Библиотека > Методические материалы > Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 020600 - "Культурология" ( Российский институт культурологии)


               МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



                                       "Утверждаю"
                                       Заместитель министра общего
                                       и профессионального образования
                                       Российской Федерации
                                       ___________А.Г.Асмолов
                                       28 января 1997 г.



               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


                      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
     к минимуму содержания и  уровню  подготовки  выпускников по
                специальности 020600 - "Культурология"



                                        Действует в качестве
                                        стандарта с даты утверждения



                            Москва 1997 г.

			Оглавление:

     1. Общая характеристика направления
     1.3.1. Сферы профессиональной деятельности специалиста
     1.3.3. Возможности профессиональной адаптации
     2. Требования  к  уровню подготовленности
     2.1. Общие требования к образованности бакалавра.
     2.2.1.Требования по циклу общих гуманитарных дисциплин.
     2.2.2. По циклу общих математических дисциплин.
     2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин направления.
     3. Обязательный минимум содержания программы 
     Примечание
     СОСТАВИТЕЛИ

     1. Общая характеристика специальности 020600 "Культурология"
     1.1 Специальность утверждена приказом  государственного  комитета
Российской Федерации по высшему образованию от 24.04.94 N 352.
     1.2 Нормативная длительность обучения по специальности при  очной
форме - 5 лет.  Квалификация по специальности культуролог
     1.3 Характерисика  профессиональной  деятельности  выпускника  по
специланости 020600 - культурология.
     1.3.1. Сферы профессиональной деятельности специалиста:
     - научно-исследовательские  и проектные организации,  связанные с
изучением культуры,  сохранением и освоением культурного и  прородного
наследия,
     - государственные учреждения и общественные организации, занимаю-
щиеся управлением культурой и охраной памятников исторрии и культуры,
     - культурные и образовательные учреждения.

     Деятельность специалиста направлена на:
     - познание феноменов культуры и культуротворческого процесса,
     - ориентацию в фундаментальных  проблемах  теории  и  методологии
культуры,
     - анализ опыта истории мировой культуры,
     - изучение  особенностей  функционирования культуры в современном
обществе.
     - подготовку  и реализацию научно-практических программ,  предус-
матривающих сохранение обществом природного и культурного наследия.

     1.3.2. Виды профессиональной деятельности специалиста:
     Организационно-управленческая, проектно-аналитическая,   конкрет-
но-исследовательская, культурно-просветительская.
     1.3.3. Возможности профессиональной адаптации
     Специалист-культуролог может в установленном порядке  работать  в
образщоательных учреждениях.

     2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обуче-
ние по основной профессиональной образовательной программе  по  специ-
альности 020600 - "Культурология".
     2.1 Общие требования к образованности специалиста.
     Специалист отвечает следующим требованиям:
     - знаком с основными учениями в области гуманитарных  и  социаль-
но-экономических наук,  способен научно анализировать социально-значи-
мые проблемы и процессы ,  умеет использовать методы этих наук в  раз-
личных видах профессиональной и социальной деятельности;
     - знает этические, конституционные и правовые нормы, регулирующие
отношение человека к человеку , обществу, окружающей среде, умеет учи-
тывать их при разработке экологических и социальных проектов;
     - обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в
письменнгй и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
     - имеет целостное представление о процессах и явлениях,  происхо-
дящих в неживой и живой природе,  понимает возможности современных на-
учных методов  познания  природы и владеет ими на уровне,  необходимом
для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;
     - свободно  владеет государственным языком Российской Федерации -
русским языком;
     - знает  и  умеет грамотно использовать в своей деятельности про-
фессиональную лексику;
     - способен  продолжить обучение и вести профессиональную деятель-
ность в иноязычной среде (требование расчитано на реализацию в  полном
объеме через  10  лет);  имеет  представление о здоровом образе жизни,
владеет умениями и навыками физического саосовершенствования;
     - умеет  организовать  свой труд,  владеет компьютерными методами
сбора, хранения и обработки информации,  применяемыми в сфере его про-
фессиональной деятельности;
     - обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специа-
лизации, способен  в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта,  анализу своих возможностей,
умеет приобретать  новые знания,  используя современные информационные
образовательные технологии;
     - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профес-
сии, основные проблемы дисциплин,  определяющих конкретную область его
деятельности, видит их взаимосвязь в системе знаний;
     - способен к проектной  деятельности  в  профессиональной  сфере,
знает принципы системного анализа, умеет строить и исполтьзовать моде-
ли для описания и прогнозирования различных явлений,  осущнствлять  их
качественный и количественный анализ;
     - - способен поставить цель и сформулировать задачи,  связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их разре-
шения методы изученных и наук;
     - знает свои контрактные,  административные,  юридические обязан-
ности;
     - готов к сотрудничеству с коллегами в профессиональном сообщест-
ве, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполните-
лей, находить  и принимать нестандатные управленческие решения,  знает
основы педагогической деятельности;
     - методически и психологически готов к изменению вида и характера
своей профессиональной  деятельности,  работе  над  междисциплинарными
проектами.

     2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.
     2.2.1. По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
     Специалист должен
     в области философии:
     - иметть представление о научных, философских и религиозных катин
мира, проблемах философсой антропологии,  многообразии форм человечес-
кого знания,  соотношения истины и заблуждения,  знания и веры, рацио-
нальногои иррационального в человеческой жизнедеятельности, особеннос-
тях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценнос-
тях, их  значении в творчестве и повседневной жизни,  уметь ориентиро-
ваться в них;
     - понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и
техники и связанные с ними современные социальные и эттические пробле-
мы, ценность  научной  рациональности  и ее исторических типов,  знать
структуру, формы и методы научного познания;
     - быть  знакомым  с важнейшими отраслями гуманитарного и социаль-
но-экономического знания и периолдами их развитиия, основными научными
школами, напрвлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и
приемами и приемами работы с ними;
     - понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,  биологи-
ческого и социального начал в человеке, отношения человека к природе и
возникших в  современную  эпоху  технического  развития противоречий и
кризиса существования челловека в природе;
     - знать условия формирования личности, ее свободы, ответственнос-
ти за сохранение жизни , природы , понимать роль насилия и ненасилия в
истории и  человеческом поведении,  нравственных обязанностей человека
по отношению к другим и самому себе;

     в области психологии и педагогики:
     - иметь  представление  о сущности сознания,  его взаимоотношении
с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и
деятельности людей, формировании личнности;
     - понимать природу психики,  знать основные психические функции и
их физиологические механизмы,  соотношение природных и социальных фак-
торов в становлении психики,  понимать значение воли и эмоций, потреб-
ностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении чело-
века;
     - уметь дать психологическую характеристику личности (ее темпера-
мента, способностей), интерпритацию собственного психологического сос-
тояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
     - понимать соотношение наследственности и социальной среды,  роли
и значения  социальных и культурно-исторических факторов в образовании
и воспитании;
     - знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
     - владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций,  опре-
деления и решения педагогических задач;

     в области социологии и экономики:
     - иметь научное представление о социологическом подходе к личнос-
ти, факторах ее формирования в процессе социализации,  основных формах
регуляции социального поведения,  о возникновении соыиальных общностей
и социальных групп, видах социальных процессов;
     - знать типологию,  основные источники возникновения  и  развития
массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы
социального развития,  типы и структуры социальных организаций,  уметь
их анализировать;
     - владеть основами социологического анализа;
     - знать основы экономической теории;
     - понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуа-
ции на  макроэкономическом уровне,  существо фиксальной и денежно-кре-
дитной, социалтьной и инвестиционной политики;
     - уметь анализировать в общих чертах основные экономические собы-
тия в своей стране и за ее пределами,  находить и ипользовать информа-
цию, необходимую для ориентации в основных проблемах экономики;

     в области политологии и права:
     - иметь представление о сущности власти и политической жизни, по-
литических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать зна-
чение и роль политических систем и политических режимов  в  жизни  об-
щества, о процессах международной политической жизни,  геополитической
обстановке, политическом процессе в России,  ее месте и статусе в сов-
ременном политическом мире;
     - знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализов-
вывать в различных сферах деятельности;
     - знать основы российской проавовой системы  и  законодательства,
организации судебных и иных правопприменительных и проавоохранительных
органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональ-
ной деятельности;
     - уметь использоватьь и составлять нормативные и  правовые  доку-
менты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

     в области филологии:
     - владеть лексическим  минимумом  одного  из  иностранных  языков
(1200-2000 лексических единиц) и граммаическим минимумом,  необходимым
для обучения устным и письменным формам общения;
     - уметь вести беседу-диалог общего характера,
     - соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специ-
альности без  словаря с целью поиска информации,  переводить тексты по
специальности со словарем,  составлять аннотации,  раефераты и деловые
письма на иностранном языке;

     в области физической культуры:
     - понимать роль физической культуры в развитии человека и  подго-
товке специалиста;
     - знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
     - владеть системой практических умений и навыков,  обеспечивающих
сохранение и укреплениие здоровья, развитие и совершенствование психо-
физических способностей и качеств;
     - приобрести опыт использования  физкультуро-спортивнрй  деятель-
ности  для достижения жизненных и профессиональных целей.

     2.2.2. По математическим и естесственно-научным дисциплинам.
     Специалист должен иметь представление:

     - о месте и роли математики в современном мире,  мировой культуре
и истории;
     - о математическом мышлении,  индукции и дедукции  в  математике6
принципах математических рассуждений и математических доказательств;
     - о логических,  топологических и  алгебраических  структурах  на
множестве;
     - о неевклидовых гомеопатических системах;
     - о мататическом моделировании;
     - об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
     - о  проблеме  искусственного интеллекта,  способах представления
знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);
     - о роли математики и информатики в гуманитарых исследовваниях;
     - об основных этапах  естествознания,  особенностях  современного
естествознания, ньютонвской и эволюционной парадигмах;
     - о концепциях пространства и времени;
     - о принципах симметрии и законах сохранения;
     - о понятии состояния и естествознания;
     - о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
     - о динамических и статистических закономерностях в  естествозна-
нии;
     - о соотношении порядка и беспорядка в  природе,  упорядоченности
строения физических объектов,  переходах из упорядоченных в неупорядо-
ченные состояния и наоборот;
     - о самоорганизации в живой и неживой природе;
     - об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и
мегамира;
     - о взаимодействиях между физическими,  химическими и биологичес-
кими процессами;
     - о специфике живого,  принципах воспроизводства и развития живых
систем, их целостности и гомеостазе;
     - об иерархичности, уровнях организации и функциональной асиммет-
рии живых систем;
     - о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивос-
ти биосферы и принципах систематики;
     - о физических основах психики, социального поведения, экологии и
здоровья человека;
     - о взаимодействии организма и  среды,  общественных  организмов,
экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользова-
ния;
     - о месте человека в эволюции Земли,  о ноосфере и парадигме еди-
ной культуры.

     2.2.3. По общепрофессиональным дисциплинам.
     Специалист должен  обладать фундаментальной профессиональной под-
готовкой по теории,  методологии культуры, другим гуманитарным дисцип-
линам, создающим  целостное представление о своеобразии культурных фе-
номенов, их содержании,  динамике,  функциях,  возможностях познания и
прогнозирования.

     Специалист должен:
     иметь представление
     - ом месте культурологии в современном гуманитарном знании,
     - о сущнсти культуры, ее структуре и основных функциях,
     - о языах культур, роли знаков и символов в культре,
     - о генезисе культуры,  расообразовании,  лингвистической и этни-
ческой дифференциации народов,
     - о религии как феномене культуры,  формах религиозного сознания,
истории и характерных чертар различных конфессий,
     - о природе и структуре эстетического сознания,  основных  сферах
эстетической деятельности,
     - об искусстве как  феномене  культуры,  основных  художественных
стилях в  истории  искусства,  направлениях и проблемах художественной
культуры ХХ века,
     - о риторике в системе форм словесной культуры,

     знать
     - предмет, основные категории и понятия дисциплины,
     - историю и основы научного знания,  современные глобальные проб-
лемы науки,  понимать связь естественнонаучного и гуманитарного знания
в их истоическом взаимодействии;
     - необходимые приемы и процедуры работы с источниками по  истории
и теории культуры;
     - основные периоды всемирной истории,  их хронологию, историю от-
дельных стран и регионов, черты общего и особенного в истории России,
     - основы одного из древних  языеов,  его  лексико-грамматического
строения;

     уметь
     свободно ориентирорваться в подходах,  теориях,  школах мировой и
отечественной культурологии- различать исторические типы культур, типы
культурно-исторического наследования  и  способы трансляции культурной
информации;
     - ориентирроваться  во  всемирной истории литературы,  в жанрах и
направлениях литературного творческтва,  теории и проблематике литера-
туры ХХ века,
     - свободно ориентироваться  в  культурологической  литературе  на
русском и одном из иностранных языков, владеть навыками бибиографичес-
кого аналтза;
     - использовать  полученные  навыки анализа современной социокуль-
турной ситуации, делать прогнозы и принимать решения.

     2.2.4. По специальным дисциплинам.
     Специалист должен:

     знать
     - основные виды культурно-исторических источников  и  способы  их
атрибуции, принципы и методы истолкования культурно-исторических текс-
тов;
     - нормативно-правовые  основы культурной деятельности,  специфику
своей профессиональной культуры,
     - основы  методики  преподавания  культурологии в образовательных
учреждениях,

     владеть
     - методами исследования культурных феноменов,
     - способами управления в сфере культуры,

     уметь
     - использовать  полученные  профессиональные  навыки для изучения
культуры, сохраненияи освоения природного и культурного наследия,
     - применять специальные знания в решении общепрофессиональных за-
дач.

     2.2.5. По дисциплинам специализации.
     Конкретные требования  к  специалисту по дисциплинам определяются
высшим учебным заведением с учетом требований практики и соответствую-
щим им содержанием дисциплин специализации.

     3. Обязательный  минимум содержания основной профессиональной об-
разовательной программы по специальности 020600 "Культурология"




Индекс / Наименование дисциплин

Содержание дисциплин

Объем в часах

ГСЭ. 00 Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1700 часов

ГСЭ. 01 Философия.

Роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская , религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие куьтур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; личность: проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире, роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивиолизации; человечество перед лицом глолобадьных проблем.

ГСЭ. 02 Иностранный язык

Закрепление программы средней школы, изучение нового лексикио-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных и повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической или диалогической), овладение лексико-грамматическим минимумом; курс реферирования и аннотированиянаучной литературы, курс научно-технического перевода и т.п.

не менее 500 часов

ГСЭ. 03 История.

Сущность формы, функции истоического знания; типы цивилизации в древности: Древний Восток, античность; проблема взаимодейтвия человека и природной среды в древних обществах; место европейского Средневековья во всемирно-историческом процессе; проблема функционирования основ национальных государств в Западной Европе; складывание древнерусского государства; экономические, политические и культурные процессы в русских землях в ХI - ХIV веках; объединение русских земель вокруг Москвы; Московское государство в ХV - ХVII вв.; история традиционалистических обществ доколумбовой Америки, Азии, Африки; Европа в начале Нового втемени и проблема фомирования целостности европейской цивилизации; ХVIII век в европейской и североамериканской истории; складывание колониальной системы; особенности российской модернизации в ХVIII; переход к индустриальному обществу и основе тенденции развития стран Европы и Северной Америки в ХIХ веке; Россия в Новое время, проблемы общественного развития и способы их решения; место ХХ в. во всемирно-историческом процессе; фашизм, тоталитаризм, демократия; мировые войны; основные проблемы развития западной цивилизации; Восточная Европа в контексте новейшей истории; история советского государства; типы и особенности традиционалистических обществ в постиндустриальном мире; голобальные проблемы современности

ГСЭ. 04 Правоведение.

Понятие и сущность права; структура права и его действия; конституционная основа правовой системы; частное право; право на личность; правосознание; правовая культура.

ГСЭ. 05 Экономика.

Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предоложение, ценовой уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы, мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложение; формы конкуренци; структура бизнеса, регулироване и дерегулирование; рынки и распределение доходов; экономика сельскохозяйственных и природных ресурсов; сравнительные экономические системы.

ГСЭ. 06 Социология.

История становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник социальных изменений; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личнсоти; социальный статус личнссти; социальные связи, действия; взаимодействия между индивидамии группами, групповая динамика, социальное поведение; социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; гражданкое общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; методология и методы социологического исследования.

ГСЭ. 07 Политология.

Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики; политическая система, институциональные аспектыполитики; политические отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процессв России; мировая политика и международные отношения; сравнительная политология.

ГСЭ. 08 Психология и педагогика.

Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека;
пдагогика (при подготовке преподавателя культурологии данна дисциплина переходит в разряд специальных профессиональных дисциплин): предметпедагогики; цели образования и воспитания; теория и практика гармонического развития человека; воспитание творческой личности как педагогическая проблема; педагогический идеали его конкретно-историеское воплощение; средства и методы педагогического воздейстия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; роль самообразования в самореализации личности; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога; мастерство педагогического общения.

ГСЭ. 09 Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студетов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); эстетика спорта; роль физической культуры в социализации личности; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

408 часов

ГСЭ.10 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом / факультетом

324 часа

ЕН. 00 Математические и естественно-научные дисциплины

400 часов.

ЕН. 01 Математика и информатика.

Геометрия Евклида как первая естественно-научная теория; аксиоматический метод; основные этапы становления современной математики; структура современной математики; основные черты математического мышления; математические доказательсьва; элементы, множества, отношения, отображения; числа; комбинаторика; конечные и бесконечные множества; основные структуры на множестве; неевклидовы геометрии; геометрия микро и макромира; основные идеи математического анализа; дифференциальные уравнения; постановка задачи о принятии решения; математические методы в целенаправленной деятельности; математика случайного; элементы теории вероятностей; основные понятия математической статистики;математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках;
основные понятия и методы теории информатики и кодирования; аппаратные и програмные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации.

ЕН. 02 Концепции современного естествознания.

Естественнонаучная и гуманитарноая культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденция развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие;близкодействие, дальнодействие; состояние; прнципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии;
химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особн=енности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов-основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция;
человек: физеология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времении; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

ЕН. 03 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом /факультетом/

100 часов.

ОПД. 00 Общепрофессиональные дисциплины

3400 часов.

ОПД. 01 Теория культуры.

Предмет теории культуры; основные категории, понятия и термины теории культуры; культура и природа; культура и личность; культура и язык; культура и итория; феноменология культуры; структура и функции культуры; принципы типологии культуры; единство и многообразие кльтур; модели культуры; теории познания культуры и ее истории; общая характеристика направлений, концепций, школ; культурология в системе современного гуманитарного знания.

238 часов

ОПД. 02 История культуры.

Предмет, категории и понятия истории культуры; место истории культуры в социально-гуманитарном знании; генезис культуры; проблемы хронологии и периодизации истории культуры; историческая типология культур; характеристика культурно-исторических эпох (согласно основным концепциям); Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры; язычество как феномен истории культуры; культурные ареалы буддизма, христианства, ислама; традиционные культры Востока; культуры Древней Греции и Рима; культуры средневековой Европы; культура европейского Возрождения; новоевропейская культура; основные этапы истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в истории русской культуры; проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций; взаимовлияние культур в ХVIII - ХIХ веках; проблемы культуры ХХ века; модернизм и посмодернизм; конкретно-исторические аспекты восприятия, описания и понимания "своей" и "чужой" культур.
(История культуры как учебная дисциплина может реализовываться как единый курс, либо как система согласованных курсов).

510 часов

ОПД. 03 Философия культуры.

Культура как ценность (аксиологический аспект культурологии); культура как способ полагания смыслов; логика существования и развития культуры; проблема свободы выбора в системе культуры; человек и общество как проблема философии культуры.

136 часов

ОПД. 04 Социология культуры.

Культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура как система ценностей, смыслов, образов действий индивидов; социальные функции культуры; структура культуры как социальной системы; культура малых групп; культура личности; социодинамика культуры; исторические модели социокультурного развития человеческтва; социальные факторы функционирования и динамики культуры.

170 часов

ОПД. 05. Этика

Основные категории и понятия этики; происхождение, сущность, структура и функции нравственности; свобода личности и проблема нравственного выбора; общественый идеал; нравственное воспитание; характер нравственного прогресса; проблема назначения и смысла жизни человека; взаимодействие культуры и морали; история этических концепций в контексте мировой культуры; профессиональная этика.

68 часов

ОПД. 06 Эстетика.

Сущность эстетического; основные категории эстетики, их роль в интеллектуально-практической деятельности людей; история эстетической мысли; эстетическое сознание и его структура; основные сферы эстетической деятельности (бытовая, производственная, профессионально-художественная); эстетические основы искусства и его отдельных видов; художественный образ как интегральная структура искусства; проблема художественного восприятия; эстетическая культура общества и личнсти.

136 часов

ОПД. 07 Искусство.

Основы теории искусства, искусство как феномен культуры; понятие художественной культуры; ранние синкретические формы искусства; основные памятники архитектуры и искусства Востока; античная скульптура, живопись и мозаика; своеобразие иконописи Византии и России; художественная культура Возрождения; основные художественные стили в искусстве Нового времени; история искусств в России; направления и проблемы в истории искусства ХХ века.

204 часа

ОПД. 08 Литература.

Литература как предмет истории культуры; слово и образ; жанры и стили литературного творчества; памятники литературы традиционного Востока; классические литературные жанры античности; литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения; основные литературные направления нового времени; история русской литературы; русская литература ХIХ века как явление мировой культуры; реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ века; взаимодействие литератур различных регионов.

170 часов

ОПД. 09 Религия.

Религия как феномен культуры; ранние формы религиозной культуры; история индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма; история иудаизма; возникновение христианства и его роль в истории мировой культры, основные христиансике конфессии; история ислама и специфика исламской культуры; история православной культуры Византии и России; современные религиозные движения; фундаментализм и модернизм; культура межклнфессионального диалога.

238 часов

ОПД.10 Наука.

Предпосылки возникновения науки; наука и магия; система знаний в древнем Египте, Междуречье и Инндии; натурфилософия и логика Древней Греции и Рима; значение арабской ситемы знаний в истории науки; науки Нового времени как социального института; ее функции и динамика развития; специализация нацчного знания и проблемы его синтеза; проблема всенаучного знания; научно-техническая революция и современные глобальные проблемы развития науки.

170 часов

ОПД. 11 Археология.

Способы существования человека в различной экологической среде; материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения; общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров от палеолита до раннего средневековья.

76 часов

ОПД. 12 Материальная культура.

Социокультурные факторы формирования материальной культуры; категории материальной культуры и номенклатура предметов; образы материальной культуры исторических эпох; исторический ландшафт и его основные составляющие; структура интерьера различных культурных эпох; проблема утраты памятников материальной культуры, перспективы и принципы их сохранения.

204 часа

ОПД. 13 Этнология (культурная антропология).

Предмет этнологии; основные понятия и концепции; понятие об этносе и этнических процессах; антропогенез и этногенез: расообразование и история расселения народов; язык как этнический фактор; этнолингвистическая классификация; понятие об основных хозяйственно-культурных ти- пах; родоплеменная структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем и табу; первобытная магия и происхождение власти; формы рбмена и общения; этническое самосознание и взаимодействие этнических культур; пре- емственность культурных традиций; проблемы передачи культурной информации; типы культурно-исторического наследования.

170 часов

ОПД. 14 Семиотика.

Предмет семиотики; основные категории, понятия и концепции; типы знаковых систем; естественные знаки и их системы; образы и образные системы знаков; языковые знаковые системы и их логика; метаязык в языковых знаковых системах.

68 часов

ОПД. 15 Риторика.

Предмет, основные категории и понятия риторики; культурно-исторический генезис риторики; риторика в истории мировой культуры; риторика в системе форм словесной культуры; риторические аспекты литературы, философии, теологии, педагогики и журналистики; исторические критерии оценки искусства риторики.

136 часов

ОПД. 16 Древний язык.

Основы фонетики и грамматики; принципы и методы перевода, поиска смысловых соответствий и толкования текстов; практическая работа с текстами первоисточников, их перевод, интерпритация и культурно-исторический анализ.

306 часов

ОПД. 17 Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом /факультетом/

400 часов

СД. 00 Специальные дисциплины

1300 часов

СД. 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Предмет и основные данные палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, биографии. Способы установления подлинности, датировки и интерпритации культурно-исторических источников. Принципы и методы изучения личности в истории культуры.

96 часов

СД. 2 Источниковедение.

Основные понятия источниковедения. Исторический источник. Типы и виды культурно-исторических источников. Приемы источниковедческого анализа. Методы изучения вещественных, устных, письменных, визуальных источников.

96 часов

СД. 3 Введение в лингвистику.

Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели. Современные представления о семантике и пргматике. Типы означающих, означаемых. Синтактические характеристики знаков и их прагматика. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений. Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами. Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.

68 часов

СД. 4 Когнитивная психология.

Основные понятия когнитивной психологии; психическая и личностноя организация когнитивных процессов; место познавательных процессов в психике; модели приема и переработки информации человеком; модели восприятия; семантическая организация памяти; процессы мышления и речи; Мышление в условиях проблемной ситуации; творческий процесс и человеческий интеллект; теории и методы исследования познавательных процессов и личностных установок; построение когнитивных моделей.

96 часов

СД. 5 Историческая антропология.

Понятие ментальности (коллективного сознания) в современном гуманитарном знании, его значение для изучения истории культуры повседневности. Приемы и процедуры исследования разделяемых представлений, образов, символов, ритуалов в исторической антропологии. Характеристика основных школ и концепции учения ментальностей и коллективного поведения в контексте истории культуры.

96 часов

СД. 6 Сохранение природного и культурного наследия.

Понятия природного и культурного наследия, памятника истории и культуры. Формы взаимодействия человека и природы в истории культуры. Способы выявления, исследования, популяризации, сохранения истори- ко-культурных памятников. Экология культуры.

96 часов

СД.7 Методы изучения культуры.

Понятия "метод", "методология", "методика", их соотношение с понятиями "теория" и "концепция" в новое и новейшее время. Роль научного метода в изучении культурных феоменов и истории культуры. Влияние антисциентистских представлений на способы исследования культуры. Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследованиякультуры. Семиотический подход к изучению и описанию явлений культуры. Возможности феноменологии и философской герменевтики в культурологии. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Феномен междисциплинарности в культурологических исследованях. Постструктурализм и и метод деконструкции культурных текстов.

136 часов

СД. 8 История культурологии.

Историческое развитие культурологической мысли (направлений, школ, концепций). История становления предмета, методов культурологии, типов культурологического анализа. Современные концепции культуры. Приемы изучения способов самознания культры в ХХ веке.

96 часов

СД. 9 История культуры стран и регионов.

(Содержание и структура дисциплины или набора дисциплин обусловливается выбором конкретных культурных регионов).

184 часа

СД.10 Теория и практика межкультурных коммуникаций.

Культурная семантика общения. Речевые модели и речевой этикет. Формы и способы коммуникаций в межкультурной среде.

68 часов

СД. 11 Менеджмент культуры.

Теоретические и практические основы менеджмента. Методы и принципы управления в сфере культуры. Организация управления в учреждениях культуры. Современные концепции культкрного менеджмента.

68 часов

СД. 12 Дисциплины, устанавливаемые вузом.

200 часов

ДС. 00 Дисциплины специализации

900 часов

ДП. 00 Дополнительные виды подготовки

400 часов

Ф. 00 Факультативы

162 часа

Всего:

8262 часа

П. 00 Практики 29 недель

П. 01 Археологическая или этнологическая - 4 недели

П. 02 Музейная, музейно-краеведческая или научно-библиографическая - 4 недели

П. 03 Практики по профилю специализации - 5 недель

П. 04 Преддипломная практика - 12 недель

Последовательность практик может корректироваться по решению ученого совета факультета в связи с производственными возможностями.

Государственная итоговая квалификационная аттестация: 4 недели

Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:

Теоретическое обучение 153 недели х 54 часа = 8262 часа

Практики 29 недель

Экзаменационные сессии 35 недель

Каникулы 25 недель

Итоговая аттестация 4 недели

Итого: 246 недель

     Примечания.
     1. Вуз (факультет) имееит право:
     1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного матери-
ала: для циклов дисциплин - в пределах 5%,  для дисциплин,  входящих в
цикл, -  в  пределах 10%  без превышения указанного в данной программе
максимального объема недельной нагрузки студента и при сохранении  ми-
нимального содержания дисциплины.
     1.2. Устанавливать обЪем часов по дисциплинам циклов гуманитарных
и социально-экономических  дисциплин (кроме иностранного языка и физи-
ческой культуры),  математических и естественно-научных дисциплин  при
условии сохранения  общего объема часов данного цикла и реализации ми-
нимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.
     1.3 Осуществлять   преподавание  общих  гуманитарных  и  социаль-
но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и  раз-
нообразных видов  коллективных  и индивидуальных практических занятий,
задений и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учиты-
вающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфи-
ку, также  и  научно-исследовательские  предпочтения  преподавателей),
обеспечивающим квалдифицированное освещение тематики дисциплин.
     1.4 Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов
дисциплин (графа 2),  входящих в циклы гуманитарных и социально-эконо-
мических дисциплин,  математических и естественно-научных дисциплин, в
зависимости от порфиля данной специальности.
     2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды
его аудиторной и внеаудиторной учебной работы,  не должен превышать 54
часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не дол-
жен превышать  за  период теоретического обучения в среднем 27 часов в
неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические
занятия по  физической  культуре и занятия по факультативным дисципли-
нам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять
7-8 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
     3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом ву-
за, но не являются обязательными для изучения студентом.
     4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной  ра-
боты по  дисциплине  и  выполняются в пределах часов,  отводимых на ее
изучение.
     5. Цикл  дисциплин  специализации представляет собой подготовку ,
более узкую по сравнению с циклом  специальных  дисциплин.  Подготовка
специалиста- культурологапредполагает  возможность  его дополнительной
профессиоальной специализации которая может быть реализована в следую-
щих направлениях:  теория культуры,  историческая культурология, прик-
ладная культурология.  Специализация может строиться на  основе  таких
принципов как: культурно-типологический (например, культуролог, специ-
алист в области античной культуры, средневековой европейской культуры,
новоевропейской культуры и т.п.), региональный (например, культуролог,
специалит в области русской  культуры,  европейских  культур,  культур
Востока и т.п.),  отраслевой (например,  культуролог, специалист в об-
расти теории культуры,  социологии культуры, философии культуры, исто-
рии культуры и т.п._,  преметный (например,  культуролог, специалист в
области истории культурологии, исторической антропологии, материальной
культуры и т.п.).
     Эти и другие специализации могут быть реализованы от тех  возмож-
ностей, которыми располагает высшее учебное заведение, а также потреб-
ностей регионов в подготовке тех или иных кадров.
     Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты это-
го блока, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов,
наряду с  обязательными дисциплинами,  должен включать курсы по выбору
студента. Не исключается возможность  предоставления  студентам  права
получения государственного  сертификата по нескольким напрвлениям про-
фессиональной подготовки.
     6. Государственная  итоговая квалификационная аттестация осущест-
вляется согласно п. 5 Государственного обарзовательного стандарта Рос-
сийской Федерации"Высшее образование.  Общие требования".  Формы и со-
держание государственной итоговой квалификации аттестации  специалиста
должны обеспечить  контроль  выполнения требований к уровню подготовки
лиц, завершивших обучение.
     7. Лица,  выполнившие за время обучения по специальности 020600 -
"Культурология" Государственные требования  к  минимуму  содержания  и
уровню профессиональной  подготовки  выпускника для получения дополни-
тельной квалтфикации "Преподаватель",  введенной в  действие  Приказом
Госкомвуза России от 30.03.95 г.,  т 439 (приложение 1),  получают до-
полнительную квалификацию, добавляемую к основной, о чем в дипломе де-
лается соответствующая запись:"Культуролог, Преподаватель".

     Структура Государственного стандарта
     1. Гуманитарные и социально-эконоические дисциплины - 1700 часов
     2. Математические и естественно-научные дисциплины - 400 часов
     3. Общепрфессиональные дисциплины - 3400 часов
     4. Специальные дисциплины - 1300 часов
     5. Дисциплины специализации - 900 часов
     6. Дополнительные виды подготовки  - 400 часов
     7. Факультативные дисциплины - 162 часа

     СОСТАВИТЕЛИ:
     Учебно-методическое объединение
     по специальности "культурология"           Г.И.Зверева

     Управление гуманитарного
     образования                                В.В.Сериков