Библиотека > Понятия и термины культурологии > Сублимация культуры

Сублимация культуры (лат. sublimare— возносить) — понятие, предложенное нем. философом и социологом К. Майнгеймом; анализировал задачи элит, существующих в обществе: «элиты в области политики и организации» и «элиты в области знания, искусства, религии». Функция первой — создание интеграции многочисленных волевых импульсов, второй — «сублимировать духовные энергии, не полностью использованные обществом в ежедневной борьбе за существование». Пути С. к. связаны с определенными типическими ситуациями, где известную роль играет характер использования людьми своего досуга и выбор групп интеллигенции, располагающих свободным временем и укладом жизни. В тех обществах, где на первом месте стоят вопросы политики и организации, резко ограничена интеллектуальная элита. Общество, которое не позволяет сублимированному слою развиваться, не может управлять ни культур, процессом, ни увеличивать свой творческий потенциал. Там, где рядовой человек располагает свободным временем в достаточной мере, чтобы подвергнуть сублимации излишки своей энергии, и где существуют лидеры, способные направить эту сублимацию, возникает два слоя: слой людей, создающих культуру, и слой, ее воспринимающий. С. к. имеет наибольшие успехи там, где существует необходимая ментальность общества и, прежде всего, творческие группы, способные сформировать духовную атмосферу, необходимую для развития духовных потребностей.




Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.