Индия
Национальная символика Индии
Гимн Индии
Статьи
Каталог ресурсов
Политика, общество
Туризм
История страны
Язык
Литература
Культура и искусство
Музыка
Ресурсы интернета
Редактор рубрики - Serpent
|
Вернуться в общий список статей
Гоа. Экзотический гибрид на индийском побережье
Штат Гоа с его несравненными пляжами из мельчайшего белого песка,
месмерическими закатами и царящей здесь вседозволенностью всегда считался
жемчужиной Индии и излюбленным местом отдыха. Экзотическая природа, обилие
разнообразной пищи, винных и невинных напитков, прекрасный климат в зимний
сезон прочно сохраняют за Гоа одно из первых мест в рейтинге наиболее
популярных курортов Южной Азии. Само название Гоа в некоторых кругах
ассоциируется с гедонистским пляжным времяпрепровождением, столь популярным
в среде хиппи и прочей маргинальной молодежи. Но на самом деле каждый из
бесчисленных пляжей 100-километрового побережья штата привлекает свой
собственный контингент туристов - от зажиточных европейцев, приезжающих
расслабиться на пару недель под ласковым солнцем, до путешествующих по году
и более представителей "альтернативной" западной богемы, особой
зажиточностью не отличающейся.
Представление о Гоа как об исключительном,
прямо-таки райском уголке появилось у европейцев практически сразу после
того, как в 1498 году великий португальский мореход Васко де Гама высадился
на Малабарском берегу в поисках специй и христиан. Не найдя ни того, ни
другого, он, тем не менее, основал форт, который и положил начало
португальской колонизации. Португальское владычество продолжалось в Гоа
почти 450 лет и вызвало к жизни уникальный цивилизационный гибрид, в
котором замысловато переплелись, казалось бы, несовместимые культуры
Востока и Запада. Едва высадившись на побережье, португальцы энергично
принялись обращать местное население в христианство. В 1542 году Франциск
Ксавьер - последователь Игнасио Лойолы - основал в Гоа первую иезуитскую
миссию. С приходом инквизиции были незамедлительно введены законы,
запрещающие любую веру, кроме католицизма. Индуистские храмы предавались
огню, а новообращенные индийцы принимали португальские имена. Такие,
например, как Франсиско де Сильва, Фернандо Корриа или Мигел де Суза, до
сих пор типичные для жителей Гоа. Да и Рождество (30 процентов населения
штата - католики, остальные - в основном индуисты) справляется здесь с
таким же энтузиазмом, как и индуистский праздник Дурга. Многие столетия
Португалии удавалось противостоять поползновениям других держав на ее
небольшие индийские владения. Но всему приходит конец. После обретения
независимости Индия разорвала дипломатические отношения с Португалией, а в
1955 году, когда португальские войска открыли огонь по участникам "марша за
свободу", анклав был блокирован индийской армией. Торговля с Бомбеем
прекратилась, железная дорога была перекрыта. (Следствием чего явилось
строительство аэропорта в Даболиме.) Наконец индийцам надоело упрямство
лиссабонского диктатора Салазара, не желавшего расставаться с колониальными
владениями, и в 1961 году в Гоа вошла индийская армия. После двухдневного,
чисто символического сопротивления португальский гарнизон капитулировал. В
результате Гоа (вместе с двумя другими португальскими анклавами - Даманом и
Диу) включили в состав индийского государства и предоставили статус штата с
широкими правами самоуправления при минимальном вмешательстве из Дели.
Надо
сказать, что гоанцы этими правами весьма успешно пользуются прежде всего
для того, чтобы отстоять свою национально-культурную самобытность. В 80-х
годах население Гоа единогласно проголосовало против слияния с соседним
штатом Махараштрой и добилось провозглашения местного языка конкани
официальным языком штата. Сейчас власти Гоа всеми силами пытаются сдержать
мощный приток мигрантов из других индийских штатов - в Гоа полагают, что
местная уникальная культура просто не выдержит такого наплыва "чужаков". Но
пока Гоа держится. В архитектуре по-прежнему заметно преобладает романский
стиль, памятники португальской культуры тщательно охраняются. Например,
Панджим или Панаджи (что означает "незатопляемая земля"), ставший новой
столицей анклава еще в 1848 году, напоминает типичный португальский городок
и имеет больше сходства с Лиссабоном, чем с остальной Индией. После Бомбея
и Бангалора его узкие улицы, окаймленные пальмами площади и здания в стиле
неоклассицизма радуют взор туриста, уставшего от характерной гари и грязи
индийских городов.
Старый Гоа (Велья-Гоа) расположен в нескольких
километрах к востоку от Панджима, вверх по реке Мандови. Во времена
инквизиции индусы свозили сюда статуи своих божеств. Но иностранных
туристов, а также паломников-христиан со всей Индии, он привлекает прежде
всего своими грандиозными церквями и монастырями. Среди других
португальских памятников наиболее знаменита "Арка вице-королей",
воздвигнутая в 1597 году в память о высадке Васко де Гама. Построена она из
того же пористого красного латерита, что и практически все прочие здания в
Гоа. Но одной архитектурой особенности Гоа, конечно, не ограничиваются. Сам
образ жизни гоанцев причудливо сочетает в себе португальские и индийские
черты. Местная кухня, например, богата рыбными и мясными блюдами, что для
остальной Индии не характерно.
Да и вообще, в Гоа не действуют
диетологические ограничения, типичные для других индийских штатов.
Вегетарианство здесь ассоциируется более с нищетой, чем с чистотой. Жители
Гоа любят мясо, особенно свинину, также свежие морепродукты в любом виде.
Мидии, улитки, крабы, омары, гигантские креветки - вся эта красота в
гармоничном симбиозе с ароматными острыми приправами ("масала") подается в
неограниченном количестве в десятках престижных ресторанов с видом на море.
Другим существенным отличием является повсеместное присутствие алкогольных
напитков. В Гоа самая низкая в Индии цена на пиво (30 рупий бутылка
добротного холодного пива при курсе около 40 рупий за доллар). Причем
лицензию на его продажу в штате имеют почти 6.000 баров. Кроме того, вы
можете продегустировать местные народные напитки - "фени" и "тоди"-
гоанские варианты самогона, которые выгоняют, соответственно, из орешков
кэшью и пальмового сока. Часто можно наблюдать довольно-таки необычную
картину: десятки женщин и девушек, ползая по земле, собирают какие-то
цветочки. Называюся они "мауа". Их сушат, варят, полученную жидкость
отстаивают и продают. Вкус, надо признаться, довольно отвратный, да и
крепость до сорока градусов не дотягивает. Но если это дело должным образом
отфильтровать и выстоять в течение года, получается изумительная вещь,
после которой для восстановления сил достаточно всего двух часов сна, не
болит голова и прекрасное настроение. Местное красное вино - обычно
сладкое. Белое - игристое или обыкновенное - считается недорогим и
предназначенным для клиентов без особых запросов. Виски, коньяк, ром, джин
и водка встречаются под разными названиями и стоят меньше, чем по 10 рупий
за рюмку.
Кстати, в 60-х годах туризм в Гоа начал расцветать в основном
благодаря свободному отношению к напиткам, наркотикам и нудизму, не говоря
уже об изобилии наидешевейшей пищи и жилья. А потому первопроходцами на
этом экзотическом побережье стали хиппи. Однако по мере того, как росла
слава этих мест, маргинальное меньшинство постепенно вытеснялось, а
наиболее доступные участки берега вблизи столицы штата превращались в
обычные "мейнстримовские" курорты. "Альтернативное" сообщество тем временем
мигрировало на север по побережью. Легендарные "сборища при полной луне"
сохранились до наших дней, несмотря на частые полицейские облавы. Они
продолжают, как магнит, притягивать праздношатающихся туристов, особенно в
период новогодних каникул. Какой из пляжей вы выберете по приезде, зависит
в основном от того, какого рода отдых вы предпочитаете. Курорты с
высокоразвитой инфраструктурой типа Калангута и Ваги на севере, а также
Кольвы на юге, предоставляют все возможности для полноценного шопинга и
комфортного отдыха. Из них самый деловой и коммерческий - Калангут.
В
70-80-х годах эта, когда-то тихая и скромная рыбацкая деревушка
поддерживала репутацию пристанища хиппи. Сейчас их почти полностью
вытеснила волна "мейнстрима". Потому куда бы вы не пошли, помните, что в
Калангуте нет нудизма, как и купания "топлесс". Полицейские патрули следят
за этим весьма строго. В то же время Калангут приятно отличается от многих
современных азиатских курортов, где народу бывает, как в муравейнике.
Большинство отелей небольшие, двухэтажные, они прячутся в дюнах за
шумонепроницаемой завесой кокосовых пальм. Преподаватель-англичанин ведет
курсы йоги за галереей искусств "Летучий Голландец". Популярнейший ночной
клуб "Тито" открыт до 11 ночи в мертвый сезон, и он же гудит до утра в
декабре-январе.
Следующий за Калангутом к северу - Вага-бич. Здесь труднее
найти жилье, поскольку большинство отелей арендовано чартерными компаниями,
даже комнаты в небольших гест-хаусах заказываются задолго до начала сезона.
Анджуна, Вагатор и Чапора - это "тусовочные" пляжи для тех, кто приехал в
Гоа с намерением повеселиться. Самый "альтернативный" пляж - Анджуна-бич с
раскрашенными флюоресцирующей краской пальмами и непременным празднованием
полнолуния. Причины приезда большинства туристов сюда такие же, какими они
были в 70-х годах: травка, дансинг и расслабленное валяние на пляже.
Собственно, именно из-за пляжа Анджуна так популярен у хиппи. Купание здесь
гораздо безопаснее, чем в большинстве других мест. Особенно хорошо в
тишайшей южной части пляжа, где скалистый мыс не дает стихии разгуляться и
сводит к минимуму обратный прибойный поток. Сезон в Анджуне начинается в
начале ноября, когда сюда подтягиваются постоянные клиенты, и заканчивается
в конце марта, когда они отправляются по домам.
Во время
рождественско-новогодней "лихорадки" поселок наводняет разношерстная ватага
странствующих по всему свету представителей богемы в потертых джинсах и с
рюкзаками. Правда, тут же можно встретить и респектабельных молодых людей,
сбежавших от скуки английских клубов в надежде поучаствовать в ночном
пляжном бесчинстве. Тем не менее, когда бы вы не добрались туда, не теряйте
бдительности: воровство в большом ходу, особенно на пляже. С размещением
туговато. Максимум, на что можно претендовать без предварительного заказа -
небольшой необставленный домик. Хотя в разгар сезона и это не
гарантировано. Зато с едой проблем никаких. Анджуна изобилует
первоклассными заведениями, большинство из них специализируется на рыбных
блюдах и пище, привычной для западного человека. Во всех заведениях
подается холодное пиво. Кроме того, на пляже каждые 5-10 минут к вам могут
подойти продавщицы свежих фруктов и предложить арбуз, ананас или кокос.
Ночная жизнь концентрируется в "Шор-баре", расположенном в середине пляжа.
Там установлена мощнейшая акустическая система. На ступенях бара собирается
толпа, глазеющая на закат под аккомпанемент новейших трансовых дисков,
доставляемых прямо из Лондона. С наступлением ночи музыка становится все
громче, затихая часам к одиннадтцати. Тогда толпа перебазируется в
"Гуру-бар", что неподалеку, либо в кафе "Примроуз" на соседнем пляже
Вагатор, где можно плодотворно посидеть и после полуночи.
Если же у вас
возникло желание представить, каким был штат 20-30 лет назад, отправляйтесь
в Арамболь - скромную рыбацкую деревушку с лагерем хиппи на окраине. Лучшее
время для поездки в Гоа - это сухие, относительно прохладные месяцы -
примерно с конца сентября по начало марта. В другое время либо солнце
слишком шпарит, либо муссонные дожди превращают ваш отдых из
активно-жизнерадостного в пассивно-занудный и неподвижный. Дождь на руку
лишь рыбакам и хозяевам отелей. В пик сезона - с середины декабря по конец
января - погода просто шикарна, столбик термометра не поднимается выше 32
градусов. Можно загорать и купаться, не опасаясь солнечных ожогов. Только
найти жилье в это время довольно сложно, несмотря на двойное, а то и
тройное повышение цен.
Добираются в Гоа по-разному. Оптимальное место для
старта - Бомбей, куда из Москвы летают самолеты Аэрофлота. Из самого Бомбея
есть целых четыре варианта пути: опять же самолетом за час, поездом за
сутки, комфортабельным спальным автобусом за 15-18 часов или же катамараном
за 10 часов. Как правило туристы прибывают сначала в Панджим, откуда за час
можно добраться местным автобусом, например, до Анджуны. Или же
воспользоваться дешевым прокатом местных транспортных средств. Если не
смущает хаос индийских дорог, то можно взять велосипед, что обойдется
где-то около доллара в сутки.
Можно арендовать машину, что стоит порядка
700 рупий в сутки, либо автомобиль с водителем (100-150 рупий в час).
Наиболее распространенный вид транспорта в Панджиме, как, впрочем, и во
всей Индии, - авторикша. Стоит такое путешествие довольно дешево - около 5
рупий за километр, но плату лучше оговорить заранее, так как очень часто по
приезде на место вам могут назвать сумму гораздо выше первоначально
объявленной. Вообще-то, все это довольно типично для Индии, а потому в
финансовых вопросах необходима бдительность. Торгуйтесь, если у вас нет
аллергии к этому древнейшему восточному обычаю. Мотоцикл - безусловно
классное, но небезопасное средство передвижения, учитывая левостороннее
движение и полную анархию на дорогах. Особо аккуратным следует быть ночью -
запросто можно угодить в яму или налететь на заблудшую корову, а то и на
оставленную кем-то телегу. Официально для того, чтобы арендовать любое
транспортное средство с объемом двигателя свыше 25 куб. см, необходимы
международные водительские права. Правда, прокатчики редко смотрят на это.
Зато местная полиция имеет обыкновение назначать сногсшибательные штрафы -
ведь основной бакшиш получается с иностранных туристов. Если у вас не
оказалось с собой прав, единственный способ обойти эту проблему - избегать
крупных городов, таких как Панджим, Маргао и Мапуса (или Анджуна в рыночный
день).
Цена проката меняется в зависимости от вида транспортного средства и
срока, на который вы его берете. Большинство владельцев требуют солидный
залог или паспорт как гарантию сохранности их имущества. Хороший мотоцикл с
объемом двигателя 350 куб. см стоит 250 рупий в день; менее мощный, но
более надежный мотороллер "Хонда" (100 куб. см) с автоматической коробкой
передач 100-120 рупий, а легкая, достаточно быстрая, экономичная и надежная
"Ямаха" (100 куб. см) с ручной передачей обойдется в 150-200 рупий в день.
Все это может пригодиться, например, для того, чтобы добраться до
Дудсагарского водопада, что на границе Гоа со штатом Карнатака. Это
потрясающее зрелище. "Дудсагар" в переводе с конкани означает "молочное
море". Назван водопад так из-за облака брызг и пены, постоянно висящего над
беснующимся потоком. Лучшее время для посещения водопада - сразу после
муссонных дождей (октябрь-декабрь), хотя и в апреле он не теряет своей
привлекательности. Но главное богатство Гоа все-таки пляжи и, конечно же,
совершенно неповторимая духовная атмосфера, превратившая этот курорт в
место своеобразного паломничества.
На южной оконечности Анджуны, мне
довелось познакомиться с изумительным англичанином, владельцем нескольких
парапланов, которые он за небольшую плату предлагает новоиспеченным
"икарам". Представился англичанин как Парва, хотя с рождения он - Алан.
Новое имя ему присвоил его гуру после четырехлетнего пребывания в Индии.
Полгода Парва проводит в Лондоне, полгода - в Индии, но не в сезон, когда
полно народа, а чуть со сдвигом в жаркие месяцы (апрель-май), когда можно
спокойно насладиться вечной идиллией солнца, песка и прибоя, не отвлекаясь
на многочисленных отдыхающих. Вместе с красавцем-итальянцем Паоло -
профессиональным инструктором летного спорта, Парва организовал здесь свой
небольшой бизнес, доставляя людям феерическое ощущение первого в жизни
свободного полета. Причем за весьма умеренную плату (порядка 10 долларов за
четверть часа парения над Индийским океаном). Хочется помянуть добрым
словом английское или, вернее, анджунское гостеприимство: мне предложили
место за столом под крышей уютной крошечной частной кофейни, угостили
фирменным заказным кальяном, который пускается по кругу, как трубка мира у
американских индейцев. Но рано или поздно приходится возвращаться. Для
начала в Бомбей.
Кстати, там напоследок можно отправиться в приятную
экскурсию на катере на ближайший остров Элефанта, что в трех милях от
порта. Этот живописный остров знаменит рукотворными пещерами VII века с
огромными, высеченными из камня статуями богов и богинь. Кроме того, здесь
масса прекрасных сувениров: раковины, кораллы, ожерелья, шкатулки из
верблюжьей кости - всего не описать, лучше хоть один раз увидеть. И
наполнить на оставшиеся после Гоа рупии свой рюкзак переливающимися дарами
индийских ремесленников.
Автор статьи - Александр КАТУЛИН. Статья была опубликована в журнале "Иностранец" №1 (1999-01-13).
|
Библиотека
Книжный магазин
Полезные ресурсы
Добавить ссылку
Форум
Отзывы туристов
Поиск попутчика
Партнеры
О проекте
|