Библиотека > Антропология >
Неофрейдизм
Возникает в 20-30-е годы XX века. На его становление повлияли идеи К.Юнга и особенно А. Адлера.
Подчеркивается роль воздействия социальных условий на целевую установку. К. Хорни,
Г. Салливен, Э. Фромм, Э.Эриксон.
Сформировался в процессе соединения психоанализа с американской ассоциациологической
и этнологической теориями.
Исходное положение - правило социального и культурного детерминизма,
которое (в отличие от биологизма Фрейда) исходит из личности.
Центральное внимание переносится с внутренних психологических процессов на
межличностные отношения, отвергается учение о либидо и сублимации.
Неофрейдизм отрицает диалектические отношения между природой и культурой,
средой и индивидом (Фромм - человеческое начинается там, где оканчивается природа).
Конфликт между личностью и обществом.
Психические нормы равны приспособлению личности к социальной среде, нарушение
социальной идентичности приравнивается к патологии. Неофрейдизм или вообще
отрицает роль бессознательного или рассматривает его как связующее звено между
социальными и психологическими структурами.
Салливен развивает концепцию межличностных отношений (в психологии нет ничего
кроме отношений к другим лицам и объектам или смены межличностных ситуаций).
Личность эта - совокупность социальных масок. Неофрейдизм не единое целое.
Если Салливен растворяет человека в межличностной среде, то Хорни признает в
нем возможность самодвижения, стремления к самореализации.
Фромм развивает социально-критическую антропологическую теорию, близко к
утопическому социализму, гуманистический подход. Сохраняет положение Фрейда
об определенной роли бессознательных побуждений для поведения, но обусловленных
небиологическими, а социальными факторами. Смотрит на культуру антропоцентрически,
т.е. с точки зрения реализации родовых качеств человека. Двойственность человека
как природного и надприродного существа - стремление к свободе, но и потребность в
безопасности (бегство от свободы). Человек как биологическое существо боится смерти,
а как культурное - одиночества. Исторические формы социального характера
(связь между индивидом и культурой) связаны с типами отчуждения. Наиболее
распространенные формы отчуждения - почитание власти, куль силы, успеха, наживы.
Цель психотерапии неофрейдизма - в выявлении дефектов в системе социальных связей.
Хорни развивает теорию внутренней конфликтности, связанную с чувством "базальной
тревожности" перед природными социальными силами. Общество порождает потребности,
но мешает их удовлетворению. Развивается чувство тревоги, стремление к безопасности.
Признавая влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей
роли бессознательного в детерминации поведения.