Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Мухамеджанова Н.М. Учебно-методический комплекс "Социодинамика культуры"

Введение

Цель: формирование теоретико-культурологической базы мировосприятия и методологической культуры руководителя образовательного учреждения.

Задачи:

- дать представление о культуре, ее структуре и основных функциях, раскрыть содержание ведущих культурологических концепций; дать представление о человеке как субъекте культуры, об исторических типах культурного человека;

- раскрыть соотношение понятий “культура” и “цивилизация”, проанализировать основные подходы к осмыслению философии истории;

- показать отличие западной и восточной культур; раскрыть специфику российской цивилизации как особогo типа цивилизационных систем;

- дать представление о специфике субъектов культуры и ее социальной дифференциации через анализ массовой и элитарной культуры, субкультуры и контркультуры;

- раскрыть внутреннюю противоречивость развития культуры, показать истоки, проявления глобального кризиса культуры и возможные пути его преодоления;

- раскрыть сущность интеллигенции как основного субъекта культуры; показать ее роль в создании, хранении и трансляции культурных ценностей на разных этапах истории.

Ожидаемый результат

В ходе обучения по теме спецкурса слушатели должны:

- получить представление о многообразии и самоценности различных культур;
- уметь ориентироваться в культурной среде современного общества;
быть способными участвовать в продуктивном общении с представителями различных культур.

Методические рекомендации к реализации спецкурса.

Основой преподавания спецкурса являются лекционные занятия. При реализации его программы используются также активные формы обучения, в частности семинарские занятия, по темам, имеющим прямой выход на актуальные проблемы развития педагогической теории и практики и способствующих осмыслению современных тенденций развития отечественной системы образования.

При реализации программы может быть использована итоговая диагностика, предполагающая осмысление слушателями проблем, рассматриваемых в ходе изучения спецкурса. Итоговая диагностика включает не только измерение уровня усвоения педагогами теоретического материала, но и выявление их установок, принципов личностной ориентации в современном мире, готовности участвовать в продуктивном диалоге с представителями различных культур. Итоговая диагностика проводится в форме зачета, подготовительным этапом которого является консультация по основным проблемам теории культуры.

Спецкурс предполагает большую самостоятельную работу слушателей по философской и культурологической литературе и контрольным вопросам, предлагаемым к каждой теме.

Учебные пособия и справочная литература

1. Гуревич П.С. Культурология. Уч. пособие. - М., 1996.
2. Введение в культурологию. Уч. пособие для вузов (отв. ред. Е.В. Попов). - М., 1996.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1994.
4. Культурология. Теория и история культуры. Уч. пособие ( под ред. В.И. Добрыниной). - М., 1996.
5. Культурология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Г.В. Драча) - Ростов - на - Дону, 1995.
6. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1994.
7. Немировская Л.З. Культурология. Уч. пособие. - М., 1993.
8. Рожденств енский Ю.В. Введение в культуроведение. - М., 1996.
9. Человек и общество (Культурология). Словарь - справочник. - Ростов - на - Дону, 1996.
10. Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997.
11. Мухамеджанова Н.М. Актуальные проблемы развития культуры в контексте обновления содержания образования: Учебно-методическое пособие. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
12. Мухамеджанова Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001.

Вопросы к зачету
1. Определение культуры.
2. Функции культуры.
3. Структура культуры.
4. Предмет культурологии и ее проблематика.
5. Основные культурологические концепции.
6. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
7. Основные концепции осмысления философии истории.
8. Формационный и цивилизационный подход: основные принципы, достоинства и недостатки.
9. Специфика западной культуры.
10. Специфика восточной культуры.
11. Специфические черты российской цивилизации.
12. Современная российская социокультурная ситуация и духовное состояние личности.
13. Основные концепции «массы».
14. Отличительные черты «человека массы», причины его появления.
15. Массовая культура: за и против.
16. Основные черты массовой культуры.
17. Основные концепции элит.
18. Элитарная культура, ее основные черты.
19. Субкультура.
20. Контркультура
21. Экранная культура.
22. Проблема кризиса культуры в философских концепциях.
23. Кризис человека как проявление кризиса культуры.

24. Интеллигенция как субъект культуры. 25. Философы о природе и происхождении русской интеллигенции, ее роли в российской истории.

Спецкурс состоит из 8 тем[1]:

1. Понятие о культуре. Основные культурологические концепции. Предмет культурологии и ее проблематика.
2. Культура и цивилизация. Линейные и мультилинейные концепции осмысления истории культуры.
3. Субъект культуры и ее социальная дифференциация. Массовая и элитарная культура.
4. Экранная культура. Субкультура. Контркультура.
5. Интеллигенция как субъект культуры.
6. Кризис культуры и его осмысление в культурологической мысли. Будущее культуры.
7. Социодинамика российской культуры.
8. Современная российская социокультурная ситуация и задачи образования.

Содержание спецкурса

Тема 1. Понятие о культуре. Основные культурологические концепции. Предмет культурологии и ее проблематика.

Происхождение и развитие представлений о культуре от античности до Нового времени. Смысл определения культуры как “второй природы”. Различные определения понятия “культуры”. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Условность данного деления. Функции культуры. Основные культурологические концепции: игровая, аксиологическая, деятельностная, этическая, теологическая, диалогическая.

Культурология как наука. Различные точки зрения на данную проблему. Предмет культурологии и ее проблематика. Специфика культурологического подхода к изучению исторических фактов. Законы развития культуры. Методы изучения культуры. Принципы изучения культуры.

Вопросы

· Что такое культура? Приведите разные определения этого понятия и проанализируйте их.
· Каково происхождение и развитие представлений о культуре?
· Какова структура культуры? Ее основные функции?
· Каковы основные проблемы культурологии?
· Назовите основные культурологические концепции. Раскройте смысл одной из них.
· Каково соотношение понятий “человек культуры” и “культурный человек”?
· Что такое культурология? Каков ее предмет?
· Какова специфика культурологического подхода к изучению исторических фактов?
· Каковы законы развития культуры?
· Назовите основные методы и принципы изучения культуры.

Литература

1. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М., 1995.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии, 1989, № 6.
3. Волков Г.Н Три лика культуры.- М., 1986.
4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира.- М., 1998.
5. Гессе Г. Игра в бисер. // Гессе Г. Собрание сочинений. В 4-х т. Т.4.- СПб., 1994.
6. Кассирер Э. Философия символических форм. // Культурология. ХХ век: Антология. - М., 1995.
7. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии, 1996, №10.
8. Культура, наука, образование /материалы “круглого стола” // Вопросы философии, 1997, №2.
9. Культура, человек и картина мира.- М., 1987..
10. Кутырев В.А. Культура в объятиях культурологии // Человек, 1998, №5.
11. Постижение культуры. Ежегодник. Вып. №3-4.- М., 1995.
12. Постижение культуры. Ежегодник. Вып. №5-6.- М., 1996.
13. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. - М., 1984.
14. Ребенок в мире культуры. - Ставрополь, 1998.
15. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. ХХ век: Антология - . М., 1995..
16. Розин В.М. К вопросу о культурологии. // Социально-политический журнал, СПб., 1993, №№ 4, 7.
17. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. - М., 1995.
18. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность, 1998, №3.
19. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность, 1995, №3.
20. Швейцер А. Избранное.- М., 1993. // Швейцер А. Культура и этика. - М.,1994.
21. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня.- М., 1992.

Тема 2. Культура и цивилизация. Линейные и мультилинейные концепции осмысления истории культуры.

Соотношение понятий “культура” и “ цивилизация”. Линейные и мультилинейные концепции осмысления истории культуры. Формационный и цивилизационный подходы в философии истории: основные принципы, достоинства и недостатки. Сущность европоцентризма и критика его в современных культурологических концепциях. Концепции развития культуры НЯ. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, Л.Н Гумилева и др. Проблема совмещения двух подходов к осмыслению истории культуры в современной философской мысли.

Вопросы

· Каково соотношение понятий “культура” и “цивилизация”?
· Что такое “цивилизация”? Какие значения понятия вам известны?
· Сопоставьте типы культур и типы цивилизаций. Различаются ли они в том и другом смысле?
· Каков смысл понятия “современная цивилизация”? Точно ли оно?
· В чем состоит актуальность проблемы взаимодействия цивилизаций в современных условиях?
· Какова сущность линейного осмысления истории?
· Мультилинейного?
· Назовите основные принципы, достоинства и недостатки формационного подхода к истории культуры.
· Назовите основные принципы, достоинства и недостатки цивилизационного подхода к истории культуры.
· Возможно ли совмещение этих концепций осмысления истории культуры? Каким образом решают эту проблему представители современной философской и культурологической мысли?
· Какова специфика западной цивилизации?
· Восточной? В чем их принципиальное различие?

Литература

1. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. - М., 1994.
2. Бердяев Н.А. О культуре.// Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.-Т.1.- М., 1994
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.
4. Гумилев Л.Н Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб, 1995.
6. Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М., 1996.
7. Ивин А.А. Введение в философию истории: Учебное пособие. - М., 1997.
8. Ионов И.Н Теория цивилизаций и эволюция научного познания // Общественные науки и современность, 1997, №6.
9. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах // Общественные науки и современность, 1996, №1.
10. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
11. Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995.
12. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. - М., 1992.
13. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические этюды). - М., 1996.
14. Степин В.С., Толстых В.И. Демократия и судьба цивилизации // Вопросы философии, 1996, №10, с. 3-18.
15. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994., № 1.
16. Хорни К. Психология женщины. // Хорни К. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.1. - М., 1997.
17. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

Тема 3. Субъект культуры и ее социальная дифференциация. Массовая и элитарная культура

Проблема субъекта культуры, ее решение в современной культурологической мысли. Массы - массовое сознание - человек массы. Западные концепции “массы”. Типичные черты человека массы. Причины его появления. Понятие “массовой культуры”. Ее основные черты. Отношение к массовой культуре в современной культурологической мысли. Соотношение понятий “массовая культура” - “народная культура” - “элитарная культура». Образование как феномен массовой культуры (А.Я.Флиер). Задачи образования на современном этапе развития культуры.

Теории элит. Элитарная культура, ее основные признаки и особенности. Направления элитарной культуры. Соотношение понятий “элитарная культура” - “классическая культура”. Диалектика массовой и элитарной культуры. Проблема критериев высокой культуры.

Вопросы

· Когда и в связи с какими культурно-историческими процессами возникло понятие “массовая культура”?
· Назовите философов, внесших наибольший вклад в осмысление феномена массовой культуры? Назовите основные концепции теории масс.
· Каковы основные черты массовой культуры? Человека массы?
· Назовите основные концепции теории элит. Каков смысл наиболее значимых из них?
· Дайте определение элитарной культуре. Каковы ее основные черты?
· Какова диалектика массовой и элитарной культуры?
· Каково соотношение понятий “массовая культура”, “народная культура”?
· Назовите основные позиции в культурологической мысли по отношению к массовой культуре. С какой из них вы бы согласились?

Литература

1. Барт Р. Мифология. - М., 1996.
2. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. - М., 1998. 3. Золотухина- Аболина Е.В. Постмодернизм: распад сознания // Общественные науки и современность, 1997, №4.
4. Культура, культурология, образование (материалы “круглого стола” //Вопросы философии, 1997, № 2.
5. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. - М., 1998.
6. Малькова Т.П., Фролова М.А. Масса. Элита. Лидер. - М., 1992.
7. Масковичи С. Век толп. - М.,1996
8. Масковичи С. Машина, творяшая богов. - М., 1998.
9. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, №№ 3, 4.
10. Психология толп. - М., 1998.
11. Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб, 1997.
12. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. - М., 1998.
13. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. - М., 1998.
14. Телеэкран - опиум для дам // Человек, 1996, №6.
15. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность, 1998, №6.
16. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого “Я” // Преступная толпа. - М., 1998.

Тема 4. Экранная культура. Субкультура. Контркультура.

Типология культуры по способу трансляции культурных ценностей. Устная - письменная (книжная) - экранная культура. Экранная культура как логическое звено в эволюции культуры. Определение экранной культуры. Особенности экранной культуры. Влияние экранной культуры на психосферу современного человечества. Д.С.Лихачев об «экологии культуры».

Понятие “субкультуры”. Социальные функции субкультур. Типология субкультур. Основные черты субкультуры. Диалектика общечеловеческого и классового в культуре.

Понятие “контркультуры”. Ее основные черты. Соотношение понятий “субкультура” и “контркультура”. Теоретическое обоснование контркультуры в работах Ф. Ницше.

Понятие “карнавальной культуры”. Соотношение понятий “карнавальная культура” - “контркультура” - “народная культура”. Основные черты карнавальной культуры (М.М. Бахтин).

Вопросы

· Раскройте содержание понятия “экранная культура”.
· Каковы ее особенности?
· Раскройте содержание понятия “субкультура”.
· Каковы ее социальные функции и основные черты?
· Назовите основные признаки, лежащие в основе типологии субкультур.
· Раскройте содержание понятия “контркультура”.
· Назовите ее основные черты.
· Каково соотношение понятий “субкультура” и “контркультура”?
· Кому принадлежит термин “карнавальная культура”? Каково его значение?
· Назовите основные черты карнавальной культуры.

Литература

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
2. Громова И.Б. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта. // Социс, 1991, № 10.
3. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе “двойного сознания”. // Вопросы философии., 1991, № 1.
4. Крылов А. Человек или компьютер: война на уничтожение // Труд, 1999, №50, 20 марта.
5. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). - М., 1999.
6. Малькова Т.П., Фролова М.А. Масса. Элита. Лидер. - М., 1992.
7. Маркузе Г. Одномерный человек.- М., 1994.
8. Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия// Вопросы философии, 1987, № 6.
9. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.
10. Телеэкран - опиум для дам // Человек, 1996, №6.
11. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность, 1998, №6.

Тема 5. Интеллигенция как субъект культуры.

Содержание понятия «интеллигенция». Зависимость характера интеллигенции от социокультурного типа общества. Основные группы интеллигенции. Функции интеллигенции в обществе.

Интеллигенция и власть, средства разрешения данного противоречия. Н.А.Бердяев и Г.П.Федотов о природе и происхождении русской интеллигенции. Основные черты русской интеллигенции и их проявления на различных этапах российской истории. В.Ф. Кормер о “карнавализации” сознания русской интеллигенции. К.Мангейм о «пролетаризации» как основной тенденции развития современной интеллигенции. Проявления данной тенденции в учительстве (на материалах социологических исследований последних лет).

Вопросы

· Каково содержание понятия “интеллигенция”?
· В чем проявляется зависимость характера интеллигенции от социокультурного типа общества?
· Назовите основные группы интеллигенции. Кто к ним относится?
· Каковы функции интеллигенции в обществе?
· Каковы, на ваш взгляд, причины противоречия: интеллигенция и власть? Каковы средства разрешения данного противоречия?
· Каковы взгляды русских философов, например, Г.П.Федотова и Н.А.Бердяева, на природу и происхождение интеллигенции?
· Назовите два основных признака русской интеллигенции.
· Как проявляются эти признаки в современной российской интеллигенции?
· Какова роль русской интеллигенции на разных этапах российской истории?
· Как вы понимаете тезис В.Ф.Кормера о «карнавализации» сознания русской интеллигенции?
· Согласны ли вы с тезисом К. Мангейма о пролетаризации современной интеллигенции? Какова сущность понятия «пролетаризация» и его проявления в современной интеллигенции?

Литература

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Бердяев Н.А. Сочинения. – М., 1994.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994.
3. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии, 1989, № 9.
4. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе “двойного сознания”. // Вопросы философии, 1991, № 1.
5. Мангейм К. Диагноз нашего времени // М., 1994.
6. Учительство как социально-профессиональная группа. – М., 1996.
7. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х т. Т.1. - СПб., 1991.

Тема 6. Кризис культуры и его осмысление в мировой культурологической мысли. Будущее культуры.

Содержание понятия “кризис”: синергетический аспект. Осмысление проблемы кризиса культуры в западной и отечественной философской мысли: О. Шпенглер, Х. Ортега - и - Гассет, Й. Хейзинга, И.А. Ильин, Э. Фромм, К. Хорни, П.Тиллих, А.С. Арсеньев и др. Специфика западной культуры. “Фаустовский” тип личности: отношение к миру, природе, человеку, обществу. Базовые ценности западной культуры. Отличие ее от восточных культур.

Причины кризиса культуры и его проявления. Антропологический кризис современности - отражение его в романах - антиутопиях ХХ века: О.Хаксли, Е. Замятина, Дж. Оруэлла. Амбивалентный характер кризиса культуры. Прогрессивные тенденции развития современной цивилизации как потенциальные пути преодоления кризиса культуры. Культура будущего. Концепция В.И. Вернадского о ноосфере и ее культурно-исторический смысл. К. Ясперс и Т. Роззак о культуре будущего.Превращение истории человечества в историю культуры.

Вопросы

· Каково содержание понятия “кризис”?
· В чем вы видите проявления кризиса культуры?
· Что объединяет различные концепции кризиса культуры? В чем их различие?
· Каковы взгляды философов на причины кризиса культуры?
· Каковы перспективы выхода из него?
· Почему социальный, политический, экономический, экологический и пр. кризисы считают проявлениями общего кризиса культуры?
· Как решается проблема будущего культуры в художественной литературе, в частности в известных романах-антиутопиях ХХ века О. Хаксли, Е. Замятина, Дж. Оруэлла?
· Каковы черты кризиса человека в современном мире? Почему он назван философами “антропологическим кризисом”?
· Каковы объективные предпосылки гармонизации отношений “человек и общество”, складывающиеся в современной культуре?
· Каков культурно-исторический смысл учения В.И. Вернадского о ноосфере? Как развивается это учение в современной философии?
· Каков культурно-исторический смысл концепции “осевого времени” К. Ясперса?
· Как вы понимаете тезис о превращении истории человечества в историю культуры?
Литература

1. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - М., 1994.
2. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Там же.
3. Бердяев Н.А. Кризис искусства // Там же.
4. Бердяев Н.А. Пикассо // Там же.
5. Бестужев- Лада И.В. Деградация искусства ХХ века глазами социолога // Искусство и образование, 1998, №4.
6. Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. - СПб, 1996.
7. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
8. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и совр-ть ,1994, № 2.
9. Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М., 1996.
10. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М., 1996.
11. Ильин И.А. Путь к очевидности.- М., 1993.
12. Кутырев В.А. Дух нашего времени (философские этюды). // Общественные науки и современность, 1996, №4.
13. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). - М., 1999.
14. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии, 1994, № 4.
15. Мальцева НЛ. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию. Монография. - Волгоград, 1996.
16. Мангейм К. Диагноз нашего времени // М., 1994.
17. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.
18. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М., 1966.
12. Монтегю Э., Мэтсон Ф. Дегуманизация человека // Современный человек: цели, ценности, идеалы. - М., 1988.
13. Моисеев НН. Быть или не быть ... человечеству? - М., 1999.
14. Моисеев Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек, 1992, № 3.
15. Назаретян А. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов // Общественные науки и современность. 1993, № 3.
16. Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество. - Воронеж, 1995.
17. Роззак .Т. Незавершенное животное. Форпост эпохи Водолея и эволюция сознания // Человек и общество: проблема человека на 18 Всемирном фил. конгрессе. -М., 1992.
18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество . - М., 1992.
19. Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре? // Общественные науки и совр-ть,1992, № 6.
20. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.. 1996.
21. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск, 1997.
22. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990.
23. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. - М.. 1995.
24. Хаксли О. О дивный новый мир! // О дивный новый мир: Английская антиутопия. - М., 1990.
25. Хорни К. Наши внутренние конфликты. // Психоанализ и культура - М., 1995.
26. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
27. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.

Тема 7. Социодинамика российской культуры.

Россия как особый тип цивилизационных систем. Понятие “менталитета культуры”. Факторы, его определяющие. Особенности менталитета российской культуры. Природные предпосылки российской ментальности. Бинарное строение российской культуры. Взаимодействие западных и восточных цивилизационных факторов в менталитете российской культуры, его влияние на социодинамику культуры. Антиномичность российской культуры. Инверсия как механизм социокультурного развития России. Дискретность, прерывистость исторического развития российской культуры. Русские философы об уникальности российской цивилизации.

Проблема культурно-исторического выбора России. Западнические и славянофильские концепции развития российской культуры. Евразийство как идейное движение начала ХХ века. Теория модернизации: культурологический аспект. Роль культурного фундамента в процессах модернизации общества.

Вопросы

· Чем определяются ценностно-смысловое единство различных этапов истории российской культуры?
· Каково содержание понятия “менталитет культуры”?
· Какие факторы определяют менталитет культуры?
· Каковы особенности менталитета российской культуры?
· В чем вы видите проявления антиномичности российской культуры?
· Каков механизм социокультурного развития российской культуры?
· Какие черты развития российской культуры он определяет?
· Назовите культурно-исторические достоинства и недостатки глубинного свойства российской культуры - бинарности.
· Какое место в менталитете российской культуры занимают западный и восточный цивилизованные факторы?
· Как их взаимодействие влияет на социодинамику российской культуры?

Литература

1. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. - М., 1994.
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма \\ Бердяев Н.А. Сочинения. - М., 1994. 2. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. - М., 1990.
3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990.
4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб, 1995.
5. Ерасов Б. Одномерная логика российских модернизаторов // Общественные науки и современность, 1995, №2.
6. Ерасов Б. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность, 1994, №2.
7. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. - М., 1994.
8. Зиновьев АА. Посткоммунистическая Россия. - М., 1996.
9. Ивин А.А. Введение в философию истории: Учебное пособие. - М., 1997.
10. Касьянова К.. О русском национальном характере. - М., 1994.
11. Кондаков В.И. Введение в теорию русской культуры/ теоретический очерк. - М.,1994.
12. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра; Основы этики; Характер русского народа. - М., 1991.
13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
14. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. - М., 1994.
15. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. - М., 1998.
16. Панарин А.С. “Вторая Европа” или “Третий Рим” (парадоксы европеизма в современной России) // Вопросы философии, 1996, №10.
17. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. - М., 1996.
18. Померанц Г. Выход из транса. - М., 1995.
19. Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность, 1996, №2.
20. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология. - М., 1993.
21. Федотов Г.П. Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры. - СПб., 1991.
22. Флиер А.Е. Об исторической типологии российской цивилизации //Цивилизации и культуры. Вып. 1. - М., 1994.

Тема 8. Современная российская социокультурная ситуация и задачи образования.

Ценностно-смысловое единство различных этапов российской истории. Посттоталитарный период как логическая закономерная фаза российской истории. Кризис современной российской культуры: причины и проявления. А.Тойнби о причинах надломов и кризисов цивилизаций. Ситуация неэквивалентного культурного обмена. “Революция притязаний” в современном российском обществе и ее воздействие на духовно-нравственное состояние личности. Р. Мертон о причинах асоциального поведения и духовных кризисах личности. Кризис ценностей в современной российской культуре. Проблемы будущего пути России: различные точки зрения. Современное евразийство: за и против. Кризис образования как проявление кризиса российской культуры. Задачи образования в условиях кризиса российской культуры.

Вопросы

· Какие особенности развития российской культуры проявились на сегодняшнем этапе ее развития? Каковы их проявления в современной российской социокультурной ситуации?
· Чем определяется ценностно-смысловое единство различных этапов развития российской культуры?
· Почему посттоталитарный период ее развития назван логической закономерной фазой российской истории?
· Чем, на ваш взгляд, вызван кризис российской культуры в современных условиях?
· Каким образом данные процессы отражаются на духовном состоянии личности?
· Каким образом система образования может участвовать в решении этих проблем?
· Как решается проблема будущего пути России в современной философской и культурологической мысли?
· Какова Ваша точка зрения на эту проблему?

Литература

1. Ахиезер А.С. Дезорганизация общественной жизни // Общественные науки и современность, 1995, №6.
2. Голов А.А. Что волнует сегодня россиян // Человек, 1994, №3.
3. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки, 1989, №6.
4. Данилова Е.Н Идентификационные стратегии: российский выбор // Социс, 1995, №6.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - М., 1994.
6. Евстигнеев Р.Н Цикличность переходного периода // Вопросы философии, 1993, №1.
7. Зарубина НН. Самобытный вариант модернизации // Социс, 1995, №3.
8. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. - М., 1994.
9. Капустин Б.Г. Россия и Запад: пути к миру миров // Цивилизации и культуры. Вып.1.- М., 1994.
10. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовный кризис в Росси: есть ли выход? // Октябрь, 1996, №5.
11. Косенко И. Ставка на зомби, или способы ликвидации “неперспективной” России // Молодая гвардия, 1996, №8.
12. Красильщиков В.А. Модернизация в России на пороге XXI века // Вопросы философии, 1993, №7.
13. Кудрявцев В.Н Социальные деформации / Причины, механизмы и пути преодоления. - М., 1992.
14. Лапин НИ. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации России // Вопросы философии, 1992, №12.
15. Лейбин В. Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению // Общественные науки и современность, 1992, №5.
16. Модернизация в России и конфликт ценностей.- М., 1994.
17. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. - М., 1996.
18. Пастухов В.Б. Посткоммунизм как логическая фаза развития евразийской цивилизации // Полис, 1992, №№5,6.
19. Российская модернизация: проблемы и перспективы /материалы “круглого стола” // Вопросы философии, 1993, №7.
20. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества: социологический анализ // Социс, 1993, №9.
21. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, №1.
22. Холмогорова А.Б., Гаранян НГ. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии, 1999, №2.
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.1. - М., 1997.

--------------------------------------------------------------------------------
[1] Количество часов, отводимых на то или иное занятие, а также выбор тем определяется спецификой категории слушателей и их образовательными потребностями, а также видом курсовой подготовки.
--------------------------------------------------------------------------------