Библиотека > Методические материалы > Учебные курсы по культурологии > Базовый курс "Культурология" ( РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина)

Базовый курс "Культурология" читается в третьем семестре и рассчитан на 50 часов, в том числе 8 (16 часов) лекций и 17 (34 часа) практических занятий. Курс заканчивается экзаменом и служит основой для курсов по выбору в четвертом семестре.

В течение учебного года студент готовит один реферат, защита которого составляет необходимое условие зачета в четвертом семестре, вне зависимости от того, к базовому курсу или к курсу по выбору относится тема. Студент имеет право корректировать тему реферата или предлагать свою только по согласованию с преподавателем в указанные им сроки.

Литература ко всему курсу.

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М., 2000.
  2. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XX века. М., 2000.
  3. Л.А. Левина, Л.К. Белопухов. Истоки европейской культуры. М., 1996.
  4. Всеобщая история искусств. В 6 тт. М., 1956-66.
  5. CD Иллюстрированный энциклопедический словарь. 1998.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Культурология как дисциплина гуманитарного цикла в технических вузах.

Этимология термина "культура" и его многозначность.

Основные школы и концепции культурологии (Шпенглер, Бердяев, Юнг, Тойнби, Сорокин, Ясперс, Ортега-и-Гассет). Возможные определения культуры.

Рабочее определение: культура как совокупность или система представлений, знаний и навыков, стереотипов мышления и поведения людей, шкала их ценностей и предпочтений, определяющих своеобразие материальной и духовной жизни общества.

Несовпадение ценностей и предпочтений в различных культурах.

Материальная и духовная культура - проблема приоритета. Культура как память человечества, хранящая и преобразующая информацию. Культура как "антиэнтропийный механизм человечества".

Культура и цивилизация. Термин "цивилизация" и его основные значения: - культура, достигшая уровня, на котором появляются города; - совокупность культур, объединенных временем, местом и информационным обменом. Многослойность и единство культуры. Социальные и локальные субкультуры, их взаимодействие. Контркультура и антикультура. Культуры национальные и религиозные.

Культура как система взаимообусловленных параметров. Важнейшие аспекты культурологического анализа: -

Структурообразующие и производные параметры.

Культура как совокупность знаковых систем. Соотношение объема понятий "культура" и "искусство". Архетип в искусстве - зафиксированный на уровне подсознания поведенческий или ситуативный стереотип. Искусство как процесс и результат художественного творчества. Функции искусства в обществе. Возможные критерии при оценке произведений искусства.

Темы рефератов.

  1. Классификация культур О. Шпенглером.
  2. Цивилизация в концепции Арнольда Тойнби.
  3. Знаковые системы культуры.

Литература

  1. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993. Раздел I.
  2. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
  4. Шпенглер О. Закат Европы. Тт. I - II. М., 1992, 1998.
  5. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
  6. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. С. 35-223
  7. Культурология. Учебное пособие под ред. А.А.Радугина. М., 1996. Разд. I.
  8. Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.

Современное естествознание об уникальности во вселенной условий, явившихся предпосылками для возникновения жизни на Земле и появления ее высшей формы - человека.

Человек в каменном веке. Африка - прародина человека. Периодизация каменного века - палеолит, мезолит, неолит.

Формирование в верхнем палеолите в Европе и Азии человека современного физического типа (вид Homo sapiens sapiens).

Первобытная культура верхнего палеолита. Материальная культура каменных орудий. Мифологическое восприятие мира. Анимизм, тотемизм, фетишизм. Зарождение искусства. Первые памятники художественной культуры - первобытная скульптура и наскальная живопись.

Предпосылки образования крупных человеческих сообществ - возникновение земледелия и скотоводства.

Материальная культура неолитического времени. Переход к оседлой жизни. Возникновение ремесел. Изготовление более совершенных каменных орудий, посуды, одежды. Обмен и разделение труда. Расслоение общества. Появление первых медных орудий.

Неолитическая художественная культура. Возникновение декоративно-прикладного искусства - художественная обработка керамики (орнамент).

Переселения народов в каменном и медном веке. Языковые семьи как свидетельство этих переселений.

ДРЕВНЕЙШИЕ ЦВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.
Культура древнего Двуречья (третье тысячелетие до н. э.).

Возникновение городов-государств. Этнический состав населения Двуречья в это время. Природные условия региона Нижней Месопотамии. Создание ирригационной системы землепользования.

Централизованно-деспотический характер социальной организации жизни ("азиатский" способ производства). Крах шумеро-аккадской государственности в конце третьего тысячелетия до н. э. Появление шумеро-аккадских государств в XXIII веке до нашей эры.

Религиозное мировоззрение населения древней Месопотамии.

Религиозные сооружения - зиккураты. Художественная культура - скульптура, рельеф, прикладное искусство (глиптика).

Возникновение письменности (клинопись). Шумерская литература. Эпос о Гильгамеше - древнейший литературный памятник. Первые школы и библиотеки.

Материальная культура - распространение медных орудий, первое появление бронзовых изделий, характер дворцовых построек и жилых домов. Выведение новых сортов растений.

История открытия памятников шумерской культуры.

Исторические события в Месопотамии, Малой и Передней Азии во втором тысячелетии до нашей эры. Нашествие аморейских скотоводческих племен и старовавилонский период истории и культуры Месопотамии. Хаммурапи и его законы. Нашествие хурритов и создание государства Митанни. Хеттское государство. Финикийские города-государства. Ассирийское царство и превращение Ассирии в могучую державу. Нововавилонское и персидское государства первого тысячелетия до нашей эры.

Ассирийская и вавилонская культуры. Монументальный характер архитектуры и скульптуры. Изобретение алфавитного письма в Финикии.

Историческое развитие древнего Египта.

Заселение и освоение долины Нила. Природные условия этой долины. Создание бассейновой системы ирригации. Образование раннеегипетских городов-государств и их объединение к третьему тысячелетию до нашей эры. Сложение египетской государственности - роль фараона, жречества, знати.

Древнее царство, его социально-экономическая структура. Религиозное мировоззрение древних египтян. Роль заупокойного культа. Мумифицирование. Грандиозные памятники древней эпохи - пирамиды. Выдающийся деятель древнеегипетской истории и культуры, создатель первой пирамиды и заупокойных храмов при ней Имхотеп (Асклепий). Краткая характеристика гигантских пирамид в Гизе и изучение их историками.

Исторические события в Египте во втором тысячелетии до нашей эры (Среднее и Новое царство). Вторжение гиксосов. Завоевательная политика фараонов Нового царства и превращение Египта в мировую державу. Изменения в характере египетской общественной жизни и экономики - увеличение роли рабского труда. Попытка религиозной реформы Эхнатона в XIV веке до н.э.

Культура древнего Египта. Характер архитектуры древнеегипетских храмов Сложение типов египетских колонн и других архитектурных элементов. Храмы Нового царства (Луксор, Карнак и др.).

Скульптура в древнем Египте, ее культовое значение. Каноны в скульптуре. Передача индивидуальности и портретного сходства в скульптурных изображениях. Особый вид скульптуры - сфинксы. Шедевры скульптуры - портреты сановников Древнего царства, писцов. Гигантские статуи фараонов.

Стенная роспись и цветной каменный рельеф в древнем Египте. Назначение росписей и рельефов. Повествовательный характер изображений. Канонический характер живописи - условность в передаче масштабов, перспективы, использование элементов геометрического черчения. Совмещение канонов и живописности изображения, проявление индивидуальности мастера. Устойчивость канонов и отступления от них.

Искусство XIV века до н.э. ("амарнский" период). Скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити, росписи дворца фараона. Гробница Тутанхамона и шедевры египетского искусства XIV века до н.э., обнаруженные в ней. Прикладное искусство древнего Египта.

Древнеегипетская письменность - иероглифическое письмо. Древнеегипетская литература - эпос, гимны, лирическая поэзия и др.

Материальная культура древнего Египта. Жилые дома, характер застройки городов. Смена медных орудий на бронзовые. Появление железа и изделий из него. Развитие технологии и химии. Наука в древнем Египте - астрономия, география, математика. Развитие медицины.

Влияние шумеро-аккадской и древнеегипетской культур на культуру последующих эпох.

Темы рефератов.

Литература.
  1. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
  2. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. М., 1989.
  3. Искусство древнего Востока (альбом). М., 1968.
  4. История древнего мира. В 3 тт. П/ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М, 1989.
  5. Древние цивилизации. П/ ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
  6. История древнего Востока. В 2 тт. М., 1968.
  7. Косидовский З. Когда Солнце было богом. М., 1988.
  8. Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1977.
  9. Массон В.М. Первые цивилизации.
  10. Мифы народов мира. В 2 тт. Любое издание.
  11. Монтэ П. Египет Рамзесов. М., 1989.
  12. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990.
  13. Поэзия и проза древнего Востока. М.. 1973.
  14. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.. 1989.
  15. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
  16. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
  17. Фрезер О. Золотая ветвь. М., 1986.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Понятия "античная культура" и "античная цивилизация".

Важнейшие характеристики античной культуры

Цивилизация; открытая система; антропоцентризм и мифологизм сознания; политеизм и религиозная толерантность; эстетизм; многообразие социо-культурных моделей.

Истоки античной культуры и основные этапы ее развития.

Крито-микенская культура, время ее расцвета и основные памятники. Предполагаемые причины гибели главных центров крито-микенской культуры. Своеобразие культуры этруссков и следы ее влияния на греков и римлян.

Хронология греческой культуры:

Основы мировоззрения греков и римлян.

Важнейшие особенности греко-римской религии (политеизм, открытая система, антропоморфизм).

Рационализм и мифологизм античного сознания.

Типы мифов. Источники наших знаний греческой и римской мифологии. Основные циклы греческой мифологии.

Эволюция греко-римской религиозности: от мифа к логосу.

Эволюция самоидентификации античного человека: род - полис - гражданство - культурная принадлежность.

Культура повседневности греческого и римского общества.

Дом, одежда и пища эллинов. Брак и семья - важнейшие институты греческого общества. Воспитание и образование юношества в греческих полисах. Рабы и свободные в Древней Греции. Времяпрепровождение свободного гражданина: агора - теменос - театр. Женщина в греческом мире. Важнейшие обряды и праздники древних эллинов.

Устройство римского дома. Одежда и пища древних римлян: запреты и предписания. Римский брак в эпоху республики и империи. Власть Pater familiae. Положение женщин в Риме. Римские школы и учителя. Занятия свободных граждан. Рабы и вольноотпущенники Древнего Рима. Римские праздники.

Древнегреческая архитектура.

Монументальные сооружения крито-микенской эпохи. Мегароны, ложные своды.

Облик древнегреческого города: крепостные сооружения, жилые дома, общественные здания.

Основной конструктивный принцип греческой архитектуры: балочно-стоечная конструкция.

Складывание ордерной системы в архаическую эпоху. Ионический и дорический ордера.

Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, псевдодиптер.

Ансамбль Афинского акрополя. Строительство Парфенона. Коринфский ордер.

Архитектурные памятники поздней классики и эпохи эллинизма. Храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, Пергамский алтарь.

Архитектура Древнего Рима.

Строительные материалы и специфические приемы римских построек республиканской эпохи.

Строительные задачи и способы их решения в императорском Риме: многоэтажные постройки; использование кирпича, бетона и циркульного свода.

Общественные сооружения: дороги и мосты, водопроводы и канализации, цирки и бани.

Композиционные принципы римских городов.

Главнейшие памятники древнеримской архитектуры.

Греко-римские традиции в европейском и мировом зодчестве.

Античная скульптура и живопись.

Изобразительное искусство крито-микенской эпохи: росписи Кносского дворца вазопись, коропластика. Памятники микенского прикладного искусства.

Скульптурные типы и изобразительные приемы греческой архаики. Куросы и коры.

Изобразительные принципы греческой классики. Выдающиеся скульпторы классической эпохи и их произведения.

Отличительные черты скульптуры эллинистической эпохи.

Греческая вазопись. Форма сосуда и роспись. Стили вазописи: геометрический, ковровый, чернофигурный, краснофигурный, строгий, роскошный.

Эллинистическая живопись. Фаюмский портрет.

Своеобразие римской скульптуры. Живописная техника Древнего Рима.

Литература и театр античной эпохи.

Эпические поэты Греции и Рима (Гомер, Гесиод, Вергилий) и их произведения.

Греческий театр: трагедия и комедия. Великие драматурги классической эпохи: Эсхил, Софокл, Эсхил, Аристофан.

Древнегреческая лирика.

Античная проза.

Римская сатира.

Античность в русской культуре.

Античные сюжеты и образы в литературе (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.А. Волошин, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др.) и изобразительном искусстве (К. Брюллов, И. Крамской, В. Поленов и др.).

Темы рефератов.

  1. Древнейшая культура Европы - культура острова Крит.
  2. Микенская культура.
  3. Троянская война в гомеровском эпосе.
  4. Генрих Шлиман и его роль в открытии микенской культуры.
  5. Архаический период в истории и культуре Древней Греции.
  6. Демократия и тирания в древнегреческом обществе.
  7. Основные черты архитектуры Древней Греции.
  8. Архитектура и скульптура в архаический период Древней Греции.
  9. Особенности древнегреческой архаической скульптуры.
  10. Древнегреческая вазопись.
  11. Древнегреческая архитектура классического периода.
  12. Храм Зевса в Олимпии.
  13. Афинский Акрополь в 5 в. до н.э.
  14. Великий греческий скульптор Фидий.
  15. Греческая скульптура классического периода.
  16. Древнегреческий театр.
  17. Литература Древней Греции.
  18. Позднеклассический период в архитектуре и скульптуре Древней Греции.
  19. Искусство эпохи эллинизма.
  20. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции.
  21. Быт и нравы Древней Греции.
  22. Древнегреческая наука и ее значение для современного мира.
  23. История и культура этрусков.
  24. Возникновение Рима - легенды и исторические события.
  25. Древнеримская культура в республиканскую эпоху.
  26. Гражданское строительство и архитектура в Древнем Риме.
  27. Римская архитектура и скульптура эпохи ранней империи.
  28. Помпеи и Геркуланум - памятники античной культуры.
  29. Памятники архитектуры Древнего Рима.
  30. Быт и нравы в Древнем Риме.
  31. Древнеримский театр и литература.
  32. Религия в Древнем Риме.

Литература.

  1. Античность как тип культуры. М., 1988.
  2. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993. Раздел II.
  3. Культурология. Учебн. пособ. под ред. А.А.Радугина. М., 1996. Раздел II, гл. 3.
  4. Алпатов М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции.М., 1987.
  5. Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб. 1995.
  6. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
  7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.
  8. Искусство этруссков и Древнего Рима. М., 1982.
  9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. (Любое издание.)
  10. Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции. М., 1989.
  11. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.
  12. Элиаде М. аспекты мифа. М., 1995.
  13. Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М.1980.
  14. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.
  15. Гиро П. Частная и общественая жизнь греков. (Любое издание.)
  16. Гиро П. Частная и общественая жизнь римлян. (Любое издание.)
  17. Колобова К.М. Как жили древние греки. Л., 1962.
  18. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

Понятие о монотеизме. Уникальность ветхозаветной религии древнем мире. Происхождение ветхозаветной религии. Месопотамские и египетские корни. Мифология, фольклор, литература Ближнего Востока и Ветхий Завет.

Состав и структура Ветхого Завета.

Закон (Пятикнижие Моисея) - ядро Ветхого Завета. Время (X-VI вв. до н.э.) и история его создания (различные редакции). Историческое значение книг Бытие и Исход. Сказки, легенды и повести в Пятикнижии. Декалог (десять заповедей) - основа ветхозаветной этики.

Пророки. Книги Старших Пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, четыре Книги Царств) как источники по истории Ближнего Востока и становления монотеистической религии. Литературная ценность Старших Пророков.

Книги Младших Пророков - сборник авторских проповедей преимущественно с этическим содержанием, итог пророческого движения (VIII-VI вв. до н.э.). Пророки великие (Исайя, Иеремия, Иезекииль) и малые. Отказ от обрядового понимания религии и возвращение к ее нравственным истокам: "Справедливости хочу, а не жертвы, и милосердия больше всесожжений". Обостренное чувство греховности и социальной несправедливости.

Писания - собрание философских и литературных произведений. Этическое и художественное значение Писаний (Притчи, Псалтирь и др.) Учение о свободном нравственном выборе, о Премудрости и о прижизненном воздаянии. Ветхозаветная лирика (Псалтирь, Песня Песней). Повествовательные произведения (Руфь, Юдифь, Книга пророка Ионы и др.) Ветхозаветные мятежники (Книга Иова, Екклезиаст).

Происхождение христианства.

Предпосылки возникновения христианства. Социальная и духовная ситуация в Палестине во II-I вв. до н.э. Кризис ветхозаветной религии. Саддукеи, фарисеи, ессеи. Кумранская община и ее рукописи.

Новый Завет как памятник истории культуры.

Состав, структура и история создания Нового Завета. Новый Завет - новая этика (Декалог и Нагорная проповедь). Канонические и апокрифические книги.

Проблема исторической достоверности Нового Завета. Евангельское повествование и исторические свидетельства (Тацит, Светоний, Иосиф Флавий).

Распространение христианства.

Первые христианские общины. Развитие христианской церкви в I в. Апостол Павел (Савл из Тарса) и его роль в становлении новой мировой религии.

Христианство и Римская империя. Причины быстрого распространения христианства в крупных городах. Гонения на христиан.

Формирование догматики во II-V вв. Теологические школы II-III вв. Апологетика. Споры о троичности божества. Арианская ересь. Первые Вселенские соборы. Символ веры. Конец язычества в Римской империи.

Зарождение христианского искусства. Христианизация древнеримского искусства в 4-5 вв. н.э. Базиликальный и центрический раннехристианские храмы. Христианские сюжеты в мозаике и росписи.

Ветхий и Новый Завет в русской и европейской культуре. Христианство в современном мире.

Темы рефератов

  1. Ветхий Завет как исторический источник.
  2. Ветхий Завет как литературный памятник.
  3. Новый Завет - памятник истории мировой культуры.
  4. Возникновение и распространение христианства.
  5. Литература и искусство раннехристианского периода.

Литература

  1. Мифы народов мира. В 2 тт. Любое издание.
  2. Большой путеводитель по Библии. М., 1993.
  3. Христианство: Энциклопедический словарь в 3 тт. М., 1993-1995.
  4. Г. Гече. Библейские истории. М, 1990.
  5. З. Косидовский. Библейские сказания. М., 1968.
  6. З. Косидовский. Сказанияевангелистов.
  7. А. Мень. История религии. В 7 тт. М., 1992-94.
  8. Иллюстрированная история религий. П/ред. Д.П. Шантепи де Соссея. В 2 тт. М., 1992.
  9. История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983.
  10. А.П. Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. М., 1986.
  11. М.И. Рижский. Книга Иова. Новосибирск, 1991.
  12. М.И. Рижский. Библейские вольнодумцы. Иов. Екклезиаст. М., 1992.
  13. Э. Гальбиати, А. Пяцца. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). М., 1992.
  14. К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  15. А.И. Немировский. Мифы и легенды древнего востока. М., 1994.
  16. И.П. Вейнберг. Введение в Танах. М., 2000.
  17. И. С. Свенцицкая. Тайные писания древних христиан. М., 1980.
  18. И.С. Свенцицкая Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.
  19. Р. Тальберг. История христианской церкви. М., 1991.
  20. А. Шмеман. Исторический путь православия. М, 1993.
  21. С. Райт. Библия в искусстве. Минск, 1997.
  22. Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА, ИСЛАМ.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную на рубеже IV - V в.в. н.э.

Византия как средоточие античной культуры и развития христианской культуры после падения Западной Римской империи. Региональное и этническое своеобразие Византии. Византийская военно-феодальная государственность. Единство императорской и церковной власти. Расцвет Византии в эпоху императора Юстиниана I.

Арабский этнос в середине первого тысячелетия нашей эры. Пророк Мохаммад и возникновение мусульманской религии единобожия (ислам). Арабские завоевания. Духовность и бытовая культура исламского мира. Художественная культура ислама, ее истоки и влияние на культуру Европы. Литература, наука и образование в мусульманских странах.

Мусульманский мир и Византия. Завоевание Византии арабами и турками.

Особенности византийской культуры. Ранневизантийская духовная жизнь. Творческая активность христианского богословия. Патристика.

Христианская эстетика. Конструкция христианского храма и его символика. Базиликальные и крестово-купольные храмы. Шедевр ранневизантийской архитектуры - церковь св. Софии в Константинополе. Интерьер византийского храма.

Византийская живопись - мозаики, иконы и книжная миниатюра. Канон византийской иконописи. Синтез искусств в храмовом действии - литургии.

Период иконоборчества и его культурные последствия.

Подавление христианством античной традиции и отражение этого в византийской литературе. Наука и образование в Визавнтии.

Поздневизантийское общество. Исихазм. Особенности поздневизантийского искусства.

Влияние византийской культуры на славянский мир и культуру Западной Европы.

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА.

Расселение славян. Религия древних славян и их художественная культура.

Восточные славяне и Византия. Роль Константина (Кирилла) и Мефодия в создании древнеславянской письменности. Влияние византийской культуры на Киевскую Русь. Выбор религии единобожия славянами и влияние этого события на жизнь и культуру населения Киевской Руси. Древнеславянская книжность.

Первые каменные храмы на Руси (соборы в Чернигове, Киеве и Новгороде). Мозаики и фрески этих храмов. Фрески Мирожского монастыря в Пскове - шедевр византийского искусства на Руси.

Сложение древнерусских архитектурных и иконописных традиций и школ, связанное с феодальной раздробленностью древней Руси. Новгородское государство и владимиро-суздальское княжество --два очага древнерусской культуры в XII - XIV в.в. Придворно-княжеские храмы (Дмитриевский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.). Успенский собор во Владимире. Новгородские и псковские церкви.

Монголо-татарское завоевание и его влияние на Русь. Возвышение Москвы и укрепление русской государственности в XIV - XV в.в. и роль религии и церкви в этом процессе (митрополит Алексей, настоятель Сергий Радонежский). Русские монастыри и их роль в развитии культуры.

Первые московские каменные храмы и их особенности. Архитектура соборов и укреплений московского Кремля - синтез западноевропейской и русской архитектуры.

Русская иконопись XIII - XIV в.в., ее художественные особенности. Преодоление византийского канона. Псковская и новгородская иконописные школы. Феофан Грек и его влияние на древнерусскую иконопись.

Великий русский живописец Андрей Рублев, его жизнь и творчество. Дионисий, его школа и влияние на развитие живописи.

Древнерусская культура XVI - XVII в.в. Шатровая архитектура. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Русская государственность и культура при первых Романовых. Планы преобразования Руси. Усиление торговых и культурных связей со странами Западной Европы. Гражданское и церковное строительство в Москве и других городах. Московские приходские пятиглавые храмы ("узорочье"). Архитектура "нарышкинского барокко".

Церковные реформы и их влияние на духовную жизнь общества. Раскол в русской церкви и его значение в судьбах древнерусской традиции.

Новые эстетические проблемы. Интерес к личности и возникновение портретной живописи. Отход от византийского канона в иконописи (С.Ушаков).

Книгопечатание на Руси и его роль в развитии образованности и просвещения.

"Открытие" древнерусской живописи на рубеже XIX - XX в.в.

Влияние древнерусской архитектуры и живописи на художественную культуру России.

Темы рефератов.

  1. Храм Святой Софии в Константинополе. История создания и архитектурные особенности.
  2. Архитектура и символика раннехристианских храмов.
  3. Византийские мозаики
  4. Памятники византийской культуры в Равенне.
  5. Византийский иконописный канон.
  6. Византийское прикладное искусство.
  7. Происхождение и развитие ислама.
  8. Мусульманский мир и Византия.
  9. Средневековая арабская культура.
  10. Славянское язычество и его следы в современной русской культуре.
  11. Культурное и историческое значение крещения Руси.
  12. Первые каменные храмы Киевской Руси.
  13. Мозаики киевского собора Святой Софии.
  14. Монументальные соборы Киева, Новгорода и Владимира.
  15. Придворно-княжеские храмы Владимиро-суздальской Руси.
  16. Древнерусские иконы домонгольского периода.
  17. Особенности новгородской иконописной школы.
  18. Сюжет ветхозаветной троицы в иконописи и особенности рублевского шедевра.
  19. Византийские и древнерусские иконы Богородицы.
  20. Основные сюжеты в творчестве великих древнерусских иконописцев.
  21. Особенности московской иконописной школы.
  22. Феофан Грек - византийский мастер на Руси.
  23. Художественные открытия А. Рублева.
  24. Художественные открытия Дионисия.
  25. Русский иконостас.
  26. Иконостас Благовещенского собора московского Кремля.
  27. Судьба древнерусской живописи в 17 веке.
  28. Архитектурные особенности Новгородских и псковских храмов.
  29. Памятник византийской культуры на Руси - фрески мирожского монастыря в Пскове.
  30. Первые московские каменные храмы.
  31. Шатровые церкви Москвы.
  32. Московское "узорочье" 17 века.
  33. "Нарышкинское барокко" в Москве.
  34. Синтез древнерусской и западноевропейской архитектуры в памятниках Московского Кремля.
  35. Древнерусская архитектура в московском Кремле.
  36. Древнерусская архитектура в московском Новодевичьем монастыре.
  37. Древнерусская архитектура в московском Донском монастыре.
  38. Памятники древнерусской архитектуры, ближайшие к РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.
  39. Создание славянской азбуки и ее влияние на древнерусскую культуру.
  40. Памятники древнерусской литературы.
  41. "Домострой" (16 век) - литературные особенности и общественное значение.
  42. Развитие русской культуры при первых Романовых.
  43. Отражение религиозной и политической жизни Руси в архитектуре, живописи и литературе 17 века.
  44. История создания и архитектурные особенности одного из московских храмов (по согласованию с преподавателем).
  45. Роль монастырей в развитии культуры и образования на Руси.
  46. Древнерусская музыка.

Литература.

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
  2. Аверинцев С.С. Античность и Византия. М., 1978.
  3. История Византии. В 3 тт. М., 1967.
  4. Каждан А.П. Византийская культура X-XII вв. М., 1969.
  5. Культура Византии. В 3 тт. М., 1984-91.
  6. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. М., 1986.
  7. Лазарев В.П. История византийской живописи. М.. 1986.
  8. Афанасьев Н.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 тт. М., 1994-95.
  9. Боровский А.Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982.
  10. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианство на Руси. М.. 1988.
  11. Как была крещена Русь. М., 1988.
  12. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
  13. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
  14. Флоровский Г. Пути русского Богословия. Киев, 1991.
  15. История русского искусства, тт. 1-4. М., 1953-59.
  16. История русского искусства. Т. 1. М., 1991.
  17. Вагнер Г.С., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М., 1993.
  18. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
  19. Философия русского религиозного искусства. Антололгия. М., 1993.
  20. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI-XVI вв. М., 1970.
  21. Лазарев В.П. Русская иконопись. От истоков до начала XVI в. М., 1983.
  22. Лазарев В.П. Феофан Грек и его школа. М., 1961.
  23. Лазарев В.П. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.
  24. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.
  25. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М., 1992.
  26. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1971.
  27. История всемирной литературы. Т. 2.
  28. История русской литературы. Т. 1.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Раннее Средневековье.

Культурная и экономическая деградация Европы в темные века (VI-VIII вв.).

Расселение варваров. Формирование варварских государств. Особенности кельтской и германской культур (верования, прикладные искусства, героический эпос).

Развитие христианской доктрины и культурная политика папской курии в VI-VIII вв. Христианизация европейских народов. Роль монастырской культуры в раннем Средневековье.

Значение франко-германского центра в VII-VIII вв. Империя Карла Великого - новый этап в развитии средневековой государственности. Возникновение феодальной иерархии и системы ценностей. Зарождение современной системы европейских государств. "Каролингское возрождение" VIII-IX вв.

Влияние норманнов и викингов на средневековую Европу.

Возвышение немецкого государства в X в. Священная Римская империя. "Оттоновское возрождение".

Церковная, рыцарская и городская культура как отражение социальной структуры средневековой Европы. Два этапа средневековой культуры - романика и готика.

Романская культура (XI-XII вв.).

Римское влияние и его преодоление. Монастыри как культурные центры романской эпохи.

Архитектура. Формирование общих структурных принципов католического собора (трех- или пятинефная базилика, форма латинского креста в плане и т.д.). Символика средневекового собора. Технические особенности и проблемы романского храма. Романский замок.

Скульптура. Функциональность. Жесткая привязанность к архитектуре (статуи-полуколонны, композиции в капителях и т.п.). Типы изображения - возвышенный и гротескный. Натуралистические тенденции в искусстве Германии.

Готическая культура (XII-XV вв.).

Самобытная культура средневекового запада. Вертикальная картина мира и соответствующие ей формы в искусстве и в быту (мода, предметы обихода и т.д.). В центре внимания - восхождение души из мира земного в мир Божий. Внимание к душе и личности; "оправдание" мира. Главные центры готической культуры - города.

Готическая архитектура. Технический переход от романики к готике. Появление каркасного свода и его значение. Стрельчатые конструкции. Изменения внешнего вида здания (размеры, пропорции, декоративные детали и т.д.). Этапы развития: ранняя готика; зрелая ("лучистая") готика; поздняя ("пламенеющая") готика.

Основные тенденции: вытягивание пропорций вверх; подавление горизонтальных линий вертикальными; вытеснение стены комбинацией окон и колонн, увеличение количества декоративных деталей. Витраж - изображение из цветного стекла, вставленного в тонкие свинцовые контуры. Национальные особенности средневековой архитектуры Франции, Германии, Англии, Италии. Великие памятники готической архитектуры: Собор Парижской Богоматери, соборы в Шартре, Амьене, Реймсе. Кельнский собор. Собор св. Вита в Праге. Отражение готических тенденций в городском гражданском строительстве. Готический замок.

Готическое изобразительное искусство. Индивидуализация изображения. Развитие психологизма. Преодоление диктата архитектуры в скульптуре. "Интернациональная готика" в средневековой живописи. Декоративность, изысканность, яркость красок. Книжная миниатюра. Икона. Фреска.

Городская культура ХI-XIII вв.

Социальная структура средневекового города. Управление. Развитие ремесел и торговли. Цехи и корпорации. Интенсивное развитие городов и усиление их роли в культурной жизни Европы.

Первые университеты - начало светского образования. Схоластика и мистика - два пути средневекового познания мира. Пространство и время в средневековом сознании. Эволюция взглядов на мир, Бога и человека в XIII-XIV вв. (Франциск Ассизский, Альберт Великий, Фома Аквинский).

Смеховое начало в городской культуре. Карнавальность: выворачивание наизнанку всех норм и правил, осмеяние высокого, пародийное возвеличивание низкого. Латинская поэзия вагантов. Городская плебейская поэзия - фаблио и шванки, сатирические стихотворные истории на живых языках. Герои - крестьяне и городские простолюдины - хитрые, плутоватые, энергичные, удачливые.

Рыцарская (куртуазная) культура ХI-XIII вв.

Феодальная иерархия и система ценностей. Влияние крестовых походов на формирование рыцарской культуры.

Рыцарский (куртуазный) роман в Англии, Франции, Германии. Кельтские предания. Цикл романов о Трисатне и Изольде. "Артуровский цикл" - приключения короля Артура и рыцарей круглого стола, поиски Святого Грааля. Образ идеального рыцаря в современном значении слова. Рыцарский кодекс чести: нормы отношения к даме, к королю, к другу, противнику и т.д. Вольфрам фон Эшенбах. Кретьен де Труа.

Прованс как общепризнанный центр рыцарской поэзии (лирики трубадуров). Культ Прекрасной Дамы (Донны) - предмета утонченной и обычно неразделенной любви.

Своеобразие итальянской культуры XIII-XV вв.

Особенности общественной жизни и государственности в средневековой Италии. Основные культурные центры. Итальянская литература. Поэзия "нового сладостного стиля" и формирования итальянского литературного языка. Данте Алигьери. "Божественная комедия": средневековая визионерская традиция и своеобразие художественного космоса. Рацоналистические тенденции в литературе XIV в. Джованни Бокаччо. "Декамерон". Франческо Петрарка.

Влияние Византии и актуальность античного наследия как факторы "особого пути" итальянской средневековой культуры Традиции Византии в архитектуре (купольные храмы, обилие мозаик и фресок). Готический и проантичный пути преодоления византийского влияния. Готическая живопись и скульптура XIII-XIV вв. Пизанская школа. Джотто. Симоне Мартини. Братья Лоренцетти.

Культура кватроченто. Основные культурные центры Италии XV-XVI вв.

Новые тенденции в искусстве на рубеже XIV-XV вв. Флорентийская школа. Радикальные изменения в живописи (Мазаччо) и в скульптуре (Донателло).

Восстановление античных традиций в архитектуре. Брунеллески. Художественное открытие: эстетическая функция стены.

Философия Николая Кузанского как мировоззренческая основа культуры кватроченто. Особенности итальянского гуманизма. Античность в понимании Флорентийской академии как эстетический идеал итальянских гуманистов. Кружок Лоренцо Великолепного. Быт и нравы итальянских гуманистов.

Развитие готической художественной традиции в искусстве кватроченто и ее взаимодействие с проантичной эстетикой. Внимание к телесной красоте. Формирование образа физически и духовно прекрасного человека. Великие художники XV в.: Фра Анжелико, Филиппо Липпи, Пьетро делла Франческо, Андреа Мантенья, Сандро Ботичеслли.

Расцвет и кризис гуманизма в творчестве великих художников конца XV -XVI вв.

Творчество Рафаэля - вершина гуманистического искусства. Абсолютная гармония телесной и духовной красоты человека.

Универсализм Леонардо да Винчи.. Совершенство композиции и колористические эксперименты. Достижения и неудачи научного подхода к живописи.

Микеланджело - гений четырех муз. Эволюция от гуманизма к титанизму и ее отражение в скульптуре. Трагизм мировосприятия. Конфликт одинокой личности с равнодушным космосом в живописи и поэзии. Предвосхищение эстетики барокко в творчестве Микеланджело-архитектора.

Венецианская школа живописи. Семья Беллини. Джорджоне. Расцвет венецианской школы. Творчество Тициана. Преимущественное внимание к телесной красоте. Паоло Веронезе. Динамизм живописи Тинторетто. Новые композиционные принципы.

Искусство Германии и Нидерландов XV-XVI вв.

Преимущественное внимание к внутреннему миру человека при индифферентности к его физическим качествам - логическое развитие готической эстетики. Космизм живописи северян. Человек как элемент целостной картины мироздания. Композиционные особенности.

"Золотой век Нидерландской живописи". Ян Ван Эйк, Ханс Мемлинг, Рогир Ван дер Вейден.

Иероним Босх. Непримиримая борьба сил ада и рая. Фольклорные мотивы.

Германские мастера: Лукас Кранах, Грюневальд. Альтдорфер. Соединение северной и итальянской художественной традиции в творчестве Альбрехта Дюрера.

Народные книги Германии и Нидерландов как источник европейского романа. Идеал активного, остроумного и удачливого героя. Тиль Уленшпигель. Творчество Франсуа Рабле.

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Непременное наличие двух и более различных направлений одновременно.

Черты новой культурной эпохи в великих трагедиях Шекспира. Духовные искания и проблема власти.

Секуляризация искусства. Внестилевая линия в живописи. Интерес к внутреннему миру человека. Внешний мир как психологический фон. Жанровая живопись. Бытовые сцены. Рембрандт. Веласкес и испанская школа.

Барокко.

Иррационализм и дисгармоничность мировосприятия. Конфликт духовного и телесного как взаимоисключающих сфер мироздания. Страх перед окружающим миром. В искусстве - преобладание детали над художественым целым.

Живопись. Своеобразие композиции. Устранение человека из центра изображения. "Картины для рассматривания" Питера Брейгеля старшего. Развитие пейзажа и натюрморта - жанров "без человека".

Католическое барокко в Испании. Экстатическая духовность Эль Греко и его влияние на испанскую живопись.

Протестантское барокко в Германии и Нидерландах. Влияние реформации на изображение человека. Ганс Гольбейн. Рубенс и его школа. Преимущественное внимание к материальному миру. Избыточная телесность.

Архитектура. Торжественность. Округлые контуры зданий. Обилие и прихотливость декора. Рим - центр барочной архитектуры. Памятники барочной архитектуры в России (Москва и Сакнкт-Петербург).

Литература и театр. Иррациональность. Власть случая (везение-невезение) и внешних факторов (одежда, маски и т.п.). Беспринципность и плутовство. Плутовской роман. Сервантес ("Дон Кихот"), Лопе де Вега ("Собака на сене"), Тирсо де Молина ("Благочестивая Марта"). Барочные традиции в русской культуре XVIII-XIX вв.

Рококо - девальвация мировосприятия и эстетики барокко в придворном искусстве XVIII в.

Классицизм.

Переосмысление гуманистических ценностей. Эстетический идеал - античность, не как предмет любования, а как объект изучения. Жесткая нормативность во всех видах искусства. Франция как центр классицистической культуры.

Литература и театр классицизма. Нормативность, жесткие правила для каждого жанра. Своеобразие героя - генерализация одной черты характера. "Политизированность" классицизма: в XVII веке - связь с развитием абсолютизма. Идеологическое ядро - конфликт между личностью и государством, долгом и чувством. Мольер, Корнель, Расин.

Архитектура. Строгий стиль. Симметрия, гармония, соразмерность. Лувр. Версаль. Памятники классицистической архитектуры в Москве и Сакнкт-Петербурге.

Живопись. Жорж де Латур. Николя Пуссен. Клод Лоррен.

Просвещение. Идеология третьего сословия. Идея естественного равенства людей.

Естественнонаучная революция XVII-XVIII вв. и развитие рационалистического мировоззрения.

Развитие традиций классицизма в искусстве. Разумный человек как эстетический идеал. Художественный эксперимент Д. Дефо ("Робинзон Крузо") и Дж. Свифта ("Путешествия Гулливера"). Вольтер. Дидро.

Классицизм и Просвещение в русской культуре XVIII - начала XIX вв. Ломоносов. Фонвизин. Грибоедов.

Агностицизм и скептицизм как мировоззренческая основа сентиментализма. Примат чувства над разумом. Романы Ричардсона как прообраз мыльных опер. Руссо. Радищев и Карамзин.

Феномен ускоренного развития в культуре России и Германии в XVIII в. Смешение стилей и направлений. Гете. Державин.

Темы рефератов.

  1. Каролингское возрождение.
  2. Романская архитектура.
  3. Готическая архитектура.
  4. Романская и готическая скульптура.
  5. Готика как выражение средневекового миропонимания.
  6. Интернациональная готика в средневековой живописи.
  7. Книжное дело в Средние века.
  8. Древний скандинавский эпос.
  9. Героический эпос Германии и Франции.
  10. Средневековый героический эпос и эпопея Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец".
  11. Мусульманская Испания - культурный мост между востоком и западом.
  12. Рыцарский кодекс чести.
  13. Куртуазный роман и его влияние на современную культуру.
  14. Поэзия трубадуров и миннезингеров.
  15. Средневековый город.
  16. Карнавально-смеховая культура Средневековья.
  17. Схоластика и мистика - два пути познания мира в Средние века.
  18. Мистицизм, магия и ведовство в Средние века.
  19. Собор Парижской Богоматери - памятник готической архитектуры и объект художественного изображения в одноименном романе В. Гюго.
  20. Мировоззрение и поэтическое творчество Данте.
  21. Человек и мир в изображении художников Северной Европы XV-XVI вв.
  22. Борьба сил рая и ада в творчестве И. Босха.
  23. Земная жизнь в изображении Питера Брейгеля старшего.
  24. Художественные открытия Джотто.
  25. Художественные открытия Мазаччо.
  26. Филиппо Брунеллески - новое слово в архитектуре.
  27. Человек в изображении Донателло.
  28. Царь Давид в итальянской скульптуре.
  29. Св. Себастьян в итальянской живописи.
  30. Венера - от Ботичелли до Тициана.
  31. Страшный Суд в изобразительном искусстве XV-XVI вв.
  32. Распятый Христос в искусстве Италии и северной Европы.
  33. Мадонны Рафаэля.
  34. Микеланджело - трагедия Титана.
  35. Светская живопись XVII в.
  36. Эль Греко и испанская школа живописи.
  37. Природа трагического в драматургии Шекспира.
  38. Эстетика и мировоззрение барокко.
  39. Архитектура и скульптура барокко.
  40. Памятники барочной архитектуры в Москве.
  41. Памятники барочной архитектуры в Санкт-Петербурге.
  42. Живопись барокко.
  43. Герой в литературе и театре барокко.
  44. Дон Жуан в европейской культуре.
  45. Искусство классицизма.
  46. Классицистический театр - конфликт личного и общественного.
  47. Памятники классицизма в Санкт-Петербурге.
  48. Памятники классицизма и неоклассицизма в Москве.
  49. Художественный эксперимент Д. Дефо и Дж. Свифта.
  50. Просвещение в России и Европе.
  51. Стили и направления в русской культуре XVIII в.

Литература.

  1. Всеобщая история искусств. Т. 3-5. М., 1962-64.
  2. Малая история искусств.
  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1988.
  4. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1982.
  5. История Всемирной литературы. Т. 3-8. М., 1985-94.
  6. Памятники мирового искусства.
  7. История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.
  8. Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.
  9. А. Эрши. Живопись интернациональной готики. 1984.
  10. К.М. Муратова. Мастера французской готики XII-XIII веков. М.. 1988.
  11. О.А. Лясковская. Французская готика XII-XIV веков. М., 1973.
  12. Л.М. Брагина. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1999.
  13. В.Н. Лазарев. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.
  14. Алпатов М.В. Веобщая история искусств.
  15. Дж.К. Арган. История итальянского искусства. М., 1990.
  16. И.Е. Данилова. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.
  17. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1982.
  18. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
  19. Мастера искусств об искусстве. М., 1966.
  20. Всеобщая история архитектуры. Т. 5-6. М., 1967-69.
  21. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVIII вв. М., 19
  22. История западноевропейского театра. М., 1963-64.

КУЛЬТУРА XIX-XX вв.

Основные черты культуры 19 века.

Особенности эпохи в социально - политической сфере :

технический переворот и массовая индустриализация, широкое либеральное движение, демократическое движение, революции, национально - освободительное движение.

Важнейшие идейно-философские течения: позитивизм, дарвинизм, философия воли, иррационализма (А.Шопенгауэр), ницшеанство, гегелианство, марксизм. Достижения науки и техники.

Основные этапы культурного развития : разнообразие и смена стилей, направление художественных течений. Роль искусства в духовной жизни столетия.

Ампир в европейском искусстве начала 19 века. Предпосылки возникновения художественного стиля. Основные элементы и характеристики. Ампир в архитектуре, живописи, прикладном искусстве. Французский ампир. (Ж.Л.Давид). "Русский ампир". (К.Росси).

Романтизм в европейской культуре первой трети 19 века. Романтизм как художественное направление. Источники, предпосылки (социальные и духовные) возникновения : Великая французская революция, субъективная философия Фихте и роман Гете "Ученические годы Вильгельма Мейстера".

Особенности романтического мировосприятия. Основные открытия романтиков: новая концепция природы, историчность художественного мышления, обращение к фольклору, создание исторического романа (В.Скотт) и исторического жанра в живописи (Т.Жерико, Э.Делакруа).

Романтизм в европейской литературе. (Гофман, Байрон, Гюго, Гоголь). Романтические тенденции в архитектуре. Романтизм в живописи (А.Беклине, А.Делакруа, Ф.Рунге, К.Брюллов, А.Венецианов).

Романтизм в музыке. Романтическая песня, романтическая музыкальная драма (Ф.Шуберт, Р.Шуман, Р.Вагнер).

Реалистическое направление в художественной культуре 19 века. Социально-политические и научно-философские истоки критического (социального) реализма: позитивизм, подъем рабочего движения, дарвинизм.

Главное открытие реалистов - социальная обусловленность (детерминированность) человеческого характера, его поведения. Социальный роман - энциклопедия жизни. Основные художественные принципы (Диккенс, Теккерей, Бальзак, Толстой, Достоевский). Реалистические тенденции в европейской живописи (Т.Руссо, Ж.Милле,Г.Курбе).

Критический реализм в русской живописи. "Передвижники" (И.Крамской, Н.Ге, А.Саврасов).

Символизм в европейской культуре второй половины 19 века. Декаданс. Символизм как первое литературно-художественное направление европейского модернизма. Основной художественный принцип символизма. Зарождение и развитие символизма. Ш.Бодлер, "Цветы зла". П.Верлен, А.Рембо, Ж.-К.Гюисманс.

Символизм в русской поэзии и живописи конца 19 - начала 20 вв. (Ф.Сологуб, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, М.Врубель, М.Чюрленис, К.Петров-Водкин).

Импрессионизм в художественной кудльтуре19-20 веков. Возникновение импрессионизма, научные и технические открытия, повлиявшие на новый живописный язык.

Основные принципы импрессионизма. Распространение импрессионизма в других странах.

Постимпрессионизм как явление художественной культуры конца 19 века во Франции. Оригинальность и индивидуальность творческой манеры художников, именующихся постимпрессионистами: (П.Сезанн, П.Гоген, В.Ван Гог).

Модерн в европейской культуре конца 19 - начала 20 веков. Модерн как множество различных стилей и течений, попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока . Объединяющее начало - общее мировоззрение конца века.

Художественные и стилистические принципы. Роль строительных материалов и техники в архитектуре модерна. Декоративность, функциональность и стилизация. Русский модерн. Ф.Шехтель.

Основные тенденции и понятия культуры 20 в.

Социально-политическая картина мира 20 в. Ее отличие от 19 в. Войны, революции, национально- освободительные движения. Тоталитарные диктатуры.

Промышленный и технологический прогресс - ключевые понятия 20 в. Достижения человечества и кризис культуры. Наука и ее роль в 20 в. Космизм. Ноосфера.

Пути развития философской мысли 20 в.а: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм. З.Фрейд и роль психоанализа в культурной жизни 20 в. "Потерянное поколение" : в жизни и в искусстве.

Периоды развития европейской культуры 20 в. Основные понятия, течения, направления. Модернизм и авангард как условные обозначения периода в истории культуры кон. 19 - сер. 20 вв.

Разные концепции определения понятий "авангард" и "модернизм". Их краткая характеристика, сходство и различия. Основные течения, школы и направления модернизма, Экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстрактивизм.

Постмодернизм - основное направление философии, искусства, науки второй половины 20 в. Концепция интепретативного разума в постмодернизме. Основные черты и принципы постмодернистского искусства. Российский постмодернизм.

Кино - искусство специфическое для 20 в. Основные этапы развития кинематографа. Приемы и художественный язык кино. Жанры кино. Элитарное и массовое кино.

Архитектура 20 в. Девиз: "Искусство и техника - новое единство". Конструктивизм. Функционализм. Ле Корбюзье. "Органичная архитектура" второй половины 20 в. Ф.Л.Райт.

Темы рефератов .

  1. Исторический жанр в творчестве европейских художников 19 века.
  2. Тема моря в поэзии Байрона и Пушкина.
  3. 3. Библейские сюжеты в творчестве А.Иванова.
  4. Портреты выдающихся деятелей русской культуры в творчестве И.Крамского.
  5. Картина В.Верещагина "Апофеоз войны".
  6. Храм Христа Спасителя. Второе рождение.
  7. Футуризм в русской по начала 20 века.
  8. Символизм в русской поэзии начала 20 века.
  9. Акмеизм и А. Ахматова.
  10. Модерн в русской архитектуре рубежа веков.
  11. Сюрреализм в литературе.
  12. Дали и сюрреализм.
  13. П.Пикассо и кубизм.
  14. Футуризм в итальянской и русской живописи.
  15. В.Кандинский и абстрактный экспрессионизм.
  16. К.Мавлевич и супрематизм.
  17. Дзэнсное мышление и 9 рассказов Дж.Селинджера
  18. Театр абсурда.
  19. Массовая культура - явление 20 века.
  20. Кино - феномен искусства 20 века.
  21. Пути развития архитектуры 20 века.
  22. Концептуализм в российской поэзии
  23. Постмодернизм - этап развития культуры 20 века.
  24. Гауди
  25. Объединение "Мир искусства"
  26. Э.Мане
  27. К.Моне
  28. К.А.Коровин
  29. Русская действительность в картинах И.Репина
  30. Фольклорные мотивы в творчестве В.Васнецова
  31. Русские меценаты.

Литература.

  1. Антология. "Курьер Юнеско" за 30 лет. М.,1990
  2. Бердяев Н. Кризис искусства. М.,1990
  3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Санкт-Петербург, 1995
  4. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.,1980
  5. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллинн, 1973
  6. Культурология. Ростов-на-Дону, 1997
  7. Малахов Н.О. О модернизме. М.,1975
  8. Образ человека 20 века. М., 1988
  9. Русский авангард в кругу западноевропейской культуры - М., 1993
  10. Руднев В. Модернизм. М., 1991.

Составители: Л.А. Левина, Л.К. Белопухов, Т.П. Григорьянц, А.П. Скогорев.