Библиотека > Теория культуры > Формы и механизмы приобщения к культуре >
Институты вторичной социализации: Школа
Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные отношения.
Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Городская школа остается средоточием всей культурной жизни старшеклассников и представляет собой некоторую микромодель большой культуры Хорошо оснащенные школы имеют в своем распоряжении школьные театры, клубы, спортивные общества, кружки по интересам.
Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье.
Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей специальных знаний появлялось и тем настойчивее заявляла о себе потребность в формальной школе. Школы зародились только тогда, когда человечество изобрело письменность Самые ранние школы возникли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализированными: египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы священников
В Греции слово «школа» («сколе») имело несколько значений: досуг, праздность, ученая беседа. Связь двух понятий — праздности и обучения — сегодня кажется странной Однако в доиндустриальном обществе, т. е. еще 200—300 лет назад, обучение теоретическим знаниям не давало практических преимуществ, не увеличивало личной продуктивности. Орудия труда и технология производства были крайне примитивными, а квалификация работников — невысокой. В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и средства, чтобы заниматься тренировкой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном обществе обслуживала только элиту.
Индустриальная революция кардинально изменила ситуацию. Появились тысячи новых профессий и экономических ролей, к которым надо было специально готовить.
В современном обществе школа составляет начальное звено разветвленной системы образования.
Школа — это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения — дать подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физики, математике, литературе, языку, истории и т. п. Образование — систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей.
Социализирующая функция школы проявляется также и в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять в жизни.
Необычность ситуации, в которой оказывается школьник,— отсутствие надзора со стороны родственников и родителей. В школе ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности — любимого сына, единственного ребенка и т. п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Он — один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все другие. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников.
Успехи детей также оцениваются стандартно — при помощи школьных оценок.
Школа и система образования в целом — эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования, тем ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Напротив, высокий уровень образования — способ сделать профессиональную карьеру.