Библиотека > Культура ХХ века >
Культовые вещи мирового дизайна ХХ века
Конец ХХ века - веха условная, впрочем, как и
его начало. Но именно на этом промежутке времени дизайн выделился в особый
вид искусства. Границы между областями его применения окончательно
размылись. Одни и те же мастера способны воплощать свои оформительские
идеи как в производстве мебели, так и в области рекламных плакатов, одежды
или осветительных декораций.
Поэтому все разговоры о дизайне поневоле
начинают вертеться вокруг стилистики и "концепций". Мы же хотим, чтобы,
войдя в нашу галерею, вы в первую очередь окинули взглядом сами вещи. Ведь
именно предметы интерьера, созданные дизайнерами прошлого (да, уже
прошлого…) века стали символами стилей и направлений, а сами авторы давно
уже считаются классиками дизайна. Многие из этих предметов стали образцом,
остались в истории и выпускается промышленностью до сих пор.
И всё-таки, перед тем, как посетить наш "музей", не мешает
вспомнить, какими путями шло развитие дизайна, в первую очередь,
мебельного.
ХХ век, в противоположность романтическому ХIХ, искал
новые идеи, формы, материалы. В Бельгии и Франции изящный стиль "ар нуво",
черпавший свои формы в живой природе, царил с 1890-х годов до первой
мировой войны. "Ар нуво" стал началом стиля модерн, представив его
декоративную линию.
Параллельно развивается конструктивная линия этого стиля с
характерной для нее прямолинейностью форм и их ясным построением. Таков
модерн в Англии, Германии, Австрии, России. Новатором этого направления
стал шотландец Чарльз Рени Макинтош. Его мастерство было основано на
типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием
вертикальных линий. Мастерство Макинтоша оказало влияние на членов
Венского Сецессиона - другой сильной ветви модерна начала ХХ века.
Архитектор Йозеф Хоффман и дизайнер Коломан Мозер основали в 1903 году
художественно-промышлsенное предприятие "Венские мастерские", где
создавали новую мебель.
Немецкий модерн назвали "югендштиль". В 1907
году в Германии был осуществлен переход на машинную технику изготовления
мебели: фанерование, сборка и т. д. Изделия отличались гладкими
фанерованными поверхностями.
В конце первого десятилетия модерн вытесняется
рационализмом, в 1907 году появляется кубизм. После первой мировой войны
произошел переход к более строгому, утилитарному дизайну, для которого
характерно использование новых материалов - стальных труб, гнутовыклейной
древесины. Ведущая роль в европейском дизайне переходит к небольшой группе
архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала "Стиль"
("De Stile"). К ним принадлежал Г. Т. Ритвельд, разработавший "аппарат для
сидения". Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией
дал толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. Одной из первых в
новом направлении была английский дизайнер Эйлин Грей, работавшая в
Париже. Ее творчество предвосхищает интернациональный стиль, характерный
для конца 20-х годов.
Немецкая экспериментальная школа-мастерская Баухауз,
основанная в 1919 году, объединила в своих стенах архитекторов,
дизайнеров, художников. Целью их творчества стала пропаганда новой
эстетики жилища. Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис
ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской
Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна в Америке. К этому
времени там уже царил интернациональный стиль.
В мебели этого стиля
традиции имели большее значение, чем декор. Главная роль в интерьере
отводилась передвижной мягкой мебели, которая проектировалась в
соответствии с формой и размерами помещения. Лишь немногие дизайнеры могли
выразить себя в этом аскетичном стиле.
Архитектор Мис ван дер Роэ проявил свой талант
проектировщика мебели до эмиграции. Созданные им в 1927 году на строго
математической основе стул, кресло и стол выполнены из металлических
трубок. Модели имели артикул "MR" в соответствии с инициалами автора.
Консольное кресло "MR 534", известное как "Weissenhof", наглядно воплотило
художественный идеал автора - подчинение формы функциональному назначению
предмета при полном отсутствии декора. Созданные Мис ван дер Роэ модели
вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века.
Знаменитый французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье,
так же как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу
в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1923 году
сформулировал суть новой эстетики жилища: "Дом - машина для жилья".
Архитектор Ле Корбюзье считается фигурой первой величины среди дизайнеров
ХХ века. Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем
стал образцом для подражания.
Однако во Франции проектировщики мебели в большинстве своем
продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя
технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева.
Этот стиль был назван ар деко. Он появился в 1925-30-х годах и получил
свое название от сокращения названия международной выставки декоративного
искусства в Париже (1925 г.).
Если "Ар Нуво" был последним проявлением декаданса, то ар
деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных
линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс
в развитии новых технологий. Традиционные материалы - дерево, стекло,
глина - заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками,
зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.
Вершиной ар деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака Эмиля
Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с
первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели
предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе.
В межвоенный период в США в творчестве Франка Ллойда Райта
родилась концепция "органической архитектуры". Мебель Ф. Л. Райта отразила
его творческие концепции пионера современной архитектуры. Пересечение
прямоугольных объемов под прямым углом - один из характерных приемов
равновесия композиции, применяемый Райтом. Позднее, в период ар деко,
мебель Райта, не изменяя геометризму, несколько отходит от строгих
прямоугольных объемов. В предвоенной Европе концепция "органической
архитектуры" Райта получила развитие в творчестве финского архитектора
Альвара Аалто. Эксперименты с гнутым деревом привели Аалто к созданию
новых конструкций в мебели .
В первое послевоенное десятилетие как в общественной жизни в
целом, так и в архитектуре шли процессы демократизации, поиски новых путей
развития. В США с идеями минимализма выступает Филипп Джонсон. Его
волновала организация пространства и чистота форм, способствовавшие
созерцательности в восприятии архитектурных, интерьерных и мебельных
решений.
Поиски новой пластической выразительности в интерьере и
мебели в 70-е годы отражены в творчестве Чарльза Имза, Джорджа Нельсона,
Ээро Сааринена (США), в неоэкспрессионизме Г. Шаруна (Германия), в работах
О. Нимейера, И. Утсона. Развивались рационалистические традиции
функционализма, прокладывались новые пути монументального движения -
необрутализма - в творчестве Л. Кана (США). Появилась концепция
структуралистических направлений в композициях с такими основными
принципами, как гибкость и четкое выявление конструктивной развивающейся
структуры.
Футурологический бум 60-х годов дал ряд альтернативных
решений мебели с применением пластмасс. Эти вещи были показаны на выставке
"Италия: новый домашний ландшафт", проходившей в США в 1972 году.
Постмодернизм как стилевое направление 70-х оказал
воздействие на формирование новой архитектуры и мебели ХХ века, введя
вначале театральную стилизацию классической архитектуры. Понятность
образного языка мебели являлась условием ее коммуникативности, вызвав
"движение к потребителю".
Постмодернисты, будучи противниками
бездушного техницизма, активно использовали историческое архитектурное
наследие. Появляются произведения - копии образцов прошлого. Ярким
представителем этого стиля в 70 - 80-е годы стал Фрэнк О. Гери. Уходя,
постмодернизм оставил после себя в архитектуре и мебельной практике
палитру открытых цветов и верность принципу незавершенности
пространственных решений, поиск субъективных, сенсационных эффектов
благодаря неожиданным формам. Эти черты проявились в интерьерах Ч. Мура,
Р. Вентури, Ф. Джонсона, Р. Стерна, Х. Холляйна, Р. Бофилла.
В 1977 году в архитектуре Культурного Центра искусств имени
Жоржа Помпиду в Париже архитекторы Ричард Роджерс и Ренцо Пиано впервые
переступили границу традиционных решений, поставив на первое место новые
материалы и высокие технологии (high-tech). Так появилось новое стилевое
направление - хай-тек. Оно подразумевает современный способ формирования
среды из сборных технических деталей, открыто выявленных в конструкциях. В
нем главенствует техника, что влияет на психологию восприятия проектных
решений мебели , организующих пространство интерьера. В хай-теке
конструктивно нашел свое развитие функционализм 20-х годов.
В 80-е годы родился стиль деконструктивизм - своеобразная
модификация постмодернизма. В основе его лежали "открытия" эпохи
конструктивизма 20-х годов, ярко выразившиеся в творчестве российских
архитекторов Эль Лисицкого, Родченко, Татлина. Пример деконструктивизма в
мебели - работы архитектора Захи Хадид.
Деконструктивизм отображает
виртуальный мир с его бесконечными пространствами, контрастными цветами,
взаимопроникающими объемами и нетрадиционными материалами. Противоречие
общим законам гармонии среды является единственным запретом в свободной и
раскрепощенной архитектуре и мебели этого стиля. Виртуальные интерьеры
ставят задачу избавиться от стереотипов, лишить архитектуру и мебель
навязчивой монотонности, повторяемости элементов. Для интерьеров и мебели
такого рода характерны внутренние напряженные формы, контрастные цветовые
отношения, создающие комфортную среду на уровне подсознания. А это, в свою
очередь, дает возможность воплощать их в компьютерной модели.
Источник публикации: http://www.interior.com.ua/obzor/kult.htm