекомендуют беречь карманы и сумочки.

Красивая авенида Изабеллы, проходящая через центральную часть парка Марии-Луизы, упирается в поражающую воображение площадь Испании, ансамбль которой был создан к выставке. 1929 года. В одной из книг о Севилье говорится: "Просторная площадь Испании и ее особая архитектура одновременно удивляют и ослепляют посетителя. По контрасту с тенистым парком Марии-Луизы площадь утопает в солнечном свете, а тени играют на спокойных водах пруда Весь ансамбль обладает необыкновенной апофеозной освещенностью, которая подчеркивает мельчайшие детали. Практически без перехода вы попадаете из зелени парка в сияние площади. Можно сказать, что Флора - Богиня цветов, которой тоже хотелось бы окунуться в первые лучи солнца в Севилье, влюбившись в Аполлона - Бога света, наслаждалась объятиями своего возлюбленного на площади Испании". К этому поэтическому панегирику стоит добавить лишь несколько слов. На площади нет пруда - ее окружает ров с водой, через который перекинуты мостики, а перед террасами полукруглого здания правительства Андалусии установлены цветные панно из керамических плиток с изображением гербов и картин самых важных исторических событий всех провинций страны. Весь ансамбль удивительно красив!

Впрочем, красота в Севилье - на каждом шагу. В многочисленных дворцах, церквах, садах, музеях, набережных и мостах, особенно суперсовременных, которые строили к ЭКСПО-92. Стоит ли удивляться, что Севилью ежедневно посещают десятки тысяч туристов. Все они ходят в основном одним и тем же маршрутом, осматривая лишь самые главные достопримечательности. И, к сожалению, многого не видят, из-за чего впечатление от города остается неполным. Поэтому тем, кому предстоит побывать в Испании и съездить в Севилью, хочет пожелать: не ограничивайтесь одной обзорной экскурсией с гидом. Если сможете, поезжайте туда еще раз, самостоятельно, взяв машину напрокат И вы сможете глубже узнать этот город, который его жители счи тают лучшим в мире.


© Автор статьи - Георгий Кузнецов, журналист-международник. Статья была опубликована в журнале "Отдых и путешествия", №11 июнь 2002.




Ваше имя
Ваш e-mail
Ваша оценка
Текст
 
Комментарии посетителей: оценок еще нет
Будем признательны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье.
    Барселонский долгострой

  Музыка Испании

  Каталония

  Долго будет Испания сниться....

  Испания-Франция 2001

  Канарские острова 1996

  Севилья - арена страсти

  Любовь и кастаньеты

  Очарование испанской Севильи


Обратная связь

Интересно о странах мира
Наш Твиттер


   




  Дизайн и программирование: Axel_Group