ГЛАВНАЯ> Преподаватели ГАСКа > Громов М.Н.
>
Организуя пространство средствами архитектуры, человек не только создает утилитарную среду обитания, он воплощает свое видение мира, свои представления о красоте, свою мечту о гармоничном бытии. По мнению Эрнесто Роджерса, "архитектура есть закрепление времени — эпохи в пространстве", она преобразует преходящее в вечное. Визуальный язык архитектуры, считает Вальтер Гропиус, позволяет создавать ей наиболее впечатляющие образы эпохи. "Высшим продуктом человеческого духа" именует произведения зодчества Франк Ллойд Райт. В них живут его сокровенные мысли, здесь его философия, истинная или ложная.
Глубокая содержательность архитектуры, особенно сакральной, осознавалась у всех народов. Всемирно известный храмовый ансамбль Тадж Махал является не случайным явлением, а закономерным плодом развитой архитектурной мысли индийского народа, видевшего даже в простом жилище "меру человека" и "модель космоса" и возводившего здания на основе магической диаграммы мандалы. Китайские зодчие и художники в своей целенаправленной деятельности стремились сконструировать триединство Неба, Земли и Человека, что ярко воплощено в таком сакральном центре всей Поднебесной империи, как храм Неба в Пекине, где усматриваются сложная символика чисел, геомантическая организация пространства, взаимодействие космических сил "ян" и "инь" в замкнутой центрической композиции всего сооружения. Как образ гармоничного строения вселенной и перенесение небесного порядка в земные измерения представлялся храм древним египтянам. Эти примеры можно умножить. Они свидетельствуют об утонченной философской символике храмовых сооружений во всех мировых цивилизациях.
Архитектура нашего времени, особенно массовая, объективно отражает общее кризисное состояние мировой урбанизованной цивилизации, тесно связанное с всеобщим экологическим кризисом. Бездуховность, безликость, дегуманизация современной архитектуры, утрата ею национальных особенностей, органичной связи с природой, постоянное стрессовое, антиэстетическое воздействие на человека вызывает серьезное беспокойство.
Вместо компактного, зрительно обозреваемого, с ясно различимой структурой традиционного города, чей семантический строй и гармоничная целостность ярко проявляются в его силуэте, как на старинных гравюрах, картинах, фресках, возникает современное урбанизированное образование, отличающееся резкостью, напряженностью, хаотичностью семантической информации, которая психологически подавляет и визуально угнетает человека. Современный город обрушивает на его обитателей такое количество всевозможной информации, часто насильственно внедряя ее в сознание и подсознание, что без постоянного обращения к компенсирующим средствам человек начинает быстро терять физическое и духовное здоровье, истощаться и деградировать, в то время как обращенная к человеку и природе архитектурная среда имеет прямо противоположное воздействие. Каждому знакомо чувство приподнятого настроения, эстетического восхищения, творческого подъема при посещении старинных ухоженных усадеб, бережно сохраняемых исторических городов, привольно стоящих сел и других мест с благоприятно организованной средой обитания.
Обратим внимание на смену стилей. Для глубокого постижения архитектуры необходимо соотносить со ее стилем эпохи. Стиль, если его понимать не узко искусствоведчески, выступает как всеобщая форма организации всех видов творческой деятельности,, придавая им единство видения мира, скрепляя все формы общественного сознания в гармоническое целое. Дома, одежды, язык, мышление людей во все эпохи настраиваются на одно звучание стилевого камертона, но, разумеется, в различной степени.
Возникая друг за другом в рамках разных стилей, далеко разведенные во времени и порою неожиданно вместе сосуществующие в пространстве, творения архитектуры различных эпох представляют уникальные свидетельства мировосприятия и миросозидания сменяющих друг друга человеческих поколений. "Статическое, гармонически-пластическое пространство древней Греции, мистериальное, вертикально-иерархическое пространство средних веков, геометрически-оптическое пространство Ренессанса, театрально-драматическое пространство барокко, рационализованное, динамическое пространство современной архитектуры" явственно отражают те "эстетические формации" (А. Флакер), которые выступают ступенями общественного развития человечества 1.
Например, барокко, которое в отечественной культуре сыграло роль носителя нового типа культуры, нового отношения к миру, отрицания средневековых законов и по своему воздействию сравнимо с воздействием t Ренессанса на феодальную Европу, охватило все виды творческой деятельности. Этот стиль проявился не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре, литературе, драматургии, музыке и философии. Церковь Покрова в Филях как один из лучших памятников нарышкинского барокко, живопись Симона Ушакова, вирши Кариона Истомина, просветительское и философское творчество Симеона Полоцкого - все это явления культуры и стиля барокко во второй половине XVII века.
Русское барокко XVIII века имело также дополнительную функцию прославления верховной власти и проводимой ею политики подобно придворному барокко в других европейских монархиях. Грандиозные ансамбли представительных резиденций, эти "панегирики в камне", отличались расточительной роскошью, богатством интерьеров, а театрализация, манерность, создание "иллюзорного пространства" наглядно демонстрировали "человеколюбивую" программу просвещенного абсолютизма. Эта архитектура навсегда запечатлела торжество российского дворянства, его "золотой век", концентрацию всей полноты богатства и власти 2.
Как особая форма выражения национального самосознания выступает украинское барокко, особенно проявившееся в архитектуре, в том числе в облике восстановленной Петром Могилой и его последователями Софии Киевской, которая предстает как торжественный гимн не только Киевской Руси, но и воспрянувшему духом украинскому народу эпохи освободительного движения и национального возрождения в XVH-XVIII веках.
Выступающая в роли "каменной летописи" архитектура имеет ценную особенность, а именно - объективность информации, заключенной в ее творениях. В ней проявляются "чистые, не фальсифицированные тенденции времени" 3, но с учетом того, что сам процесс отражения эпохи носит сложный, неоднозначный характер. Если памятники письменности можно спрятать в архивы, книги - в библиотеки, произведения искусства - в музеи, и все это при желании замалчивать или тенденциозно интерпретировать, то творения архитектуры невозможно убрать с улиц и площадей, как невозможно, в конечном счете, дать им превратное истолкование.
Следует подчеркнуть феномен синтеза искусств, возникающий на основе архитектурного творчества. В этом отношении архитектура близка философии, скрепляющей все формы познания мира, по своей основополагающей и интегрирующей функции. Вместе с тем зодчество обладает таким качеством, как инерционность, ибо архитектурные идеи требуют времени, средств, материалов, порою довольно значительных, для своего воплощения. В этом отношении литература, особенно публицистика или поэзия, могут гораздо быстрее реагировать на меняющуюся ситуацию.
Основатель отечественной школы практической реставрации П.Д. Барановский считал, что памятники архитектуры как источник не уступают по своей значимости произведениям письменности и искусства, а по силе своего воздействия превосходят их.
В самом деле, не многие люди знакомы с посланиями старца Филофея, где обосновывается концепция "Москва - Третий Рим", в то время как величественная панорама сердца русской государственности, имеющая мощный державный вид, понятна всем людям планеты, говорящим на разных языках. Такой облик Кремля создавался целенаправленно, он нес в себе вселенскую идею о том, что средоточие великого государства является "своего рода Капитолием" третьего и последнего Рима. Эта концепция пронесена в ансамбле Кремля сквозь века вплоть до нашего времени 4.
Точно так же можно сказать, что не многие знают "Слово о законе и благодати" Илариона или образ Софии Премудрости в иконостасе Киевской Софии, сам же памятник архитектуры известен всему цивилизованному миру, зримо представляя архитектурный символ Киева и всей древнерусской державы раннефеодального периода.
Следует заметить, что как в первом, так и во втором примерах ценность имеет не только первоначальный вид, к воссозданию которого тяготеют некоторые сторонники "эстетической" и "романтической" реставрации, но и вся эволюция архитектурной идеи, ибо "самый полный, всесторонний объем информации, который мы получаем от памятника, сохраняет и передает нам не только первооснова, но и весь комплекс видоизменений, сопровождающих жизнь памятника во времени" 5.
Ценность источника сохраняют также утраченные в материальном виде, но живущие в сознании людей творения архитектуры, равно как и вся исторически складывавшаяся среда обитания, а также неосуществленные проекты - вся сложная и противоречивая борьба идей в архитектурной мысли.
Архитектура выступает в роли "каменной летописи" не только в исторической ретроспективе. Она впечатляющим образом отражает и напряженные ритмы современной эпохи. Так, одним из наиболее адекватных свидетельств развития нашего общества является эволюция советской архитектуры за 70 лет ее существования.
Первым советским архитектурным стилем стал конструктивизм, отражавший дух решительных преобразований во всех сферах жизни, требовавший ясного, логичного, радикального мышления. Неосуществленный проект памятника III Интернационалу, созданный В. Татлиным в 1919 году как своеобразная "фантазия индустриального типа"; комплекс зданий Госпрома на площади Дзержинского в Харькове; построенное по проекту лидера конструктивизма Ле Корбюзье здание ЦСУ СССР на улице Кирова - наиболее яркие образцы этого стиля, своего рода "неопозитивизма" в архитектуре. Апофеоз индустриальных силуэтов, "романтическое истолкование техники в качестве общего символа, связанного с пролетариатом", культ геометрических форм перекликаются с конструктивистской эстетикой театра В. Мейерхольда и кинематографа С. Эйзенштейна.
Заметим, что разработанные в проекте, но практически неосуществленные архитектурные творения также имеют свою ценность подобно нереализованным концепциям мыслителей — утопистов или социальных реформаторов. Достаточно вспомнить грандиозный план Кремлевского дворца, задуманного В. Баженовым как олицетворение величия и мощи Российской империи эпохи Екатерины II, или все перипетии, связанные с конкурсом на создание Дворца Советов, который хотели воздвигнуть на месте снесенного храма Христа Спасителя. Принятый за основу проект Б. Иофана, В. Щуко, В. Гельфрейха, предусматривавший сооружение гигантских размеров, выше любого здания мира, со стометровой статуей наверху, был не только архитектурной, но и социальной утопией 30-х годов, к счастью, неосуществленной.
Принеся новые принципы отношения к миру, созвучные XX веку, конструктивизм вместе с тем игнорировал исторические ценности, национальные и природные особенности страны. Его наиболее страстный идеолог Корбюзье рассматривал дом в качестве "машины для жилья", а улицу -"длинным заводским корпусом". Программа конструктивистов, которая выражена в лекции "Новый дух в архитектуре", прочитанной в Сорбонне перед слушателями группы философских и научных исследований в 1924 году, гласит: "Мы за новые пути в создании городов. Что же касается Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы собственными средствами, каких бы усилий это не стоило и сколь велики не были бы связанные с этим разрушения. Единственный возможный проводник здесь, повторяю, - это геометрический дух" 6.
"План Вуазен" Корбюзье, предусматривавший полную перепланировку центра Парижа, был отвергнут во Франции, как не был принят и радикальный план переустройства Москвы, но принципы его градостроительного мышления глубоко внедрились в сознание многих советских архитекторов, до сих пор почитающих Корбюзье в качестве одного из крупнейших авторитетов и до сих пор строящих бесчисленные подражания стекло-бетонной машинной архитектуре своего кумира, который "хаотические формы природы" хотел подчинить своему унифицированному модулеру.
С середины 30-х годов носящий космополитический характер "архитектурного эсперанто", смыкавшийся с пролеткультом, бывший эпигонским по отношению к более развитому западному варианту, советский конструктивизм начинает согласно закону отрицания сменяться противоположным ему стилем. Отражением эпохи победившего социализма, особенно после принятия конституции 1936 года, стал новый, не имеющий устойчивого названия, стиль триумфального характера, который можно условно назвать "советским неоклассицизмом" или "советским ампиром". Назывался он иногда и "московским Ренессансом", а в наиболее безвкусных образцах — "кондитерским стилем".
В середине XX века произошло удивительное, но обусловленное политическими и идеологическими факторами явление. В попытках найти народные, национальные, наполненные социалистическим содержанием формы искусства и архитектуры, зодчие обратились к историческому прошлому. Это благое намерение в условиях культурной изоляции предвоенной, военной и послевоенной поры трансформировалось преимущественно в воскрешение принципов эстетики русского классицизма в самых разнообразных ее проявлениях с привлечением эклектично присовокупленных элементов национального искусства. В этот период возводятся здания министерств, институтов, вокзалов, домов культуры, разительно напоминающие своим обликом образы казенных учреждений дореволюционной России, ее дворцов, усадебных построек, а в национальных республиках - причудливо изукрашенные резиденции среднеазиатских и кавказских правителей.
Апофеозом же этого помпезного величия, целым городом немыслимых сооружений, которые могут явиться лишь в сказочном Зазеркалье, стал грандиозный ансамбль ВСХВ, каким он сложился к середине 50-х годов. В связи с этим следует заметить, что архитектура, как, впрочем, и все формы человеческой деятельности, в том числе и философия, лишь иногда прямолинейно, зеркально, одномерно отражают общественное бытие, но чаще всего—многозначно, многоаспектно, противоречиво. Имеет здесь место и деформация, искажение, тенденциозность, то, что Гегель называет "кажимостью" или превратным явлением, затемняющим сущность, которое может возникать как естественным, так и искусственным (подобно социальной демагогии) путем.
Древнерусское архитектурное наследие творчески переосмыслялось в последующие века. В отдельных элементах оно сохранялось в архитектуре XVIII века, особенно в провинции. В конце XIX столетия возникает так называемый "неорусский стиль", образцами которого в Москве являются здание Исторического музея О. Шервуда, Ярославского вокзала Ф. Шехтеля, Верхних торговых рядов В. Померанцева. Возникали и неудачные стилизации в стиле "А ля Рюс", но были и серьезные произведения. Глубоко чувствовавший корни национальной культуры А.В. Щусев создал величественный Троицкий храм в Почаевской лавре и храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, долго строил, но все же достроил огромный Казанский вокзал, соединивший образы древнерусского зодчества с силуэтом башни Сююмбеки в Казани. Прекрасный дом выстроил себе один из основоположников данного стиля художник В.М. Васнецов, который так грустно смотрится сейчас на унылом пустыре между безликими бетонными коробчатыми домами, грубо вырванный из созвучной ему среды старомосковской застройки.
Творческие искания того времени простирались даже на языческие истоки русской культуры. Ярким образцом подобной архитектуры является дом Перцова, поставленный в Соймоновском проезде напротив храма Христа Спасителя. Его образ создан художником С. Малютиным, он отражает состояние "тревожное и фантастическое, несущее дух архаического мира", он заключает в себе солярную символику, несет облики "звериного стиля" 7.
В советский период господствовавший первоначально конструктивизм вместе с пролеткультовским отношением к отечественному наследию принесли негативное отношение к древнерусскому зодчеству. Было разрушено немало его творений. Амбициозный план полной перепланировки Москвы 30-х годов начисто перечеркивал сложившуюся в течение веков ее уникальную структуру и застройку.
Однако в результате мощного патриотического подъема, вызванного Великой Отечественной войной, вновь возрождается интерес к древнерусской культуре, к древнерусской архитектуре, к древнерусской мудрости. Тот же А.В. Щусев выстроит величественное здание станции метрополитена "Комсомольская-кольцевая" победного характера: "Образ станции решен на основании мотивов древнерусского зодчества и развивает тему триумфа русского оружия" 8. Так же оформлены многие станции Московского метро, другие общественные сооружения того времени.
История, в том числе современная, нередко порождает совершенно непредсказуемые явления, которые вследствие своей уникальности становятся символами эпохи. Таковы высотные здания Москвы, построенные по постановлению Совмина СССР 1947 года. Их семантика весьма многозначна. В них отразились и взлет самосознания великого народа, победившего в тяжелейшей из войн, и противостояние Америке с ее небоскребами в годы "холодной войны", и стремление создать выразительные силуэты в панораме огромного города, перекликающиеся своей многоярусностью, индивидуальным обликом, стройным завершением с башнями Кремля, которому была возвращена роль центра столицы, а идея Дворца Советов как нового композиционного и содержательного центра себя исчерпала. К счастью, чудовищный колосс, который намеревались построить на месте снесенного храма Христа Спасителя, не был возведен, иначе бы он раздавил весь исторический центр города.
Сейчас, когда мы начинаем более вдумчиво и бережно относиться к отечественному наследию, наметились тенденции не только создания заповедных зон Москвы и других исторических городов, но даже регенерации утраченных некогда памятников. Таковы проекты восстановления Успенского собора в Киево-Печерской лавре и возрождения Подола. В Москве воссоздана и поставлена на новом месте Триумфальная арка, сооруженная О. Бове в честь победы 1812 года, восстановлены Казанский собор, Воскресенские ворота и Иверская часовня на Красной площади, обсуждается вопрос о возрождении Сухаревой башни и ряда других памятников. Эти тенденции отражают не просто желание сохранить "исторические камни", но прежде всего сберечь идеи, образы, концепции, выраженные в камне. Они отвечают духу сегодняшнего времени, характеризующегося устремленностью в будущее с опорой на лучшее из созданного в прошлом.
Переосмысление в современном духе элементов "неорусского стиля" в новейшей архитектуре Москвы можно проследить в недавно возведенном здании депозитария Третьяковской картинной галереи, фасад которой был в свое время украшен по проекту В.М. Васнецова в том же стиле Однако до глубокого творческого усвоения современной архитектурой принципов древнерусского зодчества сохраняется дистанция немалого размера. Слишком еще утилитарна, прагматична, космополитична современная архитектура. Ее бездуховность, безликость, дегуманизация, утрата национальных особенностей, органичной связи с природой не могут не вызывать серьезного беспокойства.
Вместе с тем необходимо заметить, что в современной российской архитектуре при всех трудностях ее развития намечаются исключительные тенденции, в том числе в плане освоения прошлого архитектурного наследия, о чем может свидетельствовать облик храма св. Георгия Победоносца, небесного патрона Москвы, недавно возведенного на Поклонной горе.
1 Е.Б. Мурина. Проблемы синтеза пространственных искусств. М., 1982 С. 89-90.
2 Кучмар А. Основы архитектурного формообразования / Пер. с нем М., 1984. С. 47
3 Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Пер. с нем. М., 1973. С. 39.
4 См.: Кудрявцев М.Л. Москва- Третий Рим. М., 1994.
5 Гессен А.Э. Жизнь архитектуры (Вопросы научной реставрации - восстановления памятников культуры: Проблемы реставрации). М., 1981. С. 75.
6 Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Пер. с фр. М., 1977. С. 79.
7 Иконников А.В Архитектура Москвы XX век М, 1984 С. 27
8 Теоретические основы советской архитектуры М, 1985. С. 34
|