Библиотека >
Направления и теории >
Диффузионизм >
Теория культурных кругов
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ КРУГОВ, учение в этнографии и культурологии (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и др.), согласно которому
сочетание ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отд. культурные провинции («круги»).
Т.К.К. возникла в Германии к нач. XX в. и противостояла предшествовавшей ей эволюционистской школе. Теоретической
платформой служила неокантианская философия. «Культурный круг» представляет искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие, не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими «кругами» в геогр.
пространстве. Если культура перенесена в иные природные
условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли
отражение в теории культурных миграций. История цивилизации предстает как ряд культурных кругов, в основании к-рого
лежит изначальная, исходная культура. Ф. Гребнер, один из создателей Т.К.К., используя этнографические материалы Австралии и Океании, выделил только на догосударственной стадии
цивилизации шесть кругов. Австрийский археолог и этнограф
О. Менгин в книге «Всемирная история каменного века» (1930)
рассматривал историю первобытного об-ва как результат миграции отд. племен, принадлежавших к трем культурным кругам. Важная проблема для сторонников Т.К.К — поиск исходных центров происхождения народов и культур. В. Шмидт,
полагая, что развитие культуры начинается с малых форм, в
основание цивилизации положил культуру пигмеев. Он полагал, что низкорослые народы (афр. бушмены и собственно пигмеи) являются самыми архаичными. Иная концепция у представителей «гелиолитич. школы» (панегиптизма). Египтолог
С. Э. Графтон («Миграция ранней культуры», 1915; «Человеч.
культура», 1930) утверждал, что наиболее древней является
культура «солнечных камней» (гелиолитическая) — ее осн. черты (мумификация, мегалиты, идолы, культы солнца) можно найти не только в Египте, но и на Востоке, в Америке.