Библиотека > Понятия и термины культурологии >
Европоцентризм
Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая
установка, согласно к-рой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Др. Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, «дикости» и «цивилизованности». Такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского, что сформировалось со временем в
одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной
жизнью послеантичной Европы. Возвеличение Запада прослеживается в
европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие
колониальные войны — все это, в конечном счете, воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств, и безоговорочную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» вост. мира.
В раннее ср.-вековье, когда экон., полит, и культурные связи Европы с
остальным миром резко ослабевают, а важнейшим фактором духовной и
полит, жизни становится христианство, Восток в сознании европейца
закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеч. знаний укрепляла представление об однонаправленном движении
истории. Внеисторически понятая «разумность» в противовес «заблуждениям» и «страстям» рассматривалась просветителями как универсальное
средство совершенствования об-ва. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европ. цивилизации во все регионы мира. Если
Гердер усматривал в восточном мире воплощение патриарх., идиллического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос, почему вост. народы ушли от своих человеческих истоков, остались в изв. мере за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке обществ, развития в дальнейшем стал вырождаться в апологетическую, по своей сути,
«прогрессистскую» концепцию с характерным для нее представлением о
науке (а затем и о технике, информатике) как об оптимальном средстве
разрешения любых человеч. проблем и достижения гармонии на путях
устроения рационально проектированного порядка. Сложившееся еще в
филос. классике возвеличение разумного, рационального, «эллинского»
начала в противовес аффектированности, стихийности и эмпиричности
иных культур, а также возникшее позднее стереотипное представление о
технич. цивилизации, активно содействовали формированию разл. совр.
сциентистских иллюзий. Они, в частности, нашли опору в разработке
М. Вебером принципа рациональности, осн. принципа в его философии
истории. Именно М. Вебер наиболее последовательно рассматривал рациональность как истор. судьбу европ. цивилизации. Он пытался объяснить, почему формальный разум науки и рим. права превратился в жизненную установку целой эпохи, целой цивилизации. Постепенное «расколдование» мира, вытеснение из мышления, из обществ, сознания магических элементов, с одной стороны, а с др. — все большее постижение
последовательности и постоянства явлений, — вот те идеи, которые берут у Вебера совр. философы, осмысливающие феномен Е.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки