Библиотека > Понятия и термины культурологии >
Праздник как феномен культуры
ПРАЗДНИК как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо; в сознании человека П.
ассоциируется, как отметил Бахтин, с «временным вступлением в утопич.
царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». П. — антитеза будням, обычной жизни, специф. кратковременная форма челов. бытия.
Истор. корни П. уходят в глубокую древность, они тесно связаны с
магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом
жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечелов.
потребность в П., выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетич., нравственно облагораживающую; П. выступал как
способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения
свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.
П. всегда имеет оптимистич., жизнеутверждающий характер; его содержат. сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.
Особое значение в П. приобретает его эстетич. составляющая: чувственно-эмоц. насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность,
алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти
качества роднят П. с искусством, но не отождествляются с ним. П. — некая
пограничная зона между реальной жизнью и худож. произведением. Психол. механизм воздействия П. близок к катартич. воздействию искусства.
Типология П. многообразна: народ, (нац.), религ., гос., профессиональные и др. Народ. П. свойственна естественность, органичность, самостийность; гос. отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеолог, направленность; религ. являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается опр. близость
нар. и религ. П., т.к. в этнонац. культурах религия выступает одной из
важных форм ценностной ориентации. Но нар. П. могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры
(карнавальная культура в рамках ср.-вековья). Существует возможность
превращения в истор. перспективе гос. П. в народные.
П. — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят
свое отражение ущемление демократич. форм жизни об-ва, забвение
нац. традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв
между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными
реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение
в комич. аспекте П., в его юморист, и сатирич. формах. П. — старейшая
и перспективная форма бытия культуры.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки