Библиотека > Понятия и термины культурологии >
Культурный архетип
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ — базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание А.к. составляет типическое в культуре, и в этом отношении А.к. объективны и
трансперсональны. Формирование А.к. происходит на уровне культуры
всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого
сопричастность к А.к. отд. индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение А.к.
конкр. личностью выступает рационально непреднамеренным актом. А.к. раскрывают свое содержание не через понятие
и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразит, формы. Иконич. природа А.к. обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипич.
образы, изобразит, черты к-рых определяются культурной средой и способом метафорич. репрезентации. Наиболее фундаментальны в составе
культуры универсальные А.к. и этнич. А.к. (этнокультурные архетипы).
Универсальные А.к. — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века» и др.
суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеч.
существования. В культуре, понятой как «ненаследств, память коллектива» (Б.А. Успенский), А.к. выступают в качестве спонтанно действующих
устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные А.к.
обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. Этнич. А.к. (этнокультурные архетипы) представляют собой константы нац. духовности, выражающие и закрепляющие
основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой нац. культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существ.
образом определяющие особенности мировоззрения, характера, худож.
творчества и истор. судьбы народа. В герм. духовности Юнг выделяет архетипич. образ Вотана — «данность первостепенной важности, наиболее
истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, к-рое особенно присуще немцам» (Юнг, «Вотан»).
Как о рус. этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на
потаенную святость, выраженную в образах «града Китежа» или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как «отзывчивость» или «открытость», как устойчивая модель
претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах в сгущенном виде представлен коллективный опыт народа;
собственно, они есть результат превращения этнич. истории в базовые модели этнич. культурного опыта. Актуализация этнокультурного
архетипа включает этот опыт в новый истор. контекст. Согласно Юнгу,
актуализация архетипа есть «шаг в прошлое», возвращение к архаич. качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и
проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только
опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения
самобытности и целостности нац. культуры.
А.к., оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообр. формах: в мифол. образах и сюжетных элементах, в религ. учениях и ритуалах, в нац. идеалах, в химерах массовых психозов и т.д. Наиболее подробно изучены проявления
А.к. в сновидениях, фантазиях и фобиях (культурология психоаналитич.),
а также в лит. творчестве (М.Бодкин, Ж.Дюран, Е.М.Мелетинский,
Н.Фрай и др.).