Библиотека > Понятия и термины культурологии >
Полиморфизм культуры
Полиморфизм культуры - множественность форм культуры,
многообразие; чем сложнее об-во, тем значительнее дифференциация присущих ему ценностей, что создает П.к., не сводимый к к.-л. однозначным
характеристикам. Это многообразие имеет несколько источников: социальная разнородность об-ва (элита — народ: дворянство; духовенство; крестьяне; город; деревня и т.д.), соответственно и его культурное разнообразие; различие в содержании каждого социокультурного компонента (разные
элиты, разные этнич. группы, конфессии, страты и т.д.); функциональное
различие ценностей по уровням и сферам.
Символич. выражением такого расхождения для европ. культуры эпохи Возрождения и Реформации стала формула «дворец, собор, костер».
Известная метафорич. формула русскую культуру определяет как «икону и топор» (Д. Биллингтон), японскую — «хризантемы и меч» (Р. Бенедикт), а филиппинскую — «сампагита (местный цветок), крест и доллар»
(И.В. Подберезский).
Известны практич. оппозиции, часто встречающиеся в жизни и получившие разработку в философии и социологии: быть-иметь, работа-досуг, богатство-солидарность, наука-мораль и т.д. Эти оппозиции по-разному распределяются в зависимости от социальной принадлежности индивида, от типа культуры или от характера функциональной деятельности. Культивирование досуга — в большой степени привилегия богатых и
знатных, а солидарность имеет более высокий статус, чем «бессердечный
капитал» в среде с устойчивой религ. регуляцией. Когда эти различия переносятся в идейную сферу, возникает острая идеол. борьба «трудящихся»
против «праздных», «мира» против «кулаков» (или «кровопийц»), «высокой
человеч. морали» против «бесчеловечной науки и техники» и т.д.
Одно и то же явление может приобретать разл. значение в зависимости от типа об-ва или социальной среды. В неразвитом традиц. об-ве по
наблюдениям этнографов красота может не иметь ценности, т.к. слишком ненадежны условия выживания отд. индивида, семьи или коллектива. В более развитом об-ве красота может стать предметом бескорыстного созерцания или идеализированной любви, а также предметом расчетливой коммерции, стимулом для расширенного потребления и т.д. Здесь
возможно множество градаций в соответствии как с классовыми критериями, так и делением на субкультуры. Разл. социальные страты вырабатывают специфич. наборы ценностей, вступающие в сложное взаимодействие друг с другом и теми ценностями, к-рые утверждаются как общее достояние в нац., цивилизационных или интернац. рамках.
В рамках собственно духовной системы ценностная ориентация может вступать в противоречие со сложившимися «устоями». Всякое худож.
новаторство, напр., означает в той или иной степени нарочитое нарушение уже принятого стиля в стремлении к открытию новых вариантов эстетич. или морального видения мира. На рубеже 19-20 вв. во Франции и
др. европ. странах такие прорывы сопровождались обществ, скандалами
вокруг импрессионистов, постимпрессионистов и т.д. Позднее «перманентный авангардизм» стал признанным явлением худож. жизни и обществ.
сознание спешило признать очередное необычное явление в искусстве.
При социол. рассмотрении культуры ценности предстают как подвижная и зависимая сфера культурной регуляции, обусловленная общей
динамикой, вовлекающей в свое движение и то, что утверждалось как
«бесспорное», «нерушимое», «однозначное», «вечное» и «священное». Об
этом свидетельствуют не только разрушенные древние храмы и святилища, но и недавно ниспровергнутые культы, символы, «верховные законы», снятые «нерушимые границы» и т.д. В условиях социальных потрясений и «простые человеч. нормы», и «высокие ценности» подвергаются не
только ситуативному отстранению, но и интеллектуальной критике.
В условиях резких сдвигов (революции) в об-ве могут возникать тенденции к быстрому и радикальному ниспровержению прежде высоко
почитавшихся ценностей ради новых, подчас прямо противоположных.
В устойчивых культурах вырабатываются свои способы и механизмы
преодоления противостояния разных ценностных мотиваций без их взаимного разрушит, столкновения.
В упорядочении ценностного противостояния и разброса можно выделить два основ, принципа. Первый основан на иерархизации, на выделении доминантных ценностей, по отношению к к-рым остальные выступают как вторичные. Это помогает об-ву или индивиду преодолеть
столкновение любви и долга, человеч. отношения и практичности, общегос. и локального интересов, власти и личности и т.д. Принципиальное
решение дает христ. формула «Богу богово, а кесарю кесарево»: во властной и духовной сферах должны действовать разные принципы, не устраняя друг друга.
В споре ср.-векового рыцаря и крестьянина по поводу участия в крестовом походе на неверных второй собеседник ссылается на достоинство
своего труда, благо семьи и личную безопасность как на аргументы против выполнения «высокого долга», но в конце концов соглашается с рыцарем и идет в поход.
Другой способ упорядочения ценностей, как и норм, состоит в их
распределении по разным сферам деятельности. Жесткая рациональность
профессиональной работы может смениться «духовным восхождением»
через музыку, молитву или медитацию — или же игрой и развлечением,
чтобы «внутренне расслабиться».
Лишь в предельных толкованиях ценности, относящиеся к разным
сферам, фигурируют независимо друг от друга (напр., по принципу «морали нет, есть только красота»). Обычно они пересекаются друг с другом,
хотя в развитом об-ве никогда не совпадают. Чем выше уровень ценностей, тем больше они связаны с сознательной верой в их значение; поэтому необходимо длительное воспитание способности восприятия высших ценностей. Особенно велика здесь роль религ. институтов и системы образования, принятой в об-ве.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки