Библиотека > Культура древних цивилизаций > История и культура Древнего Египта >
Политическая история Древнего Египта
Общие контуры политической истории Древнего Египта
Говоря о Древней Месопотамии, мы представили ее историю в виде колебаний маятника, имеющего два устойчивых положения, одно из которых соответствует сформировавшемуся централизованному государству, а другое — состоянию крайней раздробленности. Как мы уже отмечали, в обыденном сознании образ Египта связывается лишь с одним из этих положений, египетское государство представляется в виде жесткой централизованной системы с хорошо отлаженными принципами регламентации и упорядочивания жизни. Такое представление справедливо лишь отчасти. Во-первых, о политической истории Раннего и Древнего царства мы не имеем почти никаких свидетельств и соединяем несколько слабо различимых точек прямой линией, следуя скорее привычке, чем каким-либо рациональным аргументам; во-вторых, Египет тоже знал времена смут и вражеских нашествий (например, гиксосского завоевания), о чем весьма красноречиво говорят источники. Тем не менее в целом жизнь в Египте, видимо, была более спокойной, чем в Месопотамии. Время, которое маятник находился в положении устойчивости, намного превосходит противоположное. По крайней мере, египетская столица и египетские храмы не знали таких потрясений, которые испытал Вавилон в нашествие Синаххериба.
Интересно, что принятая в современной науке периодизация египетской истории имеет корни в глубокой древности. Ее основа была предложена в двухтомной «Истории Египта», написанной на греческом языке египетским жрецом Манефоном, жившим вскоре после эпохи Александра Македонского. Само сочинение не дошло до нас, сохранились только отрывки, но общий подход восстанавливается и по ним. Манефон попытался подчинить историю Древнего Египта изящной, но внешней по отношению к фактическому материалу схеме. Он разбил эту историю на три больших периода — Древнее, Среднее и Новое царства, считая каждое из них временем правления десяти династий. Такая равномерность потребовала определенного насилия над фактами, так что иногда в одной династии объединялись представители неродственных царственных домов, а однажды два царственных брата были включены в различные династии. Тем не менее схема Манефона с определенными изменениями принята современными историками за основу периодизации.
Политическая история Раннего и Древнего царства
Одним из важных изменений, которое внесли исследователи в схему Манефона, является выделение двух первых династий в особую эпоху — эпоху Раннего царства. Взгляд на две первые династии как на особый период в истории государства вызван неустойчивостью политической ситуации в это время, ситуации, характеризующейся напряженной борьбой за власть и становлением централизованного государственного аппарата. Окончательное превращение Египта в целостное государство происходит лишь к концу второй династии, т.е. к началу Древнего царства. По Манефону, царем, впервые объединившим Египет под своей властью, является правитель Верхнего Египта Менее (Мина). Это не совсем верно. Видимо, Менее был не первым верхнеегипетским правителем, стремящимся к господству над Нижним Египтом и добившимся на этом пути определенных результатов. Скорее всего, с его именем связано лишь начало летописной традиции. Эпоха Древнего царства также находится в тени, на заднем плане исторического пространства. Главным ее свидетельством являются знаменитые пирамиды царей , IV династии: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хаф-Ра) и Микерина (Менкау-Ра). Эти пирамиды, как известно, считались одним из семи чудес света и постоянно вызывали споры по поводу своего создания. Не обсуждая здесь эту, бесспорно, очень интересную проблему и не описывая подробно механизм строительства, отметим лишь один момент.
Некоторые учителя на уроках истории задают своим ученикам вопрос: как строили египтяне пирамиды — как рабы, понукаемые палками надсмотрщиков, или, наоборот, в состоянии религиозного экстаза, с песнями и улыбками на лицах? Кажется, сама эта дилемма порождена современным сознанием и не имеет отношения к реальной ситуации. Действительно, и одна, и другая альтернатива предполагает некоторую рефлексию по отношению к осуществляемой деятельности, взгляд на нее «со стороны». Как нам известно, человек первобытной культуры, а также и египетский рабочий эпохи Древнего царства, который практически не отличался от него по мировосприятию, абстрагироваться от непосредственного ситуационного контекста не умели и не хотели, к тому же, как уже говорилось выше, «слуги царя» не имели собственных наделов, которые требовали постоянной обработки и разрыв связи с которыми переживался весьма болезненно. Поэтому для них, видимо, не представляло особой разницы, работать ли в ремесленных мастерских, на полях царя или вельможи, или заниматься строительством пирамид — особого сакрального трепета от своей работы они не ощущали, но и особого протеста тоже.
Скажем несколько слов о самом процессе строительства. Хорошо известны описания Геродота, в которых изложена душераздирающая история о 100 тысячах человек, работающих ежедневно без праздников и выходных и сменяющих друг друга каждые три месяца. По Геродоту, строители вырубали громадные камни из каменоломен в восточной пустыне, подтаскивали их к Нилу, переправляли через него и лишь затем доставляли к месту строительства. Однако нарисованная Геродотом картина, видимо, не соответствуют действительности. Основным материалом, используемым при строительстве, был местный известняк, добываемый у подножия Ливийского плоскогорья, т.е. рядом с местом расположения пирамид, а издалека, с другого берега, привозился лишь белый известняк, материал высокого качества, используемый для облицовки внутренних и внешних поверхностей. Непосредственно на строительстве трудилось относительно небольшое число специально обученных отрядов, хотя к неквалифицированному труду привлекалось, видимо, достаточно много народа. Но 100 тысяч — это, конечно, явное преувеличение.
Правители Древнего царства не только строили пирамиды, они занимались и другой подобающей им по статусу деятельностью — например, совершали военные походы и покоряли соседние государства. Так, основатель IV династии Снефру успешно воевал с Ливией и Эфиопией, цари V династии боролись на Синае с азиатскими племенами и тоже небезуспешно вторгались в Ливию. Говоря о V династии, необходимо также отметить возникновение государственного культа бога Солнца Ра (Ра был главным богом города Гелиополя, из которого происходила V династия). Этот культ имел важнейшие последствия для политической и культурной жизни Древнего Египта. В частности, именно во времена V династии в титулатуру фараонов вводится строчка о том, что царь является сыном бога Ра. Отметим в заключение, что в конце VI династии маятник, кажется, отклоняется от своего традиционного состояния — номовый сепаратизм побеждает, власть фараона сохраняется лишь «на бумаге». Можно сказать, что в конце периода Древнего царства страна фактически распадается на множество отдельных номов.
Политическая история Среднего царства
После длительного (более чем двухвекового) периода «разброда и шатания», смут и постоянной неустроенности, приведшего к развалу сложившейся ирригационной системы и просто к хозяйственной разрухе, около 2040 г. до н.э. царь усилившегося к тому времени Фиванского нома Ментухотеп I снова подчинил себе весь Египет. Начался следующий период относительной устойчивости и спокойствия — период Среднего царства. Подробности политической истории Среднего царства почти так же недоступны для нас, как и история Древнего. Своего расцвета Египет периода Среднего царства достигает при XII династии. Воцарение основателя династии Аменехмета I знаменуется переносом столицы из Фив, расположенных на юге, на западный берег Нила, на границу Верхнего и Нижнего Египта (вблизи Фаюмского оазиса). Перенесение столицы в центр страны было осмысленным политическим ходом, цель которого заключалась в возможности контроля как над Верхним, так и над Нижним Египтом. Название новой столицы — Ит-Тауи (что означает «Овладевший обеими землями») — подчеркивало эту установку.
Фараоны XII династии вели успешные войны на границах государства, с племенами Ливии и Передней Азии, строили оборонительные крепости и совершали завоевательные походы (например, в Нубию и Эфиопию). Однако внешнее спокойствие скрывало за собой все возраставшую внутреннюю неустроенность: жизнь двора была опутана сетью многоходовых дворцовых интриг, препятствующих стабильной жизни. В результате при XIII династии страна распалась на две части, а затем наступил более чем двухсотлетний период смут, внутридинастических распрей, которым не преминули воспользоваться внешние завоеватели. Гик-сосы91 вторгаются в Египет и подчиняют себе большую его часть. Столица гиксосского Египта располагается в г. Аварисе (восточная часть Дельты). Коренное население постепенно накапливает силы для сопротивления захватчикам. Во главе освободительного движения встает фиванский ном. Сначала Камее, а затем его брат Яхмес (Амасис I) изгоняют гиксосов и, объединяя Египет под своей властью, кладут начало следующему периоду расцвета египетской государственности, называемому Новым царством.
Политическая история Нового царства
Время правления трех последних династий (XVIII, XIX, XX) соответствует наибольшему расцвету египетского государства и в отличие от предыдущих эпох гораздо лучше документировано. Два первых царя XIII династии (Яхмес и Аменхотеп I), проведя несколько завоевательных экспедиций, восстанавливают границы Египта времен Среднего царства. Дальнейшее расширение территории происходит в правление Тутмоса I, который осуществляет успешные военные походы в Сирию и Палестину и добирается даже до верховий Евфрата. Однако после смерти этого фараона завоевательный пафос египетских правителей ослабевает и в военных походах наступает временная пауза. Династийная история последующих 20—30 лет представляет собой прекрасный сюжет для захватывающего исторического романа. Очередной фараон — Тутмос II — правил очень недолго и от своей жены — царицы Хатшепсут имел лишь дочь. Поэтому наследником стал его сын Тутмос III от наложницы по имени Исида. Однако Хатшепсут, воспользовавшись малолетством нового царя, постепенно прибрала к рукам всю реальную власть, а через некоторое время и открыто провозгласила себя фараоном1. При этом Тутмос III номинально тоже оставался фараоном, и мог принимать участие в священных празднествах в соответствии со своим титулом. Однако это не делало его зависимость от царицы менее унизительной. Разумеется, подобная экстраординарная ситуация должна была потребовать от Хатшепсут и эсктраординарных усилий, т.е. необычайной политической хитрости и высочайшего профессионализма в политических играх — ведь Тутмос III не был слабовольным правителем, на которого можно было не обращать внимания, и, кроме того, его право на власть освящала тысячелетняя традиция. Для того чтобы обрести твердую почву под ногами, Хатшепсут приблизила к себе нескольких фаворитов (ближайший из них — ее управляющий Сененмут), кроме того, она постоянно одаривала знаками внимания вельмож предыдущих царствований и добилась поддержки жречества. Вместо военных походов царица строила храмы и жертвовала многочисленные богатства богу Амону, к храму которого принадлежали вельможи, составлявшие ее ближайшее окружение. Но она поддерживала и жрецов, служивших другим богам.
После смерти Хатшепсут на двадцатом (или двадцать первом) году «царствования» Тутмоса III ситуация в государстве резко меняется. Тутмос сводит запоздалые счеты со своей мачехой, жестоко расправляясь с ее окружением и стремясь истребить всякую память о ней (уничтожая ее статуи, стирая ее имена со стен храмов). Следующие 20 лет уже единоличного царствования Тутмоса сопровождаются многочисленными захватническими войнами против Сирии и могущественного государства Митанни, также считавшего Сирию сферой своих интересов. Итогом этих войн было завоевание Сирии и Палестины.
Проведя на троне 54 года, Тутмос III оставил после себя державу, которую можно было уже именовать «мировой». Его преемникам больше не удается расширить территорию государства и они пытаются лишь удержать ее в прежних пределах, занимаясь подавлением мятежей в завоеванных областях. Наряду с этим в Египте происходит огромное каменное строительство. Особенно преуспел в этом Аменхотеп III. В его царствование возводится роскошный храм Амона-Ра в Фивах, строится громадный царский дворец и заупокойный храм царя, а также две колоссальные статуи фараона, «колоссы Мнемона».
«Солнцепоклоннический переворот» Аменхотепа IV
Аменхотепу III наследовал его сын, взявший такое же имя. Аменхотеп IV вошел в историю как автор «солнце-поклоннического переворота», т.е. как человек, который отказался от почитания традиционных богов и ввел вместо этого культ единого божества, бога Атона, являющегося непосредственным воплощением Солнца и не имеющего никакой сакральной предыстории. Нам сложно сейчас сказать, какие причины (религиозный фанатизм или политические установки, а может быть, и то, и другое вместе) лежали в основе такого беспрецедентного для египетской культуры шага — источники дают слишком мало информации для этого. Остановимся лишь на основных моментах формирования нового культа.
В конце 4-го года правления нового царя Солнце, получившее титул «Ра-Хор-Небосклонный, ликующий на небосклоне в имени своем как Шу, который есть Атон», было объявлено царствующим фараоном с соответствующей титулатурой и знаками имени. При этом изменилось и его изображение: Ра стали представлять не так, как раньше — человеком с головой сокола, окруженной солнечным кругом, а в виде круга с царской змеей впереди и множеством направленных вниз лучей, заканчивающихся кистями человеческих рук.
Затем подвергся трансформации и канонический облик царя, которого раньше принято было представлять в идеализированном виде, скрывая его физические особенности. Стремление к реалистическому изображению Солнца в качестве фараона повлекло за собой реалистическую установку и в этом случае — фараон стал изображаться максимально точно, с пунктуальным воспроизведением всех его телесных изъянов. Это привело к возникновению нового («амарнского») стиля в искусстве, характеризующегося отказом от идеализации, стремлением к портретному сходству. На стенах храма Солнца появляются бытовые зарисовки, не подчиненные никакой осмысленной логике, а носящие случайный характер.
На 6-м году своего правления фараон меняет имя с Аменхотепа на Эхнатона2, и строит новую столицу — Ахетатон3 (Ах-Йати), что переводится как «Небосклон Солнца». Затем культ Атона начинает насаждаться и в других городах, что вызывает внутренний протест у чиновников, прежде всего провинциальных. Тем не менее при жизни Эхнатон не встретил явного сопротивления. Более того, он добился знаков почитания, намного превосходящих традиционные. У него было свое жречество в Фивах и Ахетатоне, а чиновники встречали царя в непривычных для них и унижающих их позах, согнув спины и задрав головы вверх.
Поведение Эхнатона наглядно показывает, что политические и религиозные мотивы были сплетены в его сознании воедино. Противопоставив введенный им культ традиционному культу Амона, фараон тем самым отделился от фиванского жречества и реализовал в наиболее «чистом» виде идею, которая «вызревала» в течение всей политической и культурной истории Египта — представление о фараоне как главной сакральной фигуре египетской культуры.
Политическая история Нового царства после «солнцепоклоннического переворота»
Реформы Эхнатона слишком резко порывали с многовековой традицией, поэтому они не могли быть долговечными. Вскоре после его смерти столица Египта возвращается в Фивы, а его идеи и даже память о нем беспощадно искореняются. Внутренняя неустроенность опять приводит к временному ослаблению государства.
Следующий всплеск политической активности Египта связан с XIX династией. Сети I и его сын Рамсес II отвоевывают в кровопролитной борьбе с хеттами большую часть преднеазиатских владений Египта, но государство больше уже не вырастает до размеров, достигнутых при Тутмосе III. Отметим кстати, что Рамсес II, наряду с удачной внешнеполитической деятельностью, устанавливает и абсолютный рекорд царственного долголетия. Если верить источникам, то он правил Египтом более 65 лет.
Во времена XX династии Египет постепенно теряет одну за другой подконтрольные ему внешние области. Одновременно происходит последовательное и неуклонное разделение Верхнего и Нижнего Египта. После смерти Рамсеса XI власть в стране переходит к верховному жрецу Амона Херихору, но Нижний Египет отказывается признавать его правление легитимным и создает свою династию со столицей в г. Танисе. Это событие знаменует собой конец эпохи Нового царства.