Библиотека >
Направления и теории >
Диффузионизм >
Диффузионизм как направление
Диффузионизм - (от лат. diffusio - разлитие, растекание, просачивание),
направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, культурологии, археологии,
объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или
даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.).
Ученые давно обратили внимание на то, что конкретное
явление культуры совершенно не обязательно должно было
возникнуть в данном обществе в результате эволюции, оно вполне могло быть заимствовано. Абсолютизация этого верного
положения и легла в основу самостоятельного направления в
науке, к-рое получило название Д. Д. возникает как реакция на
крайности эволюционизма в конце XIX — начале XX века.
Развитие идей Д., связано с работами нем. ученых: Л. Фробениуса, Ф. Гребнера, австр. этнологов В. Шмидта, В. Копперса, англ.
антропологов У. Риверса, Г. Чайлда и др. Самые радикальные
сторонники Д. стремились свести всю историю человечества к
контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции, а тем более прогресса, отвергалось. Везде
и всюду его представители видели лишь пространственные перемещения культурных явлений. Истоки Д. обнаруживаются в
антропогеогр. учении нем. географа и этнографа Ф. Ратцеля.
В отличие от эволюционистов, рассматривавших каждое явление
культуры как звено в цепи эволюции, отвлеченно от конкр.
условий его бытования, Ратцель стремился изучать явления
культуры в связи с конкр., прежде всего геогр. условиями.
Диффузионисты противопоставили понятию эволюции, истор.
процесса понятие культурной диффузии, к-рая основывается
на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отд. элементов из к.-л. центра или
центров. По мнению представителей Д., наиболее удачные
культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то
одной географической точке, затем распространяются по всему
миру методом стихийного растекания. Таков наиболее вероятный способ культурного развития. Следовательно, наименее
вероятным является противоположный путь: каждая культура,
в древности достаточно изолированная от других, самостоятельно изобретает большинство культурных предметов. В противоположность своему идейному противнику эволюционизму Д.
относится к разряду экзогенных теорий, т.е. объясняющих рост
и развитие чего-либо за счет внешних факторов. Такими факторами для одной культуры выступают заимствования культурных инноваций из другой. Для Д. характерно отрицание
антропологической трактовки культуры: человек не является
творцом культуры, а выступает в роли ее носителя. Заслугой Д.
заключается в разработке, тщательном изучении и введении в
научный оборот ряда принципиально важных понятий и проблем.
Прежде всего это средства распространения чужой культуры
— каналы культурной коммуникации. К ним относятся торговля,
завоевания, колонизация, миграция, добровольное подражание
Д. прославился как идейный противник эволюционизма еще и
потому, что заимствованиям из биологии он предпочел собственно культурологические категории. Если термин «эволюция»
подразумевал аналогию с биологическим ростом организма, то
понятие «диффузия» не имеет аналога в биологии. Оно подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. Специалисты
различают три основных варианта диффузионизма:
а) инвайзионизм (от англ.
invasion - вторжение), считающий успехи в развитии собственной
культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или
мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень
культуры и техники;
б) теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн
рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии. На роль мировых центров могут
претендовать, в частности цивилизации Шумера, Вавилона и
Египта. По мнению англ. ученых Г. Эллиота-Смита и У. Д. Перри,
существовал только один мировой центр цивилизации — Египет,
откуда созданная древними египтянами высокая культура распространилась по всему миру. Согласно взглядам немецких
историков Ф. Делича и Г. Винклера, почти все, если не все,
цивилизации земли имеют своим истоком культуру древнего
Вавилона. Особенно последовательным в этом отношении был
Ф. Гребнер. Согласно его т.зр. каждое явление и материальной,
и духовной культуры (лук и стрелы, свайное жилище, земледелие, тайные мужские союзы, культ духов умерших и черепов,
лунная мифология и т.п.) возникло в истории лишь однажды и
только в одном месте и затем из этого центра распространилось по земле. Чем дальше от центра, тем более искаженными и
обессилевшими приходят культурные инновации;
в) культурно-историческая школа, представители которой рассматривали
развитие культуры как пространственные перемещения
культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров —
культурных кругов. На основе Д. была разработана теория
культурных кругов и теория культурных миграций. Д.
способствовал развитию разл. методов исследования культур.
Так, заслугой фробениуса является введение метода картографирования культурного пространства, используя к-рый
он создал карту культур Африки. Риверс, представитель кэмбридж. школы в этнографии, сочетавший позитивные моменты
эволюционизма и Д., перешел к экспериментальным методам
изучения культуры и использовал рез-ты своих полевых наблюдений для теор. обобщений. На принципах Д. базируются многие
современные социологические и культурологические школы, в
их числе и теория модернизации, концепция аккультурации
мигрантов, теория независимости культурных изобретений и
инноваций, некоторые методики кросс-культурных исследований. После Второй мировой войны влияние Д. ослабевает,
получают распространение другие научные методологии: неоэволюционизм, структурализм, системный анализ, психоанализ,
семиотика, герменевтика и др.