Библиотека > Понятия и термины культурологии >
Американоцентризм
Американоцентризм — одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных связей между Европой и Америкой имеет в философии давние традиции; реальные социально-истор. особенности судьбы
амер. нации позволяли говорить о своеобразии США. Нек-рые философы усматривали в переменах, происходивших на амер. континенте, прообраз принципиально иной цивилизации, опережающей европейскую и
ценностно несоизмеримую с ней. Философы Нового Света, в согласии с
этой установкой, развивали мессианские идеи, представляя Америку
«спасительницей» старой Европы, якобы исчерпавшей свою духовность.
Однако культурные узы Европы и США порождали в филос. лит-ре
и противоположный ход мысли: энтузиазм по поводу социальных и духовных преобразований на новых землях сменялся унынием, разочарованием в цивилизаторской миссии Америки.
Ранее господствующий в зап. сознании строй мысли не включал
даже намека на культурное различие между Европой и Америкой. Постепенно в амер., а отчасти в зап.-европ. сознании складывалось иное
убеждение: подчеркивалось культурно-истор. своеобразие Америки,
укреплялось представление, что именно в Новом Свете разыгрывается новая драма истории, выявлялся особый потенциал человеч. духа.
Однако попытки раскрыть неповторимость амер. культуры, доказать
ее своеобразие, принципиальное отличие от европейской то и дело
приводили к прямо противоположным результатам: духовная жизнь
Нового Света представлялась лишь в малой мере отличной от европейской. Амер. мыслители находились под сильным влиянием европ.
идейного наследия, хотя и придавали ему особую трактовку. Так,
амер. интеллектуалы восприняли основы англ. пуританизма, сообщив
ему, однако, мессианистский оттенок. Именно поэтому в амер. обществ. сознании стали укрепляться универсалистские идеи, согласно
к-рым Америка в противовес Европе может стать истинным проводником религ. и гражд. свобод.
Англ. Америка рассматривалась идеологами Нового Света как бастион гражд. и религ. свобод. Война с Францией укрепляла провиденциалистские настроения. Наступление амер. революции оценивалось как божеств. промысл. Концепция божеств, провидения стала важным рычагом
нац. самоутверждения. Амер. революция приравнивалась к исходу евреев
из Египта, основатели гос-ва — к библейским патриархам, Вашингтона
уподобляли Моисею.
Гос-во, основанное на новом континенте, не имело ни прошлого, ни
гомогенного населения, но именно поэтому создавалась социальная мифология, появилась идея, будто Америка начинает новую историю человечества.
Игнорируя социально-экон. факторы нац. сплочения, амер. теоретики подчеркивали консолидирующую роль мифов, изображая завоевателей материка подвижниками, имеющими полное право предписывать
свою волю «примитивным» народам Америки и Африки; оправдывались
насилие и геноцид. Истор. становление мыслилось как борьба с «дикостью» индейцев, как цементирование нации на основе неоспоримых
культурных стандартов.
Амер. философы возвещали наступление новых времен, грядущее
торжество принципов демократии и гуманизма. Культурное своеобразие
новой нации расценивалось как залог уникального истор. развития.
Исторически амер. нац. сознание включало в себя глубокую веру в
исключительность происхождения и судеб развития страны: американцы — новый народ, сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу
в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением. Своеобразие этой культуры — в особой приверженности идее техн.
прогресса, динамизма, преобразования.
В рамках американоцентристской концепции Европа и др. страны
мира рассматриваются в осн. как плацдарм для укоренения амер. цивилизации.
Выдвигая разл. программы культурного обновления, идеологи А. по
сути дела поддерживают идеал динамичной вненац. культуры.
Совр. версии А. страдают исходной противоречивостью: «новые философы» пишут об универсальном мировоззрении, свободном от узости
«регионализма», ратуют за возрождение глобальной культуры, но источником универсализма оказывается не объективный процесс сближения
культур, а именно А.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки