Библиотека > Культура древних цивилизаций >
Искусство и образование ацтеков
В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они
назывались "знатоками вещей" - тламатинами.
Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой
собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание
возвышенных поэм и эстетических работ.
Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы,
и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер,
и астрологи, знающие пути богов,
- все те, кто ищет истину во Вселенной.
Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468 - 1481)
- шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли
времен Конкисты).
Ацтеки создали зрелую литературу.
Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней
слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.
Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях
мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами.
Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении
индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.
Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и
обобщали опыт ацтеков в самых различных
областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление
укрепить моральные принципы.
Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной
мотив - кратковременность человеческой жизни-. Самая яркая звезда ацтекской поэзии,
образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418 - 1472).
Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.
Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой
своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось
и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних
слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и
повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было
определить принадлежность человека к определенному социальному слою.
"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических
и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или
на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и
получались книги-"раскладушки".
Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической
системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет
должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при
его рождении.
Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться.
Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.
Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал
более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию.
Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике,
стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной
характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с
большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце.
Это был ацтекский идеал человека, который в
поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.