Библиотека > Культура древних цивилизаций > История и культура Древнего Египта >
Абу-Симбел
Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону-Ра,
украшают высеченные из той же
скалы четыре двадцатиметровые
статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе
с лежащими на коленях руками. У
ног каждой статуи стоят фигуры
царицы Нефертари — они кажутся
совсем небольшими, но на самом
деле достигают высоты человеческого роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего
масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах
статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался.
Расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал
восходящее солнце. Ряды сидящих
павианов с молитвенно воздетыми
передними лапами — торжественный и наивно-поэтический мотив в
скульптуре Египта — приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие
статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые
на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари.
Два раза в год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в
год — в день рождения фараона),
можно было наблюдать, как первый
луч солнца проникал через входной
портал в проход длиной шестьдесят
пять метров, ведущий к святилищу,
и последовательно освещал статуи
Амона-Ра и фараона Рамсеса II.
Строительство Асуанской плотины в 60-х гг. XX в., которое грозило
памятнику затоплением, вызвало
огромную тревогу во всём мире. В
соответствии с утверждённым
ЮНЕСКО (Организацией Объединённых Наций по вопросам науки,
образования и культуры) проектом спасения знаменитого ансамбля скальные храмы, разобранные на
блоки, были перенесены на безопасную высоту.
Поздний период в истории
Древнего Египта — пора тяжёлых
войн и иноземных вторжений.
Свой последний расцвет искусство
Египта пережило при фараонах
Саисской династии в VII столетии
до н. э. Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы
древнейшей в мире цивилизации
постепенно себя исчерпали.
В 332 г. до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. Великий
полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, названный его именем, — Александрию. На основе античной и древнеегипетской художественных традиций в правление греко-македонской династии
Птолемеев (305—330 гг. до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значительных школ эллинистического искусства — александрийская.
Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспорима. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет — «это до
одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое». Однако древнеегипетское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из
того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь.