Библиотека >
Направления и теории >
Диффузионизм >
Диффузионизм как способ изучения культур
ДИФФУЗИОНИЗМ как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Важной особенностью рассматриваемого подхода является анализ пространственных и временных характеристик культур, что представляет собой
конкретизацию объекта исследования по сравнению с эволюционизмом.
Эволюционистской идее автономного возникновения и развития аналогичных культурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею географической определенности, в некоторых случаях даже тезис об однократном возникновении культуры и последующем распространении ее из центра зарождения. В определенном смысле
диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить идею прогрессивного развития принципом пространственно-временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов.
Диффузионизм был распространен в Скандинавских странах в виде
историко-географического направления, в Германии — учения о "культурных кругах" (культурно-историческая школа), в США это направление существовало под названием "age-and-area" (возраст/время и пространство). Иногда диффузионистскую тенденцию в исследовании культур называют теорией культурных ареалов. В Англии концепция взаимовлияния культур разрабатывалась в рамках гелиолитической школы, известной также как гипердиффузионизм. В 50-е годы XX в. и вплоть до
настоящего времени идеи диффузионизма развивает в своих работах,
пожалуй, один из самых известных антропологов норвежец Т. Хейердал.
Основателем диффузионизма был немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844—1904). Свою концепцию культуры он изложил в многотомных исследованиях: "Антропогеография" (1882—1891) и "Народоведение" (1885—1895). Главный предмет изучения Ф. Ратцеля — географическое распространение предметов материальной культуры (этнографических предметов, по его терминологии) и соответственное распространение народов — носителей этих предметов. Из факта географического
размещения и перемещения этнографических предметов делался вывод
о пространственном распространении культур, о родстве и происхождении последних. Ф. Ратцель выделял два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а
всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию
американских ученых, он называл аккульту рацией; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.
Предметы материальной культуры были выбраны Ф. Ратцелем в
качестве основного объекта исследования, так как они гораздо дольше
удерживаются и сохраняют свою форму и ареал распространения по
сравнению с другими аспектами культуры. Народы, по мнению Ф. Ратцеля, изменяются, гибнут, а "предмет остается тем, чем он был". Касаясь особенностей заимствования, он отмечал, что одни предметы (например украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к
народу, другие (упряжь, изделия из металла) — с трудом.
Обобщающим понятием, выражавшим пространственные характеристики распространения культуры, для Ф. Ратцеля была "культурная
зона", или "культурный круг". Распространение культурных элементов
(за пределы "культурной зоны") предполагалось вместе с народом, хотя
были возможны и исключения. Сходные элементы в культурах разных
народов Ф. Ратцель объяснял их общим происхождением, относящимся
к глубокой древности. Основной источник изменений в культурах он
видел во взаимных контактах между ними.
В работах Ф. Ратцеля сформулированы основные положения диффузионизма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем
одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность
в пространстве и времени (культурный круг). Ратцель отводил человеку второстепенную роль (носитель этнографических предметов) и предполагал относительную независимость культуры от него.