Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.
Цель курса –сформировать у студентов представления об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры.
Задача курса - познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями о “постмодернизме” и проблемами межкультурного диалога.
Методология курса основана на принципах исторической и культурной антропологии, на поиске связей между представлениями о сущности культуры и “природы человека” (у различных авторов и в разные исторические эпохи).
Особенности структуры программы: первые две темы имеют вводный характер, помогают сформировать у студентов представления о предмете культурологии, о множестве различных понятий о культуре и о
ее начале (в связи с началом человеческой истории); темы № 3-8 раскрывают основные особенности истории мировой и русской культуры
(на базе исторической типологии культур); темы № 9-11 посвящены характеристике некоторых из важнейших концепций культуры и заключительная тема № 12 обобщает материал курса и дает представление о состоянии и важнейшей проблематике современной отечественной культуры.
Объем курса составляет 24 часа (24 часа лекций)
Предусмотренные формы контроля - коллоквиумы по разделам курса, рефераты, зачет.
Ответы оцениваются по традиционной пятибалльной системе.
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
Введение
1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ.
История формирования культурологии как гуманитарной дисциплины и социологической науки.
Этимология слова "культура", изменения смысла этого понятия начиная с античности до наших дней. Связь представлений о сущности культуры и сущности человека. Модификация подходов к анализу культуры под влиянием археологии и этнографии, европейской "культурантропологии".
Анализ различных определений культуры и выбор “рабочего” (для данного курса) определения. Понятие “общение” как основание и условие человеческого бытия (М.Бахтин), возможности использования этого понятия для определения культуры.
2. АНТРОПОГЕНЕЗ И НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ.
Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Роль языка в становлении человека и его культуры. Анализ концепции “начала человеческой истории” Б.Ф.Поршнева, новые данные археологии и антропологии по данной проблеме.
Часть 1. История мировой и отечественной культуры
3. АРХАИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ПЕРВООСНОВЫ КУЛЬТУРЫ.
Представления о месте и роли “первобытного” человечества в истории мировой культуры (с точки зрения формационного, цивилизационного и этнологического подходов). Анализ ранних форм общения с позиций современной культурной антропологии: значение обмена дарами для становления человека и его культуры (М.Мосс) Роль "первичного монотеизма", истоки магии и религии (Дж.Фрэзер). Переживание "священного" и "мирского" пространства и времени в архаических ритуалах (М.Элиаде). Роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти; понятие "партиципации" (Л.Леви-Брюль). Ранние формы культуры как предмет изучения современной психологии религии (Е.А.Торчинов).
4. ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
"Неолитическая революция" и первые "речные" цивилизации Древнего Востока, их общие черты: сословно-кастовая структура социума, сакральный характер власти, мифологичность картины мира. Понятие о “профессионально-именном” ключе культур Востока (М.К.Петров). Отношения "учитель-ученик" как основной тип общения на Востоке. Образы мудреца и пророка в библейской культуре, ее “анонимность” и традиционализм (С.С.Аверинцев). Влияние культур Древнего Востока на античную и общеевропейскую культуру.
5. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ПЕРЕХОД ОТ МИФА К ЛОГОСУ
Образ “античности” в современных историко-культурных исследованиях". “Греческое чудо" как культурологическая проблема. “Гомеровская эпоха” и ее роль в процессах перехода от мифа к логосу (М.К Петров). Архетипы античной культуры: Дионис и Апполон (в интерпретации Ф.Ницше и Вяч.Иванова). Греческий полис и номос, "телесность" античного космоса (по А.Ф.Лосеву). Роль рабства и ораторского искусства в истории античной культуры. Общие черты и различия "стилей" греческой и римской культур. Игровое начало античной культуры, роль авторства, "запрета на плагиат". Идеал мудрости в античности. Античный политеизм и "философский монотеизм".
6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
История формирования современных представлений о “средневековье”, смена оценок и проблематики. Особенности “формационного” подхода: исследования генезиса феодализма, сословно-иерархической структуры общества и церкви. Анализ архетипов и символов средневековой Европы. Отношения "варварства" и "христианства", микрокосм и макрокосм, циклическое и эсхатологическое время (по А.Я.Гуревичу). Роль средневековых университетов и схоластики, "энциклопедизм" знаний, отношения церкви и культуры. Понятие об иконе и "обратной перспективе" как воплощении средневековой картины мира. Роль ритуала и жеста. Официальная, "куртуазная" и народная карнавальная культура. Явления культуры "осени средневековья" (И.Хейзинга); роль алхимии и астрологии в истории формирования нового типа личности. Итальянские гуманисты и эпоха Возрождения как переход к культуре Нового времени (смена культурных парадигм).
7. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
Проблемы изучения генезиса культуры и науки Нового времени в Европе. Роль Великих географических открытий в формировании полицентрической картины мира. Основные перемены а “культуре повседневности” к началу ХУП века. Роль реформационных и контрреформационных процессов в ХУП-ХУШ в.в. Содержание и формы "научной революции" ХУП-ХУШ в.в. Распространение научного (сайентистского) метода мышления на гуманитарное знание и художественную культуру. Принцип индивидуализма в философии, этике, политике. Проблемы взаимоотношений человека, общества и государства в концепциях деятелей Просвещения. Черты раннего романтизма в "высокой" культуре Европы. Становление позитивистского мировоззрения. Рождение "массовой культуры", ремифологизация культуры. Феномен модернизма, его соотношение с культурой Просвещения и Романтизма. Понятие о постструктурализме и постмодернизме, их месте в истории культуры Нового времени (различные подходы и концепции).
8. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
История обсуждения проблем специфики русской культуры “западниками” и “славянофилами”, русскими писателями, историками и философами (взгляды П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова, К.Леонтьева, А.И.Герцена, Ф.М.Достоевского, М.Волошина, Н.А.Бердяева и др.). Различные интерпретации и оценки значения принятия православия для истории культуры Киевской Руси, роли “византийских начал” и “татаро-монгольского ига” в формировании особенностей культуры Московского царства, значения культурных реформ Петра 1, дооктябрьского и советского периода истории культуры России
Анализ историософской схемы В.С.Соловьева: место России между Востоком и Западом, медиативная роль ее культуры в становлении гармонического “всеединства”.
Критика идеи монистического единства мировой культуры, “европеизма” и глобализма деятелями культуры русского зарубежья. Концепции русской национальной самобытности у ранних “евразийцев”, их отношение к культуре советской России.
Особенности культуры постсоветского периода, идейно-теоретические споры последователей А.Д.Сахарова и А.И.Солженицына.
Русская культура в концепциях зарубежной россики. Культура России на рубеже ХХ1 века: выбор культурных альтератив.
Часть II. Концепции культуры.
9. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА: “ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ”.
Культура и природа как противоположные и взаимодополняющие понятия современной теории культуры. Культура как этап общей эволюции природы, ее функция компенсации биологической недостаточности человека. Роль природной среды в формировании "культурной оседлости" человека.
Культура как "этническое поле" (Л.Н.Гумилев). Многообразие "образов мира" как культурная ценность (Г.Гачев). Актуальность проблем экологии культуры, их мировоззренческое значение.
Проблема границ допустимого вмешательства в “природу человека” (в медицине, генной инженерии и др.)
10. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Значение открытий З.Фрейда для истории культуры ХХ века. З.Фрейд о природе человека и функциях культуры, фрейдистский миф о происхождении человека. Символы Эроса и Танатоса в контексте культуры ХХ века. Особенности подхода к анализу культуры в неофрейдизме.
К.Г. Юнг о коллективном бессознательном и архетипах, их значении для творчества. Универсализм архетипов мировой культуры. Религиозные символы как архетипы.
Анализ основных понятий аналитической психологии, их современных интерпретаций.
11. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В “ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ” И У МЫСЛИТЕ-ЛЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
Критика Ф.Ницше оснований новоевропейской культуры. Эллинство и варварство, “Дионис” и “Апполон” как архетипы культуры.
Русские символисты и "богоискатели" - последователи и критики ницшеанства. Романтический и пророческий символизм, их значение для
русской культуры "серебряного века". Актуальность культурной проблематики, выявленной русскими символистами (Вяч. Иванов, А.Блок, А.Белый, Д.Мережковский и др.).
Отношения между культурой и религией (по П.Флоренскому, С.Н.Булгакову, Л.Шестову). В.С.Соловьев о религиозном значении культурного многообразия. Истоки и ключевые образы Востока и Запада как основных принципов общения между человеком и Богом.
Сопоставление культурфилософских моделей мировой истории западных и русских мыслителей.
12. СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Теории “глобальной культуры” и мультикультурализма на рубеже третьего тысячелетия.
Постмодернизм как явление культуры ХХ века. Постструктурализм (Р.Барт, Ж.Лакан, М.Фуко) и деконструктивизм (в концепции Ж.Дерриды) как элементы постмодернизма (Симона де Бовуар, Ю.Кристева). Проблема языкового сознания у Жака Лакана и его последователей. Феминистская критика как явление постмодернизма. Кризис личностного начала в культуре, "демонтаж" классического философствования о культуре (по Ж.Бодрийару).
Роль межкультурных и межконфессиональных диалогов в современном мире; концепции научной школы “диалогика культур” (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.М.Баткин и др.)
Условия и структура межкультурных коммуникаций. Основные элементы и понятия современных межкультурных коммуникаций: семантема, сообщение, текст культуры, локальная культурно-семантическая система (этническая культура, национальный язык, конфессиональная система).
Факторы поддержания культурного многообразия в современной системе мировой культуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
Обязательные:
Дополнительные:
ЛИТЕРАТУРА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
КОЛЛОКВИУМЫ
Каждый из коллоквиумов обобщает материал и проблематику одного из разделов курса, что позволяет оценить качество их усвоения студентами. Работа в коллоквиуме должна способствовать овладению языком дисциплины, формировать у студентов навыки ведения дискуссии и умение анализировать многообразные подходы и методы культурологии.
Тема 1. Понятие о культуре, ее основания и механизмы становления.
Вопросы:
Тема 2. Историческая типология культур
Вопросы:
Тема 3. Основные культурологические концепции .
Вопросы:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
“ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ”
Номер и название темы |
Количество часов аудиторных занятий |
||
Лекции |
Семинары |
Всего |
|
1. Предмет культурологии. Понятие о культуре | 2 |
2 |
|
2. Антропогенез и начало культуры. | 2 |
2 |
|
3. Архаические формы общения как первоосновы культуры | 2 |
2 |
|
4.Традиционные культуры Древнего Востока | 2 |
2 |
|
5. Становление античной культуры: переход от мифа к логосу | 2 |
2 |
|
6.Средневековая европейская культура | 2 |
2 |
|
7. Новоевропейская культура | 2 |
2 |
|
8. Место и роль России в истории мировой культуры | 2 |
2 |
|
9. Культура и природы: экология культуры | 2 |
2 |
|
10. Концепции культуры в аналитической психологии | 2 |
2 |
|
11. Проблемы культуры в “Философии жизни” и у мыслителей серебряного века | 2 |
2 |
|
12. Современные культурологические концепции | 2 |
2 |