Библиотека > Культура Востока > Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура > Конституция Ирака (10 июля 1924 г.—21 марта 1925 г. с изменениями от 29 июля 1925 г.)

КОНСТИТУЦИЯ ИРАКА
(10 июля 1924 г.—21 марта 1925 г. с изменениями от 29 июля 1925 г.)

ВВЕДЕНИЕ

Статья 1. Настоящий закон будет называться «конституцией Ирака» . Его постановления будут применяться во всех частях Иракского королевства.

Статья 2. Ирак — государство суверенное, независимое и свободное. Его территории неделимы и неотчуждаемы. Ирак—конституционная наследственная монархия с представительным правлением.

Статья 3. Багдад будет столицей Ирака. В случае необходимости столица может быть перенесена в силу особого законодательного постановления в другое место.

Статья 4. Флаг Ирака имеет следующую форму и следующие размеры: его длина будет вдвое больше его ширины. В горизонтальном направлении он будет делиться на три цветные параллельные полосы равной величины: верхняя полоса — черная, следующая — белая и последняя — зеленая. Со стороны древка на флаге будет красный усеченный конус, основание которого будет в ширину флага, а вершина — в ширину белой полосы при высоте, равной У4 длины флага. В середине — перпендикулярно и параллельно древку — две белые семиконечные звезды.

Положение флага и герба, а также знаки отличия и ордена государства будут определены особым законом.

Часть первая ПРАВА НАРОДА

Статья 5. Иракское гражданство будет определяться особым законом и будет приобретаться и утрачиваться в соответствии с ним.

Статья 6. Не будет различия в правах иракцев перед законом, каковы бы ни были различия по языку, народности или вере.

Статья 7. Не будет нарушений личной свободы жителей Ирака или посягательств на нее. Никто не будет арестовываться, задерживаться, наказываться, обязываться переменить место жительства, подвергаться заключению или призываться на службу в войсках, иначе как по закону.

Пытки и высылка иракцев из Иракского королевства безусловно воспрещаются.

[29 июля 1925 г. Никто не может обязываться к представлению какого-либо залога, иначе как в силу закона и в соответствии с ним].

Статья 8. Неприкосновенность жилищ обеспечивается; воспрещается входить в них или производить в них обыски, иначе как в определенных законом случаях и формах.

Статья 9. Никто не может быть лишен права обращаться к судам или быть обязан обращаться не в тот суд, которому подсудно его дело, иначе как по закону.

Статья 10. Все права собственности обеспечиваются. Не могут производиться принудительные займы или налагаться запрещения на недвижимые и движимые имущества или отбираться или конфисковаться запрещенные предметы, иначе как по закону. Всякий бесплатный принудительный труд и полная конфискация недвижимых или движимых имуществ безусловно воспрещаются. Не будет принудительных отчуждений чьих-либо имуществ, иначе как ради общественной пользы в определенных законом случаях и формах и при условии уплаты справедливого вознаграждения.

Статья 11. Никакие налоги не могут взыскиваться, иначе как по закону, применяемому ко всем слоям населения.

Статья 12. Свобода высказывания своих мнений, печати, совместных собраний, создания союзов и вхождения в них обеспечивается всем гражданам Ирака в указанных законом пределах.

Статья 13. Ислам является официальной религией-государства. Свобода совершения обрядов различных существующих в Ираке сект этой религии обеспечивается. Полная свобода совести и свобода совершать разного рода обряды обеспечивается всем жителям страны в соответствии с принятыми обычаями, поскольку такого рода обряды не мешают поддержанию безопасности и порядка или не противны общественной нравственности.

Статья 14. Все иракцы имеют право обращаться с петициями и докладными записками к королю, к парламенту и к публичным властям, излагая в них жалобы как по делам, касающимся их лично, так и по общественным делам в определенных законом случаях и формах.

Статья 15. Все почтовые и телеграфные сношения и телефонные сообщения будут составлять тайну и не могут перехватываться или задерживаться, иначе как в определенных законом случаях и формах.

Статья 16. Различные общественные единицы будут иметь право учреждать и содержать школы для обучения своих членов на своем родном языке, поскольку такое обучение будет вестись в соответствии с определенными законом общими положениями.

Статья 17. Арабский язык будет официальным языком с теми исключениями, которые могут быть определены особым законом.

Статья 18. Все иракцы будут в равном положении в отношении пользования своими правами и выполнения своих обязанностей. Им одним будут доверяться должности без каких-либо иных оснований для различий кроме их способностей и опытности. Никто не будет назначаться на государственную службу, если не является иракцем по рождению, иначе как в исключительных обстоятельствах, определенных особым законом. Иностранцы, которые должны назначаться в силу договоров и соглашений, не подпадают под действие этой статьи.

Часть вторая КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

Статья 19. Суверенитет конституционного Иракского королевства пребывает в народе. Он, как вклад, вверен королю Файсалу, сыну Гус-сейна, а после него его наследникам.

Статья 20. Вероятным наследником будет являться старший из мужских нисходящих короля по прямой линии в соответствии с особым законом о преемстве.

Статья 21. При своем восшествии на престол король будет приносить присягу перед палатой депутатов и сенатом, собранным под председательством председателя сената, в том, что он будет соблюдать конституцию, охранять независимость страны и ревностно работать для блага страны и народа.

Статья 22. [28 июля 1925 г.]. Король будет совершеннолетним по достижении 18-летнего возраста. Если престол перейдет к лицу, не достигшему этого возраста, то королевская власть будет осуществляться впредь до совершеннолетия короля регентом, указанным предшествующим королем. Регент однако не может принимать этого сана или исполнять связанные с ним обязанности до тех пор, пока парламент не одобрит его назначения. Если парламент не одобрил или если предшествующий король не назначил регента, то регента назначает парламент. Регент будет приносить перед парламентом предписанную в предшествующей статье присягу. Впредь до тех пор, пока регент не будет назначен и не принесет присяги, королевская власть будет осуществляться от имени иракского народа советом министров, и этот совет будет ответствен перед народом. Никакие изменения не могут вноситься в конституцию во время регентства в отношении королевской власти и преемства престола. Когда необходимо назначить регента, немедленно созывается парламент. Если палата депутатов в это время распущена, а новые выборы еще не закончены, то прежняя палата снова созывается с этой целью.

Статья 23. [29 июля 1925 г.]. Король может в случае необходимости выезжать с иракской территории, но предварительно совет министров должен принять и опубликовать соответствующее решение. Перед своим отъездом из Ирака король будет назначать регента или регентский совет и устанавливать, какие из прав королевской власти он передает им, причем совет министров должен одобрить это.

Ни регент, ни кто-либо из членов регентского совета не могут осуществлять каких-либо прав королевской власти, пока не принесут присяги, предписанной в статье 21 конституции.

Присяга будет приноситься перед парламентом, если он в сборе, в порядке, определенном выше в статье 21. В противном случае будут присягать перед советом министров в присутствии председателей сената и палаты депутатов или лиц, действующих вместо них. Никто из министров не может действовать в качестве регента или члена регентского совета. Если регентом или членом регентского совета назначен член парламента, то он не может исполнять своих парламентских обязанностей, до тех пор, пока он действует в новом своем качестве. Если отсутствие короля должно длиться свыше четырех месяцев, а парламент не в сборе, • то последний немедленно созывается для разрешения этого вопроса.

Регент или члены регентского совета должны быть иракскими гражданами и по меньшей мере 30-летнего возраста; однако родственник короля мужского пола, достигший 18-летнего возраста, также может быть назначен [регентом].

Статья 24. Король не может принимать престола вне Ирака, иначе как с согласия парламента.

Статья 25. Король неприкосновенен и свободен от ответственности.

Статья 26.1) Король является верховным главой государства. Он утверждает законы, отдает приказы об их обнародовании и следит за их выполнением. По его приказу издаются распоряжения в целях приведения законов в действие, поскольку в самих этих законах имеются постановления о том.

2) Король отдает приказы о производстве общих выборов в палату депутатов и о созыве парламента. Он открывает, отсрочивает, продляет сессию или распускает парламент в соответствии с постановлениями этого закона.

3) Если бы тогда, когда парламент не заседает, возникла необходимость в принятии срочных мер для поддержания порядка и государственной сохранности, или для устранения государственной опасности, или для принятия срочных расходов из государственных средств, не предусмотренных бюджетом или каким-либо особым законом, или же для выполнения договорных обязательств, то король вправе издавать в согласии с советом министров указы, имеющие силу закона и предписывающие вызываемые обстоятельствами необходимые меры, поскольку они не противоречат постановлениям этой конституции. Такого рода указы должны вноситься на одобрение парламента в его ближайшую сессию, за исключением тех указов, которые издаются в целях выполнения договорных обязательств, одобренных парламентом или Учредительным собранием. Если парламент не одобрит этих указов, то правительство должно объявить их недействительными на будущее время, и со дня этого объявления они будут считаться отмененными. Такие указы будут подписываться всеми министрами.

Слово «закон» включает и указы, изданные в соответствии с постановлениями этой статьи, если только текст не содержит иных указаний.

4) Король заключает договоры. Однако он не может ратифицировать их, пока они не одобрены парламентом.

5) Король выбирает первого министра и по его предложению назначает министров и принимает их отставку от должности.

6) Король назначает членов сената и принимает их отставку от должности.

7) Король по предложению ответственного министра назначает и увольняет всех дипломатических представителей, гражданских должностных лиц, кади и гражданских судей. Он жалует военные чины, если только в силу особых правил он не передоверяет это свое право каким-либо другим властям. Он также жалует ордена, почетные звания и другие знаки отличия.

8) Король является главнокомандующим всеми вооруженными силами. Он объявляет войну с согласия совета министров. Он заключает мирные договоры, но с тем, чтобы не ратифицировать их, пока они не будут одобрены парламентом. Он может также вводить осадное положение в соответствии с постановлениями статьи 120 настоящего статута.

9) Монета будет чеканиться от имени короля.

10) Смертная казнь не будет приводиться в исполнение впредь до утверждения королем. Король может смягчать наказания и слагать их в порядке особого помилования. Он может также с согласия обеих палат объявлять общую амнистию.

Часть третья ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

[Общие постановления]

Статья 27. Король будет осуществлять свою власть при посредстве королевских ирадэ. Они будут издаваться по предложению ответственного министра или ответственных министров с согласия первого министра и будут подписываться ими.

Статья 28. Законодательной властью облечены парламент и король. Парламент составляется из сената и палаты депутатов.

Законодательное собрание имеет право в соответствии с постановлениями этой конституции издавать, изменять и отменять законы.

Статья 29. Король будет лично открывать парламент или уполномочивать первого министра или одного из министров на выполнение церемонии открытия и на оглашение тронной речи.

Статья 30. Не может стать членом сената или палаты депутатов:

1) тот, кто не является гражданином Ирака;

2) тот, кто ходатайствует об иностранном гражданстве или иностранной защите;

3) тот, кто не достиг 30-летнего возраста — в отношении депутатов, или не достиг 40-летнего возраста — в отношении сенаторов;

4) тот, кто является несостоятельным должником, не восстановленным в правах;

5) тот, кто был поставлен под опеку, и опека еще действует;

6) тот, кто потерял свои гражданские права;

7) тот, кто был приговорен к тюремному заключению на срок не менее одного года за какое-либо преступление кроме политических преступлений или же, если он был приговорен к какому-либо тюремному ' * заключению за кражу, подкуп, злоупотребление доверием, подлог, мошенничество или за всякое иное преступление против чести;

8) тот, кто имеет прямые или косвенные материальные интересы по контракту с каким-либо государственным управлением Ирака, если только эти интересы не вытекают из его участия в качестве пайщика в том или ином обществе, состоящем более чем из 25 лиц. Откупщики налогов и арендаторы правительственных земель не подпадают под действие этого положения;

9) тот, кто является умалишенным или слабоумным;

10) тот, кто состоит в родстве с королем в той степени родства, которая предусмотрена особым законом.

Ни в каком случае одно и то же лицо не может быть одновременно членом обеих палат.

[Сенат]

Статья 31. Сенат будет составляться не более чем из 20 членов, назначенных королем из числа тех лиц, чье поведение обеспечивает общественное доверие и уважение, и из тех, кто достойно служил в прошлом государству и народу.

Статья 32. Срок полномочий сенаторов будет 8-летним, причем половина сенаторов будет выбывать каждые 4 года; выбывающие сенаторы могут вновь назначаться.

При первой смене выбывающая половина будет отобрана по жребию.

Статья 33. Председатель и товарищ председателя будут избираться собранием из числа его членов на годичный срок с одобрения короля. Они могут быть снова выбраны.

Статья 34. Сенат будет собираться и расходиться одновременно с палатой депутатов.

Статья 35. [29 июля 1925 г.]. Каждый член сената сверх возмещения издержек по проезду будет получать годовое вознаграждение в 5 тыс. рупии за каждую очередную сессию и сумму в 1250 рупий за каждый месяц в случае продления такой сессии или за каждый месяц чрезвычайной сессии.

[Палата депутатов]

Статья 36. Палата депутатов будет составляться путем выборов из расчета один депутат на 20 тыс. жителей мужского пола.

Статья 37. Система выборов в палату депутатов будет предписана особым законом, основанным на принципе тайного голосования и на необходимом представительстве немусульманских меньшинств.

Статья 38. Сроком для палаты депутатов будут 4 очередные сессии, по одной сессии в год, начиная с 1 ноября, приходящегося после выборов, если 1 ноября падает на официальный праздничный день, — то начиная со следующего дня, с соблюдением постановлений раздела 2 статьи 26, касающихся роспуска палаты.

Статья 39. [29 июля 1925 г.]. Король будет созывать палату на очередную сессию в столице 1 ноября каждого года в соответствии с постановлениями статьи 38.

Если палата не созвана на этот день, то она собирается по своему собственному почину. Таким образом будет начинаться ее очередная сессия, длящаяся 4 месяца, если только король не распустит палату до истечения этого срока или если он не продлит ее для проведения срочных дел. Когда сессия продляется, ее срок не может превышать в общей сложности 6 месяцев.

[Палата может время от времени отсрочивать свои заседания в соответствии со своим регламентом].

[Палата будет равным образом отсрочивать свои заседания, если этого потребует король, но она не может отсрочивать их более трех раз в течение одной и той же сессии, а общее время отсрочки ни в каком случае не может превышать двух месяцев. При исчислении длительности сессии время этих отсрочек не будет приниматься во внимание].

Статья 40.1) В случае роспуска палаты должны производиться новые выборы. Новая палата должна собраться на чрезвычайную сессию не позднее чем через 4 месяца со дня роспуска. Эта сессия будет вестись в отношении отсрочек и продления в соответствии со статьей 39. Во всяком случае эта сессия должна быть закрыта к 31 октября, с тем чтобы очередная сессия парламента на данное время могла начаться в начале ноября. Если чрезвычайная сессия будет происходить в ноябре или декабре, то она будет рассматриваться в качестве первой очередной сессии на данное время. Если палата была распущена по какой-либо особой причине, то новая палата не может быть распущена по той же причине.

2) Если не идет очередная сессия, то король может созывать парламент на чрезвычайную сессию для разрешения вопросов, указанных в акте созыва. Такие сессии будут отсрочиваться по королевскому ирадэ.

Статья 41. Прежние депутаты могут переизбираться.

Статья 42. Всякий иракец мужского пола, достигший полных 30 лет и не подпадающий ни под одно из указанных в статье 30 оснований для ограничения в правах, может набираться в палату депутатов. Он может представлять лишь один из округов, указанных в избирательном законе. Если окажется, что тот или иной кандидат избран более чем в одном избирательном округе, то в течение 8 дней по объявлении итогов выборов он должен выбрать тот избирательный округ, который он желает представлять. Должностные лица, будучи избраны, имеют право решать, принимают они членство или нет. За исключением министров те из них, которые решили стать членами, должны отказаться от своей государственной службы на весь срок членства.

Статья 43. Палата депутатов будет разрешать все вопросы, возникающие в связи с определением действительности выборов депутатов, включая возражения против их выборов. Она будет также заниматься вопросами о вакансиях и о сложении полномочий.

Статья 44. Палата депутатов будет избирать из числа своих членов ежегодно во время первого заседания председателя, двух товарищей председателя и двух секретарей. Итоги такого избрания будут представляться королю и утверждаться им. В случае необходимости будет действовать вместо председателя один из товарищей председателя.

Статья 45. Всякий член палаты депутатов имеет право вносить предложения законов, за исключением законов по указанным ниже финансовым вопросам, при условии поддержки со стороны 10 своих сотоварищей. Если предложение принимается палатой, то оно пересылается в совет министров, с тем чтобы он изготовил законопроект. Предложение, отвергнутое палатой, не может вноситься снова в течение той же сессии.

Статья 46. Депутат может отказаться от своего депутатского места, направив председателю письменное сообщение о своем отказе. Такой отказ будет иметь силу лишь в том случае, если палата депутатов примет его.

Статья 47. В случае вакансии в палате депутатов из-за смерти, отказа, утраты правооснований или отсутствия кого-либо из членов будут немедленно производиться дополнительные выборы в соответствии с извещением от председателя.

Статья 48. Член палаты депутатов рассматривается как представитель всего Ирака в целом, а не только своего избирательного округа.

Статья 49. Депутат, отсутствующий в палате без разрешения или без уважительной причины в течение месяца, считается отказавшимся от своего места, и к нему применяется статья 40.

Статья 50. [29 июля 1925 г.]. Сверх возмещения издержек по проезду каждый член палаты депутатов будет получать годовое вознаграждение за каждую очередную сессию в 4 тыс. рупий и по 1 тыс. рупий за каждый лишний месяц в случае продления очередной сессии или за каждый месяц чрезвычайной сессии.

[Постановления, относящиеся к обоим собраниям]

Статья 51. [29 июля 1925 г.]. Прежде чем приступить к своей работе, депутаты и сенаторы должны в присутствии своего собрания принести присягу в том, что они будут верны королю, будут соблюдать конституцию, служить народу и стране и добросовестно исполнять те обязанности, ради которых они выбраны.

Статья 52. Ни одно из обоих собраний не может приступать к своей работе, если на заседании не присутствуют половина его членов и еще один член.

Статья 53. Решения будут приниматься по большинству голосов присутствующих членов, если иначе не предусмотрено этим законом. В случае равенства голосов председатель имеет решающий голос. Большинство получается лишь в том случае, если в голосовании участвует половина присутствующих членов. Каждый член будет голосовать лично. Способ голосования будет установлен наказом палаты.

Статья 54. Каждый член парламента имеет право делать запросы министрам и требовать от них объяснений. Обсуждение этих запросов и ответов на них будет производиться в порядке, предписанном наказом каждого собрания, причем такое обсуждение будет иметь место не менее как через 8 дней по внесении запроса или требования объяснения. От этого порядка могут делаться отступления в срочных случаях или с согласия министра.

Статья 55. Собрание будет отдельно голосовать каждую из статей законопроекта, а вслед затем снова весь законопроект в целом.

Статья 56. Никакие вооруженные силы не будут входить в собрание или располагаться поблизости от него, иначе как по требованию председателя.

Статья 57. Заседания обоих собраний публичны. Однако по требованию одного из министров, или 4 сенаторов, или 10 депутатов, в зависимости от случая, прения по обсуждаемому вопросу будут вестись при закрытых дверях.

Статья 58. Никто не может входить в то или другое из обоих собраний или брать слово помимо его членов, министров или высших должностных лиц, уполномоченных министрами в случае их отсутствия, или лиц, особо приглашенных для этого собранием.

Статья 59. Сенат и палата депутатов могут издавать положения и постановления, касающиеся:

1) осуществления и поддержания тех прав, преимуществ и той неприкосновенности, которые предоставлены собранию по этому закону;

2) порядка делопроизводства в каждом из собраний и порядка ведения прений, когда они заседают в отдельности или же совместно.

Статья 60. Никто из членов парламента не может арестовываться или предаваться суду во время сессии, если только та палата, к которой он принадлежит, не решит по большинству голосов, что для обвинения есть достаточно оснований, или же если арест не произведен на месте преступления. Каждый член парламента пользуется абсолютной свободой слова с соблюдением наказа той палаты, к которой он принадлежит. Никакое законное преследование не может возбуждаться против него за поданный голос, или за высказанное мнение, или за речь, произнесенную во время прений и обсуждений в палате. Если кто-либо из депутатов арестован по какой-либо причине тогда, когда парламент не заседает, то правительство должно известить об этом палату, когда она снова соберется, и представить соответствующие основания и объяснения.

Статья 61. Министр, являющийся членом сената или палаты депутатов, будет иметь право голосовать в той палате, к которой он принадлежит, а также право выступать в обеих палатах. Министры, не принадлежащие ни к одной из обеих палат, будут иметь право выступать в обеих, но не право голосовать.

Министры или в случае их отсутствия их уполномоченные будут иметь в обеих палатах право внеочередного слова.

Статья 62.1) Все законопроекты должны вноситься в одну из обеих палат. Если они приняты, то вносятся в другую. Они не будут иметь силы закона до принятия их обеими палатами и до утверждения королем.

2) Обе палаты будут рассматривать законопроекты, внесенные в них правительством. По их принятии они будут представляться королю, который либо утверждает их, либо отсылает обратно с обоснованным! заключением в 3-месячный срок. Если одна из палат признает тот или иной законопроект срочным, то такой законопроект должен быть утвержден или отослан обратно для нового рассмотрения с обоснованным заключением в 15-дневный срок.

3) Отвергнутые обеими палатами законопроекты не будут снова вноситься в течение той же сессии.

Статья 63. Если одна из палат дважды отклонит законопроект, а другая палата настаивает на его принятии, то устраивается объединенное заседание сената и членов палаты депутатов под председательством председателя сената для обсуждения спорных статей. Если законопроект принят с изменениями или без них большинством 2/3 членов соединенного собрания, то такой законопроект будет считаться принятым обеими палатами, однако он не получит силы закона, пока не будет утвержден королем. Если законопроект не будет принят в таком порядке, то он не может снова вноситься ни в одну из обеих палат в течение той же сессии.

Часть четвертая СОВЕТ МИНИСТРОВ

Статья 64. Число государственных министров не будет превышать 9 или быть меньше 6. Тот, кто подпадает под одно из указанных в статье 30 оснований для ограничения в правах, не может быть министром. Министр, не являющийся членом той или другой из палат, не может оставаться в должности долее 6 месяцев, если до истечения этого срока не будет назначен членом или избран в палату депутатов. Министр, получающий жалованье по своей должности, не будет иметь права на свое вознаграждение в качестве члена одной из обеих палат.

Министру не разрешается покупать или арендовать какие-либо движимые или недвижимые государственные имущества.

Статья 65. Совет министров несет ответственность за ведение государственных дел. Он будет собираться под председательством первого министра для вынесения решений по делам, касающимся более чем одного министерства, и для занятия касающимися различных министерств важными вопросами. Первый министр будет докладывать королю о при-, нятых советом решениях и сообщать совету о королевской воле.

Статья 66. Государственные министры будут совместно ответственны перед палатой депутатов за дела, касающиеся различных министерств, и в отдельности за действия по каждому из министерств и входящих в них управлений. Если палата депутатов выразит по большинству голосов присутствующих членов недоверие кабинету, то кабинет должен выйти в отставку. Если подобного рода резолюция касается лишь одного из министров, то в отставку должен выйти этот последний.

По требованию первого министра или соответствующего министра палата будет откладывать голосование недоверия, и притом лишь один раз, самое большее на 8-дневный срок. Палата за этот срок не может быть распущена.

Статья 67. Каждый министр будет вести дела по своему министерству и по входящим в него управлениям в установленном законом порядке.

Часть пятая ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ

[Общие постановления]

Статья 68. Судьи будут назначаться по королевскому ирадэ и несменяемы кроме случаев, предусмотренных в особом законе, касающемся требуемых от них качеств, их назначения, ранга и порядка их увольнения.

Статья 69. Суды разделяются на три вида:

1) гражданские суды;

2) религиозные суды;

3) особые суды.

Статья 70. Устройство судов, те места, в которых они учреждаются, их степени, подразделение, подсудность, порядок надзора за ними, а также порядок приведения приговоров в исполнение будут определены особыми законами с соблюдением постановлений этого закона.

Статья 71. Суды будут свободны от всякого вмешательства в ведение ими своих дел.

Статья 72. Все заседания судов публичны, поскольку нет законных оснований для ведения заседаний при закрытых дверях.

Приговоры судов, а также судебные разбирательства могут опубликовываться, за исключением тех, которые относятся к заседаниям при закрытых дверях. Все судебные приговоры будут выноситься именем короля,

[Гражданские суды]

Статья 73. Гражданским судам будут подсудны все живущие в Ираке лица во всех гражданских и уголовных делах, а также дела, возбуждаемые иракским правительством или против него, за исключением тех дел и вопросов, которые входят в подсудность религиозных судов или особых судов в силу дальнейших постановлений этого закона или какого-либо другого действующего закона.

Статья 74. В подсудность гражданских судов входят гражданские, торговые и уголовные дела в соответствии с постановлениями действующих законов, при этом в делах, касающихся личного статута иностранцев, и во всяких других гражданских или торговых делах, в которых по международному обычаю допускается применение иностранных законов, такие законы будут применяться в порядке, установленном особым законом.

[Религиозные суды]

Статья 75. Религиозные суды будут разделяться:

1) на шариатские суды,

2) на духовные суды общин.

Статья 76. Только шариатским судам будут подлежать дела, касающиеся личного статуса мусульман, и дела, относящиеся к управлению вакуфами.

Статья 77. Судопроизводство будет вестись в шариатских судах в соответствии с правилами шариатского учения, особыми для каждой из исламических сект, и в соответствии с особым законом. Кади должны принадлежать к той секте, к которой принадлежит большинство жителей в месте его назначения. Должности суннитских кади и джафари-кади в городах Багдаде и Басра будут сохранены.

Статья 78. В число духовных советов общин будут входить духовные советы еврейских общин и христианские духовные советы. Такие советы будут учреждаться и наделяться судебной властью в силу особого закона.

Статья 79. В круг ведения духовных советов будут входить.

1) вопросы брака, приданого, развода, раздельного жительства, алиментов, засвидетельствования завещаний, кроме тех, которые заверяются публичными нотариусами (но за исключением вопросов, подсудных гражданским судам и касающихся членов общин), и с изъятием иностранцев, являющихся членами данных общин;

2) всякие другие вопросы личного статута, касающиеся членов общин, если стороны согласны на это.

Статья 80. То судопроизводство, которое должно применяться, и те пошлины, которые могут взиматься духовными советами общин, будут установлены особым законом. Наследование, свобода завещательных распоряжений и тому подобные вопросы личного статута, не входящие в круг . ведения духовных советов, будут также определяться законом.

[Особые суды]

Статья 81. [29 июля 1925 г.]. Верховный суд будет учрежден для суда над министрами и членами парламента, обвиняемыми в политических преступлениях, относящихся к их государственным обязанностям, и для суда над судьями кассационной палаты за преступления при исполнении ими своих обязанностей, а также для разрешения вопросов, связанных с толкованием законов и с установлением их соответствия конституции.

Статья 82. Когда встретится необходимость в судебном разбирательстве, предусмотренном в предшествующей статье, тогда высший суд будет созываться по королевскому ирадэ, изданному на основании решения о возбуждении обвинения против данного лица, принимаемого палатой депутатов в каждом отдельном случае по большинству 2/3 присутствующих членов. Суд будет составляться помимо председателя из 8 членов, избранных сенатом наполовину из числа сенаторов и наполовину из числа высших судей. Он будет заседать под председательством председателя сената. Если что-либо будет мешать председателю сената, то председательствовать в суде будет товарищ председателя.

Статья 83. [29 июля 1925 г.]. Если встретится необходимость в разрешении вопросов, касающихся толкования постановлений этого закона или выяснения того, нарушают или нет действующие законы или положения постановления конституции, верховный суд будет созываться по королевскому ирадэ, изданному с согласия совета министров. Суд будет иметь тот состав, который указан в предшествующей статье. Если парламент находится вне сессии, то упомянутые в предшествующей статье судьи будут назначаться в соответствии с королевским ирадэ, изданным до поводу созыва суда.

Статья 84. Если встретится необходимость в толковании законов или положений применительно к случаям, не предусмотренным в предшествующей статье, то будет составляться по требованию соответствующего министра чрезвычайный суд [диванхас] под председательством председателя гражданской кассационной палаты с тремя членами суда из числа судей кассационной палаты и тремя другими членами из числа вью- | щих должностных лиц управления, избранными в соответствии с особым законом.

Статья 85. Внесенные в верховный суд дела будут разрешаться в соответствии о законом по большинству 2/з суда. Решения суда не подлежат апелляции или кассации. Лица, обвиненные палатой депутатов, должны после этого оставлять свою должность. По их выходе в отставку законное преследование против них будет продолжаться.

Статья 86. Решения верховного суда, объявляющие тот или иной закон или статью какого-либо закона нарушающими конституцию, должны приниматься по большинству 2/3 [состава] суда. В случае вынесения подобного рода решения закон или часть соответствующего закона будут считаться недействительными и не имевшими места.

Статья 87. Решения верховного суда по вопросам, предусмотренным в статье 83, за исключением предусмотренных в статье 86, и решения, принятые чрезвычайным судом [диванхас], по вопросам, предусмотренным в статье 84, будут выноситься по большинству [состава] верховного суда или чрезвычайного суда [диванхас]. Эти решения будут обязательны для всех судов и государственных управлений.

Статья 88. Особые суды или комиссии будут учреждаться в случае необходимости по следующим делам:

1) для суда над лицами, входящими в состав иракских вооруженных сил, по преступлениям, предусмотренным в уставе военно-уголовного судопроизводства;

2) для разрешения споров между племенами по гражданским и уголовным делам и в соответствии с племенными обычаями как то предусмотрено особым законом;

3) для разрешения споров между правительством и правительственными должностными лицами по поводу их обязанностей;

4) для разрешения споров по поводу земельных владений или их границ.

Статья 89. Судопроизводство особых судов, взимаемые ими пошлины и порядок обжалования приговоров этих судов, а также тот порядок, в котором их приговоры могут отменяться или утверждаться, будут установлены особым законом.

Часть шестая ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ

Статья 90. Все налоги и акцизы останутся без изменений в том виде, в каком они существовали ко дню вступления в силу этого закона, впредь до того, как будут изменены по закону.

Статья 91. Никакие налоги не могут взиматься, иначе как в силу закона, утвержденного королем по принятии его парламентом, причем это не будет применяться к поступлениям государственных управлений в связи с оказываемыми ими публичными услугами или [к поступлениям] от государственных имуществ.

Статья 92. Налоги будут взиматься с налогоплательщиков всех разрядов без различия. Никто не может освобождаться от их уплаты, иначе как по закону.

Статья 93. Никакая государственная собственность не может продаваться, жаловаться, сдаваться в аренду или отчуждаться каким бы то ни было образом, иначе как по закону.

Статья 94. Никакие монополии и никакие концессии на разработку или использование естественных богатств страны или же на службы общего пользования не могут предоставляться и никакие государственные доходы не могут сдаваться на откуп, иначе как по закону; если при этом относящийся к ним срок превышает 3 года, то для каждого отдельного случая должен применяться особый закон.

Статья 95. Правительство не может заключать какие-либо займы или предпринимать что-либо, что связано с расходованием государственных средств, иначе как в силу особого закона, поскольку данный расход не предусмотрен в бюджете.

Статья 96. Все денежные суммы, полученные государственными должностными лицами, будут вноситься в государственное казначейство, и по ним должен открываться счет в установленном законом порядке.

Статья 97. Никакие жалованья не могут назначаться, никакие вознаграждения — уплачиваться и никакие средства из государственного казначейства — выдаваться, иначе как по закону. Никакие бюджетные кредиты не будут расходоваться, иначе как в установленном законом порядке.

Статья 98. Бюджетные кредиты будут утверждаться годичным законом, называемым «бюджетный закон». Бюджетный закон должен заключать в себе исчисление доходов и расходов на каждый данный год.

Статья 99. Парламент будет принимать бюджет в течение сессии, предшествующей тому финансовому году, к которому данный закон относится.

Статья 100. Министр финансов должен вносить в первую очередь в палату депутатов все законопроекты об открытии кредитов или об увеличении, уменьшении или снятии уже принятых бюджетных кредитов. Точно так же должны вноситься в палату депутатов бюджетный закон и все законопроекты по поводу заключаемых займов.

Статья 101. Бюджетный закон будет обсуждаться и голосоваться постатейно. Он будет вслед затем голосоваться в целом. Бюджет будет голосоваться по кредитам.

Статья 102. Если встретится необходимость произвести срочный расход средств в то время, когда парламент не заседает, причем этот расход не был утвержден бюджетом или особым законом, то король при содействии совета министров может издать королевский указ, разрешающий необходимые финансовые мероприятия в соответствии с разделом 3 статьи 26.

Статья 103. Парламент может принимать законы об открытии особых средств на производство расходов в течение нескольких лет.

Статья 104. Будет принят закон о создании управления в целях проверки всех расходов и выработки для представления парламенту по меньшей мере раз в год доклада о том, находились ли расходы в соответствии с одобренными парламентом бюджетными кредитами и были ли они израсходованы в предписанном законом порядке.

Статья 105. Никакие законопроекты или предложения, подразумевающие расходование какой-либо части государственных доходов, не могут вноситься в ту или другую из палат, иначе как министром.

Статья 106. Палата депутатов не может принимать какие-либо решения или предлагать какие-либо поправки к законопроектам, поскольку они подразумевают снижение расходов, вытекающих из одобренных парламентом или учредительным собранием договоров, без предварительного согласия короля.

Статья 107. Если новый финансовый год начинается до того, как был обнародован относящийся к нему бюджетный закон, и если парламент в сборе, то министр финансов вносит законопроект, содержащий временные бюджетные кредиты на срок не свыше 2 месяцев. По истечении этого срока, на который приходились эти кредиты, министр финансов может внести новый законопроект того же рода. Так может повторяться всякий раз, когда это будет необходимо. Если парламент не заседает, то будет применяться бюджет предшествующего года, но без ущерба для права издания тех указов, о которых упоминается в статье 102.

Статья 108. Денежная система королевства будет установлена законом.

Часть седьмая МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья 109. Административные деления Ирака, их разряды, наименование, порядок учреждения, круг ведения и звания их должностных лиц будут установлены особым законом.

Статья 110. Упомянутый в предшествующей статье закон определит меры, необходимые для выполнения в некоторых административных делениях тех обязательств, которые вытекают из договоров, заключенных королем и одобренных парламентом или учредительным собранием.

Статья 111. Муниципальные дела в Ираке будут вестись муниципальными советами в соответствии с особым законом. В административных делениях административные советы будут выполнять те обязанности, которые установит для них закон.

Статья 112. Каждая [религиозная] община будет иметь право учреждать в главных административных делениях советы, на которых будет лежать управление строениями и денежными средствами вакуфов, а также пожертвования на благотворительные цели. На них будут лежать получение доходов и производство расходов по ним в соответствии с волей жертвователя и с действующими в общине обычаями. Такие общины будут также наблюдать за имуществами сирот в соответствии с законом. Упомянутые выше советы будут находиться под надзором правительства.

Часть восьмая ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЗАКОНОВ И СУДЕБНЫХ ПРИГОВОРОВ

Статья 113. Оттоманские законы, опубликованные до 5 ноября 1914 г., и законы, опубликованные в этот день или после этого дня и сохранившие силу в Ираке ко времени опубликования этого закона [конституции], будут и впредь оставаться в силе в Ираке, поскольку обстоятельства позволят это под условием их изменения или отмены в соответствии с прокламациями, распоряжениями или законами, упоминаемыми в следующей статье, впредь до тех пор, пока они не будут изменены или отменены законодательной властью или объявлены недействительными и не имевшими места по решению верховного суда согласно статье 86.

Статья 114. Прокламации, распоряжения и законы, изданные главнокомандующим военными силами его британского величества в Ираке, гражданским комиссаром, верховным комиссаром или правительством его величества короля Файсала за время между 5 ноября 1914 г. и днем вступления в силу этой конституции, будут считаться действительными со дня их вступления в силу. Те из них, которые не были еще отменены к этому дню, будут оставаться в силе впредь до того, как они'будут изменены или отменены законодательной властью или же объявлены недействительными и не имевшими места по решению суда согласно статье 86.

Статья 115. Всякий будет свободен и защищен от всяких претензий в связи с какими-либо его действиями, добросовестно совершенными в соответствии с предписаниями, изданными главнокомандующим военными силами его британского величества в Ираке, или гражданским комиссаром, верховным комиссаром, или правительством его величества короля Файсала, или каким-либо правомочным должностным лицом, военным или гражданским, в целях прекращения враждебных действий, установления или укрепления порядка и общественной безопасности или исполнения приказов, изданных за время осадного положения между 5 ноября 1914 г. и днем вступления в силу конституции. Все предусмотренные в этой статье действия будут считаться такими, которые совершались добросовестно, поскольку жалующаяся сторона не может доказать противного. Всякий иск и всякое судебное преследование по поводу какого-либо из таких действий будут отводиться и сбавляться недействительными и не имевшими места, поскольку жалующаяся сторона не привела соответствующих доказательств.

Статья 116. Все судебные приговоры, вынесенные по гражданским и шариатским делам оттоманскими судами до оккупации страны военными силами его британского величества, а также судебные приговоры, вынесенные по гражданским и шариатским делам судами, учрежденными после указанной оккупации или политическими начальниками, или помощниками политических начальников, действовавшими в пределах своих правомочий, — будут считаться вынесенными законно учрежденными судами Ирака.

Статья 117. Все судебные приговоры и решения по уголовным делам, вынесенные судами, учрежденными после оккупации страны военными силами его британского величества, или военно-полевыми судами, или военными судами, или военными губернаторами, или политическими начальниками, или помощниками политического начальника, или всякими другими должностными лицами, правомочными судить за уголовные преступления, — будут считаться вынесенными законно учрежденными судами Ирака.

Часть девятая ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

Статья 118. Парламент может в течение года по вступлении в силу этого закона изменять или дополнять содержащиеся в нем постановления второстепенного значения ради должного осуществления целей этого закона при условии, что эти меры будут приняты большинством 2/3 голосов в обеих палатах.

Статья 119. О соблюдении постановлений предшествующей статьи никакие изменения какого бы то ни было рода не могут делаться в конституции в течение 5-летнего срока со дня ее вступления в силу и по истечении этого срока, иначе как в следующем порядке.

Всякая поправка должна быть одобрена большинством 2/3 палаты депутатов и сената. После принятия поправки палата депутатов будет распускаться и будет выбираться новая палата. Поправка, одобренная прежней палатой, будет снова внесена в новую палату и в сенат. Если такая поправка будет одобрена большинством 2/3 членов каждого собрания, то она представляется королю на утверждение и для обнародования.

Часть десятая ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Статья 120. В случае беспорядков или появления признаков, указывающих на возникновение чего-либо в этом роде в той или иной части Ирака, или в случае угрозы неприятельского нападения на ту или иную часть Ирака король будет иметь право объявлять с одобрения совета министров осадное положение в качестве временной меры в тех округах Ирака, которым угрожает опасность беспорядков или нападения. Действие существующих законов и положений может быть приостановлено прокламацией, объявляющей о введении осадного положения ъ тех местностях, которые будут указаны в такой прокламации, при условии, что те лица, на которых будет лежать приведение в исполнение прокламации, будут нести законную ответственность за свои действия, пока парламентом не будет принят особый закон, снимающий с них эту ответственность. Порядок управления местностями, объявленными на осадном положении, будет установлен королевским ирадэ.

Статья 121. В случае необходимости в толковании какого-либо постановления закона:

а) если толкование относится к постановлениям этой конституции, то оно будет возлагаться на верховный суд, как установлено в части пятой этого закона;

б) если толкование относится к другим законам, касающимся государственного управления, то оно будет возлагаться на чрезвычайный суд [диванхас], как установлено в части пятой этого закона;

в) по всем другим делам требуемое толкование будет возлагаться на те судебные палаты, которым подсудны дела, вызвавшие необходимость в толковании.

Статья 122. Управление вакуфами будет считаться официальным государственным управлением, а его общие и финансовые дела будут вестись в соответствии с особым законом.

Статья 123. Этот закон вступит в силу со дня его утверждения королем.
Конституции буржуазных стран. М, 1936




Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура: Документальное историческое исследование. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.-232с.