Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Пожарская О.Н. Культурология ( МИРЭА)

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в эпоху далеко неоднозначной, противоречивой, подчас драматичной технико-экономической и социально-политической модернизации. По мнению многих специалистов, движущей силой модернизации XX века является процесс культурного перехода, обусловивший резкое повышение роли духовной культуры, а значит, и присущих ей смыслов, норм, целей и ценностей в развитии человечества. Эпоха модернизации открыла перед человеком новые, до настоящего времени во многом еще не ясные горизонты. Однако уже очевидно, что мы живем в стремительно изменяющемся и непрерывно обновляющемся обществе. А участвовать в процессе перемен и меняться вместе с окружающим миром – не просто естественное стремление всякого человека, но и существенный аспект профессиональной деятельности. Настоящий курс готовит будущих специалистов к жизни в современном быстроизменяющемся обществе, обществе, которое в своей технико-экономической основе уже становится постиндустриальным и информационным, но которое еще должно вызреть духовно, выстрадать свои гуманистические принципы и императивы, научиться принимать решения с учетом всего комплекса социокультурных факторов (морали, права, экономики, политики, науки, религии, искусства).

Культурология – интегративная социогуманитарная научная дисциплина. Известно, что в XX веке происходит постепенный отказ от позитивистского дробления гуманитарного знания, отход от тех или иных форм технологического, экономического, социального или политического детерминизма. Одновременно с этим идет становление новой более универсальной и основательной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества.

Авторы программы не ставили перед собой задачи охватить всю панораму мирового культурного исторического процесса, но стремились выделить ключевые точки, важнейшие темы, подводящие студентов к нелинейному, стереоскопическому восприятию культурно-исторической динамики современного мира. Настоящая программа включает тематику курса, рекомендуемую для изучения литературу. В списке литературы курсивом выделены книги, имеющиеся в читальном зале библиотеки МИРЭА.

Программу составили доценты кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА Пожарская О.Н., Федорова Л.Г., Слесарев А.А., Павленко А.Н.. Программа соответствует Государственному образовательному стандарту в части требований к содержанию и уровню подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Тема 1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ (2 часа)

Культурология – новая гуманитарная дисциплина. Фундаментальное изменение характеристик исторической реальности и новое видение мира в XX в. Глобальный кризис. Смена парадигм мышления. Стремление к диалогу культур. Формирование междисциплинарных синтезов и интегративных подходов. Предмет и задачи культурологии. Культура как система. Содержание общественной жизнедеятельности людей – предмет культурологии. Человек в контексте культуры. Основные задачи и направления культурологических исследований: эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, культурный код и межкультурная коммуникация, общее и специфическое, устойчивое и изменчивое в культуре. Методы анализа культуры: морфологический, цивилизационно-типологический, сравнительно-исторический, семиотический и др. Сущность культуры. Многообразие определений феномена культуры. Единство и различие ценностного и научного подходов к изучению культуры. Культура и цивилизация. Культура как мир знаков и значений. Исторический процесс и развитие культур. Основные культурологические школы XX века: общественно-историческая школа (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), натуралистическая школа (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Б.К.Малиновский), социологическая школа (П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс), символическая школа (Э.Кассирер, К. Леви-Строс). Традиции «диалогового» подхода (К.Ясперс, М.Бахтин). Типология культур, проблема их классификации и сравнительного изучения. Этническая, национальная, элитарная и массовая культуры. Запад - Восток – как социокультурная проблема современности. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в современном мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. – М.: РГГУ, 1999. – 241 с.
Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Е.В.Попов и др. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 336 с..
Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 1997. – 512 с.
Культура: теории и проблемы / Т.В.Кузнецова и др. – М.: Наука, 1995. – 279 с.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: РОУ, 1996. – 271 с.
Мамонтов С.П., Мамонтов А.С. Антология культурологической мысли. – М.: РОУ, 1996. – 352 с.
Павленко А.Н. «Темпоральная монадология» и времявосприятие Н.Я.Данилевского / Философия и культура в России: методологические проблемы. – М.: ИФРАН. 1992. – С. 64-76.
Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998. – 446 с.
Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: Союз, 1998. – 560 с.
Селиванова О.Б. Культурология: Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 1999. – 95 с.
Шишова Н.В., Акулич Т.В. История и культурология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: ИК Логос, 1999. – 367 с.

Тема 2. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРЫ (2 часа)

Ненаучные представления о происхождении человека и его культуры. Антропологические мифы и предания. Библейские сказания. Аргументация сторонников палеовизита. Атлантида – колыбель древних культур и цивилизаций?

Наука о происхождении человека и общества. Данные зоологической антропологии, этнографии и приматологии о происхождении человека. Значение археологии для изучения материальной культуры палеолита и раннего неолита. Многообразие концепций эволюции и гипотетичность представлений.

Первобытная культура. Эпоха позднего палеолита (40-10 тысяч. до н.э.). Становление менталитета человека. Переход от ситуационного мышления к мифологическому. Категории пространства и времени, истины, работы в мифологическом мышлении. Охота, рыболовство, собирательство в «каменном веке». Применение составных орудий труда. Матриархальный род.

Эпоха мезолита (10-6 тысяч. до н.э.): усложнение форм трудовой деятельности. Начало керамического, ткацкого и прядильного производства. Возникновение земледельческого и скотоводческого хозяйства. Переворот в питании людей. Патриархальный род.

Эпоха неолита (6-4 тысяч. до н.э.): ремесленничество, торговля, преодоление информационного барьера, первый демографический взрыв, развитие естественнонаучных знаний на уровне стихийно-эмпирического отражения мира, искусства, религии. Неолитическая революция: переселение народов, героический эпос, расслоение общины и образование номовых государств.

Миф как форма осознания человеком мира. Переход к религии как отдельному элементу культуры. Пути олицетворения богов: от стихий, зооморфности к антропоморфности и абстрактному провидению. Дальнейшая эволюция форм религии.

Переселение индоевропейских народов из Семиречья в Европу (4-3 тыс. до н.э.). Образование праславянских, германских, прибалтийских народов. Становление славян. Славянские герои и пантеон богов. От Гардарики к Киевской Руси. Былинный эпос. Христианизация Руси.

Единство факторов биологической и социальной эволюции в антропосоциогенезе. Культура первобытного общества как основа для становления и развития исторических цивилизаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеев В.П. Становление человека. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с.
Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд. Моск. Патриархии, 1972.
Былины. Сокровища русского фольклора. – М.: Современник, 1991. – 767 с.
Вейнберг И.Л. Человек в культуре Ближнего Востока. – М.: Наука, 1986. – 208 с.
Гобарев В.М. Предыстория Руси: В 2 ч. – М.: Менеджер, 1994. – 630 с.
Козлова М.С. Эволюционная судьба Homo sapiens // Человек. – 2000. – № 1. С.– 46-57.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Правда, 1990.
Лукач Й. Пути богов. – М.: Политиздат, 1984. – 248 с.
Мещеряков. Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. – М.: РГГУ, 1994. – 319 с.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1974. – 487 с.
Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. – Л.: Наука, 1989. – 225 с.
Ранк О. Миф о рождении героя. – М.: Рефл-Сук, Ваклер, 1997. – 250 с.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 783 с.
Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: Союз, 1998. – 560 с.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с.
Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 627 с.

Тема 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (10 часов)

Древний Мир как социокультурный феномен. Генезис цивилизаций Древнего Востока; их место и роль в культурной эволюции человечества. Универсалистский и европоцентристский подходы к изучению древних культур. Концепции азиатского способа производства, «вторичной формации», единства исторического процесса. Теория «осевого времени» К.Ясперса. «Доосевые» и «послеосевые» культуры Древнего Востока. Специфические особенности древневосточных культур. Античность как тип культуры. Происхождение греко-римского народа. Проблема культурных заимствований римлян у греков и этрусков. Генезис европейской ментальности. Истоки дихотомии Запад – Восток.

3.1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Общая характеристика периода. Роль историко-географических условий в развитии египетской цивилизации. Этнические корни египтян. Периодизация и общая характеристика культуры. Консерватизм как традиционная черта мировоззрения.

Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связей. Ирригационная система земледелия и появление избыточного продукта. Принципы распределения. Власть-собственность как альтернатива европейской собственности. Социальная основа древнеегипетской культуры. Теократический характер власти.

Мировосприятие и религиозные верования. Проблема жизни и смерти как центральная тема мировоззрения. Мистицизм мировосприятия. Основные боги египтян. Значение религиозной реформы Эхнатона (Аменхотепа IV).

Научные достижения египтян. Медицина. Математика. Астрономия. Письменность и литература. «Тексты пирамид», «Книга мертвых». Значение исследований Ж.Ф. Шампольона для изучения египетского письма.

Художественная культура. Отражение религиозных представлений в искусстве. Высокий уровень архитектуры и изобразительного искусства. Каноны скульптуры. Символика египетского искусства. Историческое значение египетской культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Емохонова Л.Г. Художественная культура Древнего Египта // Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 1999. – С.5-24.
Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда: Пер. с фр. – М.: Наука, 1992. – 326 с.
Ковтунович О.В. Вечный Египет: Очерки прошлого и настоящего долины Нила. – М.: Наука, 1989. – 151 с.
Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине Х1Х века: Пер с англ. – М.: Наука, 1982. – 436 с.
Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов: Пер. с фр. – М.: Наука, 1989. – 376 с.
Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб.: Петро-Риф, 1993. – 270 с.

3.2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Периодизация и общая характеристика культуры Древней Индии. Генезис древнеиндийской цивилизации. Культура Хараппы как основа культурной и общественной эволюции Индии. Ведическая литература. Расцвет культуры при династии Маурьев (322-185 до н.э.). Гуптская империя (IV-V вв.) – «золотой век» индийской культуры. Индийская цивилизация и формирование индо-буддийского типа культуры.

Материальная культура. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Освоение хлопкоткачества. Городская жизнь.

Социальные основы индо-буддийской духовной традиции. Монархические и олигархические республики на территории Древней Индии. Система внеэкономического принуждения. Законодательное закрепление варн в «Законах Ману». Особенности варно-кастового строя. Император Ашока (268-232 до н.э.) – образцовый государственный деятель. Своеобразие индийской государственности.

Мировосприятие и система ценностей. Ведическая литература. Возникновение идей вечного круговорота (сансара), воздаяния (карма), душевного равновесия (нирвана). Вера в «мировой закон». Традиционный мифологизм, мистицизм и политеизм знания. Индра, Агни и Сурья – главные божества Древней Индии. Священные тексты «Махабхараты» и «Рамаяны» как религиозно-мифологическая форма освоения мира. Брахманизм. Джайнизм. Формирование и эволюция основных направлений буддизма. Становление индуизма. Культ Брахмы, Вишны и Шивы. Различия в социально-политических ориентирах буддизма и индуизма. Христианство и индуизм.

Научные достижения. Исследования в астрономии и математике (Арьябхаты, Варахамихиры). Концепция «всеобщей относительности» (пустоты) Нагарджуны. Наука о долголетии (аюрведа). Лингвистика. Установка на целостность мира, синтез религии и науки.

Художественна практика. Буддизм и развитие архитектуры. Гандхарская школа искусств: антропоморфное изображение Будды. Органический синтез архитектуры, скульптуры и живописи в пещерных храмах Аджанты. Этико-практическая направленность древнеиндийской литературы. Развитие драматургии (Калидас), театрального искусства, особенности музыки, поэзии. Символика танцев и религиозных обрядов.

Современное значение культурных традиций Древней Индии. Самобытность индо-буддийской культуры среди цивилизаций Востока. Культурное наследие Индии в восприятии европейцев. Индия и Россия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. – М.: Вост. лит., 1994. – 295 с.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: Наука, 1993. – 318 с.
Буддизм: Словарь. – М.: Республика, 1992. – 286 с.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М. 1977.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: Детская литература, 1986. – С. 158-171.
Гачев Г. Образы Индии: опыт экзистенциональной культурологии. – М., 1993.
Клайв Эррикер. Буддизм: Пер. с анг. – М.: Фаир-Пресс, 1999. – 304 с.
Неру Д. Открытие Индии: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – 460 с.
Ольденбург С.Ф. Культура Индии. – М., 1994.

3.3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Общие сведения. Роль природно-климатических факторов в становлении китайской цивилизации. Китай периода династии Шан (Инь) (II тыс. до н.э. – XI в. до н.э.). Иньская конфедерация городов-общин номового типа. Династия Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Возникновение ранних государственных объединений. Государство Цинь (221-207 гг. до н.э.). Образование первой централизованной империи на территории Китая. Формирование конфуцианско-даосистского типа культуры.

Развитие материальной культуры. Ирригационная система земледелия. Первое упоминание о железоплавильном деле (513 г. до н.э.) и возникновение писанного государственного законодательства. Развитие сложных ремесел. Открытие Великого шелкового пути. Международная торговля. Главные предметы китайского экспорта.

Раннее государство в Китае. Предпосылки для создания единого древнекитайского государства. Реформы Шан Яна. Идея империи и теократическое оформление государственной власти. Тоталитаризм и культура.

Система ценностей. Особенности мифологических представлений в Древнем Китае. Древнекитайские культы и гадания. Приоритет этики над религией. Культ предков и рационализм мировосприятия. Понятия «инь» и «ян». Небо как главное всекитайское божество. Конфуцианство, даосизм и чань-буддизм – ведущие философско-религиозные системы Китая. Древнекитайское «Пятикнижие» («У-цзин»). Концепция счастья в традиционной культуре Китая. Причины замедления темпов развития. Истоки традиционности и консерватизма.

Концепция знания в рамках конфуцианско-даосистской картины мира и технические изобретения. Древнекитайская медицина. Литература и поэзия.

Художественная деятельность. Идея гармонии в эстетическом сознании и художественной практике Китая. Иероглиф как идеальная модель художественного произведения. Особенности живописи на свитке. Основные жанры китайской живописи. Архитектурные ансамбли дворцов китайских императоров.

Влияние культуры Древнего Китая на культуру народов Востока. Мировое значение китайской культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы: Пер. с древнекит. – М.: Вост. лит. РАН, 1994. – 415 с.
Баранов И.П. Верования и обычаи китайцев. – М.: ИД Муравей-Гайд, 1999. – 304 с.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). – М., 1989.
Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. – 543 с.
Малявин В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 335 с.
Лао цзы. Обрести себя с Дао. – М.: Республика, 1999. – 445 с.
Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. – М.: ИД «Муравей», 1999. – 384 с.
Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.

3.4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Своеобразие крито-микенской культуры и гомеровская Греция. Влияние греческой колонизации на развитие личной инициативы, творческих способностей человека. Архаический переворот (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование цивилизации античного типа. Возникновение частнособственнических отношений, полисных форм политической организации, суверенитета народа, демократии, правовой защищенности. Эпос Гомера как энциклопедия греческой жизни. Особенности религиозно-мифологического сознания. Греческий театр и драматургия. Эсхил. Софокл. Еврипид. Расцвет философии. Наука как метод познания и исследования человеческой жизни. «Золотой век» греческого искусства (Мирон, Поликлет, Пракситель, Фидий). Гуманизм искусства античной Греции.
Противоречивый характер культуры эпохи эллинизма (конец IV в. до н.э. – 27 г. до н.э.). Кризис философского и расцвет научных знаний. Вершины греческой науки (Евклид, Архимед, Аристарх, Гиппарх, Эратосфен, Феофраст). Религиозный синкретизм, мистика, магия. Сооружения научно-практического назначения. Завоевание эллинистических государств Римом; становление греко-римской культуры.

3.5. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО РИМА

Можно ли говорить о самостоятельном существовании римской цивилизации? Строй жизни раннего Рима. Легенда об основании города. Реформа Сервия Туллия и возникновение государства.

Упразднение царской власти, объединение Италии под владычеством Рима (VI-III вв. до н.э.). Законы XII таблиц как основа римского права. Ценности гражданской общины. Образование Римской державы, кризис республики (III-II вв. до н.э.). Пропаганда великой миссии Рима во “Всемирной истории” Полибия. Заимствование культурных ценностей у греков. Развитие ораторского искусства. Сцена и ее дух. Появление восточных культов. Разложение старого римского государства. Революция и основание военной монархии (II-I вв. до н.э.). Создание Цезарем нового эллино-латинского государства. Развитие литературы (Лукреций, Катул, Варрон, Цицерон). Систематизация права. Доминирующее значение портрета и исторического повествовательного рельефа в изобразительном искусстве. Широкое развитие батальных композиций в живописи. Главные достижения архитектуры. Культура Императорского Рима (I-V вв.). Нравы и обычаи Императорского Рима. Оценка эпохи ранней Римской Империи в трудах Сенеки, Тацита, Светония, Ювенала. Поэзия принципата Августа: Вергилий. Гораций. Овидий. Стоические учения. Усиление мистических настроений и распространение христианских идей. Возникновение христианского типа культуры.

Уроки и наследие античного мира. Отличие гуманистической и антропологической парадигмы античности от древневосточного типа культур. Современное значение античной культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Боннар А. Греческая цивилизация / Пер. с фр. О.В. Волкова: В 3 т. – М.: Искусство, 1991-1994.
Гаспаров М.Г. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Греко-лат. кабинет Ю.А. Шичалина, 1995. – 381 с.
Дюрант В. Жизнь Греции / Пер. с англ. В. Федорина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 704 с.
Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. – М.: Иностр. лит., 1960. – 398 с.
Культура древнего Рима: В 2 т. – М.: Наука, 1985.
Лэвек Пьер. Эллинистический мир: Пер. с фр. – М.: Наука, 1989. – 252 с.
Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. – Обнинск: Титул, 1996. – 336 с.
Павленко А.Н. Физика и театр: трагедия представления // Человек. – 1999. – № 4.
Пожарская О.Н. Культурология. Культура античности: Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 1999. – 99 с.

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА (8 часов) 4.1. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая характеристика европейского средневековья. Проблема восприятия христианской культуры. Средние века и медиевистика (Й.Хейзинга, Л.П.Карсавин, М.Блок, А.Я. Гуревич). Марксистская историческая теория о средних веках. Географические, геополитические и хронологические границы средневековья.

Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека. Исторические предпосылки возникновения христианства. Основы христианской веры. Библия как культурно-исторический памятник. Христианское мировоззрение – противоречивый синтез идей. Значение католичества для развития цивилизации Запада.
Зарождение теологии. Истоки автобиографического жанра. «Исповедь» А.Августина. Творчество Боэция: учебники по музыке, математике. «Утешение философией», или трагедия судьбы. Монастыри как центры образования и культуры. Светская школа. Университеты Западной Европы и их роль в сохранении культурных традиций. Схоластика как университетская наука. Пьер Абеляр, Фома Аквинский и др. Место книги в средневековой культуре. Изобретение европейского способа книгопечатания. Средневековые ереси. Наука и магия. Алхимия, ее истоки и значение.

Культура средневекового города. Карнавалы. Творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия). Мистерии и зарождение средневекового театра. Литературное творчество. Культ прекрасной дамы как чисто европейское явление. Поэзия трубадуров и вагантов. Значение рыцарского идеала в культуре («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Тристан и Изольда»).

Символизм средневековой эстетики. Образное воплощение религиозной веры. Икона и иконография. Архитектурные стили средневековья. Романский стиль. Готическое искусство и архитектура.

Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века. Связь жизни человека с феодальным поместьем. Основные технические достижения в сельском хозяйстве. Прогресс в области металлургии и баллистики. Изобретение пороха и огнестрельного оружия. Технические достижения в строительном деле. Первые городские сословия и их объединение по профессиям в особые союзы. Средневековый Запад – мир бедности и голода.

Общественные и политические системы средневековья. Особенности феодальной иерархии. Военная служба в пользу сюзерена – главная обязанность и привилегия рыцаря. Простолюдины в культуре средних веков. Католическая церковь – важнейший общественный институт средневековья. Иерархия церковных должностей: от папы римского до приходского священника. Идея королевского суверенитета и образование централизованных национальных государств – основной итог развития политический сил средневековья.

Культура Возрождения как локальное по масштабам, но глобальное по последствиям явление мировой культуры. Хронологические рамки и географическое пространство. Развитие городов, торговли, культуры. Совмещение противоположных импульсов: античной культуры и индивидуальной деятельности. Гуманизм, титанизм, универсализм – основные черты эпохи Возрождения. Первое противопоставление «культурного» и «природного». Эстетическая доминанта мировоззрения. Философия как средство эстетического освоения мира и форма выражения творческих эмоций. Возрождение классической словесности. Признание литературы царицей всех наук и искусств. Расцвет живописи, скульптуры и архитектуры. Шедевры художественной культуры. Непревзойденность гармонии, осуществленной искусством Ренессанса. Итальянское и Северное Возрождение. Вопрос об исторической роли Возрождения в западноевропейской и русской культурно-исторической мысли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Базен Жермен. История истории искусства: От Визари до наших дней: Пер. с фр. – М.: Прогресс-Культура, 1994. – 528 с.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: РГГУ, 1995. – 448 с.
Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – Интрада, 1996. – 527 с.
Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Хельсинки, 1990.
Гофф Ж.Ле. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с франц. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 373 с.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. – 396 с.
Дюби Ж. Европа в средние века: Пер. с франц. – Смоленск, 1994. – 316 с.
Хейзинга Й. Осень средневековья: Пер. с нидерл. – М.: Прогресс-Культура, 1995. – 410 с.
Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – Т.1.

4.2. ТРАДИЦИИ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Исторический очерк. Роль географических факторов в становлении и развитии культуры Японии. Образование централизованного государства (VI в.). Эпоха Хэйан (704-1185 гг.) – «золотой век» японской средневековой культуры. Эпоха сегуната (XII-XIX вв.) – период зрелого феодализма. «Переворот Мейдзи» и восстановление светской власти (1868 г.).

Мировосприятие и религиозные верования. Аматэрасу – главное божество синтоизма. Отражение мифологии синтоизма в летописных сводах «Кодзики» и «Нихонга». Проникновение идей буддизма, чань-буддизма и конфуцианства. Особенности религиозного сознания японцев. Культ красоты. Религия или эстетика?

Художественная культура. Эстетические представления. Воплощение эстетических представлений в японской керамике, кулинарии, живописи (жанр сумиэ), поэзии (хайку), драматургии (театр Но, Кабуки, Дзерури), чайной церемонии, икэбане, жилище. Обучение красоте. Японская культура как «цивилизация пустяков».

Социальная регуляция поведения. Религия, боги, идолы Японии. Семейная система. Первичная социализация: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Социализация подростков и юношества: развитие группового сознания. Японизация возвращенцев: реадаптация к японскому образу жизни. Социальные нормы поведения японцев. Дух Бусидо (букв. «путь воина», моральный кодекс самураев) – дух японской нации.

Психология японского менеджмента. «Управление» в современной Японии как сплав классических концепций американского менеджеризма и японского традиционализма. Особенности японского менеджмента. Мотивация трудовой активности работников. Установление отношений подчинения в рабочей группе. Культивирование корпоративного духа фирмы. Принятие решений по системе «ринги».

Японский национальный характер и современная Япония. XXI век – век «тихоокеанской» цивилизации?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Буддизм в Японии. – М.: Наука, 1993. – 704 с.
Иэнга Сабуро. История японской культуры: Пер. с япон. – М.: Прогресс, 1972. – 232 с.
Овчинников В.В. Ветка сакуры. Рассказы о том, что за люди Японцы. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 286 с.
Окакура Какудзо. Книга чая. Японская гармония искусства, культуры и незатейливой жизни. – М.: Итиль, 1992. – 63 с.
Светлов Г.Е. (Г.Е.Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Нара. История, религия, культура. – М.: Искусство, 1994. – 271 с.
Светлов Г.Е. Путь богов. (Синто в истории Японии). – М.: Мысль, 1985. – 240 с.

4.3. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ АРАБСКИЙ ВОСТОК

Мир исламской культуры. Домусульманская Аравия и возникновение ислама. Пророк Мухаммед, его образ и деятельность. Роль Мухаммеда в объединении арабов в борьбе с «неверными». «Золотой век» арабо-мусульманской культуры и утрата арабами решающего влияния в мусульманском мире (750-1055 гг.).

Развитие экономики. Экономический расцвет халифата – арабское «экономическое чудо». Особенности арабо-мусульманского феодализма. Развитие феодального сепаратизма и замедление темпов экономического роста.

Социально-политические отношения. Теократический характер власти халифов. Права и обязанности человека в Шариате. Значение политики арабизации и исламизации завоеванных народов в формировании единой арабо-мусульманской культуры.

Ислам как мировая религия. Причины широкого распространения ислама в мире. Коран – священная книга мусульман. Идея последовательного монотеизма. Мусульманское вероучение и культ. Система предписаний и регламентаций в Суннах. Сунниты и шииты. Движение хариджитов. Мистицизм в исламе. Религиозные истоки моральной чистоты, честности и практичности мусульман.

Художественные традиции исламского мира. Стилизованный и абстрактный характер художественной культуры. Влияние шиизма на становление реалистической живописи. Отражение многовековых традиций различных народов халифата в декоративно-прикладном искусстве. Особенности арабо-мусульманской архитектуры (Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, минарет в Марракеше (Марокко) и др.). Расцвет арабо-язычной поэзии (Абу Нувас, Омар Хайям и др.). Создание жанра эпической поэмы («Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами). Средневековые медресе. Вклад арабских ученых (Аль Хорезми, Ал-Бирунди, Ибн Халдун) и философов (аль Фараби, Ибн Сина, аль-Газали, Ибн Рушд) в мировую культуру.

Культурно-историческая устойчивость арабо-мусульман-ской цивилизации. Политизация ислама и исламизация политики. Идеи возрождения единого исламского государства (панисламизм) и «исламского порядка». Воздействие этих идей на современный мир.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: МГТУ, 1992. – 143 с.
Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: Очерк истории: Пер. с англ. – М.: Наука, 1986. – 216 с.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990.
Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991. – 315 с.
Коран / Пер. и комм. И.Ю. Крачковского. – М.: Наука, 1986. – 726 с.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1990. – 495 с.
Пиотровский М.В. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991. – 219 с.

4.4. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Особенности исторического развития. Византийская цивилизация как результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Территория Византии и особенности экономики. Различия генезиса феодализма в Западной Европе и Византии. Роль городов и населения. Этапы развития государства. Оформление и расцвет византийской цивилизации в IX-XI вв. Причины гибели Византийской империи в XV в.

Общественная и политическая системы. Культ государственной власти. Влияние церкви. Взаимоотношения светской власти и православной церкви. Различия государственного устройства в Византии и на Западе.

Византийская картина мира и система ценностей. Образование и научные знания. Литература. Богословско-философское миропонимание как синтез неоплатонизма и восточной патристики. Идеал человека. Основные формы культа и литургии. Интуитивно-мистическая, специфически целостная картина мира. Традиционализм.

Изобразительное искусство и архитектура. Образно-символическая система византийской эстетики. Отвлеченность художественных образов: обратная перспектива, деформация изображаемых фигур, отказ от объемности. Становление крестово-купольной архитектуры. Художественное воплощение восточно-христианских идеалов во фреске, мозаике, миниатюре. Статика, самоуглубленность и каноничность как характерные черты иконографии. Исихастская эстетика света-красоты-славы. Ее проявления в древнерусской живописи. Византийское искусство – эталон искусства православного мира.

Историческое значение византийской цивилизации. Влияние византизмов на развитие Руси и Западной Европы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к истине, 1991. – 407 с.
Диль Ш. Византийские портреты: Пер.с фр. – М.: Искусство, 1994. – 446 с.
Леонтьев К. Византизм и славянство / Записки отшельника. – М.: Русская книга, 1992. – С.19-191.
Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. – 289 с.

Тема 5. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (6 часов)

5.1. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Культурно-исторический смысл понятия «новое время». Концепции Нового времени: К.Маркс; Р.Арон и У.Ростоу; М.Вебер; Ф.Бродель и др. Основной вектор развития: рационализм – Просвещение – промышленное обновление. Гуманизм, рационализм и историзм как принципы классической модели европейской культуры.

Формирование классической модели европейской культуры. Сциентизм – ведущая мировоззренческая ориентация новоевропейской цивилизации. Развитие науки в рамках механистической картины мира. Распространение идей скептицизма, вольнодумства и атеизма. Скрытая преемственность философии Просвещения: от веры в бога к вере в науку и человека. Новое время – эпоха идеологий. Либерализм; социалистические и коммунистические теории. Частная собственность как социокультурный феномен. Диалектика институционального и личностного аспектов экономической культуры. Концепция «человека экономического» А.Смита. «Целенаправленный тип действия» (М.Вебер). Экономический рационализм как неотъемлемая черта культуры рыночного типа (В.Зомбарт).
Образ жизни и уровень материальной культуры. Реформация и обоснование индивидуализма. Роль разума в организации «рационального» хозяйства. Промышленная (инженерная) и научная революция. Переход от мануфактуры к машинной индустрии. Быт, нравы, обычаи буржуа и рабочих. Новое понимание труда. Фундаментальные принципы рыночного хозяйствования: товарность, частная собственность, свобода хозяйствования. Капитал как самостоятельная сила. Становление рыночной культуры как основного механизма развития мирового хозяйствования.

Социальная и политическая системы Нового времени. Усложнение социальных связей. Задачи юридического оформления частной собственности. Представления о свободе и правах человека. Процесс централизации и переосмысление понятия «суверен». Основные формы государства. Роль выборных должностных лиц.

Художественные стили в искусстве Нового времени. Расцвет барокко. Тесная связь барокко с церковной и аристократической культурой. Философский рационализм как идейный источник классицизма. Развитие сентиментализма (Ж.Ж.Руссо и др.). Движение «Буря и натиск» в Германии (Шиллер, Гете и др.). Романтический вызов культу разума. Исключительная многогранность романтизма (Байрон, Гофман, Гейне и др.); обращение к историческому прошлому. Возникновение жанра исторического романа (Вальтер Скотт). Значение живописи Э.Делакруа, Ф.Гойи для развития романтизма. Романтизм в музыке Ф.Шуберта и Р.Шумана. Основные принципы реализма (Бальзак, Стендаль, Диккенс и др.). Проблема субъективности в художественной культуре XIX века. Формирование символического языка в искусстве.
Кризис новоевропейской цивилизации в конце XIX века и его осмысление в европейском сознании. От традиции к модернизации: мировоззренческие итоги культурного развития Европы в XIX столетии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современной эпохи человечества. – М.: Наука, 1994. – 443 с.
Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. – М.: Наука, 1989. – 159 с.
Культура эпохи просвещения: Сборник. – М.: Наука, 1993. – 225 с.
Метаморфозы Европы. – М.: Наука, 1993. – 255 с.
500 шедевров. – М.: Слово, 1995. – 510 с.
Самосознание европейской культуры XX века. – М.: Политиздат, 1991. – 366 с.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Пер. с нем. В 3 т. – М.: Республика, 1994.

5.2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Периодизация американской истории и общая характеристика американской культуры. История исследований Северной Америки. Начало европейской колонизации. Американская революция и принятие Декларации независимости. Принцип суверенитета как основа государственного устройства. Конституция США и образование единой нации.

Как созидалась американская нация. Разобщенный характер американской культуры в колониальный период. Чувство неуверенности в существовании новой нации – «традиционная» установка американской культуры. Зарождение «контртрадиции». Черты пуританского наследия в представлениях об американской исключительности и идее прирожденного превосходства. Американская цивилизация: эксперимент или предназначение свыше? Миссия сверхдержавы.

Мир американской культуры. Коренные жители Америки. Следы культурного наследия индейцев в истории США. Черная Америка. «Американский стиль» как смешение многих стилей; теории «плавильного котла», «великолепной мозаики». Динамичность преобразований. Чрезвычайная восприимчивость к идее технического прогресса.

Особенности национального характера и рамки мышления американцев. Призыв к самоочевидности. Общее право – принцип американского мышления. Новая и более универсальная роль женщин в общественной жизни. Бизнесмен как американское явление. Культура самосовершенствования в Америке. Своеобразие американского мышления по сравнению с европейским. Русский образ Америки: А.М.Горький, В.Г.Короленко, В.В.Набоков, Г.Д.Гачев. Национальный образ Америки в сравнении с Россией и славянством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бурсин Д. Американцы: В 3 т.: Пер. с англ. – М.: Прогресс-Литера, 1993.
Гачев Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством. – М.: Раритет, 1997. – 680 с.
Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке: Пер. с англ.: В 2 т. – М.: Радуга, 1992.
Шлезингер-младший А.М. Циклы американской истории: Пер. с англ. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 688 с.

5.3. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Постклассическая модель европейской культуры. Культура «экономического участия» и ее основные характеристики. Мотивация деятельности. Формы системы участия: участие в прибылях, собственности, управлении. Экономика промышленной цивилизации как самоорганизующаяся система. Тема гибели европейской цивилизации в творчестве западных и отечественных мыслителей. Кризис оптимистического сциентистского миропонимания, этики и права. Обостренный интерес к диалогу с иными культурами.

Техника и цивилизационный процесс. Характеристика техницизма как особого типа ментальности. Природопотребительский образ жизни – путь развития западной цивилизации. Критерии самореализации человека индустриальной цивилизации. Понятие «техносферы». Автономность и самодетерминированность техносферы. Обретение наукой технологической функции, ее превращение в непосредственную производительную силу. Основные достижения и отрицательные последствия научно-технического прогресса. Социокультурные аспекты современного этапа НТР. Концепция «ноосферы» В.И.Вернадского. Несоответствие целевого и ценностного типов рациональности современной индустриальной цивилизации. Цели и критерии прогресса. Этический принцип благоговения перед жизнью А.Швейцера. Экологические императивы современной цивилизации.

Постмодернизм – феномен художественной культуры XX столетия. Критическое сознание как абсолют постмодернизма. Новое художественное мышление: художник не имитирует действительность, а преобразовывает ее. Закон развития мирового искусства Х. Ортеги-и-Гассета: от реализма (изображение предметов) через импрессионизм (изображение чувств) к абстракции (изображение идей). Становление абстрактного искусства. Основные течения в искусстве XX века. Имена выдающихся представителей. Технический прогресс и новые виды искусства. Техническая эстетика. Дизайн. Постмодернистское крушение смыслов и чувство индивидуальной ответственности. Открытое взаимодействие множества точек зрения.

Итоги развития мировой культуры в XX веке. Имя уходящего столетия. Двадцатый век – век силы (power)? Первая мировая война и крах европоцентристского мышления. Падение старого мирового порядка. Социалистический эксперимент – попытка реализовать утопию? Дискуссии по проблемам тоталитаризма. Исчезновение империй. Модернизация западной экономики на базе новейших технологией. Больше, лучше, дешевле: производство товаров для миллионов. Выдвижение сферы услуг, науки и образования в центр экономической политики развитых стран. Выдающиеся изобретения и научные открытия, изменившие нашу жизнь. На пути к новой, объединенной Европе. Падение «железного занавеса» и распад Советского Союза. США: миссия сверхдержавы. Видеократическая революция. Развитие новых информационных технологий. От постиндустриального общества к культуре постсовременности. Двадцать первый век – век возможностей?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.
Деррида Ж. Позиции. – Киев, 1996.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.
Козловски П. Культура посмодерна: общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. – М.: Республика, 1997. – 240 с.
Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. – 1995. – № 11.
Курицын В. О некоторых попытках противостояния «авангардной парадигме» // Новое литературное обозрение. – 1996. – № 20.
Павленко А.Н. Бытие у своего порога. – М., ИФРАН, 1997.
Постмодернизм и культура //Вопросы философии. – 1992. – № 4.
Постмодернизм и культура (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 1993. – № 3.
Постмодернизм и культура. – М., 1991.
Фидлер Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. – М., 1993.
Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. – 1995. – № 10.
Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре XX века // Новое литературное обозрение. – 1995. – № 16.

Тема 6. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА (8 часов)

Россия как цивилизация. Формирование цивилизации в России на периферии иных цивилизаций, в зоне рискованного земледелия. Причины экспорта государственности на Руси. Отношение восточных славян к античному наследию, западному и восточному христианству. Договорная специфика домонгольского периода русской истории. Отношение вассалитета и холопства в эпоху монгольского владычества. Зависимость от монгольского хана или союз с латинянами: проблема выбора исторического пути (XIII в.). Русская идея. Особенности московского порядка. Объединительная политика и причины усиления имперской власти. Интерес к европейской культуре в эпоху петровский преобразований. Распад СССР и новое действие механизма Вызова – и – Ответа (А.Тойнби).

6.1. РЕЛИГИЯ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ

Религиозность как важнейшая доминанта сознания и поведения российского народа; ее отражение в формах культуры. Двоеверие – существенная особенность отечественной культуры.

Язычество на Руси. Пантеон древнего славянина, его влияние на формирование мировоззренческих установок. Роль славянского язычества в возникновении ментальных структур, традиций российской культуры. Языческие обычаи в современной бытовой культуре, в субкультурах нашей страны. Русский язык как хранитель образцов языческой духовной традиции.

Православие и его роль в отечественной культуре. Влияние православной доктрины на своеобразие русской культуры. Восточная ветвь христианства и политические процессы в России. Кардинальные изменения в русской культуре (языковая реформа, зарождение системы школьного образования, каменное строительство, иконопись, литературное творчество, коренные сдвиги в нравственном сознании, новшества в быту) вследствие введения православия.

Секуляризация в России, ее предпосылки, особенности и влияние на культурные процессы. Социокультурные последствия атеизации народа «сверху» в советский период. Современные проблемы религиозной жизни и перспективы развития российской культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аверинцев С.С. Византия и Русь. Два типа духовности // Новый мир. – 1998. – № 7 – 9.
Авцинова Г.И. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политические процессы // Социально – политический журнал. – 1996. – №4.
Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987.
Ипатов А.Н. Православие и русская культура. – М.: Республика, 1992.
Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987.
Славянская мифология: Словарь – справочник. – М.: Минор. Совершенство, 1998.
Соловьев В. Языческий след // Слово. – 1996. – № 7 – 8.

6.2. МЕНТАЛИТЕТ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

«Загадочная русская душа» – проявление тайн и противоречий менталитета наших соотечественников. Географические, исторические, социальные факторы оформления ментальных структур, системы ценностей россиян.

Соборность, коллективизм, государственность, патриотизм, равенство и справедливость, хлебосольство, бескорыстие, отсутствие прагматизма как базовые черты отечественного менталитета.

Проявления пассионарности (Л.Н.Гумилев) и всечеловечности (Ф.М.Достоевский) россиянина в формах культуры.

Противоречивость ментальности русского человека (Н.А.Бердяев): сочетание покорности – и бунтарства; чуткости к чужому страданию – и жестокости; сметливости, сообразительности – и постоянства в повторении допущенных ошибок и т.д.

Двухполосность ценностного поля российской культуры, бинарность, отсутствие нейтральной аксиологической зоны (Ю.М.Лотман). Выражение данных ценностей в максимализме суждений, целей, идеалов наших соотечественников.

Метаморфозы ценностного ядра нашей культуры сегодня как реакция на события последних десятилетий и как проявление ее кризиса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990.
Дадаян В.С. Терновый венец России: Истоки национальной беды. – М.: Наука, 1994.
Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. – М.: Наука, 1990.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис, 1992.
Магун В.С. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. – 1996. – № 6.
Модернизация России и конфликт ценностей. – М.: Республика, 1994.
Мостовая И.В., Скорин А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Политические исследования. – 1995. – № 4.
Файнбург З.И. Не сотвори себе кумира. Социализм и «культ личности». (Очерк теории). – М.: Политиздат,1991.

6.3. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В РОССИИ

Исторические, социальные, психологические, общекультурные особенности российской системы образования. Своеобразие истолкования феномена мудрости, образованности, путей обретения знания и возникновение образовательных учреждений в России.

XVII – XVIII вв. как важнейший период в жизни отечественной школы. Советская школа: достижения, противоречия, роль в культурных процессах. Зависимость содержания и структуры образования от политико-идеологических установок – характерная черта российской системы образования.

Высшая школа от Славяно – греко – латинской Академии до наших дней. Вклад в интеллектуальный потенциал мировой культуры. Нравы и обычаи студенчества.

Этапы становления и особенности отечественной науки. Выдающиеся деятели Российской Академии наук, их заслуги перед отечественной и мировой наукой. Российские ученые – лауреаты Нобелевской премии. Тоталитаризм и положение ученого в России. Проблема взаимодействия науки и производства, ее непреходящее значение в нашей стране. Наука в современной России: экономическая, политическая, правовая база существования и развития.

Технический гений российского народа и его воплощения. Место и статус творца техники как отражение гуманитарной ситуации в России разных периодов. Выдающиеся отечественные изобретатели. Вклад российских изобретателей в технический прогресс других стран. Проблема поддержания и наращивания научно – технического потенциала в России конца XX в. и пути ее решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Астахова Т.В. Русская наука в XVIII – XX вв. // Русская духовная культура. – М.: Изд – во Моск. ун-та, 1995.
Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. (Гуманитарный комментарий к естествознанию). – Ростов-н/Д, 1992.
Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. – М.: Физматгиз, 1961 – 63.
Наука и тоталитарная власть // Философские исследования. – 1993. – № 4.
Российский менталитет в системе российского образования. – Оренбург, 1996.
Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования. – 1996. – № 11 – 12.
Самосознание русской культуры XIX – XX вв. Хрестоматия: В 2 т. – СПб., 1997.
Философия образования. – М.: Фонд Новое тысячелетие, 1996.

6.4. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Языческое искусство славян и его значение для формирования основ отечественной культуры. Темы, образная система, место языческого искусства в жизни человека. Византийская эстетика и ее влияние на российское искусство.

Общекультурные основы (менталитет, система ценностей, наличие культурных институтов и т.д.) оформления специфики художественных процессов в нашей стране. Экзистенциальность (загруженность жизненной проблематикой), нравственная отягощенность российского искусства, их проявления в культуре. Религия и отечественное искусство. Секуляризация и искусство в России.

Русская специфика стилей западноевропейского искусства: барокко, классицизма, романтизма, сентиментализма. Особенности эволюции видов искусства (балет, опера, изобразительное искусство, инструментальная музыка и т. д.). Общечеловеческое значение творчества гениев отечественной литературы – А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Слияние структур политической власти с художественным процессом как российская специфика. Цензура (Главлит, худсовет) и искусство в России. Искусство народное, профессиональное, популярное, элитарное в нашей стране. Место и роль художника в общественной жизни. Русское искусство за пределами России. Отечественное искусство конца XX века: проблемы развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. – М.: Искусство, 1981.
Глэд Дж. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. Палата, 1990.
Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиций // Человек. – 1992. – № 2.
История искусств. Отечественное искусство. – М.: Искусство, 1994.
Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика – М.: Искусство, 1994.
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Искусство, 1992.
Русская художественная культура IX – XIX вв. – СПб., 1995.
Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М.: Шк. «Язык русской культуры», 1995.
Философия русского религиозного искусства. – М.: Прогресс, 1993.

ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ: УЧЕБНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, ХРЕСТОМАТИИ
Бауэр В., Дюмотц И, Головин С. Энциклопедия символов: Пер. с немец. – М.: Крон-Пресс, 1998. – 502 с.
Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с.
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т. – СПб., 1997.
Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрйт, 1998. – 672 с.
Древние цивилизации / С.С.Аверенцев и др. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 1999. – 448 с.
История культуры России: Учебное пособие для вузов / В.И.Добрынина и др. – М.: Знание, 1993. – 224 с.
История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для ВУЗов / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В. М. Володарский и др. – М.: Высшая школа, 1999. – 479 с.
История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д.Серебряного. – М.: РГГУ, 1998. – 428 с.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк): Учебник для вузов. – М.: Наука, 1994. – 378 с.
Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2т. – СПб. : Университет. Книга, Алетейя, 1988. – 447 с.
Культурология: Учебник для студентов техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 1998. – 511 с.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А.Н.Маркова и др. – М.: Культура и спорт, Юнити, 1988. – 600 с.
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
Литературный энциклопедический словарь / В.М.Кожевников и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 705 с.
Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997. – 624 с.
Мифологический словарь / Е.М.Мелстинский. – М.: Сов. энциклопедия, 1990, – 672 с.
Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / С.А. Токарев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1980-1982.
Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Т.Ф. Кузнецова и др. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 496 с.
Пожарская О.Н. Культурология. Античная культура: Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 1999. – 99 с.
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. – М.: Владос, 1998. – 648 с.
Селиванова О.Б. Культурология. Введение в историю культуры. Культура цивилизаций Африки: Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 1999. – 95 с.
Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Составитель Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1988. – 556 с.
Федорова Л.Г. Культурология. Российская культура: Учебное пособие. – М.: МИРЭА, 1999. – 95 с.
Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / А.А. Радугин и др. – М.: Центр, 1998. – 592 с.
Шульгин В.С., Кошман Л.В. Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв.: Учебное пособие. – М.: Простор, 1996. – 390 с.