Библиотека > Антропология >
Иерархия потребностей А.Маслоу
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ концепция А. Маслоу - это
поиски синтеза, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой — живой, развивающийся человек с
его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и
стремлений. Маслоу полагал, что его концепция — "философия природы человека", новый взгляд на человека, "новая общая понимающая
философия жизни", приложимая к любой области человеческого знания, к любой профессии, к любым социальным институтам: семье, образованию, религии и т. д.
Иерархия основных потребностей человека, предложенная Маслоу,
была впервые опубликована в журнале "Психологическое обозрение" в
1943 г. Американский психолог выделял пять иерархизированных уровней потребностей: физиологические; безопасности и самосохранения;
общения и любви; самоутверждения и признания; самоактуализации.
Потребности одновременно являются и целями человека, т. е. они
динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда и т. д.) необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении, безопасности, мире также важнейшее условие человеческого существования на уровне индивида, общности, человечества в целом.
Стремление к общению с людьми и к любви Маслоу считал неотъемлемым качеством человека, отсутствие подобных потребностей — патологией. "Кто сказал, — спрашивал Маслоу, — что недостаток любви
менее важен, чем недостаток витаминов?" При этом психолог-гуманист
подчеркивал, что любовь — это не синоним секса. Секс он относит к
физиологическим потребностям, сексуальное поведение подчинено любви
и привязанности как наиболее развитым формам взаимодействия людей. Проявлением потребностей этого же типа является необходимость
общения человека с другими людьми, без которого он не может существовать ни органически (физиологически), ни духовно.
Все люди стремятся к самоутверждению, признанию. А. Маслоу подразделял этот уровень потребностей на два вида: желание самоутвердиться, достичь в выбранной области деятельности свободы и независимости; стремление к достижению престижа, признания в глазах окружающих.
Наконец, высшей потребностью А. Маслоу считал самоактуализацию — желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в
творчестве и красоте. "Это не только конечное состояние, но и процесс
актуализации своих возможностей". Это потребность в труде, для самоактуализирующихся людей исчезает разделение "труд — радость". Самоактуализация — это "труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что
человек хочет сделать... Человек всегда хочет быть... настолько хорошим, насколько он может быть".
Одним из моментов самоактуализации являются высшие переживания — способность увидеть мир с детской непосредственностью. Это
радость творчества, объединяющая ученого, художника, изобретателя, — "мгновения экстаза, которые нельзя купить...".
Проблемы, сформулированные А. Маслоу и его последователями в
конце 60-х годов, а именно: реализация потенциальных возможностей,
актуализация скрытых резервов человеческого организма, изучение
поведения человека в экстремальных условиях — стали предметом
разносторонних исследований психологической антропологии, нейробиологии, биохимии, космической психологии и других наук в последующие годы.
Сюда относятся и проблемы внушения, исследования возможностей
народной медицины, способностей человека контролировать процессы,
происходящие в его организме, т. е. такие, которые стали предметом не
только науки, но массового интереса в конце 80 начале 90-х годов за
рубежом и в нашей стране. Не случайно в наш век сверхстрессов и
перенапряжений, нервных срывов значительную и стабилизирующую
роль играет психотерапия. Различные формы групповой психотерапии,
разработанные в гуманистической психологии, в основном выполняют
две функции — развивают способности человека, не нашедшие применения в рамках трудового процесса, и снимают стресс, вызванный темпом развития индустриального общества.
Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому
есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные
аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование, организацию трудовой деятельности, различные формы групповой
терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.
Тем самым охватываются различные аспекты функционирования
человека в единстве его души и тела. А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области
образования. Гуманистический подход подчеркивал важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, в формировании интереса
к знаниям, в развитии творческих способностей, необходимость неавторитарного подхода к способам преподавания.
Истинное обучение, полагает Маслоу, должно научить видеть, слышать и создавать красоту духа и природы. "Одна из целей образования — научить тому, что жизнь красива". В гуманистической психологии были разработаны различные формы и техника актуализации
способностей. Немаловажное значение имело приобщение к высшим
переживаниям, использование измененных состояний сознания.
Естественным продолжением и логичным дополнением представляется применение принципов теории А. Маслоу к управлению и организации производства. Это получило отражение как в фундаментальных
исследованиях по теории управления, так и в практической деятельности ряда ведущих фирм США, таких, как "Кодак", "Леви Страусе" и
других, стремящихся максимально использовать'потенциальные способности работников. По мнению ряда ученых, в том числе автора послесловия к книге "Мотивация и личность" Р. Коха, теория Маслоу во
многом стала фундаментом для концепции экономического развития
Японии в 70—80-е годы.