Библиотека > Антропология >
Отчуждение как черта современной культуры (По Фромму)
ПО Э. ФРОММУ, культурное, собственно человеческое начинается там, где кончается природное, и оно коренится в специфике человеческого существования, в отношениях человека к миру и
обществу, культуре в целом. Двойственность человека как природного
и надприродного существа определяет основную историческую дихотомию: вместе со стремлением человека как мыслящего существа к свободе и независимости в нем живет потребность к безопасности (бегство
от свободы), удовлетворение которой принимает в истории различные
формы. Связующим звеном между индивидом и культурой служит социальный характер. Господствующим типом такого характера обусловливается своеобразие культуры. В формировании социального характера Э. Фромм значительную роль отводит страху, который вытесняет в
бессознательное черты, несовместимые с культурными нормами данного общества.
Э. Фромм полагает, что человек как биологическое существо боится смерти, а как культурное — одиночества. Исторические формы
социального характера Э. Фромм связывает с типами отчуждения.
Понятие отчуждение имеет важное значение при анализе конкретных
типов социального характера в европейской культуре раннего капитализма и более поздних эпох. Э. Фромм выделяет накопительский тип,
сочетающий в себе скупость, упорство и педантизм; эксплуататорский тип, реализующий себя лишь через разрушение объекта своих
отношений, и пассивный тип, характеризующий индивидов на противоположном общественном полюсе развития. Самым же главным в изменении культуры новой эпохи (капитализм) Э. Фромм считает изменения психологического отношения людей к миру, основной смысл
которых — отчуждение.
В процессе культурных изменений, происходивших в Европе в
XV—XVI вв. и несколько позднее, человек стал более независим и свободен, "но при этом он освобождается от связей, давших ему чувство
уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может
прожить всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам: мир
стал безграничным и угрожающим... Его отношения с собратьями, в
каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели характер отчужденности и враждебности; он свободен — это значит он одинок, изолирован, ему угрожают со всех сторон... Рай утрачен навсегда;
индивид стоит один, лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Новая свобода неизбежно вызывает ощущение неуверенности
и бессилия, сомнения „одиночества и тревоги".
С развитием рыночных отношений чувства изоляции и беспомощности лишь усиливаются. "Конкретные связи одного индивида с другим, — пишет Э. Фромм, — утратили ясный человеческий смысл,
приобрели характер манипуляций, где человек рассматривается как
средство. Во всех общественных и личных отношениях господствует
закон рынка... Человек продает не только товары, он продает самого
себя и ощущает себя товаром".
Современную индустриальную культуру второй половины XX в.
Э. Фромм считал обществом тотального отчуждения, породившим рыночный тип социального характера, который лишен внутренней ориентации. Ему присущи ложные эмоции, идолизация, искаженное чувство
любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, органическим (бездуховным) существованием.
«Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть.
Эти "старомодные" эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего
любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что
они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера — продажи и обмена, — а точнее, для функционирования в соответствии с логикой "мегамашины", частью которой они являются. Они не
задаются никакими вопросами, кроме одного — насколько хорошо они
функционируют, — а судить об этом позволяет степень их продвижения по бюрократической лестнице».
"Здоровое" общество, гуманистически ориентированная, а не репрессивная культура должны удовлетворять экзистенциальным потребностям человека. К ним в первую очередь относится бескорыстная любовь
(как идеальная форма общения) в качестве единственного разумного
ответа на все вопросы человеческого существования. Любовь — это специфическое миропонимание в области мышления. В деятельном аспекте
она выражается в виде творчества и самореализации, в чувственном
плане — ощущения единства с другим человеком и природой. За эталон
чувственной любви Э. Фромм берет отношения, возникающие между
родителями и детьми, бескорыстную привязанность.
Еще одна экзистенциальная потребность человека — потребность в
творчестве как глубинное свойство человеческой природы, активная
способность к преобразованию мира, создание мира духовных ценностей. Важной является и потребность человека в глубоких корнях. Она
может быть реализована в форме родительской любви, а также ощущения принадлежности к роду культуры.
Существенным аспектом жизнедеятельности людей является стремление к уподоблению, идентификации, поиску объекта почитания.
Э. Фромм неоднократно использовал в своих работах образ индивида,
"заброшенного" в мир, теряющегося в "одинокой толпе" и нуждающегося в ценностной ориентации для того, чтобы понять самого себя. Потребностью человека является также стремление познать смысл окружающей действительности, своего места в мире.
Реализация этих экзистенциальных потребностей — способностей возможна в новом типе культуры, достигаемом путем трансформации
«" — бюрократически управляемого индустриализма", в котором "максимум производства и потребления является самоцелью... в гуманистический индустриализм, при котором социальное устройство подчинено целям полного развития человека и всех его способностей. В том
числе способностей любить и мыслить».
В качестве идеальной модели, первичного организационного уровня
культуры Э. Фромм предлагает " комму нитарные общности" людей,
которые знают друг друга, т. е. не анонимное общество, свойственное
современной культуре, а общность знакомых друг с другом людей (явление, характерное для традиционной культуры).
Для выделения различных типов обществ Э. Фромм обращается к
исследованиям культур М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Мёрдока. На основании конструктивности—деструктивности (миролюбия-агрессивности)
он выделял три типа культур. По существу, это три модели возможной
организации жизни людей, их культуры. Первый тип, или система А —
жизнеутверждающие общества. В этой системе все идеалы, обычаи и
нравы направлены на сохранение и развитие жизни во всех сферах общества. Враждебность, насилие, жестокость проявляются редко, репрессивные институты почти отсутствуют. Телесные наказания детей не
практикуются, дети воспитываются в духе дружелюбия и кооперации.
Отношение к сексу положительное и спокойное. Основная идея этого
типа общности — коллективизм. Почти не обнаруживаются в открытой
форме зависть, тщеславие и жадность. Мужчины и женщины обладают
равными правами. В личной собственности находятся только предметы
индивидуального обихода. В межличностных отношениях преобладает
надежность, доверие, обязательность. В целом в этой культуре преобладает настроение комфортности, очень редки депрессии.
Второй тип, или система В, недеструктивное, но все же агрессивное
общество. Здесь уже нет дружелюбия, характерного для обществ А.
Явной чертой его является индивидуализм. Оно пронизано мужской
агрессивностью, однако не отличается чрезмерной враждебностью.
И наконец, система С, деструктивные общества. Они агрессивны,
жестоки, обладают разрушительными наклонностями как внутри, так и
вне этнокультурных общностей. В них царят враждебность и страх,
подозрительность; широко распространены коварство и предательство.
Большую роль в них играют соперничество и частная собственность.
Естественно, что Э. Фромму близок первый тип культур (аполлоновский, по терминологии Р. Бенедикт). Ученый даже слишком прямолинейно (что ему не свойственно) соединял принцип частной собственности (идол современной культуры) с наиболее отрицательным, можно
сказать отвратительным, типом культуры.
Гуманистическая ориентация Э. Фромма наиболее всесторонне раскрылась при исследовании религии как важнейшей стороны духовной
культуры человечества. Несмотря на то что с опубликования основного
в этой области труда "Психоанализ и религия" (1950) прошло много
лет, он не утратил свою актуальность и сегодня.