Библиотека > Культура Возрождения > Италия >
Этические воззрения итальянских гуманистов (Кватроченто)
Прежде всего, следует описать обстановку, в которой зарождались этические учения первых гуманистов. В 14-15 веках в Италии огромное распространение получили морально-дидактические сочинения, написанные как учеными теологами, так и весьма скромно образованными монахами. Достаточно стандартные, однообразные «Триумфы добродетели», «Цветы благочестия», «Плоды благовоспитанности» и тому подобные сочинения ставили своей целью пропаганду церковной этической доктрины, превозносившей так называемые теологические добродетели и утверждавшей максимы покорности, терпения, милосердия, подавления «чрезмерных» притязаний разума воли человека. Литература такого рода создавалась, как правило, на вольгаре и это также способствовало ее широкой популярности. По большей части там повторялись и растолковывались постулаты моральных проповедей, звучавших с церковных кафедр, но нашли отражение также и взгляды неофициальных проповедников – странствующих монахов, зараженных еретическими учениями. В морально-дидактических сочинениях затрагивались и острые злободневные вопросы, по которым позиции церкви и паствы нередко расходились.
Гуманисты придавали огромное значение этической проблематике, которую связывали с формированием нового мировоззрения и нового идеала совершенного человека. Практически все они затрагивали в своем творчестве вопросы моральной философии. Гуманистов не удовлетворяли дворянские представления о знатности происхождения как основе благородства человека, но в равной мере не оправдывали и безудержного обогащения. Они стремились к обоснованию светской этики, не порывающей с христианством, но сконцентрированной на проблемах земного бытия человека. Опираясь на богатое античное наследие, гуманистическая этика учитывала, особенно в постановке проблем, и средневековые традиции моральной философии. Этическая мысль этого периода стала прочным фундаментом всего ренессансного мировоззрения. Она переплеталась с экономическими, социально-политическими, антропологическими и эстетическими и прочими идеями итальянского Возрождения и оказала определенное воздействие на позицию церкви.
В гуманистической этике эпохи Кватроченто сложилось несколько направлений, различавшихся и своей философской основой, и трактовкой главных проблем – пониманием высшего блага, нравственного идеала, отношений личности и общества.
ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ.
Рубеж 14-15 веков был отмечен во Флоренции зарождением особого этического течения, названного американским историком Г. Бароном «гражданским гуманизмом». Здесь проблемы этики тесно переплетались с социально-политической мыслью. Это направление в гуманизме наметилось в трудах Салютати, четкие формы обрело в творчестве Леонардо Бруно, Маттео Пальмиери и других гуманистов.
Леонардо Бруни Аретино (1374-1444) был учеником Салютати. В молодости он служил в римской курии, впоследствии был канцлером Флорентийской республике, которой посвящены его основные труды. Он очень много переводил с греческого на латынь античных философов. Сделанные в средние века переводы Аристотеля он резко критиковал за лингвистическое несовершенство, искажавшее смысл философии Стагирита. Проблемам этики посвящены его работы «Введение в науку о морали», «Диалоги к Петру Павлу Гистрию», ряд писем и речей.
В своей этико-политической концепции Бруни исходил из античного тезиса о человеке как о существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Отсюда особое внимание к проблеме отношения индивида и общества. Социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. Наилучшее государственное устройство по Бруни – это республика, основанная на принципах свободы, равенства и справедливости. В повседневной политической практике они утверждаются лишь тогда, когда все граждане уважают законы государства, а магистраты строго следят за их исполнением и пресекают своеволие отдельных могущественных лиц. Нравственное поведение человека и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом – этот постулат прошел лейтмотивом через все направления гражданского гуманизма.
Флорентийская республика представлялась Бруни лучшей формой государственного устройства, обеспечивающей равенство политических прав и справедливость как норму распределения общественных благ. Понятие равенства трактуется как равная ответственность граждан перед законом и равенство их прав на участие в городском управлении. Безусловно, Бруни ясно видел расхождение между реальным положением дел и идеализированным образом. Патриотизм рассматривался им как важная этическая норма.
Идеи Бруни получили более широкую разработку в творчестве Маттео Пальмиери (1406-1475), видного флорентийского гуманиста и политического деятеля. В сочинении «Гражданская жизнь» Пальмиери излагает свою этико-социальную доктрину, основа которой – принципы служения общественному благу и государственной пользе. Ради этого «каждый должен быть готов переносить трудности и подвергать себя опасности». Истинная добродетель – труд во имя не только личного, но и общественного благосостояния. Все способное к труду население должно быть занято полезной деятельностью, причем налоги не должны стать разорительными, ведь частные богатства есть залог благосостояния всего общества. Пальмиери не осуждает накопительства, лишь бы оно совершалось чистыми руками. Богатство дает возможность широкого проявления гражданских добродетелей – мужества, великодушия, щедрости, патриотизма. Отрицая принципы аскетической этики и уединенной жизни, Пальмиери воспевает блага цивилизации, ценности материальной и духовной культуры, созидаемые совместными усилиями всех людей. Активная деятельность человека- гражданина, наполненная трудом, творчеством и заботой об общем благе должна стать обязанностью каждого члена общества. Наилучшая форма государственного устройства по Пальмиери также есть Флорентийская республика.
После падения республики и установления тирании Медичи концепция гражданского гуманизма несколько изменилась. Аламано Ринуччини (1426-1499) в «Диалоге о свободе» делает новый шаг в осмыслении светской этики, поставив ее в очень тесную связь с политическим устройством. Одним из центральных понятий в его системе стала свобода гражданина. Свобода является важнейшим и непременным условием нравственного совершенствования личности и общества. Сам принцип служения государству ставится под сомнение, если государством правит тиран. В таких обстоятельствах сохранить достоинство и порядочность можно только отстранившись от политической деятельности, уйдя в уединение ради творческого труда и именно им принося пользу обществу. Таким образом, свобода является высшей моральной категорией, едва ли не главным благом, к которому должен стремиться каждый человек.
В гражданском гуманизме сплелись воедино принципы светской этики и размышления о социально- политической системе. Он утверждал не только ценность земной жизни, совершенствование которой зависело лишь от усилий самих людей, но и идеал волевой, энергичной, руководствующейся разумом личности, которая готова сознательно и ответственно участвовать в делах общества и управлении государством.
СВЕТСКАЯ ЭТИКА
Проблемы этики разрабатывались на различных уровнях, в том числе на уровне философского осмысления центральных эстетических категорий. Этот подход характерен для концепций Лоренцо Валлы, Леона Баттиста Альберти, Джованни Пико и многих других.
Один из самых ярких представителей гуманизма – Лоренцо Валла (1407-1457) известен как автор многочисленных трудов по филологии, риторике, этике, философии и истории. Бессмертие ему принесла работа, в которой он на основе филологического анализа пришел к выводу о подложности так называемого «Константинова дара». Валлу отличала высокая эрудиция и совершенное владение латынью и древнегреческим. Основой его этической концепции стали идеи Эпикура, его теория наслаждения. Проблемам этики посвящен его диалог «Об истинном и ложном благе» (другое название – «О наслаждении»). По Валле, наслаждение – естественное свойство человека и цель его устремлений. Все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворять его разносторонние потребности и в конечном счете доставлять радость и счастье в земной жизни. Будучи решительным противником религиозного противопоставления души и тела, он настаивает на необходимости гармонии двуединой человеческой природы. Он резко критикует институт монашества, ибо истинное благочестие заключается в радостной мирской жизни согласно природе. Стремление к наслаждениям есть порождение инстинкта самосохранения, присущего каждому человеку. Основной этический принцип – избегай страданий и ищи радостей. В этике Валлы наслаждение отождествляется с высшим благом, счастьем и пользой. К высшему благу, которое заключается в «удовольствии души и тела», стремятся все. Однако благо отдельного человека не должно достигаться в ущерб другим людям. Очень важен разумный выбор пути к счастью. Быть добрым или злым зависит от самого человека, правильно или неверно осознающего свою цель – счастье в наслаждении- и средства для ее осуществления. Интересы человека, особенно когда идет речь о сохранении его жизни, вынуждают его порой совершать зло. Валла не оправдывает этого, поскольку полагает, что зло приносит страдание также и тому, кто его совершает, отдаляя от блага. Основная этическая норма, в конечном счете, заключается в гармоничных взаимоотношениях счастливых людей в обществе.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Будучи разносторонне одаренным человеком, Альберти внес крупный вклад в теорию искусства и науки, литературу, архитектуру, занимался проблемами этики и педагогики, математикой и картографией. Проблемам земной жизни человека посвящены его произведения: «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», «Застольные беседы» и другие. Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Природа трактуется с пантеистических позиций как носительница божественного начала. Человек неотъемлемо принадлежит миру природы. Ответственность за моральное совершенствование лежит на самом человеке, причем это самосовершенствование имеет общественное значение. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности есть творчество, которое понимается очень широко – от ремесленного труда до высот научной и художественной деятельности. В созидательной способности человека Альберти видит главное его отличие от животного. Труд это не наказание за первородный грех, как учила церковь, а источник душевного подъема, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся праздными и ничтожными», - писал Альберти. Только жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Важная роль в воспитании человека принадлежит семье, которая является основной составляющей общества. Нечестные методы обогащения недопустимы. Альберти признает только такие отношения индивида и общества, когда личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти считал возможным предпочесть интересы семьи сиюминутной пользе общества. В частности, он допускал отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной деятельности, поскольку в конечном счете, благосостояние государства покоится на благосостоянии отдельных семей. Само общество мыслится как гармоничное единство всех его слоев, которому должна способствовать деятельность правителей. Альберти считал возможным установление социального мира путем нравственного совершенствования каждого человека, но в тоже время он понимал, что люди часто выступают разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
Кристофоро Ландино (1424-1498) – член Платоновской академии, занимавшийся проблемами высшего блага и земного предназначения человека. Высшее благо есть познание Бога как высшего совершенства. К этой цели человека ведет разум, способный к самосовершенствованию. Ландино утверждает два самоценных нравственных идеала – активной и созерцательной жизни. Если в созерцательной жизни человек должен стремиться к истине, то в гражданской деятельности – к справедливости. Он подчеркивает важный гражданский смысл ученого отшельничества. В трудные минуты для государства спасительными могут оказаться именно советы мудреца, в покое и уединении изучавшего природу вещей. Ландино таким образом пытается примирить две противоположные точки зрения на тип мирской жизни. Идеал мудреца-созерцателя, сосредоточенного на научном поиске и творчестве заимствован из этической концепции Марсилио Фичино.
Ландино принадлежит наиболее последовательное обоснование новой гуманистической трактовки категории благородства. Еще Данте перестал связывать благородство исключительно с высоким происхождением. Эта же тема звучала в творчестве Петрарки и Бокаччо, Браччолини и Квирини. Ландино в диалоге «О благородстве» в конце 80-х годов 15 века утверждает, что подлинный смысл благородства как этической категории заключается в добродетели и в славных делах, а не в знатности происхождения и богатстве. Благородным можно считать и купца, но не потому, что он «накопил свое состояние, а потому, что достиг его благодаря труду». Быть или не быть благородным, зависит от самого человека, от его разума, воли, нравственного совершенства.
Использованная литература:
«Сочинения итальянских гуманистов 15 века», МГУ, 1985.
Брагина Л.М. Культура Возрождения в Италии во второй половине14-15 веках. //Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мосгорархив, 1996.
Андреев М.Л. Культура Возрождения. // История мировой культуры. Наследие Запада. Москва, 1998.
Горфункель А.Х. «Философия эпохи Возрождения», Москва, 1980.