Библиотека > Понятия и термины культурологии >
Афроцентризм
Афроцентризм — теория, направленная на ценностное возвышение афр. культуры. А. получил распространение после крушения колониальной системы. Идеологи негритюда, учения о всевластии негритянской расы, утверждали, что многовековое господство Европы должно смениться верховенством Африки. В разработке А. существ, роль принадлежит создателю теории негритюда,
философу, поэту и эссеисту из Сенегала — Леопольду Седару Сенгору (осн. работы: Дух цивилизации и законы афр. культуры, 1956; Негритюд и германизм, 1965; Негро-афр. эстетика, 1964; отд. вопросы А. см. Жозефо Ки-Зербо (Буркина-Фасо),
Энгельберт-Мвенга (Камерун), Ола Балагун и Экпо Эйо (Нигерия). Огромное место в философии А. занимает проблема специфики собственно афр. культурной практики. Говоря о психологии афр. негра, Сенгор
отмечал, что он — дитя природы, его органы чувств открыты к приему
любого импульса природы. Приверженцы А. указывают, что для негра на
первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение.
Такое мироощущение противопоставляется зап., рационалистическому.
Психол. и художнические интуиции негро-афр. культурологии подхватывались и европ. сознанием. Так, Сартр в «Черном Орфее» противопоставляет черного крестьянина белому инженеру. По мнению Сенгора,
именно отношение к объекту — к внешнему миру, к «другому», характеризует народ и его культуру.
Теоретики А. разрабатывали модель европ. человека как сугубо отрицательную, несоизмеримую с афр. в ценностном отношении. Белый человек, являющий собой объективный разум, человек действия, воин,
хищник отделяет себя от объекта; вооружившись точными инструментами анализа, он безжалостно расчленяет объект. Образованный, но движимый лишь практич. соображениями, белый европеец воспринимает
«другого» как средство. Эта страсть к разрушению в конечном счете сулит европейцам беду.
Афр. негр как бы заперт в своей черной коже, он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека
или зверя, явления природы или об-ва. Он берет живой объект в ладони,
как слепец, вовсе не стремясь зафиксировать его или убить. Он ощущает его чуткими пальцами; он создан на третий день творения: чистое сенсорное поле. Он познает «другого» на субъективном уровне.
Раскрывая образ афр. культуры, Сенгор писал, что именно космич.
ритм задает объект, именно он вызывает приятное ощущение в нервных
клетках, именно на него человек реагирует поведением; если ритм нарушается, диссонирует, возникает оборонит, реакция.
Обыгрывая известную фразу Декарта, Сенгор предлагает формулу: «Я
чувствую, я танцую «другого», я существую». Афр. негру для осознания своего существования необходимо не «словесное определение», а объективное
дополнение. Танцевать — значит открывать и воссоздавать, отождествлять
себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, существовать. Это
— высшая форма познания. Поэтому познание афр. негра в трактовке негро-афр. эстетики есть одновременно открытие и воссоздание.
Жизненная сила афр. негра вдохновляется разумом, отличающимся
от разума белого европейца: разум негра имеет больше общего с логосом,
нежели с рацио. Будучи самым типичным для человека выражением нервного и чувственного впечатления, логос не втискивает объект в формы жестких логич. категорий, не прикасаясь к нему. Слово афр. негра
возвращает объектам их первозданную окраску, выявляет подлинное
строение и текстуру, имена и знаки. Оно пронизывает объекты сверкающими лучами, чтобы они снова обрели прозрачность, и привносит в
них сюрреальность в ее первобытной влажности. Разум классич. Европы
аналитичен, афр. негра — интуитивен. Сторонники А. полагают, что европ. культура постепенно приходит к озарениям, питающим афр. культуру.
В негритюде присутствует также социальная критика европ. мира —
атомизированного, технизированного и деперсонализированного. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности афр.
негра: религию, социальные структуры, искусство и лит-ру и главное —
гениальность его языка.
Влияние А. в последние десятилетия заметно упало даже в афр. странах.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки