Библиотека > История античной культуры > История и культура Древнего Рима >
Школы в Древнем Риме
В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного
обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как в Греции, до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром рабов, нередко
ими были греки, учившие их греческому языку. Затем они отправлялись в школы, где обучались сыновья и дочери свободных римлян и
вольноотпущенников, то есть бывших рабов. Владельцами таких
частных школ чаще всего были греческие рабы, получившие свободу.
Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под
руководством литератора, который учил их (как в Греции грамматист)
чтению, письму и счету. Иногда арифметикой занимался особый
учитель, именуемый знакомым нам словом калькулятор. Счетным
материалом, как и в Греции, служили камешки, а также пальцы на
руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой — сотни и
тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая
на память, ученики повторяли хором за учителем. В школе царила
жесточайшая дисциплина. Применялись и телесные наказания, против
которых выступали милосердные учителя и прогрессивные философы.
Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме "фериями" (feriae), то есть праздничными днями.
Религиозных и государственных праздников было много, так что
дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в
созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали каникулярные дни —
каникулярии (caniculares), иначе, "дни собачек", самые знойные в
году. Дети прекращали занятия и возобновляли их только к середине
октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.
Специальных школьных зданий, подобных современным, не было,
обычно снимали помещение в частном доме. Столов тоже не было,
учитель восседал на катедре (кафедре) — кресле с высокой спинкой, а
дети располагались на стульях или табуретах, держа в руках и на
коленях школьные предметы. Писали, как и греки, на навощенных
табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже пергамен,
который после употребления продавался торговцам для обертывания.
На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и
картины с изображением мифологических и исторических сцен.
Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали свое
образование. Девочки под руководством частного учителя —
грамматика — продолжали обучение дома. Римляне серьезно относились к воспитанию и образованию женщин. Девушки должны были
знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией,
геометрией, математикой и даже медициной. Лучшим комплиментом
молодой римлянке были слова "puella docta". Мальчики 12 лет приступали к среднему школьному образованию.
На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали
греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От
него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии.
Для знатных юношей 16 (18) лет была доступна и третья высшая
ступень образования: школа ритора (риторика значит "красноречие").
Здесь учились ораторскому искусству, искусству спора, упражнялись в
составлении речей на исторические, литературные и политические
темы, овладевали декламацией. Жители провинций отправляли подростков и юношей учиться в большие города.