Библиотека > Понятия и термины культурологии > Культура и личность

Человек — это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

С одной стороны, человек разумный (Homo sapiens)—это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно ограничивают вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом.

У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, относится к одному биологическому виду (Homo sapiens), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения. К. Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида».

Среди представителей (Homo sapiens) присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилам») и преемственностью в поведении. И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура. Она является своеобразной программой поведения человека.

Однако культура порождена социальным статусом индивида и ие имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Homo sapiens.

Таким образом, человек — это существо биосоциальное С одной стороны, он генетически связан с другими формами биологической жизни. Человек подвержен влечениям и страстям. Он впадает в страх и гнев. Его телесное существо подчинено всем за-конам биологии и физиологии. Выделение человека из природы произошло благодаря:
— умению производить орудия труда;
— обладанию членораздельной речи;
— наличию сознания и разума;
— способности быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

С другой стороны, человек—существо социальное, ибо он преобразует природные объекты, т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо. Впервые это определение было дано Аристотелем, который назвал человека «общественным животным». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Так, например, человек — это существо моральное, свободное, обладающее самосознанием и пр. »

При анализе соотношения биологического и социального начал в человеке существуют вопросы, которые являются предметом неутихающих дискуссий, споров и обсуждений. Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В зависимости от ответа на эти вопросы получают одобрение или осуждение проявления расизма и шовинизма, решаются вопросы женского равноправия и пр.

Наиболее полно сущность человека выявляется через социальный аспект. К. Маркс сформулировал это так: «Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений». В основу развития общественных отношений (а стало быть, и человека, как продукта и результата этих отношений) лег способ материального производства, в процессе которого человек формирует свой мир Трудовая деятельность человека не только создает средства Для удовлетворения его жизненных потребностей, но и воспроизводит систему общественных отношений. Напомним, что в нее входят:
— производственные отношения (отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления);
— отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация);
-брачно-семейные и бытовик отношения между людьми;
— отношения между личностью и обществом.

Воспроизводство данной системы общественных отношений становится особой потребностью человека. Удовлетворение потребности находит свое выражение в человеческом интересе. Под воздействием интереса человек относится к окружающему миру как субъект. Субъект — это человек, познающий внешний мир (в данном случае общество) и воздействующий на него в своей практической деятельности. Таким образом, человек является не только продуктом и субъектом общественных отношений, но и главным творением культуры, которая:
— создает самого человека как существо все менее зависящее от каких-либо природных закономерностей и случайностей;
— «творит» человека как долговечное существо, все более уверенное в своем здоровье и «праве на жизнь» (сегодня мы живем в два-три раза дольше людей древних цивилизаций);
— предоставляет человеку возможность заниматься сложным интеллектуальным трудом, а не только заботиться о хлебе насущном;
— обеспечивает человеку психологический комфорт и развлечения;
— изменяет облик планеты Земля, создает потенциал для развития ее ландшафтной оболочки и самого человека.

Древнейшие философские системы Индии, Китая и античной Греции впервые сформировали научные концепции человека, рассматривая его как часть космоса. Здесь человек выступает как малый мир (микрокосм) и большой мир (макрокосм).

По представлениям древних китайцев, природа трактовалась как живой организм, а человек — как сочетание различных «стихий» космоса. Один из китайских мудрецов сказал: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». Наиболее самобытными и оригинальными концепциями человека в древнекитайской философии являются теории конфуцианства и даосизма.

Конфуцианство (основоположник — мудрец Конфуций VI в. до н.э.) утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом, в котором каждый человек должен занимать предопределенное ему изначальное место. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. Каждый должен помогать другому достичь того, к чему сам стремится, и не делать того, чего не желаешь себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли) и нормам, включающим этикет.

Другим важнейшим направлением древнекитайской философии, в котором акцентируется проблема человека, являлся даосизм (основоположник Лао-цзы — VI в. до и. э.). Центральным понятием этого учения было провозглашено дао—путь. С точки зрения даосизма, все в мире находится в движении, изменепии, в пути, все непостоянно и конечно

Человеку необходимо следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. Чтобы обеспечить себе бессмертие, человек должен выполнять особые упражнения, напоминающие йогу (соединение, связь).

Древнеиндийская концепция человека была изложена в ведической литературе. «Веда» в переводе означает «знание» и представляет собой корпус текстов, которые составлялись на протяжении девяти столетий, вплоть до VI в. до а э. У древних индийцев человек занимал не центральное, а среднее положение в мироздании между богами (находящимися в раю) и демонами (располагающимисяв аду). Однако человек мог не только подняться до божественных высот, но и очутиться на дне ада. .

Согласуется со сказанным выше и учение о переселении души — карта. Согласно ему, рубеж между живыми и неживыми существами достаточно легко проходим и подвижен, Душа человека может вселиться в различные существа неорганической и органической природы. Но если она вселится в живое органическое тело, то чем будет предопределен выбор? Ответ на этот вопрос дает Закон кармы. Тот, кто совершал благие деяния и не нарушал моральных норм в будущей жизни, должен родиться в высших кастах (сословиях) общества. Тот, кто пренебрегал нравственными принципами, может, родиться либо членом низшей касты, либо даже животным или просто придорожным камнем. Изменить свою неблагоприятную карму можно только достойными делами и праведной жизнью.

В VI в. до н. э. в Индии возникает буддизм—одна из трех мировых религий. В учении буддизма формулируется понимание «правильной жизни» для человека. Она состоит из пяти заповедей:
— «не вредить живым существам»;
— «не брать чужого»;
— «воздерживаться от запрещенных половых контактов»;
— «не вести, праздных и лживых речей»;
— «не пользоваться опьяняющими напитками».

Освободить душу от пут кармы помогает йога, которая требует от человека дисциплины, выдержки, упорства.

Учение древнегреческих авторов о человеке в основном представлено трудами Платона и Аристотеля. Именно они вресли наибольший вклад в античное представление о человеке.

Учение о человеке Аристотеля (384—322 до н. э.) излагается в его работах «Политика» и «Никомахова этика» (т. е. небольшая этика) и носит этический характер. В этих трудах он излагает свое учение о добродетели. Аристотель разделяет ее на два главных вида: дианоэтическую (интеллектуальную) и этическую (волевую, поведенческую) добродетель.

Дианоэтеическая возникает путем обучения, этическая складывается благодаря привычкам и социальным условиям. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, благоразумие, разумная деятельность. Добродетель возникает как золотая середина между пороками. По Аристотелю, мужество—это и есть золотая середина между безрассудной смелостью и трусостью. Щедрость — это крайность между жадностью и мотовством и т. д. Добродетелью обладает далеко не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, т. е. тот, кто действует. Другими словами, по Аристотелю, необходима активная социальная позиция человека

Наивысшей формой деятельности Аристотелем признается «био-стеоретикос», что означает «созерцательная жизнь» — удел философов. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в том, что Аристотелем называется хрематистика (от гр. слова хрематос — "накопление денег"), не в почестях, не в деятельности, направленной на стяжание славы, а в самом процессе теоретической деятельности, т. е. в созерцании.

Один из важнейших разделов Аристотелева учения о человеке касается его взглядов на рабство. Аристотель считает рабство совершенно нормальной к естественной составляющей социального организма современного ему общества. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве. Но не для всех, а для равных, т. е. свободных. И неравенство также представляется ему справедливым, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных.

В своем наследии греческая философия акцентировала и разумное начало в человеке. «Познай самого себя» — это изречение, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах ориентировало и современников и потомков на достоянное познание человеком самого себя.




Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.