Библиотека > Культура древних цивилизаций > История и культура Древнего Египта >
Храмы Луксора и Карнака
Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали
знаменитые фиванские храмы Ипет
Реc и Ипет Сут, посвящённые богу
Амону-Ра. Сегодня они известны как
храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы,
принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э.
в течение многих столетий. Они
занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в
храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и
завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса.
Храм Амона. XV в. до н.э. Луксор.
В древности Ипет Рес и Ипет Сут
были соединены трёхкилометровой
аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные
процессии.
Храм Амона. XV-XIII вв. до н.э. Карнак
Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов — совершенно одинаковых, с телом льва и
головой барана (священного животного бога Амона), расположенных на равном расстоянии друг от
друга.
Аллея сфинксов подходила к
первому входу, который был сравнительно невелик и узок.
Аллея сфинксов XV-XIII вв. до н.э. Карнак
На высоких
деревянных мачтах, прикреплённых к пилонам, развевались флаги.
Вход вёл в открытый двор, окружённый стенами, колоннами и статуями.
Через узкий второй вход попадали
в гипостилъный зал.
Гипостильный зал. Фрагменты. XV-XIII вв. до н.э. Карнак
Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля
(XVI—XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют
шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати
метров и диаметром около трёх с
половиной метров, с капителями в
виде раскрытых цветов папируса,
освещался из боковых проёмов. Не
существующие ныне потолки густосинего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами.
Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить
только фараону и жрецам. Лишь во
время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на
солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу
до храма в Луксоре.
Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На
стенах храмов, в гробницах знати и
высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от
работ в мастерских до скорбных
погребальных церемоний. Таков, например, редкий по выразительности
рельеф из Мемфиса (XIV в. до н. э.),
изображающий толпу плакальщиков. В сюжетах рельефов гробниц
господствует движение. Кони, запряжённые в колесницы, мчатся галопом; от стрел охотников убегают
звери; падают поверженные враги.
Лодка фараона вторгается в глубь
нильских зарослей, отчего гнётся
цветущий тростник, взлетают птицы,
хлопая крыльями; рыжая кошка успевает схватить зубами утку, а лапами — двух иволог. Изобразительное
искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: пышным ками, что придаёт взгляду таинственность (рельефы гробницы визира
Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов; условность раскраски исчезает:
передаются более близкие к реальным оттенки светлой и тёмной кожи;
на женских лицах заметен румянец;
сквозь прозрачные одежды просвечивает тело; часто изображаются
нагие молодые служанки, танцовщицы, музыкантши.
Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм.
Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) обычно украшались изображениями юных девушек, которые
несут большой сосуд, играют на арфе, плывут с лотосом, уткой, рыбой
в руках. Впервые появились изделия
из стекла, в том числе и скульптура.
Обязательные в гробницах фигурки
слуг уступили место так называемым
ушебти («ответчикам»). Это статуэтки из терракоты (пористой обожжённой глины), фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми
головой и руками. Они изображали
тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.