Эфиопия
Общие сведения
Природа
Национальная символика
Города
Гимн Эфиопии
История Эфиопии
Культура и искусство
Есть интересные материалы или ссылки по этой стране? - Присылайте!!
|
Вернуться в общий список статей
Литература Эфиопии
Ранние образцы письменности — древнейшие посвятительные надписи, найденные в северной части страны, выполнены на сабейском языке. Датируемые первыми веками н. э., они являются продолжением южно-аравийской традиции. Зарождение собственно эфиопской литературы можно отнести к 4—7 вв. н. э., ко времени расцвета государства Аксум, когда литература развивалась на др.-эфиоп, языке геэз (гыыз). Сохранились тексты о деяниях царя Эзаны на стелах — монумент, сооружениях, воздвигнутых аксумитами. В 4 в. н. э. в Аксум с Бл. Востока проникла христ. религия, благоприятно сказавшаяся на развитии литературы. В это время усиливается влияние эллинистической культуры; в Аксуме появляются первые образцы христианской книжности. С греч. яз. на геэз переводятся отд. жития святых (Павла Пустынника, Антония Великого), апокрифы («Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Откровение Ездры», «Вознесение Исайи») и др. Переводческая деятельность способствовала созданию собственной агиографии, произведений (напр., житие Яреда — «Сладкопевца»).
О характере литературы до кон. 13 в. можно судить лишь по устной традиции, дошедшей до более поздних эпох. 14 в.— наиболее плодотворный период развития эфиопской литературы на уже мертвом языке геэз, который продолжал оставаться единственным письменным литературным языком. До конца 18 в. основу эфиопской литературы составляют жития святых, исторические хроники и поэзия. Возникают и другие жанры — богословско-литургические трактаты, «чудеса», плачи, хронографы, магические свитки и т. д. Развивается переводная литератуpa преимущественно с арабского языка. Так, в 14 в. сделан новый перевод Библии (первый перевод с греческого языка относится к аксумской эпохе), в 15 в. переведен коптский Синаксарь (сб. кратких житий святых), в 16 в. христианский роман «Варлаам и Иоасаф», а также известный литературный памятник «Калила и Димна», в 17 в. — «Законодательство царей».
Среди оригинальных произведений этого периода следует выделить «Славу царей» (14 в.) и «Богатство царей» (18 в.), в которых утверждаются права правящей династии соломонидов на эфиопский престол. «Слава царей» — священная книга эфиопов, в которой использованы многочисленные источники, в т. ч. апокрифические сказания. Наиболее интересные образцы историографического жанра — хроники царей Амдэ-Цыйона (14 в.), Зара-Якоба (15 в.), Лебнэ Дынгэля (16 в.). В поэзии выделяется жанр кыне, изобретенный в 14 в. для песнопений в церквах. В кыне широко используются игра слов, созвучия, разные виды тропов. Существует мн. разновидностей этого жанра. (В 20 в. форма кыне используется также при сочинении светских стихов на амхарском языке). Крупным поэтом средневековья был император Наод. Писателями этого времени были императоры Зара-Якоб, Гэлаудеуос, а также священник Гиоргис из Газча, написавший «Книгу таинства» и «Меч троицы». Многогранна литературая деятельность монаха Энбакома (Аввакума), йеменского купца, принявшего христианство. В 16 в. он перевел на геэз несколько араб, книг, написал антимусульм. трактат «Врата веры». Ему же приписывают авторство «Книги покаяния» и «Книги неверия». В 19 в. появляются последние произведения на геэз, в частности «Исследование Зара Якоба» и «Исследование Вольдэ Хейвота», принадлежащие перу итальянского миссионера Джусто да Урбино. В средние века литератуpa Эфиопии была в основном церковной, однако изредка писались произведения светского характера («История галла» монаха Бахрея, 16 в.).
В 14 в. для записи «Царских песен» впервые был использован язык народа амхара, позднее более активно проникавший в литературу. Последние хроники, созданные в кон. 19 — нач. 20 вв., написаны по-амхарски. В 20 в. Э. л. создается в основном на амхарском яз. В кон. 19 в. при дворе императора Менелика II приобрел известность Гэбрэ Ыгзиабхер, стихи которого распространялись в рукописях.
Основоположник современной эфиопской литературы Афэуорк Гэбрэ Иесус выступил с первым художественным произведением на амхарском языке — исторической повестью «История, рожденная сердцем» (1908). В нач. 20 в. эфиопские писатели отходят от канонов средневековой книжности, и литератуpa приобретает светский характер; намечается переход от традиционных форм к современным. Наиболее значительный писатель 20—30-х гг. - Хируй Вольдэ Селассие, в его творчестве получили отражение просветительские идеи. После итало-эфиопской войны 1935—41 развитие национальной литературы связано с деятельностью писателей-просветителей: Кэббэдэ Микаэля, Мэконнына Эндалькачоу, Гырмачоу Тэкле Хауарьята и др. В 50—60-х гг. выходят книги прозаиков Таддэсэ Либэна, Бырхану Зэрихуна, Абэ Губэни, поэтов и драматургов Мэнгысту Лемма, Цэгайе Гэбрэ Мэдхына, тяготеющих к реалистическому изображению действительности, нередко критикующих монархический строй, феодально-капиталистические порядки в стране. В это же время некоторые писатели Эфиопии, призывающие к революционным преобразованиям, пишут книги на английском языке и, как правило, издают их за границей.
После свержения в 1974 монархического режима прогрессивные писатели, вставшие на сторону революционного народа, провозглашают своим долгом служение социалистическим идеалам. Популярными становятся стихи Асэффы Гэб рэ Мрьяма Тэсэмма, Аяльнэха Мулату. Плодотворно работают Бырхану Зэрихун, Цэгайе Гэбрэ Мэдхын. В литературу влилась большая группа молодых писателей. В 1977 основан Союз Писателей Эфиопии.
© Источник: Литературный энциклопедический словарь. - М., 1997.
|
Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте
|