Библиотека > Этика >
Нравственность, мораль, этика: Слова и термины
Сначала — о словах. Слова «нравственность», «мораль»,
«этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных
языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель,
который назвал «этическими» добродетели или достоинства
человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества,
как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку
об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что
означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него
слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые
стали латинским эквивалентом греческих слов этический и
этика. А «нравственность» —русское слово, происходящее
откорня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами
«этика» и «мораль» как их синоним. Так в русскомязыке появились три слова с примерно одним и тем же значением.
Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки,
отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).
Нравственная культура, как и вся социальная культура,
имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще
древние греки именовали «этическими добродетелями».
Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном
почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех
народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они
людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как
этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила
поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них
могут быть и такие, которые не одобряются окружающими.
Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется
определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для
всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом
Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих»,
записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору ( « Не убий »,
«Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые
указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься
злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя
не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.
Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной
стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой,
неразрывно связаны между собою. Любая нравственная
ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный
регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он
направлен. Если честность есть нравственная ценность, то
отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот,
если человек в силу своего внутреннего убеждения следует
регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным
их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий
быть честным. Когда дело касается характеристик, равно
относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так
и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).
Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность
нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего
они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным
ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что
цель, ради которой мы следуем нравственным принципам,
состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель,
т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей,
которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются
средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.