Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Кондаков И.В. "Истории культуры повседневности России" (Кафедра теории и истории культуры РГГУ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс “История культуры повседневности России” предназначен для студентов 5 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности “культурология” и специализирующихся по культурам России. Курс рассчитан на знание студентами материала курсов “Истории культуры России”, “Социологии культуры”, “Философии культуры”, “Истории мировой культуры”, “Истории материальной культуры”, “Истории культурологии” и др., читаемых на 1-4 курсах культурологам.

Содержание курса связано с современными представлениями о культуре повседневности, коренящимися, с одной стороны, в методологии исторической антропологии, разрабатывавшейся во французской “Школе Анналов” (Л.Февр, М.Блок, Ф. Бродель, Ж.Дюби, Ж. Ле Гофф и др.), а также их российских последователей — А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного, А.Л.Ястребицкой, работающих на западно-европейском историческом материале; с другой стороны, в феноменологии (работы Ф.Брентано, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, позднее — Г.Г.Гадамера, Ж.Деррида и др.) и феноменологической социологии (А.Шютц, П.Бергер, Т.Лукман, Э.Гоффман и др.). В России феноменологические идеи развивали Г.Г.Шпет, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев. В отечественной науке традиции социологической феноменологии продолжает Л.Г.Ионин; философско-культурологической —А.В.Михайлов, М.К.Мамардашвили, Г.Д.Гачев. Однако все феноменологические штудии (за исключением феноменологической социологии и некоторых работ М.Бахтина) не касались культуры повседневности, тем более — русской и российской культуры повседневности.

Предмет курса составляет совокупность обыденных культурных явлений и процессов, объединяемых понятием “культуры повседневности”, а значит, повторяющихся в относительно неизменном виде на протяжении жизни нескольких поколений и составляющих в совокупности определенную традицию мышления и поведения человеческих общностей, коллективов, масс. Несмотря на относительную консервативность и неизменность, культура повседневности имеет свою историю, поскольку соответствующие ментальные структуры, хотя и очень медленно, но исторически изменяются от одной культурной эпохи к другой. Будучи тесно связана с природными и климатическими условиями, этническим и национальным своеобразием определенного народа, исторически сложившимся бытом, обрядностью, трудовой деятельностью, досугом, культура повседневности несет на себе печать регионального, эпохального и этнокультурного своеобразия. Таким образом, предмет настоящего курса составляет совокупность ментальных структур российского обыденного сознания и поведения в их исторической динамике (становлении и развитии).

Цель курса – показать своеобразие культуры повседневности России, ее меняющееся место в целом ее социокультурной истории, выявить закономерности ее имманентного саморазвития, ее взаимодействия с интеллектуальной культурой.

Задачи курса :

Предлагаемый в курсе подход к изучению культуры повседневности России в историческом аспекте определяется в данном курсе тем, что соответствующие ментальные структуры, при всей своей повторяемости и шаблонности, чрезвычайно аморфны, размыты и плохо осознаются ее носителями как в структурном, так и в ценностно-смысловом отношении, а в большинстве случаев вообще не воспринимается как культура. Кроме того культура повседневности не включает в себя индивидуальных творений великих людей, как это происходит в специализированных формах культуры (философия, наука, искусство, техника и т.п.). Она представляет собой образ жизни и мышления людей данной социальной общности и исторической эпохи и складывается из нравов, обычаев, верований, привычек сознания и поведения, способов мировосприятия и картины мира в целом, ставших коллективным достоянием целых классов и сословий, нации в целом на определенном этапе их исторического развития. Это требует от исследователей ментальностей особых методов и косвенных средств анализа, не применяемых в обычных культурологических исследованиях, касающихся специализированных форм культуры.

Специфика курса заключается в том, что культура повседневности, в отличие от специализированных форм культуры, в основе своей индивидуализированных, в той или иной мере элитарных и рефлексивных, носит массовый, коллективный характер, она с трудом рефлексируется ее носителями (особенно теоретически и философски) и выливается в дорефлексивные формы, аморфные, размытые, слабо структурированные и плохо отслеживаемые обыденным сознанием, непосредственно переживаемые и практически претворяемые в постоянно повторяющихся видах деятельности и житейском поведении людей (поколений, сословий, страт, национальных и социокультурных обшностей, семей), в том числе в быту, трудовой деятельности, в календарных циклах и пр. Однако, как и специализированные формы культуры, культура повседневности обладает своей национальной, социальной и исторической спецификой, которая нуждается в более детальном и глубоком изучении. Навыки подобного анализа культуры повседневности в настоящем и прошлом и призван привить данный курс будущим культурологам-специалистам.

Объем курса составляет 24 часа лекций и 14 часов семинарских занятий.

Предусмотрены такие формы контроля, как проведение обсуждений докладов и сообщений студентов, анализ конкретных текстов культуры повседневности по заданию преподавателя или выбору студентов, обобщение собственных наблюдений над современной культурой повседневности в виде концептуальных моделей, выявление в анализируемых и интерпретируемых текстах, относящихся к тем или иным специализированным формам культуры, “ключевых слов”, кластеров свойств, концептов, объясняющих повседневность в ее собственных культурных формах; обсуждение монографических исследований и научных методик, посвященных культуре повседневности.

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

 

Тема 1. Введение. Понятие о культуре повседневности и обыденной культуре

Соотношение менталитета культуры и обыденной культуры (в том числе и культуры повседневности). Культура повседневности и специализированные формы культуры: наука, искусство, религия, философия, политика, право, мораль. Явление спекулятивной культуры в иерархии культурных уровней. Интегрирующие свойства культуры повседневности. Место и роль культуры повседневности в истории национальной и общечеловеческой культуры. Национальное своеобразие и общечеловеческий характер в культуре повседневности. Культура повседневности в кругу смежных понятий: социум, быт, нравы и обычаи, ритуалы и привычки, стиль, традиция, канон. “Жизненный мир”. Нормативное и инновативное в культуре повседневности, коллективное и индивидуальное. Интерсубъективность культуры повседневности. Закрепленность в общественном, этническом, национальном, общественном, социально-групповом и семейном опыте.

Вечное и преходящее в культуре повседневности. Историзм в понимании культуры повседневности. Эволюционный характер изменений менталитета и ментальностей в истории культуры. Повторяемость и глубинная преемственность культуры повседневности. “Эпохе” культуры повседневности (в отличие от специализированной культуры). Вера и уверенность в незыблемости коллективного опыта людей, передаваемого из поколения в поколение – по сравнению с интеллектуальными изысками и субъективными откровениями.

Тема 2. Культура повседневности языческой Руси

Начальная история восточных славян как этноса и конгломерата племен. Исторические свидетельства о древнейшей восточнославянской культуре и ее своеобразии. Противоречивый (бинарный) менталитет восточных славян как результат бифуркации ценностно-смысловых систем Востока и Запада, кочевничества и оседлости, Степи и Леса и т.п. Восточно- славянская мифология и ее своеобразие в ряду мифологий Востока и Запада; черты амбивалентности и противоречивости восточнославянской мифологии. Соотношение культуры повседневности и восточнославянской мифологии. Доминирование обыденной культуры над культурой интеллектуальной в Древней Руси. Крещение Руси как попытка элиты древнерусского общества подчинить культуру повседневности — интеллектуальной культуре. Двоеверие как феномен сложной контаминации обыденной и интеллектуальной культур своего времени.

Тема 3. Культура повседневности Киевской Руси

Диалог евразийских культур как источник развития древнерусской культуры повседневности. Соборно-вечевой идеал восточных славян. Восточно-славянская мифология как выражение архаической культуры повседневности Древней Руси. Община и соборность как основа культуры древнерусской культуры повседневности. Роль кочевнической культуры хазар, печенегов, половцев, татаро-монголов в формировании культуры повседневности. Военно-дружинный быт как форма архаической военной демократии Древней Руси. Идеалы свободы и воли. Западно-восточный синкрезис на этнокультурном и обыденном уровне. Археологические и лингвистические свидетельства языческой культуры повседневности Киевской Руси. Роль обыденной культуры в обосновании и проведении Киевской Русью внутренней и внешней политики. Происхождение русского принципа “авось да небось” и т.п. Культурно-историческая роль случайности в русской истории и значение жребия как феномена древнерусской культуры. Истоки культа терпения и страдания (канонизация свв. Бориса и Глеба). Вольная жертва как подражание Христу. Формирование менталитета русской культуры.

Тема 4. Культура повседневности Московского царства

Монголо-татарское иго как фактор трансформации древнерусской культуры повседневности. Новые реалии и отношения. Роль насилия и жестокости в становлении новых черт древнерусской ментальности (пассивность и покорность, долготерпение и равнодушие к произволу, привычка к деспотизму и тяготение к поддержанию насильственного порядка среди общего беспорядка). Интериоризация черт монгольской империи, ее хозяйственного уклада в быт, психологическую атмосферу общества, государства, церкви, семейного и общинного быта.

Обрядоверие и бытовое исповедничество. Культ деспотического государства и сильной власти (“грозы”). Молчание Московской Руси и традиции византийского и ближневосточного исихазма. Феноменрология русской аскезы. Распространение идеологии государственного устроения на семейный быт, нравственные отношения, социальную психологию этого времени (“Домострой”). Определяющее влияние культуры повседневности на древнерусскую литературу, общественно-политическую и философскую мысль, на становление права (как естественного и обычного) и т.п. Отражение культуры повседневности в письменных памятниках Московской Руси, в церемониале и быту, в сословных и политических отношениях.

Тема 5. Культура повседневности Смутного времени

Кризис Московского царства в конце XVI-XVII вв. Значение культуры повседневности этого времени как интегрирующей и сплачивающей нацию топики. Появление древнерусских городов и становление городской демократической культуры повседневности в России. Городские повести, их сюжетное (авантюрно-назидательное) и идейное своеобразие. Появление маргиналов, маргинальной психологии и философии. Новые представления об истории и ее динамике, личности и ее самостоянии, религии и церкви в условиях демократизации, идеологической плюрализации и секуляризации российского общества.

Притча о блудном сыне и новые представления об общественной нравственности, карьере, религиозных идеалах, государственной ответственности. Рождение русского реализма. Культура повседневности в “бунташный век”. Протопоп Аввакум как бытописатель и идеолог русской культуры повседневности XVII в. Русский религиозный раскол как феномен противоборства культуры повседневности и интеллектуальной культуры. Предпосылки Петровских реформ в культуре повседневности XVII в. Секуляризация русской культуры как следствие превалирования культуры повседневности над интеллектуальной культурой.

Тема 6. Культура повседневности в эпоху русского Просвещения

Изменение парадигмы в русской культуре повседневности Петровского времени. Нововведения Петра; новые атрибуты дворянского быта и общения, заимствованные из западноевропейской культуры и благоприобретенные русской культурой в процессе реформ. Дифференциация и стратификация нескольких типов культуры повседневности в России XVIII в. Различение дворянской и крестьянской культур повседневности, культуры городской и сельской, высокой и низкой, “своей” и “чужой”. Путешествия как способ расширения культурной географии и духовного кругозора просвещенного человека. Роль сатиры в исправлении человеческих нравов и улучшении человеческой природы.

Новое соотношение слова и вещи, красоты и пользы, разума и чувства, долга и личного побуждения. Принцип окказиональности в культуре Петровского времени. Эмансипация частной жизни индивида и ее культурной ценности. Происхождение сексуальной свободы и государственного фаворитизма. Разложение древнерусской морали и форм быта. Кн. Щербатов и критика послепетровской культуры повседневности. Продолжающееся размежевание и конфликт культуры повседневности и интеллектуальной культуры в век Екатерины. Внутренние противоречия Русского Просвещения, происходящие из конфликта культуры повседневности и интеллектуальной культуры.

Тема 7. Культура повседневности в России на рубеже XVIII-XIX вв.

Критика деспотизма, крепостничества, социального и политического неравенства, нарушение прав человека и человеческого достоинства с позиций либерализма. Осмысление русской культуры повседневности Радищевым, Новиковым, Карамзиным, Эминым, Крыловым, Фонвизиным и др. деятелями культуры XVIII в. Культура повседневности в интерпретации Екатерины II. Русский сентиментализм в его полемике с классицизмом как спор культуры повседневности с интеллектуальной культурой XVIII в.

Повседневность, преломленная через призму классицизма и романтизма в предпушкинскую и пушкинскую эпоху. Бытовое поведение декабристов и людей пушкинского круга. Гоголь и культура повседневности. “Выбранные места из переписки” как выражение конфликта актуальной культуры повседневности с интеллектуальной культурой, сформированной недавним прошлым. Становление “натуральной школы”, специализировавшейся на осмыслении, анализе и поэтизации русской культуры повседневности. Борьба вокруг “натуральной школы”: обвинение и оправдание натурализма. Нормативизм и антинормативизм в истории русской культуры XIX в. Антинормативизм русской демократической культуры как оборотнгая сторона нормативности относительно недавнего прошлого. Апология “действительности” Белинским и его последователями из числа революционных демократов. Охранители и их отношение с повседневностью.

Тема 8. Культура повседневности в России XIX в.

Культура повседневности и проблема ее национальной самобытности. Повседневность в полемике западников и славянофилов, либералов, консерваторов и демократов. Апология повседневности и здравого смысла в связи с развитием естествознания в России. Концепция “реализма” Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Русский нигилизм как интеллектуальная реакция на апологию повседневности. Идеи “реализма” как художественного метода и мировоззрения. Материализм, позитивизм и атеизм русских разночинцев. Философия повседневности в русской культуре второй половины XIX в.

Культура повседневности как аргумент и материал в эстетических, политических, религиозных и др. спорах середины XIX в. Изучение крестьянской культуры повседневности: от умиления и сострадания к обличению и политическому экстремизму. “Хождение в народ” и корректировка идеализированных представлений о народной культуре и текущей повседневности “простых людей”. Повседневность в освещении русских историков, философов, социологов, писателей второй половины XIX в. (С.Соловьев, Н.Костомаров, В.Ключевский, К.Леонтьев, В.Соловьев, Н.Данилевский, Л.Толстой, Достоевский, Лесков, Чехов и др.). Передвижничество как художественное воссоздание и апология культуры повседневности России. Социальная критичность русского реалистического искусства второй половины XIX в.

Тема 9. Концепции повседневности

в русской культуре Серебряного века

Расхождение повседневности и представлений о ней. Трагедия русской интеллектуальной культуры (символизм, акмеизм, футуризм; богоискательство и богостроительство и т.п.) в столкновении с отечественной повседневностью начала ХХ в. (Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Блок, А.Белый, Вяч. Иванов и др.). Отображение культуры повседневности в философии и литературе начала ХХ в. (Розанов, Горький, Бунин, Куприн, Флоренский, “веховцы”). Интеллектуализация и символизация кульутры повседневности как форма разрыва между интеллектуальной культурой начала века и культурой повседневностью.

Роль культуры повседневности в революционной пропаганде и деятельности конспиративных партийных организаций, в том числе террористических и заговорщицких. Спекулятивная и провокационная роль манипулирования культурой повседневности в теориях и агитации большевиков. Русская революция как победа культуры повседневности над интеллектуальной культурой своего времени. Н.Бердяев о смысле русской революции. Религиозность и быт как две стороны русской революции.

Тема 10. Культура повседневности советской эпохи

Культура повседневности после Октября и ее отображение в отечественной литературе (Блок, Маяковский, Есенин, Клюев, Бунин, Гиппиус, Шмелев, Бабель, Шолохов, Фадеев, Зазубрин, А.Веселый, Б.Пильняк и др.). Культура повседневности в условиях гражданской войны и мирного времени. Идейный спор между Бабелем и Н.Островским. Идеологическая и художественная рефлексия повседневности в советской литературе и искусстве.

Образ маленького человека в советском быту (М.Зощенко). Вечное и современное в осмыслении культуры повседневности 1920-х годов. Оправдание и обвинение культуры повседневности с различных политических, философских и эстетических позиций. Сатирическое осмысление советской повседневности (М.Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, Е.Замятин и др.), трагический гротеск А.Платонова. Гротескное отражение советской повседневности в поэзии и прозе обэриутов. Фантасмагория тоталитаризма Д.Хармса. “Изгнание” культуры повседневности в тоталитарном обществе и парадоксы социалистического реализма как нормативного метода.

Тема 11. Культура повседневности эпохи “оттепели”

“Возрождение” культуры повседневности во время Великой Отечественной войны и последующий переворот в советском общественном сознании. Отображение военного и тылового быта в литературе этого времени. Поэтизация культуры повседневности в “Василии Теркине” А.Твардовского. Массовая песня военного времени (К.Симонов, А.Сурков и др.). “Натурализм” в военных очерках и статьях М.Шолохова, А.Толстого, И.Эренбурга, К.Симонова, В.Гроссмана и др. Становление советской “военной прозы” (Э.Казакевич, К.Симонов, В.Гроссман, В.Некрасов и др.).

Идеологическое давление сталинизма после окончания войны и новый подъем культуры повседневности в период “оттепели”. Идеи космополитизма и апологии повседневности в культуре послевоенного времени. Значение культуры повседневности 1950-70-х гг. в подспудном преодолении тоталитаризма. Появление “деревенской” и “городской” прозы (Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, В.Астафьев, Ю.Трифонов, А.Битов и др.). “Военная проза” как осмысление повседневности войны (В.Быков, Г.Бакланов, Ю.Бондарев, А.Кондратьев, К.Воробьев, Б.Васильев и др.).

Тема 12. Культура повседневности на этапе посттоталитарного развития России

Смысловое противостояние и конфронтация идеологических построений коммунистической пропаганды и противоречащей ей повседневности. Истоки отечественного постмодернизма в творчестве Вен. Ерофеева, В.Аксенова, В.Войновича, С.Довлатова, И.Бродского, Э.Лимонова, Вик. Ерофеева, В.Маканина, А.Курчаткина, Е. и В. Поповых, В.Пьецуха, Т.Толстой, В.Нарбиковой и др. Реалии частной жизни против идеологических и политических фетишей. Интеллектуальная игра с советской повседневностью в контексте европейской и всемирной повседневности. Неореализм и развитие массовых жанров (детектив, криминальные истории, сериалы из частной жизни, мелодрама, эротика и т.п.) под влиянием приоритетов культуры повседневности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи. Обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 (репринт издания 1880 г.).

Иностранцы о древней Москве: Москва XV-XVII вв. М., 1991.

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993.

[Максимов С.В.] Нечистая, неведомая и крестная сила: В 2 т. М., 1993.

Мифы древних славян. Саратов, 1993.

Прыжов И.Г. История кабаков в России. М., 1992.

Размышления о России и русских: Далекие предки I-XVII вв. М., 1995.

Размышления о России и русских: “На европейскую дорогу, марш!” XVIII — I четверть XIX вв. М., 1996.

Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991.

Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997. Ч. I.

Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1990.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-е изд. М., 1996.

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1980.

Ионин Л.Г. Социология повседневности. Ереван, 1986.

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учебное пособие. М., 1995.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Коган Л.Н. Социология культуры: Учебное пособие. Екатеринбург, 1992.

Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию: Курс лекций. М., 1996.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.

Морфология культуры: Структура и динамика / Под ред. Э.А.Орловой. М., 1994.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Очерки социальной антропологии. Спб., 1995.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Поликарпов В.С. История нравов России: От Алексея Тишайшего до Николая Второго. Ростов н / Д, 1995.

Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь, 1998.

Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени / Под ред. Ю.Л.Бессмертного. М., 1996.

Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.

Словари и справочные издания

Аберкромби Н., Хилл С., Б.С.Тернер Социологический словарь (The Penguin Dictionary of Sociology). Казань, 1997.

Культурология. ХХ век. Словарь / Под ред. С.Я.Левит. СПб., 1997.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С.Я.Левит. СПб., 1998.

Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Акад. Г.В.Осипова. М., 1995.

 

 

Дополнительная литература

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. Т.1. От прошлого к будущему.

Афанасьев М.Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России. М.; Воронеж, 1996.

Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX- начала ХХ в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.

Бляхер Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск, 1997.

Бляхер Л.Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски открытого общества в России. М., 1997.

Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения.М., 1998.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Диалектиука свободы как творчества. Алма-Ата, 1989.

Егоров Б. Российское коллективное бессознательное. М., 1993.

Елистратов В.С. Прго и культура. М., 1995.

Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). Киев, 1985.

Зимин А.А. , Хорошкевич. А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и восременной психологии понимания. М., 1993.

Из истории реформаторства в России: Философско-исторические очерки. М., 1991.

Ионин Л. Слово и дело критики: Социально-философское и публицистическое исследование. М., 1989.

Ионин Л. Свобода в СССР: Статьи и эссе. СПб., 1997.

Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: Этапы духовного освобождения. М., 1988.

Канищев В.В. Русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Тамбов, 1995.

Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

Качанов Ю. Политическая топология: Структурирование политической действительности. М., 1995.

Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). М., 1996.

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М., 1997.

Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб., 1995.

Культура в советском обществе. Проблемы и перспективы развития. М., 1988.

Куприянов А.Н. Русский город в первой половине XIX века. М., 1995.

Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа). Философский очерк. Нижний Новгород, 1993.

Мазаев А.И. Концепция “производственного искусства” 20-х гг. (Историко-критический очерк). М., 1975.

Менталитет и аграрное развитие России (XIX — XX вв.). М., 1996.

Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России). М., 1997.

Неизбежность Империи. М., 1996.

От Рима к Третьему Риму. Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995.

Палий В.Ф., Щербина В.Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы: Методологические аспекты. Л., 1980.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. М., 1995.

Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.

Попов Б.Н. Семейная культура народов северо-востока России. Новосибирск, 1993.

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997.

Реформы Петра I и судьбы России. М., 1994.

Российский менталитет: вопросы психологической теории и практика. М., 1997.

Российское сознание: Психология, культура, политика. Самара, 1997.

Российское сознание: Психология, феноменология, культура. Самара, 1994.

Русские: Этносоциологические очерки / Отв ред.Ю.В.Арутюнян. М., 1992.

Русский строй. М., 1997.

Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987.

Сабиров В.Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии. СПб., 1995.

Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.

Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М., 1996.

Троицкий Е. О Русской Идее: очерк теории возрождения нации. М., 1994.

Троицкий Е. Русский народ в поисках правды и организованности (988 — 1996). М., 1996.

Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.

Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987.

Тимофеев Л. Зачем приходил Горбачев. М., 1992.

Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб., 1996.

Ширшов И.Е. Динамика культуры. Минск, 1980.

Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

Этнокультурный облик России: исторические традиции взаимодействия народов. М., 1995.

Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.

Юзефович Л.А. “Как в посольских обычаях ведется...” М., 1988.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

“ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИИ”

1. Современные представления о культуре повседневности. Основные теоретические понятия и теоретические концепции.

2. Методологические проблемы изучения культуры повседневности в ХХ веке. Научные школы и традиции (общий обзор).

3. Культура повседневности и специализированные формы культуры :наука, искусство, религия, философия.

4. Место и роль культуры повседневности в истории национальной и общечеловеческой культуры.

5. Соотношение культуры повседневности и восточнославянской мифологии в Древней Руси. Двоеверие как феномен культуры .

6. Роль кочевнической культуры хазар, печенегов, половцев, татаро-монголов в формировании древнерусской культуры повседневности. Диалог евразийских культур как повседневность Древней Руси.

7. Культура повседневности Московского царства. Обрядоверие и бытовое исповедничество. “Домострой” как феномен русской средневековой культуры.

8. Культура повседневности в “бунташный век” (XVII в.). Русский религиозный раскол как феномен культуры. Рождение русской городской культуры.

9. Изменение парадигмы в русской культуре повседневности Петровского времени. Нововведения Петра I в сфере обыденной культуры. Критика послепетровской культуры повседневности.

10. Дифференциация и стратификация культуры повседневности в России XVIII в. Дворянская и крестьянская культура повседневности.

11. Эмансипация частной жизни индивида и ее культурной ценности. Культура повседневности в России на рубеже XVIII-XIX вв.

12. Становление “натуральной школы” и поэтизация русской культуры повседневности. Возникновение концепции “реализма” .

13.Культура повседневности и проблема ее национальной самобытности. Повседневность в полемике западников и славянофилов, либералов, консерваторов и радикальных демократов.

14. Апология повседневности и здравого смысла в связи с развитием естествознания в России. Дальнейшее развитие концепции “реализма” в русской демократической культуре.

15. Изучение крестьянской культуры повседневности: от умиления и сострадания к обличению паразитизма “верхов” и политическому экстремизму.

16. “Хождение в народ” как средство приобщения интеллигенции к жизни “простых людей”. Эволюция представлений о народной культуре и народности.

17. Культура повседневности в освещении русских историков, философов, социологов, писателей второй половины XIX в. (по выбору).

18. Концепции повседневности в русской культуре Серебряного века. Расхождение повседневности и представлений о ней. Отображение культуры повседневности в философии и литературе начала ХХ в. (по выбору).

19. Роль культуры повседневности в революционной пропаганде и деятельности партийных организаций начала ХХ в. Русская революция как феномен культуры повседневности.

20. Культура повседневности после Октября и ее отображение в отечественной литературе. Культура повседневности в условиях гражданской войны и мирного времени.

21. Образ маленького человека в советском быту. Сатирическое и гротескное отражение советской повседневности 1920-х гг. в литературе и искусстве.

22. “Изгнание” культуры повседневности в советском тоталитарном обществе 1930-х гг. Парадоксы социалистического реализма как нормативного метода осмысления повседневности.

23. “Возрождение” культуры повседневности во время Великой Отечественной войны и переворот в советском общественном сознании. Отображение военного и тылового быта в литературе и искусстве этого времени.

24. Истоки идеологических кампаний позднего сталинизма послевоенного времени как попытка политических манипуляций культурой повседневности. Отторжение идеологического экспансионизма.

25. Подъем культуры повседневности в период “оттепели”. Значение культуры повседневности 1950-70-х гг. в подспудном преодолении тоталитаризма. Появление “военной”, “деревенской” и “городской” прозы.

26. Культура повседневности на этапе посттоталитарного развития России. Реалии частной жизни против идеологических и политических фетишей. Неореализм и развитие массовых жанров. Истоки отечественного постмодернизма.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  1. Составьте мифологическую картину мира восточных славян.
  2. Представьте конспективно образ жизни человека Киевской Руси.
  3. Отличие культуры повседневности Московского царства от Киевской Руси. Назовите основные атрибуты обеих.
  4. Объясните роль культуры повседневности в русской культуре Смутного времени.
  5. Перечислите инновативные моменты в культуре повседневности Петровского времени, связанные с Петровскими реформами.
  6. Чем отличалась культура повседневности дворянства и крестьянства?
  7. Чем отличалась культура повседневности дворянства и разночинцев?
  8. Что нового привнесла в культуру повседневности России советская власть?
  9. Опишите своеобразие постсоветской культуры повседневности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

“ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИИ”

ЛЕКЦИИ

Тема 1. Введение. Понятие о культуре повседневности и обыденной культуре — 2 часа

Тема 2. Культура повседневности языческой Руси — 2 часа

Тема 3. Культура повседневности Киевской Руси — 2 часа

Тема 4. Культура повседневности Московского царства — 2 часа

Тема 5. Культура повседневности Смутного времени — 2 часа

Тема 6. Культура повседневности в эпоху русского

Просвещения — 2 часа

Тема 7. Культура повседневности в России на рубеже

XVIII-XIX вв. — 2 часа

Тема 8. Культура повседневности в России XIX в. — 2 часа

Тема 9. Концепции повседневности

в русской культуре Серебряного века — 2 часа

Тема 10. Культура повседневности советской эпохи — 2 часа

Тема 11. Культура повседневности эпохи “оттепели” — 2 часа

Тема 12. Культура повседневности на этапе

посттоталитарного развития России — 2 часа

 

СЕМИНАРЫ

Тема 1. Восточнославянская мифология и русский фольклор — 2 часа

Тема 2. Повседневность “Слова о полку Игореве” — 2 часа

Тема 3. “Домострой” как памятник культуры повседневности

Московской Руси — 2 часа

Тема 4. Анализ дворянской культуры повседневности в книге Ю.М.Лотмана

“Беседы о русской культуре” — 2 часа

Тема 5. Культура повседневности XIX века в живописи

русских передвижников — 2 часа

Тема 6. Культура повседневности советского общества 1920-х гг.

(по литературным произведениям) — 2 часа

Тема 7. Культура повседневности советского и постсоветского времени

глазами постмодернистов

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по курсу

“ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИИ”

 

Тема 1. Восточнославянская мифология и русский фольклор

Перечень проблем занятия:

  1. Мифы восточных славян как воплощение архаичной культуры повседневности.
  2. Высшая и низшая мифология восточных славян. Выход за пределы культуры повседневности
  3. Преломление восточнославянской мифологии в обрядности и быту Древней Руси.
  4. Отражение мифологической картины мира в русском фольклоре (русский героический эпос, волшебная сказка, обрядовая песня, заговоры, загадки и т. п.). Закрепление культуры повседневности в вековой культуре русского крестьянства.
  5. Мифологизация случайности, судьбы, жребия в древнерусской культуре повседневности

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключалось своеобразие восточнославянской мифологии?
  2. Мифология и повседневность жителей Древней Руси.
  3. Какую роль в культуре повседневности Древней Руси играло язычество?
  4. Какую роль и почему в древнерусской культуре повседневности выполнял случай?
  5. Почему сохранение язычества тормозило общественное развитие Древней Руси?
  6. Какую роль сыграло двоеверие в истории культуры повседневности России?

Список источников (косвенных):

Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи. Обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 (репринт издания 1880 г.).

[Максимов С.В.] Нечистая, неведомая и крестная сила: В 2 т. М., 1993.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Науч. ред. В.Я.Петрухин, Т.А.Агапкина, Л.Н.Виноградова, С.М.Толстая. М., 1995.

Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995.

Список литературы :

Обязательная литература:

Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М., 1994.

Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.

Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.,1986.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.М.,1987.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.

Дополнительная литература:

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955.

Топоров В.Н. Предистория литературы у славян: Опыт реконструкции (Введение к курсу истории славянских литератур). М., 1998.

Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982.

Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1995.

 

 

Тема 2. Повседневность “Слова о полку Игореве”

Перечень проблем занятия:

  1. “Слово о полку Игореве” как отражение древнерусской культуры повседневности.
  2. Авторство “Слова о Полку Игореве”. Роль культуры повседневности “Слова” в определении социальной принадлежности автора.
  3. Двоеверие в “Слове”. Система образов повести, раскрывающих культуру повседневности Древней Руси.
  4. Соотношение культуры повседневности и интеллектуальной культуры в “Слове”.

Контрольные вопросы:

  1. Как доказать время написания “Слова о полку Игореве”, исходя из воссозданной в нем культуры повседневности?
  2. Кто был автором “Слова”? Какие существуют в науке на этот счет точки зрения? Какую повседневность он хорошо знал?
  3. “Слово о полку Игореве” и “Задонщина”: сравнительный анализ текстов через призму культуры повседневности.
  4. Мифопоэтические образы “Слова”. Проблема веры в “Слове”. Средства выражения культуры повседневности.
  5. Значение “Слова о полку Игореве” в истории русской культуры повседневности.
  6. “Слово” как воинская повесть: своеобразие жанра. Повседневность войны.

Список источников:

Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950.

Слово о полку Игореве: Древнерусский текст, переводы и переложения, поэтические вариации. М., 1986.

Список литературы :

Обязательная литература:

Исследования “Слова о полку Игореве” / Отв. ред. Д.С.Лихачев. Л., 1986.

Лихачев Д.С. “Слово о полку Игореве”: Историко-литературный очерк. 2-е изд. М., 1982.

Лихачев Д.С. “Слово о полку Игореве” и культура его времени. 2-е изд. Л., 1985.

Рыбаков Б.А. “Слово о полку Игореве” и его современники. М., 1971.

Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор “Слова о полку Игореве”. М., 1972.

“Слово о полку Игореве” и его время / Отв. ред. Б.А.Рыбаков. М., 1985.

Дополнительная литература:

Адрианова-Перетц В.П. “Слово о полку Игореве” и памятники русской литературы XI – XIII веков. Л., 1968.

Дмитриев Л.А. История первого издания “Слова о полку Игореве”. М.; Л., 1960.

Орлов А.С. “Слово о полку Игореве”. 2-е изд. М., 1946.

“Слово о полку Игореве”: Комплексные исследования / Отв. ред. А.Н.Робинсон. М., 1988.

“Слово о полку Игореве” – памятник XII века. М.; Л., 1962.

“Слово о полку Игореве”: Сб. исследований и статей / Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.

Сулейменов О.О. Аз и Я. Алма-Ата, 1975.

 

Тема 3. “Домострой” как памятник культуры повседневности

Московской Руси

 

  1. Историческое происхождение идеи “Москва –Третий Рим”.
  2. Причины возвышения Москвы как центра средневековой Руси.
  3. Религиозный и политический смысл концепции “Москва –Третий Рим”.
  4. Ценностно-смысловое своеобразие культуры Московского царства.
  5. Роль монголо-татарского ига в становлении культуры Московского царства.
  6. Отличие культуры Московской Руси от культуры Киевской Руси.
  7. Иван Грозный как идеолог Московской Руси.

Контрольные вопросы:

  1. Причины возникновения мессианской идеологии на рубеже XV – XVI вв.
  2. Чем отличалась культура Московского царства от культуры Киевской Руси? Каковы культурно-исторические причины этого различия?
  3. Как складывалась идеология Московского царства в литературных памятниках?
  4. Спиридон-Савва, Ф.Курицын, Ермолай-Еразм, И.Пересветов как идеологи Московского царства.

Список источников:

Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель. М., 1993.

Иосиф Волоцкий, преп. Послание иконописцу. М., 1994.

Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и комм. В.В.Колесова. М., 1990.

Нил Сорский, преп. Устав о скитской жизни. М., 1991.

Русские повести XV — XVI веков. М.; Л., 1958.

Сочинения И.Пересветова / Под ред. Д.С.Лихачева. М.; Л., 1956.

Список литературы :

Обязательная литература:

Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.

Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998.

Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.

Скрынников Р.Г. Царство террора. М., 1992.

Дополнительная литература:

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Ивана Грозного. Л., 1 988.

Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995.

Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV - XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991.

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.. 1998.

Тема 4. Анализ дворянской культуры повседневности в книге Ю.М.Лотмана

“Беседы о русской культуре”

Перечень проблем занятия:

  1. Зарождение дворянской культуры повседневности в России..
  2. Функции дворянской культуры повседневности в российском обществе XVIII – XIX вв.
  3. Дворянское воспитание и образование в России как культура повседневности.
  4. Мотивы и формулы поведения дворянства в различных типовых ситуациях. Культурная семантика поведения.
  5. Кодекс сословной чести в культуре повседневности русского дворянства.
  6. Идейная и социальная дифференциация дворянства; раскол в дворянской культуре повседневности России. Декабризм в свете повседневности.
  7. Опишите методологию и методику изучения культуры повседневности, применяемую Ю.М.Лотманом.

Контрольные вопросы:

  1. Когда и в силу каких причин возникла русская дворянская культура?
  2. Историческая миссия дворянской культуры в России.
  3. Как воспитывали и образовывали русского дворянина?
  4. Какова роль дворянства в истории русской культуры повседневности?
  5. Русское крепостничество как компонент культуры повседневности.
  6. С какими формами повседневной культуры пришли в историю культуры России разночинцы?
  7. Какие формы дворянской культуры повседневности были дискредитированы и осмеяны?

Список источников:

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 1994.

Список литературы :

Обязательная литература:

Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.

Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII— первая треть XIX вв.). М., 1995.

Дополнительная литература:

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII — начало XIX века). М., 1996.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1987.

Эйдельман Н.Я. Твой 18 век. "Прекрасен наш союз..." М., 1991.

Тема 5. Культура повседневности XIX века в живописи

русских передвижников

Перечень проблем занятия:

1. Понятие “народ” в русской культуре повседневности XIX в.

2. Развитие фольклористики, этнографии и диалектологии в России XIX в. в связи с возраставшим интересом к народной культуре. Культурное “хождение в народ” и освоение культуры повседневности разных слоев общества.

3. Неофициальная “народность” в русской литературе и искусстве середины и второй половины XIX в. Полемика с “официальной народностью” как феноменом искусственной (интеллектуальной) культуры.

4. “Натуральная школа”, “передвижничество” и “кучкизм” в истории отечественной культуры XIX в. Национально-историческое значение этих явлений как интеллектуализация культуры повседневности.

5. Осмысление народа и его культуры русскими “революционными демократами” (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев). Значение критики В.Стасова для передвижничества.

6. Идеология народничества в духовном мире интеллигенции (Лавров, Михайловский, Ткачев и др.). Народничество между радикальным западничеством и радикальным славянофильством. Передвижничество как народничество в изобразительном искусстве.

7. Народническая концепция культуры и культурничества. Теория “малых дел” в истории русской культуры повседневности.

8. Терроризм как феномен русской культуры.

Контрольные вопросы:

  1. Как исторически менялись представления о народе и народности в истории русской культуры повседневности XIX в.?
  2. Как повлияли на представления о народе и народности фольклорные и лингвистические исследования русских ученых, творчество художников XIX в.?
  3. Как идеологи русского радикализма из числа революционных демократов способствовали развитию интереса к культуре повседневности?
  4. В чем состоял историчесмкий смысл русского народничества в искусстве?
  5. Что из себя представляла народническая теория “малых дел” и что она принесла российской культурной практике?
  6. Каковы культурные истоки политического терроризма в России? Почему российский терроризм был скорее идеологическим, нежели социально-практическим явлением?

Список источников:

Художественные альбомы: В.Г.Перова, И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина, И.И.Шишкина, В.И.Сурикова и др. (любые издания).

Список литературы :

Обязательная литература:

Алешина Л.С., Ракова М.М., Горина Т.Н. Русское искусство XIX – начала ХХ в. М., 1972.

Алпатов М.М. Этюды из истории русского искусства: В 2 т. М., 1967. Т. 2.

Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. Л.; М., 1960.

Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX  в. М., 1979.

История русского искусства / Под ред. Н.Г.Машковцева. М., 1960. Т. 2.

История русского искусства / Под ред И.Э.Грабаря и др.: В 13 т. М., 1965. Т. 9. В 2 кн.

История русского искусства в 2 т. М., 1980. Т. 2. Кн. 1 / Под ред. М.Г.Неклюдовой.

Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда / Отв. Ред Г.Ю.Стернин. М., 1988.

Сарабьянов Д.В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX в. М., 1955.

Сарабьянов Д.В. Образы века. М., 1967.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. М., 1984.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

Дополнительная литература:

Алексеева Г.Д. Народничество в России в ХХ в.: Идейная эволюция. М., 1990.

Виленская Э.С. Н.К.Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х – начала 80-х годов XIX века. М., 1979.

Емельянов Н. “Отечественные записки” (1868 – 1884). Л., 1986.

Есин Б.И. Н.В.Шелгунов. М., 1977.

Коновалов В.Н. Литературная критика народничества. Казань, 1978.

Могильнер М. Мифология “подпольного человека”: Радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М., 1999.

Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты: Опыт критической характеристики. Л., 1972.

Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

Пруцков Н.И. Русская литература XIX века и революционная Россия. М., 1979.

Публицисты “Современника” / Сост. Н.И.Якушкин. М., 1985.

Революционные демократы и русская литература XIX века. М., 1986.

Революционный радикализм в России: Век девятнадцатый / Под ред. Е.Л.Рудницкой. М., 1997.

Соколов Н.И. Критики и литература: Из истории русской литературы и критики второй половины XIX века. Л., 1977.

Шестидесятники / Сост. Ф.Ф.Кузнецов. М., 1984.

Тема 6. Культура повседневности советского общества 1920-х гг.

(по литературным прозаическим произведениям)

Перечень проблем занятия:

  1. Образ повседневности в русской советской прозе 20-х годов.
  2. Черты повседневности 20-х годов, сохранившиеся с дореволюционного времени.
  3. Черты повседневности, порожденные революцией и советской современностью.
  4. Критика повседневности в литературе 20-х годов.
  5. Оправдание повседневности в литературе 20-х годов.
  6. Повседневность как неизменность и вечность в литературе 20-х годов.
  7. Борьба вокруг повседневности и ее оценки в русской культуре 20-х годов.

Контрольные вопросы:

  1. Как изменилось восприятие культуры повседневности в русской литературе 1920-х годов и почему?
  2. Какие противоречия в восприятии и оценке култьтуры повседневности 1920-х годов можно выделить?
  3. Полемика вокруг культуры повседневности 20-х годов: мещанство или обустроенность быта, индивидуализм или коллективизм, интеллигенция или пролетариат?
  4. Героическое и повседневное в литературе 20-х годов.

Список источников:

Тексты М.Булгакова, М.Зощенко, Ильфа и Петрова, Ю.Олеши, Б.Пильняка, А.Платонова, А.Фадеева, М.Шолохова и др.

Список литературы :

Обязательная литература:

Баевский В.С. История русской литературы ХХ века: Компендиум. М., 1999.

Бузник В.В. Русская советская проза двадцатых годов. Л., 1975.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20— 30-е годы. М., 1992.

Грознова Н.А. Ранняя советская проза 1917 – 1925. Л., 1976.

Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов: Судьбы романа. М., 1985.

Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. 2-е изд., доп. М., 1995; 1997.

Дополнительная литература:

Геллер М. Концентрационный мир и советская литература. М., 1996.

Добренко Е. Формовка советского читателя: Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб.,1997.

Комина Р.В. Современная советская литература (Художественные тенденции и стилевое многообразие). М., 1984.

Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века: Монографические очерки. Екатеринбург, 1996.

Наказание временем: Философские идеи в современной русской литературе / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1992.

Шенталинский В. Рабы свободы: В литературных архивах КГБ. М., 1995.

 

Тема 7. Культура повседневности советского и постсоветского времени

глазами постмодернистов

Перечень проблем занятия:

  1. Позднейшие произведения отечественного модернизма: включение культуры повседневности .
  2. Культура повседневности через призму русского постмодернизма.

2. Культурно-исторические причины формирования постмодернистской парадигмы в культуре советского андеграунда . Роль культуры повседневности.

3. Постсоветский постмодернизм. Столкновение тоталитарного и антитоталитарного начал в культуре повседневности 1980-1990-х гг.

4. Художественный мир И.Бродского: место культуры повседневности в постмодернизме Бродского.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы идейно-мировоззренческие и эстетические предпосылки возникновения отечественного и западноевропейского постмодернизма?
  2. Сходство и различие западного и русского постмодернизма. Взгляд с позиций культуры повседневности.
  3. Русское зарубежье или советский андеграунд? – проблемное поле русского постмодернизма. Значение культуры повседневности – советской или зарубежной.
  4. Темы, сюжеты, образы, идеи русского постмодернизма. Как осуществляется столкновение повседневной и интеллектуальной культур в едином смысловом пространстве русской культуры?.
  5. “Соц-арт” как модель русского постмодерна на исходе тоталитаризма. Роль культуры повседневности в “остраннении” советской идеологии.
  6. Маргинальные явления современной постсоветской культуры через призму культуры повседневности.

Список источников:

  1. “Уединенное” и “Опавшие листья” В.Розанова, “Мастер и Маргарита” М.Булгакова, проза А.Платонова, Л.Добычина, С.Кржижановского, драматургия Е.Шварца, “Доктор Живаго” Б.Пастернака, “Поэма без героя” А.Ахматовой (любые издания).
  2. “Москва — Петушки” Вен.Ерофеева; “соц-арт” в изобразительном искусстве, “Зеркало” А.Тарковского, Театр на Таганке Ю.Любимова.
  3. Творчество А.Битова, В.Аксенова, В.Войновича, Э.Лимонова, В.Пьецуха, Т.Толстой, В.Пелевина, В.Сорокина и др. – в прозе; Н.Глазкова, Д.Пригова, А.Парщикова, Т.Кибирова, Л.Рубинштейна и др. – в поэзии.
  4. Поэзия и эссеистика И.Бродского.

Список литературы :

Обязательная литература:

Гольдштейн А. Расставание с нарциссом: Опыты поминальной риторики. М., 1997.

Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. М., 1999.

Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов ХХ века. Минск, 1998.

Новая волна: Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90-х гг. М., 1994.

Парамонов Б. Конец стиля. М., 1997.

Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст / Отв. ред. А.Рубцов. М., 1997.

Дополнительная литература:

Ионин Л. Свобода в СССР: Статьи и эссе. СПб., 1997.

Кара-Мурза А.А. Между “империей” и “смутой”: Избранная социально-философская публицистика. М., 1996.

Конец столетия.Предварительные итоги: Культурологические записки. М., 1993. Вып. 1.

Культура России: возрождение или упадок? (Материалы “круглого стола”) / Сост. Н.Н.Беляков, А.В.Кормашов, С.В. Пуртов. М., 1997 (Клуб “реалисты”. Информационно-аналитический бюллетень. № 34).

Левада Ю. Статьи по социологии. М., 1993.

Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа): Философский очерк. Нижний Новгород, 1993.

Личность и власть: интеркультурный диалог. М., 1998.

Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. Сборник статей. М., 1993.

На пути к открытому обществу: Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998.

Разлогов К. Коммерция и творчество: враги или союзники? М., 1992.

Реформы и контрреформы в России / Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. ; под ред. В.В.Ильина. М., 1996.

Российская империя, СССР, Российская Федерация: история одной страны? Прерывность и непрерывность в отечественной истории ХХ века / Булдаков В.П., Мау В.А., Ципко А.С. ; отв. ред. Г.А.Бордюгов. М., 1993.

Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М., 1996.

Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: Новые конфигурации мирового пространства (В поисках глобального и теоретического синтеза). М., 1994.

Эпштейн М. Новое сектантство: Типы религиозно-философских умонастроений в России (70-80 гг. ХХ в.). М., 1994.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

ПО КУРСУ ИСТОРИИ

КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИИ

  1. Языческая культура Древней Руси в свидетельствах и интерпретациях инокультурных современников.
  2. Система восточнославянской мифологии в исследованиях русских ученых XIX – начала XX вв.
  3. Повседневные реликты древнерусского язычества в труде С.Максимова “Нечистая, неведомая и крестная сила”.
  4. Свв. Борис и Глеб в древнерусской агиографии (житейское и сакральное в древнерусской культуре повседневности).
  5. “Слово о полку Игореве”: к спорам о подлинности памятника древнерусской культуры. Свидетельства культуры повседневности.
  6. “Слово о полку Игореве” и “Задонщина” (Сравнительный анализ культуры повседневности).
  7. Древнерусский этикет глазами современников и потомков.
  8. Быт и нравы Древней Руси.
  9. “Домострой” как свод нравственно-религиозных принципов XVI в. и памятник культуры повседневности Московской Руси.
  10. “Смутное время” как переходная эпоха в истории русской культуры повседневности.
  11. Русская городская повесть XVII в. (Особенности отображения культуры повседневности).
  12. Культура Московского барокко как встреча Западной Европы с Россией в русской культуре повседневности.
  13. Допетровская и петровская Русь: культурно-историческое противостояние культур повседневности.
  14. Культурная политика Петра Великого: достижения и просчеты.
  15. Русская демократическая культура повседневности XVIII в.:
  16. Образ крестьянина в русской культуре XVIII в.
  17. Россия и Европа в “Письмах русского путешественника” Н.Карамзина. Сравнительный анализ полвседневности.
  18. “Бедная Лиза” Н.Карамзина и демократические традиции русской культуры повседневности XIX в.
  19. Россия и русская культура повседневности в “Истории Государства Российского” Н.Карамзина.
  20. Пушкин в истории русской культуры повседневности.
  21. Традиционность и новаторство Гоголя в истории русской культуры повседневности.
  22. Концепция русской культуры повседневности в “Выбранных местах из переписки с друзьями” Гоголя.
  23. Пушкинская и гоголевская школы в русской культуре повседневности первой половины XIX в.
  24. Критика российской цивилизации и официальной русской культуры в николаевскую эпоху в мемуарах маркиза А. де Кюстина.
  25. “Натуральная школа” в истории русской культуры повседневности.
  26. Русская классическая литература второй половины XIX в. ; ее значение в истории отечественной культуры повседневности.
  27. Образ России в русской классической художественной культуре (литература, живопись, музыка, театр).
  28. Живопись передвижников как явление русской демократической культуры второй половины XIX в.
  29. Композиторы “Могучей кучки” в борьбе за национальную самобытность и народность русской музыки.
  30. “Хождение в народ” как новая культурная политика российских демократов. Замысел и результат.
  31. Россия “старая” и “новая” (по произведениям А.Островского, И.Тургенева, И.Гончарова, Н.Лескова, А.Чехова – по выбору студентов).
  32. Русская культура повседневности и Россия в представлениях Ф.Достоевского.
  33. Критика Л.Толстым современной ему дворянской культуры повседневности и цивилизации.
  34. Культура повседневности Россси глазами В.Розанова.
  35. Русское декадентство (В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб) в контексте культуры повседневности Серебряного века.
  36. Культура и насилие в России ХХ века.
  37. Диалог культур в истории отечественной культуры ХХ века.
  38. Классика советской культуры повседневности (на конкретных примерах – по выбору студентов).
  39. Тема войны в русской культуре ХХ века.
  40. Историческое значение Великой Отечественной войны для русской культуры повседневности.
  41. Истоки и смысл “холодной войны” как феномена культуры повседневности ХХ века.
  42. Преодоление тоталитаризма в русской культуре повседневности ХХ века (на конкретных примерах – по выбору студентов).
  43. Россия и Запад в ХХ веке: диалог и противостояние культур повседневности.
  44. Россия и Восток в ХХ веке: диалог и противостояние культур повседневности.
  45. Культурный плюрализм в повседневности России ХХ века (на конкретных примерах – по выбору студентов).
  46. Возникновение и перспективы развития отечественной рок-культуры.
  47. Основные тенденции современной молодежной культуры в России.
  48. Религия и культура повседневности в современном российском обществе.
  49. Массовая культура в истории России ХХ века: достижения и потери.
  50. Русская и западная культура повседневности (современное взаимодействие).