Библиотека > Понятия и термины культурологии > Культурная экспансия

КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПАНСИЯ (от лат. expansio — распространение) , расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Человечество во второй половине XX в. явилось свидетелем беспрецедентной К.Э. США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 60-е годы — Японии, в 70-е — стран Латинской Америки, в 90-е — России. Распространение К.Э. с запада на восток называется вестернизацией, которая представляет собой культурную диффузию западноевропейского и американского образа и стиля жизни, как и сопутствующих им ценностей, обычаев, символов и культурных артефактов (фильмов, видеокассет, компьютерных программ, книг и др.) в восточноевропейские, латиноамериканские, исламские, африканские и азиатские страны. К.Э. осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства — телевидение, радио, кино. Продукция США вытесняет отечественную культурную продукцию в сфере потребления и массовых художественных предпочтений. Национальное киноискусство и телевидение стран, подвергшихся вестернизации, не может выдерживать конкуренцию с заграничными, прежде всего американскими фильмами. Особенно явно следы вестернизации чувствуются в сфере рекламы, которая захлестнула российские телеэкраны в 90-е.




Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000