Библиотека > Культура ХХ века >Культовые вещи мирового дизайна ХХ века

Конец ХХ века - веха условная, впрочем, как и его начало. Но именно на этом промежутке времени дизайн выделился в особый вид искусства. Границы между областями его применения окончательно размылись. Одни и те же мастера способны воплощать свои оформительские идеи как в производстве мебели, так и в области рекламных плакатов, одежды или осветительных декораций.
Поэтому все разговоры о дизайне поневоле начинают вертеться вокруг стилистики и "концепций". Мы же хотим, чтобы, войдя в нашу галерею, вы в первую очередь окинули взглядом сами вещи. Ведь именно предметы интерьера, созданные дизайнерами прошлого (да, уже прошлого…) века стали символами стилей и направлений, а сами авторы давно уже считаются классиками дизайна. Многие из этих предметов стали образцом, остались в истории и выпускается промышленностью до сих пор.

И всё-таки, перед тем, как посетить наш "музей", не мешает вспомнить, какими путями шло развитие дизайна, в первую очередь, мебельного.

ХХ век, в противоположность романтическому ХIХ, искал новые идеи, формы, материалы. В Бельгии и Франции изящный стиль "ар нуво", черпавший свои формы в живой природе, царил с 1890-х годов до первой мировой войны. "Ар нуво" стал началом стиля модерн, представив его декоративную линию.

Параллельно развивается конструктивная линия этого стиля с характерной для нее прямолинейностью форм и их ясным построением. Таков модерн в Англии, Германии, Австрии, России. Новатором этого направления стал шотландец Чарльз Рени Макинтош. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. Мастерство Макинтоша оказало влияние на членов Венского Сецессиона - другой сильной ветви модерна начала ХХ века. Архитектор Йозеф Хоффман и дизайнер Коломан Мозер основали в 1903 году художественно-промышлsенное предприятие "Венские мастерские", где создавали новую мебель.
Немецкий модерн назвали "югендштиль". В 1907 году в Германии был осуществлен переход на машинную технику изготовления мебели: фанерование, сборка и т. д. Изделия отличались гладкими фанерованными поверхностями.

В конце первого десятилетия модерн вытесняется рационализмом, в 1907 году появляется кубизм. После первой мировой войны произошел переход к более строгому, утилитарному дизайну, для которого характерно использование новых материалов - стальных труб, гнутовыклейной древесины. Ведущая роль в европейском дизайне переходит к небольшой группе архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала "Стиль" ("De Stile"). К ним принадлежал Г. Т. Ритвельд, разработавший "аппарат для сидения". Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией дал толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. Одной из первых в новом направлении была английский дизайнер Эйлин Грей, работавшая в Париже. Ее творчество предвосхищает интернациональный стиль, характерный для конца 20-х годов.

Немецкая экспериментальная школа-мастерская Баухауз, основанная в 1919 году, объединила в своих стенах архитекторов, дизайнеров, художников. Целью их творчества стала пропаганда новой эстетики жилища. Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна в Америке. К этому времени там уже царил интернациональный стиль.
В мебели этого стиля традиции имели большее значение, чем декор. Главная роль в интерьере отводилась передвижной мягкой мебели, которая проектировалась в соответствии с формой и размерами помещения. Лишь немногие дизайнеры могли выразить себя в этом аскетичном стиле.

Архитектор Мис ван дер Роэ проявил свой талант проектировщика мебели до эмиграции. Созданные им в 1927 году на строго математической основе стул, кресло и стол выполнены из металлических трубок. Модели имели артикул "MR" в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло "MR 534", известное как "Weissenhof", наглядно воплотило художественный идеал автора - подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века.

Знаменитый французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: "Дом - машина для жилья". Архитектор Ле Корбюзье считается фигурой первой величины среди дизайнеров ХХ века. Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания.

Однако во Франции проектировщики мебели в большинстве своем продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Этот стиль был назван ар деко. Он появился в 1925-30-х годах и получил свое название от сокращения названия международной выставки декоративного искусства в Париже (1925 г.).

Если "Ар Нуво" был последним проявлением декаданса, то ар деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы - дерево, стекло, глина - заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Вершиной ар деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе.

В межвоенный период в США в творчестве Франка Ллойда Райта родилась концепция "органической архитектуры". Мебель Ф. Л. Райта отразила его творческие концепции пионера современной архитектуры. Пересечение прямоугольных объемов под прямым углом - один из характерных приемов равновесия композиции, применяемый Райтом. Позднее, в период ар деко, мебель Райта, не изменяя геометризму, несколько отходит от строгих прямоугольных объемов. В предвоенной Европе концепция "органической архитектуры" Райта получила развитие в творчестве финского архитектора Альвара Аалто. Эксперименты с гнутым деревом привели Аалто к созданию новых конструкций в мебели .

В первое послевоенное десятилетие как в общественной жизни в целом, так и в архитектуре шли процессы демократизации, поиски новых путей развития. В США с идеями минимализма выступает Филипп Джонсон. Его волновала организация пространства и чистота форм, способствовавшие созерцательности в восприятии архитектурных, интерьерных и мебельных решений.

Поиски новой пластической выразительности в интерьере и мебели в 70-е годы отражены в творчестве Чарльза Имза, Джорджа Нельсона, Ээро Сааринена (США), в неоэкспрессионизме Г. Шаруна (Германия), в работах О. Нимейера, И. Утсона. Развивались рационалистические традиции функционализма, прокладывались новые пути монументального движения - необрутализма - в творчестве Л. Кана (США). Появилась концепция структуралистических направлений в композициях с такими основными принципами, как гибкость и четкое выявление конструктивной развивающейся структуры.

Футурологический бум 60-х годов дал ряд альтернативных решений мебели с применением пластмасс. Эти вещи были показаны на выставке "Италия: новый домашний ландшафт", проходившей в США в 1972 году.

Постмодернизм как стилевое направление 70-х оказал воздействие на формирование новой архитектуры и мебели ХХ века, введя вначале театральную стилизацию классической архитектуры. Понятность образного языка мебели являлась условием ее коммуникативности, вызвав "движение к потребителю".
Постмодернисты, будучи противниками бездушного техницизма, активно использовали историческое архитектурное наследие. Появляются произведения - копии образцов прошлого. Ярким представителем этого стиля в 70 - 80-е годы стал Фрэнк О. Гери. Уходя, постмодернизм оставил после себя в архитектуре и мебельной практике палитру открытых цветов и верность принципу незавершенности пространственных решений, поиск субъективных, сенсационных эффектов благодаря неожиданным формам. Эти черты проявились в интерьерах Ч. Мура, Р. Вентури, Ф. Джонсона, Р. Стерна, Х. Холляйна, Р. Бофилла.

В 1977 году в архитектуре Культурного Центра искусств имени Жоржа Помпиду в Париже архитекторы Ричард Роджерс и Ренцо Пиано впервые переступили границу традиционных решений, поставив на первое место новые материалы и высокие технологии (high-tech). Так появилось новое стилевое направление - хай-тек. Оно подразумевает современный способ формирования среды из сборных технических деталей, открыто выявленных в конструкциях. В нем главенствует техника, что влияет на психологию восприятия проектных решений мебели , организующих пространство интерьера. В хай-теке конструктивно нашел свое развитие функционализм 20-х годов.

В 80-е годы родился стиль деконструктивизм - своеобразная модификация постмодернизма. В основе его лежали "открытия" эпохи конструктивизма 20-х годов, ярко выразившиеся в творчестве российских архитекторов Эль Лисицкого, Родченко, Татлина. Пример деконструктивизма в мебели - работы архитектора Захи Хадид.
Деконструктивизм отображает виртуальный мир с его бесконечными пространствами, контрастными цветами, взаимопроникающими объемами и нетрадиционными материалами. Противоречие общим законам гармонии среды является единственным запретом в свободной и раскрепощенной архитектуре и мебели этого стиля. Виртуальные интерьеры ставят задачу избавиться от стереотипов, лишить архитектуру и мебель навязчивой монотонности, повторяемости элементов. Для интерьеров и мебели такого рода характерны внутренние напряженные формы, контрастные цветовые отношения, создающие комфортную среду на уровне подсознания. А это, в свою очередь, дает возможность воплощать их в компьютерной модели.

Источник публикации: http://www.interior.com.ua/obzor/kult.htm