Библиотека > Культура древних цивилизаций > История и культура Древнего Египта >
Писцы Древнего Египта
Теперь хотелось бы особо остановиться на статусе писцов в Древнем Египте, так как эта социальная прослойка играла огромную роль в египетском обществе и являлась главной общественной группой, сохранявшей и передававшей египетскую культуру, группой «интеллектуалов», как выражаются современные социологи. Следя за тем, чтобы все «винтики» и «колесики» социального механизма «крутились слаженно», все учитывая, рассчитывая и контролируя, писцы одновременно занимались переписыванием, исправлением и сохранением магических, религиозных, протолитературных текстов.
Во времена Древнего царства особых школ писцов не существовало и передача знаний происходила, видимо, по наследственной линии — от отца к сыну. Естественно, сын не всегда был способен воспринять знания отца, и часто хранители традиции брали к себе учеников, становившихся затем их помощниками, а потом и просто сменявших их в должности. Интересно, что этих учеников писцы также называли «сыновьями».
Можно предположить, что деятельность писцов была в определенной степени дифференцирована и писцы различались как по социальному статусу, так и по виду выполняемой деятельности. В эпоху Среднего и особенно Нового царства при заупокойных храмах появляются так называемые дома жизни, некоторый аналог шумеро-вавилонской «э-дубы», только ориентированный, естественно, на проблематику египетской культуры. По сведениям источников, здесь составлялись и переписывались тексты заупокойного культа, религиозного и магического содержания (по утверждениям некоторых исследователей, «Тексты саркофагов» и «Книга мертвых» были продукцией «дома жизни»), медицинские, астрономические тексты, составлялись важные в политическом отношении надписи и титулатура царей. «Дома жизни», видимо, являлись одним из главных источников хранения древнеегипетской культурной традиции.