Библиотека > Персоналии > Сорокин Питирим Александрович

Питирим Сорокин

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968). Закончил юридический факультет Петербургского ун-та (1914). Под влиянием М.М. Ковалевского, Л.И. Петражицкого, Е.В. Де-Роберти и Э. Дюркгейма обращается к анализу широкого круга социальных явлений, в числе первых — работы по морали, религии, праву. В 1920 г. выходит двухтомная «Система социологии». В этой работе Сорокин рассматривает религию и церковь как компоненты «кумулятивных группировок» в их соотношении с государством и кастой. Ядро религии он видит не в верованиях, не в комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях, сопряженных с верой. Логика мало заботит веру. Верования, догма — только выражение, «идеологическое оправдание» «чувств-эмоций» человека, воплощенных в нравах.

Утверждение, что религия формируется под влиянием социальной среды, Сорокин обосновывает в работе «Голод и идеология общества», обращаясь к раннему христианству как разновидности коммунистической идеологии и его последующему «обратному движению» к идеологии, приемлющей мир с его богатством и бедностью. В результате, как показывает Сорокин в историческом очерке развития христианской церкви, возникавшие в средние века идеологии с коммунистическим оттенком, хотя и на почве христианства, должны были принимать антицсрковный характер. Разработка Сорокиным этого круга вопросов примыкает к тому, что в этой области делали Э. Трельч и М. Вебер, рассматривая соотношение «церковь — секта». Своеобразие Сорокина в том, что он социологический анализ коммунистических идеологий доводит, начав с христианства, до марксизма, исходя из того, что «сходные причины вызывают сходные следствия».

В 1922 г. Сорокин покидает Россию и вскоре обосновывается в США. С 1930 г. он руководит социологическим факультетом в Гарвардском ун-те. Главная работа этого периода — «Социальная и культурная динамика» — выходит сначала в адаптированном, рассчитанном на массового читателя виде, под названием «Кризис нашего времени» (1941). Диагноз нашего времени, к которому приходит Сорокин, — это кризис всего западного общества и его культуры, кризис искусства и науки, философии и морали, религии и права, образа жизни и нравов, В основе всякой великой культуры лежит некий основополагающий принцип, ее главная ценность. Главной истиной (ценностью) западной культуры средних веков был Бог. Современная культура в своей основе есть культура чувственная, ее основной принцип — светский и утилитарный. Он воплощается в искусстве, философии, морали, праве, науке и псевдорелигии.

Современный кризис культуры знаменует собой переход к новому культурному синтезу, идущему на смену чувственной культуре. Необходима новая универсализация ценностей, включая сферу чувственной истины — науку, философию и религию. В рамках каждой интеграции культуры религия остается ее составным компонентом, видоизменяются лишь ее положение и степень воздействия на общество.

Ссылки по теме: (все открывается в новом окне)

http://hronos.km.ru/biograf/sorokin.html

http://www.spbumag.nw.ru/OLD/Spbum26-96/5.html

http://www.komi.org/sorokin.html




Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.:Аспект-Пресс, 1996.