Библиотека > Культура древних цивилизаций > История и культура Древнего Египта >
Искусство Среднего Царства
В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось.
В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон,
позднее отождествлённый с древним богом Ра.
В этот период возросла самостоятельность отдельных областей
(номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии
фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия
царской пирамиды. Сами пирамиды
стали гораздо меньше, неприметнее.
Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались.
Вырубленные в скалах гробницы
номархов, сохранившиеся около
современного селения Бени-Гасан,
постепенно превратились в сокровищницы произведений искусства.
Росписи преобладают здесь над
рельефами; это объясняется тем, что
для исполнения последних не годился мягкий скальный известняк.
К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до
н. э.). Рыбу ловят острогой, на птиц
охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под её тяжестью стебле цветущего папируса, нарядная стая
ярких птиц укрывается в ажурной
листве акации, среди них красавец
удод, оранжевый, с черно-белыми
крыльями.
В гробницах обнаружено множество деревянных статуэток, составляющих иногда целые группы, —
слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Похожие на детские игрушки, они наивны и привлекательны.
С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать
статуи фараонов, предназначенные
для всеобщего обозрения. Это потребовало большего внимания к
воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возрастных
изменений. На изображениях Сенусерта III и Амснемхета III (XIX в. до
н. э.) резкие крупные черты лица,
складки на щеках придают им суровое, почти скорбное выражение.
При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы
обнаружены в погребении дочери
фараона, Ситхатор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из
эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым
сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для
благовоний из обсидиана и золота,
блюдечко из серебра. Головной убор
царевны в виде золотого обруча с
изображением священной кобры
(уреем), её пояс из золотых раковин — лишь малая часть ювелирных
изделий, созданных в ту эпоху. К
числу самых изысканных относятся
пекторали. На них часто встречаются изображения жука-скарабея (символа солнца и воскресения из мёртвых) и разных божеств. Пектораль
Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой,
лазуритом и сердоликом, — самая
гармоничная среди многих подобных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней.