Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Методика преподавания истории и теории культуры (Зверева Г.И., доктор исторических наук, профессор) ( Институт европейских культур)

Аннотация

Курс “Методика преподавания истории и теории культуры” рассчитан на 18 часов аудиторных занятий (включает лекции и семинарские занятия, в конце курса проводится зачет).

Структура и содержание курса органично связаны с дисциплинами профессионально-образовательной программы по культурологии.

Цели курса определяются общей направленностью культурологического образования и потребностью формирования у слушателей навыков преподавательской работы.

Задача курса - показать тесную взаимосвязь методических проблем подготовки культурологов с теоретико-методологическими, историко-культурными и практическими аспектами изучения культуры.

В результате освоения курса слушатели должны свободно ориентироваться в массиве учебной литературы по культурологической тематике, уметь анализировать концепции и методические принципы построения учебных программ и пособий, рассчитанных на преподавание культурологических дисциплин в вузах и школах, должны научиться самостоятельно составлять учебные программы лекционных курсов по истории и теории культуры.

Семинарские занятия по методике преподавания истории и теории культуры ставят целью познакомить слушателей с текстами вузовских учебников и учебных пособий последнего поколения, их жанровыми особенностями, принципами построения, понятийным аппаратом, методическими приемами, рассчитанными на овладение изучаемым предметом. Всесторонний текстуальный анализ учебной литературы для вузов позволяет глубже понять содержание дисциплины “культурология” и специфику ее изучения в контексте разных профессионально-образовательных программ.

Задача семинарских занятий - дать слушателям необходимые навыки практической методической работы как преподавателя культурологии в высшем учебном заведении.

Темы лекций

1. Знание о культуре: дисциплинарные и институциональные аспекты.

Формирование знания о культуре в Новое и Новейшее время. Проблемы профессионализации изучения и описания культуры в социально-гуманитарном знании XIX - XX века. Знание о культуре и сообщество академических гуманитариев.

Направления и школы изучения культуры в высших учебных заведениях: опыт Западной Европы, США, России в XX веке. “Культурология” в пространстве российской высшей школы 90-х годов XX века.

2. Современные учебники и учебные пособия по теории и истории культуры.

Характеристика видов и типов вузовской учебной литературы по культурологии. Определение авторских подходов к изучению культуры.

Анализ избранного авторами понятийно-терминологического аппарата, принципов построения учебников и учебных пособий, научно-справочного и методического обеспечения.

Характеристика современных антологий и хрестоматий по культурологии, истории и теории культуры.

Проблемы изучения исторических свидетельств по истории и теории культуры.

3. Государственные образовательные стандарты по направлению и специальности “культурология”.

Цели и задачи культурологического образования в вузе. Принципы построения Стандартов. Структура и содержание Стандартов по направлению и по специальности “культурология”: общее и особенное. Возможности и приемы использования Стандартов при подготовке учебных курсов по истории и теории культуры.

4. Учебный курс по культурологии.

Определение места курса в профессионально-образовательной программе вуза. Постановка целей и задач курса. Выбор теории и методов изучения предмета. Формирование корпуса категорий, понятий, терминов для курса. Отбор научной и учебно-методической литературы. Формулирование принципов построения курса. Научно-справочный аппарат. Проблемы методического обеспечения курса.

Подготовка Программы учебного курса и контрольных заданий.

Специфика разработки учебных курсов по проблемам истории и теории культуры в средней школе. Курс “Мировая художественная культура”.

5. Учебные программы курсов по культурологии.

Характеристика действующих вузовских учебных Программ по культурологии, истории и теории культуры. Специфика Программ для гуманитарных и технических вузов.

Анализ целевых установок, понятийно-терминологического аппарата, структуры, объема содержания, методического обеспечения вузовских Программ.

6. Методические проблемы чтения курса.

Проблемы формирования лекционного курса по культурологии (истории и теории культуры). Определение теоретико-методологических оснований курса и языка общения с аудиторией. Композиция курса, соотношение проблематики курса и отдельных лекций. Использование методических приемов при чтении курса. Проблемы коммуникации. Формы контроля знаний студентов.

Методические особенности чтения курсов по истории и теории культуры в средней школе. Особенности внеклассной работы с учащимися.

Темы семинарских занятий по курсу Г.И. Зверевой "Методика преподавания истории и теории культуры"

1. Учебная литература по дисциплине “культурология”: критический текстуальный анализ.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение предмета дисциплины “культурология” и подходов к его изучению в тексте учебного пособия (учебника).
2. Характеристика семантики базовых понятий и терминов, содержащихся в тексте.
3. Принципы построения учебного пособия (учебника).
4. Характеристика методических приемов, используемых автором учебного пособия (учебника).

Литература к семинару:

1. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие. Отв. ред. Т.Ф. Кузнецова. М., 1995.
2. Культурология. Учебное пособие. Отв. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону, 1995.
3. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие под ред. В.А. Драча. М., 1999.
4. Культурология. Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.
5. Учебный курс по культурологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.
7. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. Учебное пособие. М., 1996.

2. Учебная литература по отдельным субдисциплинам знания о культуре: философии культуры, социологии культуры, истории культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение в учебных пособиях места философии культуры и социологии культуры в системе культурологического знания.
2. Определение предмета истории культуры в учебных пособиях (учебниках). Проблема дисциплинарного соотношения “истории общества” и “истории культуры”.
3. Анализ базовых категорий и понятий, образующих лексикон учебных пособий.
4. Особенности использования культурологического понятийно - терминологического аппарата в учебных пособиях (учебниках) по истории культуры.
5. Методические приемы в учебных пособиях по философии и социологии культуры.
6. Принципы построения учебных пособий (учебников) по истории культуры.

Литература к семинару:
1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
2. Каган М.С. Философия культуры. Спб., 1996.
3. Морфология культуры. Структура и динамика. Учебное пособие. Отв. ред. Г.А. Аванесова. М., 1994.
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. Учебное пособие. М., 1994.
5. Ионин Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие. М., 1996.
6. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Учебное пособие. В 2 ч. Екатеринбург, 1993.
7. Шульгин Г.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. Учебное пособие. М., 1996.
8. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Многоуровневое учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
9. Качановский В.В. История культуры России. Учебное пособие. Минск, 1997.
10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Учебник для вузов. М., 1997.
11. Очерки истории мировой культуры. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Т.Ф. Кузнецова. М., 1997.

3. Учебная программа курса по теории и истории культуры: концепция, лексикон, композиция, методическое обеспечение.

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение содержания учебной программы культурологического курса с задачами конкретных профессионально-образовательных программ: место курса в профессиональной подготовке студента.
2. Принципы построения учебной программы курса.
3. Методическое обеспечение учебной программы курса.

Литература к семинару:

1. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: философия, логика, социология, культурология. М., 1998.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995.
3. Культурология. Учебное пособие. Отв. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону, 1995.
4. Учебный курс по культурологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1996

Литература к курсу Г.И. Зверевой "Методика преподавания истории и теории культуры"

Источники:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995.
- Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: философия, логика, социология, культурология. М., 1998.

Литература:
- Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX-XX век. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. М., 1998.
- Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. Учебное пособие. М., 1998.
- Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.
- Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. Учебное пособие. М., 1994.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие. М., 1996.
- Каган М.С. Философия культуры. Спб., 1996.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Учебник для вузов. М., 1997.
- Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие под ред. проф. В.А. Драча. М., 1999.
- Культурология. Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.
- Культурология. Учебное пособие. Отв. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону, 1995.
- Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие. Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.
- Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Учебное пособие. В 2 ч. Екатеринбург, 1993.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. Учебное пособие. М., 1996.
- Шульгин Г.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. Учебное пособие. М., 1996.

Дополнительная литература:


- Качановский В.В. История культуры России. Учебное пособие. Минск, 1997.
- Культура: теории и проблемы. Учебное пособие. Отв. ред. Т.Ф. Кузнецова. М., 1995.
- Культурология. ХХ век. Антология. (серия “Лики культуры”). Отв. ред. С.Я. Левит. М., 1995.
- Морфология культуры. Структура и динамика. Учебное пособие. Отв. ред. Г.А. Аванесова. М., 1994.
- Немировская Л.З. Культурология. Учебное пособие. М., 1997.
- Учебный курс по культурологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1996.
- Чернокозов А.И. История мировой культуры. Многоуровневое учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.