На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"


Библиотека > Антропология > Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни > 1. Теоретическая модель образа жизни: Связи человека с социокультурной средой

Изучение динамики культуры через подвижные совокупности выделенных связей людей с окружением предполагает обращение к их социокультурной жизнедеятельности, ибо в обыденных и профессиональных формах деятельности и взаимодействия люди предстают как члены общества, носители культуры. Этим социальным их качествам соответствуют специфичные наборы предметов, знаков и навыков обращения с ними, особые "пространства". В этом случае внимание исследователя сосредоточивается на социокультурных механизмах порождения, поддержания и изменения людьми элементов своего окружения в ходе обыденной жизни и профессиональной деятельности. В настоящее время такого ряда анализ предполагает использование теоретической концепции образа жизни, обеспечивающей теоретическую представленность личности, соответствующую изучению динамики ее связей со средой.

Образ жизни как культурно-антропологическая категория

Категория "образ жизни" широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п. Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся научная категория. Возрастание интереса к социокультурной жизнедеятельности людей в связи с их образом жизни обусловлено как общественно-практическими, так и научно-теоретическими факторами.

Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных социокультурных изменений. За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него форм экономической, политической, культурной жизни людей. Изменение условий жизнедеятельности членов общества влечет за собой изменение способов ее организации, т е образа жизни. Иными словами, можно говорить о чертах и особенностях образа жизни, специфичных для изучаемого общества.

В настоящее время стало очевидным, что ускорение общественных процессов, изменение структурных компонент экономики во многом обусловили динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей, массовые личностные сдвиги. Такие изменения в социокультурной среде, как появление новых технических средств для удовлетворения множащегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вызвали изменения в оценочных критериях; возросли требования к их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостояния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет неравенство качества жизни в обществе.

Интерес к динамике социокультурной жизни обусловливает выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы увидеть не столько конечные результаты деятельности людей, сколько процессы жизнедеятельности в конкретных условиях существования: иными словами, рассмотреть в относительно узких временных пределах (одно-три поколения) личностный и групповой аспекты формирования социокультурных "сред", норм, ценностей, стереотипов поведения и действий, механизмы их актуализации на различных уровнях культуры; преднамеренные и непредвиденные, характерные для отдельной области культуры и для более широкого контекста социокультурные последствия действий, связанных с этой актуализацией. Понятие "образ жизни" вполне отвечает такого рода требованиям.

Однако обращение к теме "образ жизни" имеет и "внутринаучные" истоки. Дело в том, что в течение последних двух десятилетий в рамках различных общественных и гуманитарных наук (социологии, социальной психологии, психологии, лингвистики, истории, этнографии, искусствоведения и т.п.) накоплен значительный объем эмпирических данных и теоретических обобщений, касающихся жизнедеятельности людей в их социальном, культурном и природном окружении. В частности, разрабатывались и продолжают разрабатываться такие понятия и категории, относящиеся к активным сторонам связи человека с окружением, как "личность", "деятельность", "потребности", "интересы", "ценностные ориентации", "общение" и т.п. Вместе с тем, при изучении общественной жизни были развиты и уточнены некоторые специальные понятия и категории, характеризующие свойства условий социокультурной жизни. Среди них такие, как "социальная структура", "социальные институты", "социокультурная и предметно-пространственная среда", "социализация", "смыслы" и "значения культурных объектов". Были намечены также аналитические границы, отделяющие социальное от культурного. Таким образом, к настоящему времени накоплена значительная информация об индивидуальных и социальных факторах, побуждающих человека к активности, с одной стороны, и об объективных, в частности, предметных, характеристиках среды, в которой эти формы реализуются, - с другой.

В науках об обществе и культуре сейчас не только многое стало известно о субъективных и объективных условиях жизнедеятельности людей и ее результатах, но и есть достаточные теоретические основания для изучения содержания, структур, форм, динамики процессов этой жизнедеятельности, механизмов взаимодействия человеческих побуждений и объективированных феноменов культуры. Иными словами, исследовательское внимание сейчас привлекает вопрос о том, что в определенных исторических условиях, в частности, в настоящее время, происходят процессы порождения, поддержания и изменения социокультурных норм, ценностей, образцов деятельности и взаимодействия людей в различных областях культуры, с их помощью люди организуют свою жизнедеятельность в неоднородном и динамичном окружении.

Такое положение дел нашло отражение на уровне методологии исследования культуры в специальной теоретической схеме, которая позволила связать систематическим образом личностные характеристики человека, элементы его дифференцированного социокультурного окружения, а также процессы и формы его повседневной жизни. Функция такой теоретической системы — обеспечить возможность объяснять и наблюдать механизмы освоения людьми социокультурного окружения, преобразования индивидуального опыта в социально значимый, порождения и изменения культурных феноменов в процессах деятельности и взаимодействия в различных областях культуры. Как будет показано в дальнейшем, категория "образ жизни" позволяет охватить этот круг явлений.

Основные исходные теоретические положения, определяющие содержание категории "образ жизни"

Как известно, вплоть до недавнего времени в социальных науках сравнительно мало внимания уделялось систематическому теоретическому анализу микросоциальных и культурных процессов повседневной жизнедеятельности людей. Исследовательские усилия концентрировались в основном на выявлении закономерностей движения общественно-исторического процесса в целом либо поддержания социокультурной системы как таковой. Вопросы микродинамики социокультурной жизни затрагивались лишь от случая к случаю. Тем не менее, можно выделить некоторые общие теоретические принципы изучения повседневной реальности, аналитические границы этого подхода, хотя и без внутренней его детализации. В самом общем виде эти принципы могут быть сформулированы следующим образом1.

1. Воспроизведение жизни - общая предпосылка существования человеческой культуры. Эта необходимость реализуется при меняющихся исторических условиях в различных социальных и культурных формах, зависящих от содержания общественной практики и выражающих способы реализации людьми своей жизнедеятельности в этих условиях.

2. Социальные структуры, культурная и природная среда есть условия жизнедеятельности, в которых люди реализуют свои потребности и интересы определенным образом. Иными словами, существует прямая и обратная связь между условиями жизнедеятельности людей, их потребностями и интересами и формами реализации последней. Поскольку активным началом здесь является человек, изучение его жизнедеятельности -необходимое звено исследования общества и культуры.

3. Исторический процесс в современных теориях отнюдь не сводится к макропроцессам смены цивилизаций или общественно-экономических формаций. Он трактуется и как история поступков, решений, жизненного выбора представителей различных классов, групп, партий, т.е. речь идет о выявлении их влияния на взаимоотношения и взаимодействие людей. Иными словами, при изучении динамики общества и культуры исходят из того, что люди сами порождают, поддерживают, меняют разрушают свою социокультурную среду.

4. В определенных исторических условиях формы социокультурной жизнедеятельности людей обусловлены некоторыми всеобщими, универсальными антропологическими характеристиками. В то же время эмпирические данные свидетельствуют о многообразии групповых и индивидуальных проявлений социокультурной жизни в каждый исторический промежуток времени. При изучении культуры следует подвергать анализу и интерпретировать как общие, так и специфичные черты в пределах изучаемой культуры.

5. Культурные и социальные значения и смысл того, что делает человек, как он живет и т.п. (т.е. социокультурная определенность способов его жизнедеятельности) обусловливаются тремя видами факторов. Во-первых, это фундаментальные материальные условия, определяющие, что и каким образом могут делать люди для реализации своих потребностей, целей, интересов, т.е. устанавливающие границы и формы самореализации людей в определенный исторический период. Во-вторых, это выработанные и закрепленные в ходе общественной практики - и потому объективные -способы организации и регуляции социокультурной жизни людей: институты, нормы, ценности, образцы действий, поведения, взаимодействия. Без этих установленных (объективированных) социокультурных образований не может держаться и функционировать ни одна культура. В-третьих, это индивидуальные характеристики личности, определяющие ее склонности и возможности при построении своего жизненного пути в названных условиях. Все три группы факторов оказывают формообразующее влияние на способы организации людьми своей жизнедеятельности, на их образ жизни Эти факторы определяют логику перехода от внешних к внутриличностным детерминантам в образе жизни людей.

6. Согласно современным знаниям о культуре социокультурная жизнедеятельность людей в каждый исторический период реализуется в различных формах. Эти различия определяются социальной дифференциацией общества, демографическими, региональными и др. различиями людей. Поскольку такого рода различия и обусловливающие их факторы имеют весьма важное значение для направления культурной динамики, вполне правомерно их выделение в качестве особого предмета исследования.

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исходя из которых можно рассматривать способы организации людьми своей социокультурной жизнедеятельности.

В динамичных условиях необходимо более детальное исследование того их уровня, на котором прослеживаются конкретные формы взаимодействия людей с их социокультурным окружением, соотношение субъективного и объективного факторов в этих процессах Особенно важно такое знание для прогнозирования изменений форм и направленности социокультурных процессов. В этой ситуации понятие "образ жизни" позволяет выделить совокупность социально значимых условий и процессов жизнедеятельности людей и оценить реальную картину социокультурной динамики в сопоставлении с прошлым и возможным будущим состояниями общества и культуры Это важно также в связи с построением соответствующих современности критериев оценки качества жизни членов общества .

Определение понятия "образ жизни"

Определение понятия "образ жизни" подразумевает выявление личностной специфики жизненного пути людей в дифференцированной социокультурной реальности.

Понятие (категория) "образ жизни" обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп - с другой. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, те. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах культуры. Следовательно, образ жизни - это динамический социокультурный "портрет" членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности

Природные, социальные, культурные условия имеют фундаментальное формообразующее влияние на организацию людьми многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечивают и ограничивают конкретно-исторические возможности выбора форм самореализации личности в социокультурной жизни. Поэтому при анализе образа жизни людей изучение условий их жизнедеятельности представляет собой необходимую компоненту исследования. Однако они не включаются в само понятие, а рассматриваются как своего рода социокультурные детерминанты форм и процессов организации людьми своей жизнедеятельности, образа жизни.

Понятие "образ жизни" подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Оно связано также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни вообще.

При определении категории "образ жизни" важно подчеркнуть ее интегративный характер по отношению к таким понятиям, как "уклад жизни", "уровень жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "стандарт жизни". Эти понятия раскрывают и конкретизируют содержание категории "образ жизни" при различных уровнях анализа социокультурной динамики.

Понятие "уклад жизни" характеризует конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, ведущих идеологий, политической системы и т.п. Важнейшее значение имеет здесь также показатель урбанизации (соотношение городского и сельского населения).

Понятие "уровень жизни" используется для прямой и косвенной количественной оценки степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени. К показателям уровня жизни относятся такие, как размер заработной платы и дохода на душу населения, льготы и выплаты из общественных фондов потребления, структура потребления продовольственных и промышленных товаров, уровень развития систем здравоохранения, образования, бытового обслуживания, состояние жилищных условий.

Понятие "качество жизни" подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории "образ жизни". К показателям качества жизни относятся характер и содержание труда и досуга, " удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и быту (включая качество жилых, производственных помещений и окружающей предметной среды); степень удовлетворенности личности знаниями, общественной активностью и саморазвитием, степенью реализации существующих в обществе моральных и нравственных ценностей. Сюда можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости, естественного прироста населения, его демографической и социальной структуры.

Понятие "стиль жизни" применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных ' социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие тесно связано с общекультурным понятием моды.

"Стандарт жизни" - это теоретическое аналитическое понятие, сконструированное для того, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Оно строится как статистическая "мода" этих параметров образа жизни, в этом смысле можно говорить о стандартах уклада, уровня, качества жизни, характерных для общества в целом или отдельных социальных групп в рассматриваемый период времени.

Выше в общих чертах была определена структура понятия "образ жизни". Теперь следует коротко охарактеризовать его познавательные функции при исследовании динамики культуры.

Познавательные функции понятия "образ жизни" при исследовании культурной динамики

Изучение динамики культуры с точки зрения образа жизни включает в сферу исследовательского внимания повседневную жизнь людей, подвижность и многообразие ее форм в определенный исторический период. Анализ и обобщение условий и форм образа жизни членов общества позволяет увидеть, как структура культуры данного общества проявляется в конкретных действиях и взаимодействии представителей различных социальных групп, как на уровне повседневного бытия реализуются все возможности, которые обеспечиваются социо-культурными условиями жизнедеятельности людей в рассматриваемый исторический период. Такой анализ позволяет увидеть и осмыслить значимость относительной независимости друг от друга форм организации индивидуальной жизнедеятельности людей, с одной стороны, и изменений социальной структуры общества-с другой. Речь идет об объяснении того факта, что образ жизни различных людей неодинаково динамичен в одних и тех же исторических условиях. Совершенно очевидно, что такая постановка вопроса предполагает обязательное включение личностных характеристик в общетеоретическую схему исследования. Это позволяет проследить, как индивидуальные особенности людей в одних и тех же объективных условиях влияют на способ организации ими жизненной среды и процессов социокультурной жизнедеятельности.

Говоря о специфике анализа культуры с помощью понятия "образ жизни", необходимо отметить следующее. Во-первых, речь идет об определенном временном ограничении: процессы и явления социокультурной жизнедеятельности людей рассматриваются при фиксированных фундаментальных компонентах ее условий в пределах времени, сравнимых с жизненным циклом человека (от одного до трех поколений). Во-вторых, рассмотрению подлежат процессы деятельности и взаимодействия, заполняющие жизнь людей на протяжении их индивидуального существования. В-третьих, изучается тот уровень социокультурной жизни людей, на котором берут свое начало, поддерживаются и изменяются в ходе повседневной практики предметная среда, нормы, ценности, образцы деятельности и поведения.

Таким образом, можно сказать, что эта категория описывает область явлений, которая занимает промежуточное положение между общими закономерностями динамики различных областей культуры и конкретными единичными явлениями, порождаемыми людьми в ходе их совместной жизни и деятельности. Это делает понятие "образ жизни" специфичным и незаменимым по отношению к таким понятиям, как "социальная структура", "социокультурные институты", "этнос" и др.

Более подробно остановимся на качестве информации, получаемой при изучении динамики культуры в отношении образа жизни ее носителей. Иными словами, речь идет о теоретико-познавательных функциях и возможностях понятия "образ жизни" в рамках теории культуры.

Выделяющий (идентифицирующий) аспект понятия. Понятие "образ жизни" используется с целью указать на специфичные, но существенные характерные особенности представителей различных социокультурных групп, выделяющие (определяющие, идентифицирующие) их по отношению друг к другу. Такая идентификация в зависимости от исследовательской задачи проводится по двум классам признаков.

Во-первых - по социально-типологическим признакам. В этом случае люди характеризуются с точки зрения существенных социальных и культурных факторов, определяющих условия и формы их жизнедеятельности в зависимости от их групповой принадлежности (включая общество в целом) или этнорегиональных особенностей уклада жизни. Например, выделение "традиционного" или "современного" образа жизни означает характеристику членов общества в соответствии с типичными для социально-экономической и политической системы чертами условий и способов организации ими своей жизнедеятельности. Выделение городского или сельского образа жизни идентифицирует членов общества по особенностям формы и содержания их жизнедеятельности, которые определяются спецификой характерного для этих типов поселений уклада жизни.

Во-вторых - по индивидуально специфичным признакам. В этом случае речь идет о выделении группы людей или индивида по стилевым особенностям, характеризующим, например, принадлежность молодежи к различным субкультурам, взрослых людей - к определенным социокультурным группам. Однако идентификация людей в этом случае осуществляется не столько по фундаментальным признакам содержания их деятельности, сколько в соответствии с особенностями демонстрируемых внешних проявлений.

Сравнительный аспект понятия. Понятие "образ жизни" позволяет сравнивать различные способы организации людьми процессов своей жизнедеятельности в рамках не только одной и той же, но и различных культур. Сравнение уже идентифицированных по образу жизни носителей культуры может проводиться по ряду параметров. Во-первых, по параметру объективных социально-экономических и культурных условий, в которых реализуется образ жизни. Так, сравнивая современные городские и сельские условия, можно отметить, что первые обеспечивают для человека большее разнообразие возможностей выбора среди видов деятельности, форм взаимодействия и общения, стилей поведения, чем вторые. Во-вторых, по параметру структурных характеристик организации людьми процессов своей социокультурной жизнедеятельности. Например, можно сравнивать соотношение труда и досуга в образе жизни рабочего и учителя, место и формы освоения искусства в образе жизни школьника и студента и т.п. При изучении динамических аспектов культуры основой для сравнения могут стать такие параметры, как сложность и динамизм образа жизни представителей различных социальных групп.

Оценочный аспект понятия. Понятие "образ жизни" можно использовать с целью социально значимой оценки членов общества. Оценке могут подвергаться изменения в образе жизни человека, происходящие во времени. В этом смысле следует понимать высказывания о том, что образ жизни определенного человека стал более организованным, более упорядоченным или же менее стандартным и т.п. Представители различных социальных групп (включая общество в целом) могут оцениваться с точки зрения того насколько в терминах оценивающего образ жизни одних "лучше", чем других. Как правило, в основе такого оценочного сопоставления лежат конкретно-исторические представления о месте и роли человека в окружающем его мире, о тенденциях развития общественной жизни, о добре и зле. В каждой культуре в системе идеологии существует набор более или менее выраженных нормативных представлений об образе жизни как "лучшем из возможных при данных условиях".

Интегративный (синтезирующий) аспект понятия. Определение понятия "образ жизни" как способа организации людьми своей жизнедеятельности означает, что оно интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динамические особенности этих процессов в пределах жизненного цикла индивида. Причем теоретическому синтезу подлежат виды индивидуальных деятельностей, взаимодействия, общения, поведения во всех тех сферах социокультурного бытия, в которых человек принимает участие в ходе своей жизни. Это позволяет дать целостную оценку специфичных или типичных черт повседневной жизни членов определенной социокультурной группы Так, образ жизни различных социальных групп в обществе интегрирует следующие характеристики с точки зрения условий труда и быта - стандарт уровня жизни для каждой группы, с точки зрения структуры потребления товаров и услуг, а также освоенности культурного окружения—стандарт группового качества жизни. С точки зрения структуры и содержания образа жизни -типичные для группы виды деятельности (производственной и внепроизводственной), поведения и взаимодействия, типичные нормы и ценности, которыми члены группы руководствуются в этих процессах. С точки зрения оценки -соотнесение всех перечисленных выше параметров с существующими в обществе нормативными критериями

"Образ жизни"- категория, наблюдаемая в проявляемых признаках. Обо всех составляющих образа жизни людей и о способе их организации можно судить, наблюдая за процессами деятельности, поведения, взаимодействия, общения или за их результатами. Доступными наблюдению (прямому или косвенному) являются также компоненты объективных условий, определяющие содержание и форму образа жизни людей

Перечисленные функции и познавательные возможности понятия "образ жизни" позволяют с его помощью решать ряд актуальных исследовательских задач. Во-первых, рассматривая предлагаемую здесь морфологию культуры общества, можно увидеть распределение и соотношение активности между различными ее областями и уровнями, запечатленные в образе жизни различных членов общества. Таким образом, можно оценивать ее текущее состояние с точки зрения как порождения и поддержания динамических тенденций, так и степени реализации людьми возможностей, обеспечиваемых ею. Во-вторых, изучение образа жизни представителей различных социокультурных групп позволяет судить о дифференциальной мере контроля над различными областями культуры. Таким образом, рассмотрение динамики культуры на уровне образа жизни ее носителей позволяет конкретизировать представление о ней по отношению к определенному состоянию общества. Изучение образа жизни различных людей в обществе позволяет выявить общие черты и различия в структурах и содержании их жизнедеятельности при этом состоянии, многообразие форм организации ими своей социокультурной жизни. Понятие "культура" на теоретическом уровне позволяет охватить в единое целое все эти формы в их конкретном историческом движении. Понятие же "образ жизни" выполняет дифференцирующую и классифицирующую функции, позволяя представить динамику культуры в личностном аспекте, т.е. с точки зрения характерных для ее носителей способов организации условий и процессов своей жизнедеятельности, с одной стороны, и иерархии социальных оценок этих способов - с другой.

Социокультурные сферы реализации и содержание образа жизни людей

Как отмечалось ранее, образ жизни людей определяется двумя существенными группами факторов и условий, объективными и субъективными. Объективные условия и факторы, дифференцирующие образ жизни людей в конкретный исторический период, подразделяются следующим образом:

- естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические и т.п.;

- социальные: характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация (расслоение) общества;

- культурные: объем культурной информации и ее распределение по областям и уровням культуры, структура действующих здесь социокультурных норм и ценностей - экономических социально-политических, идеологических, познавательных, этических, эстетических и т.п.

Теоретическое пересечение этих групп условий и факторов, детерминирующих социокультурную жизнь людей, определяет конкретно-исторические сферы реализации их образа жизни в соответствии с фундаментальным разделением видов деятельности на специализированные (профессиональные) и неспециализированные (обыденные).

К субъективным факторам и условиям, влияющим на образ жизни людей, относятся, с одной стороны, восприятие и оценка представителями различных социальных групп объективных условий своего существования, а с другой — их потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели и т.п. Специфика взаимодействия субъективных и объективных факторов определяет различия в содержании, структуре и форме образа жизни людей в одном и том же обществе. Поэтому важно более подробно остановиться на рассмотрении факторов и механизмов, обусловливающих эту специфику.

Социокультурные возможности проявления жизнедеятельности, жизненной активности личности в каждый исторический период имеют свою качественную определенность. Они установлены и признаны в культуре как социально значимые и отграничены друг от друга как системы действий и взаимодействий людей, области индивидуального и коллективного приложения усилий. Структура таких культурно установленных сфер жизнедеятельности представляет собой относительно устойчивый способ организации предметно-пространственных характеристик окружения определенных типов умственных и физических действий людей, их биопсихических процессов и психических состояний вокруг конкретной социально значимой цели или функции (или вокруг их совокупности).

Такие установленные сферы жизнедеятельности людей в современном обществе могут быть типологизированы на основании фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение существования общества и личности. С этой точки зрения можно выделять следующие уровни и соответствующие им культурно установленные формы жизнедеятельности:

1. Организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения:

- труд на производстве;
- труд в домашнем хозяйстве;
- деятельность, связанная с приобретением и употреблением товаров и услуг.

2. Организация процессов социализации:

- приобретение общего образования; - профессиональная подготовка,
- общественная активность;
- любительские занятия;
- физкультура и спорт.

3. Социальная коммуникация:

- профессиональное (формальное) взаимодействие;
- неформальное (в том числе дружеское) общение;
- семейные отношения;
- получение информации через средства массовой коммуникации;
- путешествия;
- передвижения внутри населенного пункта.

4. Восстановление энергетических затрат:

- потребление пищи;
- соблюдение личной гигиены;
- пассивный отдых, сон.

При анализе динамики культуры с точки зрения образа жизни ее носителей выделение этих сфер и видов деятельности налагается на предложенную морфологическую модель. Это имеет особую важность, поскольку с помощью такого наложения удается проследить, какие социально значимые и принятые совокупности действий заполняют время жизни индивида, каково их значение для него, как и в каких отдельных культурных формах он организует свои жизненные ресурсы по отношению к областям и уровням культуры, иными словами, какова структура его образа жизни и ее динамическое воплощение в заданном социокультурном пространстве.

Структура образа жизни людей представляет собой относительно устойчивое по времени сочетание "сред" и видов деятельности, в которых они принимают участие. Эти "среды" и виды деятельности как структурные компоненты образа жизни служат и индивиду в качестве организационной основы, позволяющей ему переживать как социально и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт в конкретных жизненных обстоятельствах. Они обеспечивают ему возможность адекватно переходить от одной социально значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации другими людьми, определить свое место среди других людей. Как социальное существо человек обычно расходует основную часть своего времени и ресурсов на эти культурно обязательные и санкционированные виды деятельности. В связи друг с другом они образуют устойчивую структуру, человек подчиняет ей спонтанные проявления своей жизнедеятельности, активности. Именно через участие в них индивид осваивает свое предметное окружение, социальные и культурные нормы, образцы деятельности, поведение взаимодействия, социальное знание, моральные, этические и эстетические представления и ценности, которые наряду с самой деятельностью составляют содержание образа его жизни. Структурная организация этих видов деятельности, составляющих содержание образа жизни, происходит под воздействием факторов как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся возможности выбора "сред", видов деятельности и поведения индивидов в определенных социокультурных условиях, социально-функциональная значимость и сложившаяся в культуре оценка их социального престижа. Ко вторым относятся конкретные индивидуальные выборы и организация индивидом этих "сред" и видов активности, а также оценка им способа этой организации, выражающаяся как степень удовлетворенности своим образом жизни.

Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, важно помнить, что они не остаются неизменными во времени, их изменения на протяжении жизни человека также происходят под влиянием объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются некоторые обязательные или же доступные для всех членов общества виды деятельности, в которых они принимают участие и которые на определенный период жизненного цикла являются устойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение в средней школе, трудовая деятельность и т.п.). Субъективные факторы связаны с изменением значимости для индивида того или иного вида деятельности (например, по мере включения в работу человек начинает испытывать больший интерес к своей профессии, чем во время обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-либо из доступных ему видов деятельности (например, после нескольких лет обучения в высшем учебном заведении человек решает оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в предметном мире. Индивидуальный выбор людьми из "заданных", имеющихся в обществе к моменту их рождения культурно установленных видов деятельности, их предметных условий, средств и результатов и способы организации этих видов и элементов окружения в различные периоды жизненного цикла определяют не только структуру их образа жизни, но и промежуток времени, в течение которого все это остается устойчивым.

Последнее обстоятельство имеет особую важность при изучении динамики культуры, поскольку временные параметры устойчивости определенных структур образа жизни различных людей позволяют классифицировать их в соответствии с тенденцией этих структур к сохранению устойчивого состояния или к изменению. Такая классификация в свою очередь дает основание для суждения о динамических тенденциях более широкого культурного контекста в рассматриваемый промежуток времени. Однако для вынесения такого суждения отнюдь не достаточно просто констатировать наличие более или менее выраженных тенденций к изменению в образе жизни представителей определенных социокультурных групп. Необходимо также оценить эти тенденции с точки зрения их реальных и потенциальных социальных и культурных последствий, выявить их социокультурный смысл. Такого рода оценка .подразумевает сопоставление потенциально значимой для культурной динамики формы образа жизни с двумя другими типами форм, имеющих регулятивное значение. Во-первых, с формой образа жизни, типичной для представителей каждой социальной группы; а если группа занимает престижное место в культуре, то можно говорить об определенной вероятности более широкого распространения этой динамической тенденции. Во-вторых, с идеально-нормативными ("как должно быть") представлениями об образе жизни, общими для культуры в целом. В этом случае, если динамизм является общественно одобряемой чертой в культуре, также можно ожидать укрепления в ней более динамичных форм образа жизни.

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации

Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во времени. Распределение времени и усилий людей между фундаментальными формами жизнедеятельности, уровнями и областями культуры различаются не только по социокультурным группам, но и по стадиям индивидуального жизненного цикла. Изучение смены субъективных состояний и структур активности людей в подвижном социокультурном контексте придает анализу образа жизни динамический характер.

Для того, чтобы представить последовательность структурных и содержательных состояний образа жизни индивида во времени, нужна специальная аналитическая модель, с помощью которой можно было бы проследить связь между:

- условиями, в которых реализуется его образ жизни, с одной стороны, и способом его организации - с другой;

- характером образа жизни и условий его реализации, с одной стороны, и оценкой их индивидом - с другой.

Такая модель нужна, чтобы аналитически выделить физическое и социокультурное пространство, в котором осуществляются процессы жизнедеятельности людей, элементы которого влияют на их протекание и которое меняется в результате человеческой деятельности. Она представляет собой единицу анализа образа жизни, позволяющую изучить характер его движения, изменений в его структуре и содержании. Иными словами, речь идет о выделении определенных наблюдаемых состояний образа жизни людей в конкретных условиях. На аналитическом уровне они рассматриваются через детерминирующие их направленности индивидуальной активности; через преобладающие в это время виды деятельности и взаимодействия и их результаты, через оценку индивидом этого состояния с точки зрения желания удержать или изменить его. В совокупности все эти детерминанты служат для организации наблюдаемых событий и процессов в культурную целостность, обозначаемую жизненной ситуацией. Понятие ситуации аналитически объединяет условия и процессы жизнедеятельности людей в определенный период времени и предназначено для отграничения одного состояния и образа жизни от других. Оно указывает на специфику их деятельности и отношений в этот период.

Концепция жизненной ситуации системна. В ней выделяется динамическая элементарная социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (композиций жизненных условий, форм жизнедеятельности, содержаний активности и их оценок), "оформляющих" образ жизни людей как направленный процесс. Выход каких-либо действий за рамки этой целостности без нарушения ее структуры можно рассматривать как вариации внутри ситуации. Если же меняются ее структурные компоненты, это является показателем возможного перехода от одной ситуации к другой. Таким образом, в сфере исследовательского внимания оказываются и статичные, и динамичные характеристики ситуации.

Каждая из этих характеристик может быть объектом самостоятельного изучения. В первом случае предметом исследования становятся гомео-статические механизмы, поддерживающие ситуацию как систему и препятствующие нарушению ее структуры. Во втором - выявляются факторы, потенциально или актуально обусловливающие смену ситуаций, и механизмы, усиливающие их действие.

Выделение жизненной ситуации как определенного отрезка жизненного пути осуществляется с помощью определения тех компонент условий жизнедеятельности людей, которые являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни и вследствие этого принимаются в качестве границ ситуации, но при этом могут быть изменены и, следовательно, приспособлены к структуре образа жизни человека, переживающего ситуацию.

Благодаря этому становится очевидным, в каких пределах люди могут менять условия своей жизнедеятельности и на какие именно элементы воздействовать. В свою очередь, устойчивые и поддающиеся изменению компоненты жизненных условий можно рассматривать по двум важнейшим измерениям. Во-первых, это содержание (предметное и информационное) жизненной среды, к которому следует отнести природные и искусственные объекты, социокультурные институты, структуры взаимодействия, доступную информацию. Во-вторых, степень социальной значимости элементов жизненных условий: от общесоциальных, распространяющихся на абсолютное большинство членов общества через локально-групповые, распространяющиеся на абсолютное большинство членов каждой социокультурной группы, до индивидуальных, характерных для образа жизни отдельного человека.

Объекты, идеи и образы, технологии, нормативные и ценностные образования, содержащееся в рамках представленных уровней и областей культуры, составляют относительно упорядоченное поле, источники ресурсов, ориентиров, регулирующих принципов для реализации образа жизни людей.

Специфика образа жизни людей обусловливается сочетанием факторов, детерминирующих его организацию, и индивидуальных оценок условий своего существования и своих возможностей. В этой специфике заложен ключ к пониманию источников изменений действий, поведения, суждений, структур взаимодействия и отношений людей и, следовательно, социокультурного контекста их существования. Понятие "жизненная ситуация" позволяет проследить механизмы поддержания или изменения элементов окружения на индивидуальном уровне. С помощью этого понятия выделяются различные периоды в процессе жизнедеятельности человека, для которых характерно относительное постоянство структуры, содержания и направленности движения образа жизни. Концептуальная модель жизненной ситуации выстраивается на основе следующих измерений:

- непосредственные условия и формы жизнедеятельности, определяющие характер ситуации;

- стимулы, побуждающие действия, направленные на поддержание или изменение ситуации;

- социокультурные ограничители и регуляторы процессов и ситуаций; индивидуальные оценки ситуации, возможностей и результатов своей деятельности в ней.

Выделение жизненной ситуации в качестве единицы анализа индивидуального образа жизни определяется присущим человеку свойством воспринимать поток своего существования не только в непрерывности, но и в дискретности, разделяя его на части в зависимости от обстоятельств. Жизненная ситуация рассматривается как такая дискретная часть образа жизни человека, которая обладает некоторой внутренней целостностью, имеет свои временные границы и специфичный смысл в более широком контексте индивидуальной биографии. Человек стремится уяснить для себя свое место, поле самореализации в культурной среде, упорядочивая и оценивая окружение и возможные способы деятельности, поведения, оценивая в соответствии с потребностями, интересами, намерениями, предпочтениями, специфичными для него как для личности. Он таким образом организует собственную социокультурную среду и свою жизнь в ней и определяет жизненную ситуацию как фиксированный период образа жизни, границы которого очерчиваются устойчивыми компонентами объективных и субъективных условий его жизнедеятельности, с одной стороны, и оценкой их индивидуальной значимости - с другой.

При изучении социокультурных процессов важным измерением жизненной ситуации является ее связь с решением определенных индивидуально или социально значимых проблем. Такая связь находит концептуальное отражение в понятиях "установившаяся" и "проблемная" жизненная ситуация. Установившаяся ситуация предполагает относительно устойчивую структуру условий и процессов жизнедеятельности индивида. Для нее характерны повторяющиеся привычные действия, формы взаимодействий и поведения. Все встречающиеся в ней затруднения люди решают, обращаясь к стереотипизированным правилам, представлениям, оценкам. Направленность движения ситуаций подобного рода достаточно четко определяется и самим индивидом, и исследователем. Разумеется, установившиеся жизненные ситуации не следует рассматривать как протекающие автоматически, без напряжений и затруднений. По интенсивности затрат и усилий они могут быть достаточно напряженными. Однако распределение активности и резервы в этих случаях заранее предусмотрены структурой образа жизни, характерной для ситуации.

Проблемная ситуация возникает на основе либо неопределенности, либо чрезмерной сложности отношений людей с окружением, либо расхождения между их запросами и наличными ресурсами. Она характеризуется необходимостью пересмотра, изменения (вплоть до отказа) привычных сложившихся структур распределения времени и усилий, процедура правил действий и взаимодействий, ибо обусловливающие ее факторы порождают такие задачи, для которых многие из ранее установленных социокультурных форм не могут обеспечить адекватных решений. Проблемная ситуация на этапе возникновения связана с высокой степенью неопределенности в представлениях индивида о ее смысле, источниках, способах решения. В этот период направленность ее движения плохо представляют себе и переживающий ее индивид, и исследователь. Детерминирующие ее факторы нарушают упорядоченность привычного течения жизни, побуждают человека к целеполаганию, принятию жизненно важных решений, выбору определенной стратегии действий, средств и способов достижения целей.

Необходимость сделать этот выбор создает напряженность ситуации, делая высоко вероятным в этот период изменения сложившейся формы образа жизни. Неприспособленность индивида к решению некоторых проблемных ситуаций или неразрешимость последних в силу внешних или внутриличностных причин налагает отпечаток не только на индивидуальный образ жизни, но и на отношение личности с другими, придавая этим отношениям напряженный, а возможно, и конфликтный характер.

Проблемные ситуации характеризуются необходимостью структурных изменений личностных характеристик форм организации жизнедеятельности, связей с окружением. Такая необходимость порождается рядом обстоятельств:

1) резкое изменение внешних жизненных условий, психических состояний и т.п.

2) длительная кумуляция "микроизменений" личности и условий ее существования, становящаяся новым ситуационным фактором.

Проблемные ситуации распознаются людьми в континууме представлений от неопределенного "что-то не так" до четкого осознания источника и характера проблемы.

Направленность динамики таких ситуаций начинает определяться с того момента, когда у индивида складывается относительно четкое представление о том, чего можно и чего нельзя хотеть при имеющихся условиях, о целях индивидуальной деятельности, когда начинается отработка путей и способов достижения поставленных целей.

Проблемные ситуации с высокой степенью вероятности могут стать поворотным пунктом жизненного пути человека. В связи с этим необходимо оценить присутствующие в ситуации факторы по их отношению к проблеме способствующие; препятствующие; нейтральные для реализации соответствующих действий Первая и вторая группы факторов могут оказывать существенное влияние на форму индивидуального образа жизни, поскольку они либо помогают, либо мешают ее благополучному разрешению

Изучение динамики культуры предполагает необходимость учитывать то, как люди будут относиться к обеим группам факторов, поскольку констатация их присутствия не дает оснований для суждения о характере разрешения ситуации. Так, наличие благоприятных факторов есть условие необходимое, но недостаточное для решения проблемы. Человек может не заметить их, особенно, если они являются новыми и могут быть встречены сопротивлением, особенно в случае расхождения с привычными стереотипами, наконец, их использование может быть неадекватным. Точно так же наличие неблагоприятных факторов совсем не обязательно предполагает неудачу. Благодаря своей активности, человек может преодолеть препятствия, мешающие ему получить нужный результат. Он может отыскать новые способы нейтрализовать неблагоприятные черты ситуации. Наконец, он может переждать, пока обстоятельства, мешающие ему, сменятся более подходящими. В любом случае процесс достижения цели или решения проблемы растягивается во времени, но человек делает все, чтобы адекватно завершить этот процесс. Однако возможен и иной исход ситуаций такого рода. Индивид может полностью попасть под влияние их неблагоприятных черт. В этом случае он, в конце концов, перестает действовать в направлении изменения ситуации. Он может примириться с наличием нерешенной проблемы, приспособиться к такому состоянию, включив в структуру своего образа жизни ряд компенсационных приспособлений; отказаться от ранее поставленной цели, заменить ее другой, что связано с необходимостью переопределить ситуацию в соответствии с этой новой целью. Большое влияние на образ жизни людей оказывает степень новизны жизненных ситуаций, с которыми им приходится сталкиваться. Они возникают, благодаря изменению существенных для человеческой жизнедеятельности элементов окружения, а также психических или физических состояний людей. Новые факторы порождают необходимость их освоения, адаптации к ним, включения в образ жизни. Такие ситуации благоприятны для приобретения нового опыта, расширения сферы представлений и навыков. Они стимулируют также изменения в предметной среде, в знаниях и оценках, относящихся к различным ее компонентам, в нормах и правилах, регулирующих отношения к ней. В то же время новизна ситуаций предполагает существенное напряжение усилий, повышенное внимание, готовность к реакциям. При решении каждой жизненной проблемы люди встречаются с новыми для себя факторами. И когда таких факторов становится чрезмерно много, появляется необходимость в структурных изменениях образа жизни.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что понятие "жизненная ситуация" представляет собой полезную теоретическую единицу анализа образа жизни как процесса. Во-первых, появляется возможность установить границы между его различными стадиями. Во-вторых, разделение ситуаций на установившиеся и проблемные позволяет более детально понять механизмы порождения и усиления импульсов к отклонению от сложившихся структур образа жизни и его условий. В-третьих, соотнесение динамики образа жизни с более широким социокультурным контекстом открывает перспективу для понимания антропогенных истоков происходящих здесь изменений

Исследование образа жизни представителей различных социокультурных групп, их проблемных жизненных ситуаций позволяет перейти от анализа непосредственных действий людей, направленных на решение проблем, к обобщению способов их организации в рамках различных уровней и областей культуры, к выявлению социально типичных подходов к социально значимым проблемам.

Вопросы и задания

1. Охарактеризовать теоретические основания и факторы, определяющие образ жизни людей как организацию условий и процессов социокультурной жизнедеятельности.
2. Определить содержание категории "образ жизни" и его познавательные функции в культурной антропологии.
3. Показать соотношение категории "образ жизни" с дополнительными понятиями "уровень", "качество", "стиль", "уклад" жизни и их стандарт.
4. Указать на значимость концепции жизненной ситуации в теоретической модели образа жизни.
5. Охарактеризовать установившиеся и проблемные жизненные ситуации как динамические компоненты образа жизни людей.



1. Эти исходные принципы не составляют единой системы Они выделены как основания, сформулированные для предлагаемой здесь модели образа жизни представляющей социокультурные характеристики личности, активно действующей и взаимодействующей в меняющемся окружении на протяжении жизненного цикла


Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу "Культурная антропология". - М.:ГАСК, 2002. - 104с.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


Majordomo - удачный хостинг




Семиотика и семиосфера Lingvisto.org - языковая энциклопедия Allbest.ru КУПИТЬ КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других