Библиотека > Религиоведение > "Нью эйдж" - Супермаркет духовных услуг «Если человек не верует в Бога, «Человеческая история представляет собой череду сменяющихся эпох: эру Овна сменяет эра Тельца, на смену последней приходит эра Рыб, основу религиозности которой составляет христианство, погрузившее человечество в темные века вражды и войн. Но и та скоро должна смениться эрой Водолея с его новой высокой религиозностью. Для того чтобы это светлое будущее скорее наступило, человеку необходимо расширить сознание – осознать, что он бог, он божественен, как и весь космос, а все сущее составляет единое целое: «все, что меня окружает – это я». Чтобы проявились безграничные человеческие способности, необходимо, прежде всего, отказаться от религиозных предрассудков…» Если Вам знакомы подобные идеи, значит, Вы уже успели столкнуться с проповедью нового религиозного неоязыческого движения «Нью Эйдж». Среди всех элементов можно выделить два фундаментальных компонента «Нью Эйдж»: гностицизм и мистицизм, которые определяют акцент данного движения на эзотерическом знании и индивидуальном внутреннем опыте, на космическом характере священного и представлении о Боге как безличном принципе, растворенном в мировом бытии. Существенной характерной чертой «Нового века» является явно антихристианский характер движения, который декларируется либо прямым отрицанием христианства, как мифа, либо притязаниями исправить его «ошибки». Но прежде чем поговорить обо всем подробнее, выделим специфические черты движения «Нью Эйдж». New Age: источники и структура.«Нью Эйдж» - это русская транскрипция английского «New Age», буквально означающего «новый век», «новая эра». New Age представляет собой движение, т.е. систему групп, не связанных между собой ни централизованной организацией, ни нормативными догматикой и культом. Элементы New Age могут иметь самое разное происхождение, методы и цели: интерес к Востоку, йога, медитация, дзен, альтернативная медицина, астрология, магия, спиритизм, экология и т. д. Однако, в лагере увлеченных идеями и ритуалами New Age существует нечто общее, что позволяет видеть в этой пестрой компании целостное явление, занимающее определенное место среди НРД. Это специфическое мировоззрение, которое разделяют люди, независимо от форм их религиозных практик, как впрочем, и от факта наличия либо отсутствия таковых. В рамках движения можно выделить два направления по характеру целевой аудитории – это популярный и интеллектуальный New Age. Характерным для популярного направления является оккультный аспект, принимающий часто самые примитивные формы современных суеверий, привлекательных для широкой аудитории. Философские основы интеллектуального New Age легко спутать с секулярным гуманизмом. Оба направления считают себя альтернативными «путями спасения» для человечества [1]. New Age оформился в 60-70 гг. XX в., проросши на почве, подготовленной новыми религиозными движениями с одной стороны, рационализмом протестантского христианства с другой, и секуляризмом с третьей, питаемый концепциями индуизма, буддизма, гностицизма, герметизма, облеченными в упрощенные формы сообразно современному массовому стандарту религиозности. Все источники New Age объединяют представление о безличном Абсолюте, который включается в систему мира, а также дуализм и монизм. Протестантские деноминации, заменив веру как онтологическое состояние человека, возвращающего себя Богу в сверхрациональном единении с Ним, психологической уверенностью в Его существовании, лишили её непостижимой сакральной силы, породили неудовлетворенность человеческих душ и поиск мистических озарений. В результате искусственного рационалистического усечения от веры осталось пустое морализаторство, не только лишенное способности целить природу человека, но вызывающее, скорее, отторжение и протест. Понятен энтузиазм, с которым молодое поколение Запада бросилось в новые религиозные движения кон. XIX – XX вв. Духовность стали исткать в импортированной религиозности Востока, познакомившей европейца и американца с основными идеями и практиками, которые затем вобрало в себя New Age. Это неоиндуизм Вивекананды, Рамакришны и других, Международное общество сознания Кришны, Трансцендентальная медитация и т.д. В поисках «духовности» обратились также к шаманизму (К. Кастанеда) и другим архаичным практикам и ритуалам, на которых базировались разнообразные терапевтические системы, трансперсональная психология С. Гроффа и т.п. [3] Вторую волну эзотеризма вызвал к жизни психоанализ, у которого обнаружились параллели с оккультизмом. Он спровоцировал интерес к безсознательному. Оккультизм для массового потребителя восполнил функцию дорогого и элитарного психоанализа [3]. New Age можно также рассматривать как форму атеизма. Традиционное для европейской культуры представление о Личном Боге, перед Которым человек несет ответственность, подменяется идеей о некоей полностью посюсторонней силе, которой можно пользоваться. Под воздействием секулярных идей человек, который не хочет поклоняться никому, кроме себя, оказывается во власти языческого магизма. Все это прекрасно вписалось в культуру постмодерна [см. 4], с её признанием равноправия различных взглядов и практик, возможности их смешения, расплывчатостью доктрин и организаций, акцентом на индивидуализме, которые и составили специфическую черту неорелигий. В New Age получили освящение установки современного индивида, ориентированные на примат собственных суждений, отрицание авторитетов, традиций и ограничений, инициированные еще Ренессансом и Реформацией [5].
Чем докажем, что это религия?В самом деле, ньюэйджеры полагают, что Бога «нет». Они верят в универсальную энергию, силу, космическое сознание, общность всего живущего (монизм). Приверженцы интеллектуального направления вообще считают причисление New Age к религии ошибочным, противоречащим пониманию его сущности [5].
Рецидив языческой религиозностиДля движения характерно холистическое видение мира -оно воспринимает все вещи как единые в некоем великом Целом. Все элементы космоса взаимосвязаны и влияют друг на друга. «Новый век» воспринимает древнюю мистическую идею о том, что все во всем, все влияет на все [1, 6, 7]. Для языческой религиозности сакрален космос и его проявления, но не история. История циклична – заканчивается старый мир, начинается новый. Язычник не видит цели впереди и ему ничего не остается, как только ностальгировать по «Времени начала», «сильному» и «чистому», еще не поврежденному деградацией, снова и снова воспроизводить свои мифы, имитировать своих богов, и, вновь не достигая утерянного рая, опять твердить свой миф о вечном возвращении. История для язычника – путь распада, она ужасна, а потому языческое сознание стремится историю отменить [8]. В сравнении с подобным мироощущением, для христианского сознания история имеет перспективу, смысл и конечную сакральную цель, выходящую за рамки истории, в её событиях являет Себя Бог и божественный промысел о мире. New Age не хочет заниматься поиском смыслов в истории, оно просто эту историю отрицает – эры сменяются одна за другой, они наполнены бессмыслицей и кошмарами, - но при этом почему-то теплит надежду, что в будущем общество достигнет идеального состояния – процветания, «мира и безопасности». Так или иначе, в New Age происходит отказ от исторической религиозности и переход к религиозности космической. Живым существом, чувствующим и разумным, является Земля – Гея, в то время как «бог» New Age – это некое понятие, универсальный принцип, у него отсутствует личность – он имперсонален. «Бог» в New Age лишается не только личности, но и имени, и профанируется в понятия «божественное», «космическое сознание», «космический разум», «высшие вибрации», «великое целое». Божество присутствует во всем, в том числе в повседневной жизни, оно полностью имманентно космосу, не является самостоятельным и независимым, Первопричиной всего сущего. Следуя духу античной философии, New Age не видит радикального онтологического разрыва между Богом и творением. «Бог» философов – высший космический принцип, поэтому невозможно помыслить его вне космоса. Даже если он противопоставляется космосу, то это всего лишь градация, аспекты одного и того же мира. Рассуждая в рамках данной концепции, от божества мы неизбежно приходим к миру и связываем их связью необходимости. Для Библейского восприятия космоса и Бога является невозможным объять их в единой концепции. Творение – свободный волевой акт абсолютно суверенного Бога [9].
Революционный оккультизм.По существу, ньюэйджеры полагают, что каждый человек - бог, обладающий абсолютным всемогуществом, однако при этом ему надо в полной мере развить свой божественный потенциал. И тогда надо ждать «"качественного скачка" человеческой эволюции». Нужна революция в сознании каждого. New Age предлагает поменять мировоззрение. Прежде всего «необходимо отказаться от религиозных предрассудков» (поразительно живуча советская антирелигиозная пропаганда). Предрассудками являются христианство и другие традиционные религии – ислам и иудаизм. И когда количество носителей «расширенного сознания» достигнет «критической массы», человечество вступит в золотой век – эру Водолея, когда уже не будет войн, насилия, расизма, болезней, голода, смерти. Человечество будет «единым», с одним правительством, одной религией и единым разумом и желанием. Некоторые даже предполагают, что люди будут иметь одни и те же мысли в одно и то же время. Видимо, в качестве «революционных средств борьбы» для New Age служат массовые мероприятия, целью которых является достижение какого-либо эффекта в масштабах человечества, ну например, «планетарной пятидесятницы», «мира и процветания», «установления единой мировой религии» и т.д., и т.п. – вариаций может быть множество. Ничего не напоминает Вам изложенная выше утопическая идея общества процветания? Нет ничего удивительного, ведь идеи коммунизма и идеи New Age восходят к гуманистам эпохи Просвещения. Синкретизм New Age отражает стремление к универсальной религии. Что должно быть в этой новой религиозности, по мнению ньюэйджевцев оккультного направления? Вера в реинкарнацию и карму. Хоть это и фундаментальная доктрина индуизма и буддизма, но объяснять русскому человеку, что это такое не приходится именно благодаря проповедническим усилиям New Age.
Бесчеловечный гуманизм.Интеллектуальное направление уже не содержит ни языческих предрассудков, ни магических приемов, ни представлений о бесконечных перевоплощениях, по крайней мере, в той степени, как это присутствует в популярном направлении New Age. Роднит эту форму с оккультной человекоцентрические мечты об утопическом совершенном обществе [1]. Согласно гуманистам от New Age, не существует божества и божественности вне совокупности способностей человека. «Я есть бог, бог есть я» - личность человека отождествляется с безличным универсумом. Истинное «я» безлично и универсально. Имперсонализация Божества в New Age приводит к имперсонализации человеческой личности. По существу «Новый век» не видит в человеке личность – существует только индивид. Его установки ориентированы на индивидуалистический опыт, на самодостаточность индивида. Зло в доктрине New Age приобретает характер превратного взгляда на реальность: нет ничего абсолютного, а значит нравственность – относительное понятие. Человек – «бог», и каждый «бог» решает сам, что есть добро, а что – зло.
С чем же стремится встретиться в своем мистическом опыте ньюэйджер, и кем является перед этой реальностью? С безличными и равнодушными энергиями. Стремится растворить свою личность в космосе, от которого абсолютно зависит, обратиться в ноль, избавиться от самого себя. Без личности – модуса бытия природы человека - не остается ничего: все обезличенное – пусто. Поэтому, вопреки заявлениям ньюэйджеров об объединяющем характере их доктрины, New Age – это религия безысходного одиночества и тотальной зависимости.
Сплав науки и мистики.Для New Age характерно тяготение совмещать несовместимое и рационализировать иррациональное. Ньюэйджеры стремятся придать вес своему учению не только с помощью философских обоснований и мистических практик, но и обращаясь к науке. Даже в физике пытаются отыскать «принцип дао» [7]. Движение претендует на «синтез между научной мировой цивилизацией и универсальной трансцендентной религией», - по словам его идейного вдохновителя Кристофера Доусона. В основе космоса лежит изначальная единая энергетическая структура. Это и есть, согласно New Age, божество, божественная энергия. Значит, то, что открывается в религиозном опыте, хоть и высшая, но все же составляющая этого, материального мира. Духовное бытие, качественно, онтологически иное по отношению к физическому, отсутствует в системе New Age. По большому счету, нет мира духовного, есть только материальный. А значит, то, что переживают мистики религии, становится объектом изучения ядерной физики. Духовный мир можно зафиксировать, поставить над ним опыт, т.е. изучать с помощью средств чисто «посюсторонних». Он дан нам в ощущениях, хоть и вооруженных техникой – таков радикальный позитивизм от New Age. В мире New Age нет места тайне, все рано или поздно, познаваемо. В такой системе Творец оказывается лишней «идеей», ведь человек может собственными усилиями влиять на окружающую действительность. Например, произвести некоторые манипуляции над водой и изменить её структуру. Будет ли осуществляться такое «освящение» с помощью молитвы или экстрасенсорного воздействия – не важно, ведь в идеологии «Нового века» выбор технологии не имеет принципиального значения. Парадоксально, но, несмотря на радикальное расхождение с мировоззрением христианства, идеи соединения науки и мистики от New Age прижились и на православной почве (вспомним популярность среди верующих М. Эмоту с его теорией памяти воды).
New Age как вызов христианству.Как было уже сказано, неотъемлемой чертой «Нового века» является его противопоставленность христианству и полемика с ним. Попробуем оценить, убедительна ли его доктринальная позиция в этом вопросе.
Масс-культ для общества массовой культурыМногообразие вер и духовных практик ставит человека перед неизбежностью подвига поиска истины, выбора и ответственности вечной участью за своё решение. Но современный индивид, принадлежащий обществу потребления, совершенно к этому не склонен. Психология «фаст-фуда» (быстрого питания) и супермаркета, глубоко укорененная в сознании индивида, заставляет реализовывать те же подходы и в религиозной сфере. Она располагает к легкому решению «духовного вопроса», требует быстрого, удобного и разнообразного удовлетворения духовных потребностей без затрат времени и сил на выяснение истины. Проблема выбора, сопряженная с проблемой истины, снимается с повестки дня и объявляется несуществующей. И уж тем более удовлетворение духовных потребностей не должно быть сопряжено с неприятными для такового индивида факторами. Поэтому, идея раскрытия собственных божественных возможностей, иллюзия человеческого всесилия для него, безусловно, привлекательнее, чем познание своего реального состояния, с его грехами и несовершенствами.
Особую благодарность за ценные замечания и советы автор выражает проф. Эгильскому Е.Э. (Южный федеральный университет) Библиография
Автор: Юлия Александровна Бирюкова, бакалавр теологии, |