Библиотека > Теория культуры > Формы и механизмы приобщения к культуре >
Адаптация
Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об адаптации, а о социализации (как макропроцессе).
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение, превращение таких норм в свои собственные принципы — это скорее социализация, нежели адаптация.
Когда мы переезжаем в другую страну, нам приходится приспосабливаться к изменившемуся климату, поступая работать на предприятие, мы приспосабливаемся к нормам и требованиям, которые сложились в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и требования, надо пообщаться с людьми, узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать в общих мероприятиях. Поэтому в медицине адаптация означает привыкание, а в социологии — взаимодействие и через него усвоение социальных норм и ценностей.
Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.
Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптироваться. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли, усваивает новые культурные нормы, приобретает новые статусы.
Способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7—10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — социализация.
Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия.
1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует базовые ценности.
2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритически.
3. Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях. Взрослые выполняют множество социальных ролей (отец, работник и т. п.), а дети — нет,
4. Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.