Библиотека > Культура древних цивилизаций > История и культура Древнего Египта >
Амарнский период
В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV
(13б8 — около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь
ослабить власть жрецов и укрепить
свою собственную, фараон запретил
все многочисленные старые культы.
Единственным и истинным богом
был провозглашён Атон — само
сияющее на небе солнце. Носитель
великой животворной силы, Атон
изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анхам
(крестом с петлёй в верхней части),
и воспевался в ликующем гимне:
«Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак. посылаешь лучи света...
Вся земля принимается за работу,
деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой... всё живёт, когда
ты смотришь на нас...».
На шестом году царствования
Аменхотеп IV, изменивший своё имя
на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал
на восточном берегу Нила новую
столицу Ахетатон (Горизонт Атона),
в местности, ныне называемой
Амарна. Яркий, но недолгий период
царствования фараона-реформатора принято условно обозначать как
«амарнский период», а в искусстве —
как амарнский стиль.
Ахетатон, открытый археологами
в конце XIX в., строился из сырцового (необожжённого) кирпича в
короткие сроки. Город пересекала
главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона.
В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части
Большого дворца соединял крытый
висячий переход с «окном явлений», в котором по торжественным
дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали
статуи Эхнатона, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были
красочные росписи полов в царских
жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами,
заросли лотоса, цветущих растений.
В зарослях летали птицы, порхали
бабочки. В загородных усадьбах благоухали тенистые сады, сулили прохладу водоёмы. Устраивались в
усадьбах и зверинцы.
После смерти Эхнатона (он умер
в возрасте около тридцати восьми
лет) его противники постарались
стереть Ахетатон с лица земли, чтобы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий, гробниц и мастерских позже
были обнаружены замечательные
произведения изобразительного
искусства и художественного ремесла. В них переданы лирические
настроения, естественные человеческие чувства. Эти новые, неканонические особенности отличают
скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и их шести дочерей. На
рельефах царица и царевны
сопровождают Эхнатона повсюду:
они присутствуют при вознесении
фараоном молитвы Атону, на приёме послов, при раздаче наград из
«окна явлений», при парадных выездах на колесницах, за трапезой и отдыхают вместе с ним. Фараон предстаёт здесь как любящий муж и отец.
Царская семья изображена и в момент горя: она оплакивает умершую
старшую царевну Макетатон. Жест
отчаяния и поддержки — царь касается руки жены — в традиции древнеегипетского искусства уникален.
Из росписи парадного зала дворца в Ахетатоне лучше всего сохранился фрагмент с двумя обнажёнными маленькими царевнами,
сидящими на полу на узорчатых
подушках. Одна из девочек ласково
касается рукой подбородка другой,
та обнимает её за плечи. Их нежные,
написанные в тёплых розово-золотистых тонах лица с огромными
миндалевидными глазами трогательны в своей наивной беззащитности.
Среди мастерских Ахетатопа наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса — по-видимому, создателя портретных
изображений царя и царицы. При
разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Ворвавшиеся в мастерскую Тутмеса люди разбили один из
стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Нефертити, но, к счастью, сохранился.
Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой
лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной
шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский
убор синего цвета.
Незавершённое изображение Нефертити из мастерской Тутмеса —
небольшая голова, изготовленная
из золотистого песчаника, — полно
обаяния женственности. Поразительно мягкие линии щёк, висков,
шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно тронутого лёгким загаром. Прошли годы, и
ещё одна небольшая статуэтка из известняка являет нам постаревшую
Нефертити — на её по-прежнему
прекрасном благородном лице печать затаённой грусти.
Правление Эхнатона, которое
длилось всего около семнадцати
лет, в масштабах тысячелетней древнеегипетской истории подобно
мгновению, яркой вспышке. После
смерти фараона-реформатора был
восстановлен культ Амона-Ра. Один
из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей.
Тем не менее искусство амарнского
периода не утратило своего влияния
на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего это
сказалось в произведениях середины XIV в. до н. э. — сокровищах, которые были найдены в 1922 г. при
раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей. Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств
и рабов в правление фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III —
позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах.
Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников,
затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятники архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и
статуй, необычайным богатством и пышностью убранства. Строительство коснулось и Абидоса, одного из древнейших городов
Верхнего Египта. Здесь, по преданию, была погребена голова Осириса, поэтому Абидос считался центром культа этого бога. В Абидосе
был сооружён заупокойный храм
фараона Сети I, законченный его
сыном Рамсесом II. Так как Сети I
был похоронен в фиванской Долине царей, в Абидосе к западу от
храма построили его кенотаф (от
греч. «кенотафион» — «пустая могила») — ложную гробницу в виде
подземного сооружения. Особую известность абидосскому
храму принесли замечательные
рельефы, покрывающие стены и колонны храма, и врезанный в стену
одной из галерей так называемый
«Абидосский царский список» — перечень фараонов Египта.
Выполненные фиванскими мастерами рельефы, украшавшие постройки Сети I в Абидосе и Карнаке, отличаются красотой гибких
плавных линий, тончайшей отделкой деталей. Посвящённые традиционным сюжетам, они имели уже не отвлечённый, символический характер, а запечатлевали конкретные события. На одном из рельефов
храма в Карнаке Сети I готов подняться на боевую колесницу, но
внезапно остановился и, повернув
голову, смотрит назад. Рельеф в храме Абидоса изображает охоту Сети I
с одним из его сыновей на диких
быков: фараон энергичным и вместе
с тем изящным жестом собирается
накинуть на быка аркан, царевич
просто удерживает животное за
хвост. Но в большинстве рельефов
времён Сети I преобладали традиционные религиозные сцены, исполненные с большим мастерством.
В долгое правление самого выдающегося представителя династии
Рамсеса II (1317—1251 гг. до н. э.) резиденцией фараона и двора стал город в дельте Нила, названный Пер
Рамсес Мериамон (Дом Рамсеса, любимый Амоном). Однако Фивы, где
чрезвычайно возросла власть жречества, оставались официальной столицей и по-прежнему основным
центром культуры. Культ Рамсеса II,
почитание его обожествлённых изображений достигли предела возможного: наступило время самых
пышных славословий в честь фараона, новой династии, богов и даже в
честь царской колесницы.
Заупокойный храм Рамсеса II в
Фивах, известный как Рамессеум (его
египетское название звучало длинно
и витиевато), намного превосходил
размерами храм его отца в Абидосе.
Особенностью Рамессеума, дошедшего до нашего времени в разрушенном виде, было соединение в одном
комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад
украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.
Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ
современного арабского селения
Мединет-Абу, который сохранился
намного лучше. Окружённый двумя
рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость с входными воротами,
по сторонам которых стояли сложенные из кирпича и облицованные камнем башни, увенчанные зубцами.
Прорытый от Нила к храму канал заканчивался четырёхугольным водоёмом с пристанью.
Однако самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи,
ставшим для современного Египта
символом национальной гордости,
по праву считаются два связанных
друг с другом храма в Абу-Симбеле
в Нубии, целиком вырубленные в
скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса II.