Библиотека > Страны мира > История и культура Литвы >
История Клайпеды глазами влюблённого в неё человека
Там, где воды Куршского залива вливаются в Балтийское море, стоит Клайпеда, город старый и почтенный, но с юным сердцем. В солнечный полдень разноцветные толпы клайпедчан заполняют набережные реки Дане, широкими речками выплывают на улицы Манто, Тилту, проспект Тайкос, стремительными ручейками рассеиваются по перекрёсткам Старого города, стекаются в его многочисленные магазины, маленькие кафе, закусочные. Теперь они спешат по своим делам, позабыв об обязанностях и должностях. Теперь они только клайпедчане. Более двадцати поколений людей пишут историю Клайпеды: морскую, торговую, ремесленную, культурную и, к сожалению, военную. Много видел и пережил этот край, маленький кусочек литовской земли у Балтийского моря. Археологические находки – всего лишь безмолвные свидетели жизни обитателей этого края – балтийского племени куршей, бледные отблески ее вы найдёте в исландских сагах, фрагментарные намёки – в анналах Датского королевства о неудачном походе короля Олафа в IX веке. Дата основания Клайпеды обозначена 1252 годом, когда вице-магистр Ливонского ордена Эберхард фон Зейн построил деревянный замок у Балтийского моря, в том месте, где река Дане впадает в Куршский залив. Основатели назвали её Мемельбург, который позже сократился до простого Мемель. Дело в том, что таким именем завоеватели называли реку Нямунас, устьем которой в то время считался Куршский залив.
У Клайпеды в отличие от многих других старинных европейских городов есть не только конкретный год, но и день рождения – 1 августа. В этот день епископ Куршский провозгласил: «Мы, брат Гейнрих, епископ Куршский по милости Божьей, член ордена Миноритов (...) провозглашаем, да будет известно каждому, что в том месте, где сливаются Данге и Мемель, во славу Богу и ради распространения христианской веры должен быть построен замок, который будет отдан в пользование братьям тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии (...). Позже, по истечении ещё двух лет, исчисляя с начала строительства замка, мы вместе с братьями ордена оснуем город».
Литовцы не раз захватывали и сжигали город, но каждый раз вынуждены были отступать под натиском ордена Крестоносцев, которому Ливония передала крепость. И после битвы при Жальгирисе (Грюнвальдской) по Мельнскому договору 1422 года Клайпеда осталась за орденом и почти пять столетий – до 1919 года – принадлежала ордену Крестоносцев, Прусскому герцогству, Прусскому королевству, Германской империи. На короткое время город занимали шведы, французы и русские, но затем жизнь снова возвращалась на круги своя, а на фундаментах сгоревших домов поднимались новые постройки. А однажды, в 1807-08 годах, Клайпеда даже стала столицей всего Прусского королевства: убегая от Наполеона, здесь обосновался прусский король Фридрих Вильгельм III с семьёй. Именно здесь в 1807 году был им был подписан и оглашен указ об отмене крепостного права в Пруссии. Не всегда легко создавался город и в период между войнами. Особенно противодействовали ему соседи – купцы Кёнигсберга и Гданьска, для которых незамерзающий и находящийся в далёком тылу Литовского государства Клайпедский порт был нежелательным конкурентом. Их усилиями город не раз блокировался, а вход в порт заваливался камнями.
До конца XVIII века Клайпеда обладала спецификой города-крепости, а это значит, что в течение веков город как центр ремёсел и торговли развивался слабо. Постепенно, трудно и медленно, но пробивали судоходство и торговля свои пути в Швецию, Данию, Англию и Нидерланды. Особенно стремительно Клайпеда стала развиваться во второй половине XVIII века - процветала торговля древесиной, которая по Нямунасу сплавлялась из Литвы. В городе работали многочисленные лесопилки, продукция которых отправлялась в Европу. В 1770 году в порт заходило 500 судов, а в 1792 году – уже более тысячи. Развивались ремёсла, а свидетельства этому сегодня мы находим в названиях улиц Старой Клайпеды – Малуну (Мельничная), Курпю (Башмачников), Кальвю (Кузнецов), Кяпею (Пекарей). Это были зачатки будущей промышленности города, её больших фабрик и заводов – судостроительного и судоремонтных, дерево- и рыбообрабатывающих, текстильной и пищевой промышленности. Вот какое впечатление от портового города сложилось у путешественника П. Розенваля, посетившего Клайпеду в 1814 году: «город построен
хотя и неправильно, но неплохо. Некоторые улицы не опозорили бы и любую столицу ... Движение здесь чувствуется целый день. Река полна перегружаемыми и грузимыми судами, более мелкими судёнышками, везущими продовольствие и другие товары на рынок, в суматохе толкаются судовладельцы, моряки, купцы, рабочие-литовцы, русские, евреи, поляки, англичане; просмаливаются суда, пакуется товар, лазят любопытные таможенники. И, наконец, сотня ветряных мельниц, лихо крутящихся в городе.»
Войны, разрушения, оккупации, пожары, голод и эпидемии сопровождали тебя, Клайпеда, всю твою историю. В 1540 году сгорел весь город. В 1709-11 годах от голода и чумы умерло около 3 000 горожан. В 1854 году пожар уничтожил большую часть города. Кстати, много переживаний он доставил будущему открывателю Трои купцу Генриху Шлиману, чьи торговые склады находились в Клайпеде. К счастью, посланные им из Амстердама суда запоздали и товары были разгружены в склады, находившиеся далеко от города и которых огонь не достиг. Как знать, если бы не это счастливое стечение обстоятельств, то, может, и Троя до сих пор не была бы открыта? В 1919 году по Версальскому договору мандат на управление Клайпедой получила Франция. После восстания литовцев в 1923 году город и Клайпедский край был присоединён к Литве. Бывшие задворки Германской империи стали морскими воротами Литвы. За годы независимости был реконструирован и расширен порт, к набережной швартовались всё новые и новые суда Литовской республики, из года в год всё интенсивнее становились экспорт и импорт, развивались старые, строились новые предприятия. Увы, пришёл1939 год. Аншлюс. Клайпеду посещает Гитлер, с балкона театра с речью обращается к жителям города. И опять война. 1945 год. Город лежит в развалинах, на них всего 28 жителей...
В солнечный полдень разноцветные толпы заполняют набережные Дане, улочки Старого города. Завернём сюда и мы. Здесь сохранилась старинная планировка улиц, здания XVIII-XIX веков, фахверковые дома. В них Вы найдёте чудесные кафейни, замечательные пивные, маленькие очаровательные магазинчики, интересные, прекрасно оборудованные музеи и галереи, выставочные залы, где всегда открыто сразу несколько экспозиций. А вот и наш старый, но прекрасно отреставрированный Драматический театр – оборудование обеих его сцен смонтировали немецкие мастера. На широкой вымощенной булыжником Театральной площади – фонтан и памятник Аннике из Таравы, воспетой клайпедским поэтом эпохи барокко Симоном Дахом. Не нравится драма – заверните в Музыкальный театр или в Джазовый клуб. А ещё в городе действует Картинная галерея, исторический музей с филиалом – экспозицией искусства кузнечного дела, которым на протяжении веков славилась Клайпеда. Музей часов расположился на улице Лиепу, одной из самых красивых улиц Клайпеды, в старинном особняке, когда-то принадлежавшем английскому купцу. В дворике Музея Вы увидите солнечные часы. Рядом с музеем – великолепное здание старого почтамта, построенное из красного кирпича в стиле неоготики. На его башне оборудованы карильоны, в воскресный день здесь собираются любители колокольной музыки, здесь же проходят музыкальные международные конкурсы.
На улицах Вы встретите много молодёжи, ведь Клайпеда – университетский город, где изучают морские, технические и гуманитарные науки, а ещё у нас есть высшая педагогическая школа и консерватория.
Но почему всё-таки люди так стремятся на набережные Дане. Может, их притягивает один из символов города, парусник «Меридиан», в котором сегодня размещается ресторан? Или место рождения города – остатки замка, возвышаюшиеся над каналом? Конечно, немало людей именно сюда и направляется, но большинство всё-таки спешит к парому. Их ждёт короткий путь через залив, а на другой стороне – Смильтине, излюбленное место отдыха горожан и туристов. Если пройти через лес, то выйдете прямо к простирающейся у Ваших ног Балтике, ее белоснежным пляжам и дюнам. Повернёте налево – выйдете к игривой постройке курхауза, а потом – к яхтклубу. Однако любители больших ощущений от парома сворачивают направо и по красивой набережной добираются до старой крепости, где расположился Морской музей-аквариум, один из лучших в Европе. Рядом с ним оборудован дельфинарий, где спектакли дельфинов собирают толпы восторженных зрителей. Из Смильтине путь лежит в литовскую Сахару – национальный парк Неринги. Дорога идёт между морем и заливом через красивейшие курортные посёлки - описанную немецким писателем Карлом Маем жемчужину литовского взморья Юодкранте, а потом Пярвалку и Прейлу, а в конце 50-километрового пути Вас ждёт столица Неринги – Нида. Она славна ещё и тем, что здесь Томас Манн писал свой роман об Иосифе и его братьях.
Невзирая на бедствия, город сохранил своё очарование и веяние столетий. Сегодня Клайпеда третий по величине город Литвы, важный центр её культуры, промышленности и морского транспорта, в котором проживает 205 тысяч жителей. Она привлекает фахверковыми постройками, сосновыми борами Смильтине, Морским музеем-дельфинарием, площадями Кристийонаса Донялайтиса, Летувининку и Атгимимо. Опираясь на эти акценты мы видим культуру Западной Литвы со своим, клайпедским университетом, Драматическим и Музыкальным театрами. И для людей, живущих в этом берегу беспокойной Балтии, нет более красивого и светлого города, чем Клайпеда.
© Авторы статьи: Витаутас Байорас, Йонас Генис, Бернардас Алекнавичюс (редакция Марины Кульчинской).