Библиотека > Теория культуры > Культурные нормы >
Закон и право
Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.
Обычно законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в обществе. Другие законы вводят новые нормы, которые соответствуют конституции страны, считающейся главным политическим законом общественной жизни.
Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.
Слово «право» (jus) получило свое название от латинского justitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела. В нем соединены элементы социальных, моральных и эстетических норм.
Право существовало не всегда. Оно — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.
Сегодня равными правами и свободами наделены все без исключения люди. В древности дело с естественными и гражданскими правами обстояло иначе. Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме население разделялось на две категории — граждан и неграждан, которые подчинялись совершенно разным законам. Одни имели право голосовать и быть избираемыми на общественные посты, а другие нет.
Чем различаются между собой норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.
По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала норма — отрицательное отношение к ним. Высшей ценностью являлось продолжение семьи.
Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.