Библиотека > Культура древних цивилизаций >
Наука и искусство майя
Храмы были настоящими научно-исследовательскими центрами древних
майя.
Основы математики, астрономии, письменности майя переняли у ольмеков.
Наблюдения за звездным небом фиксировались письмом и связывались в последовательности и периодичности математикой. Впервые в мире
майя разработали точную систему нумерации и применили идею учета местоположения цифр при записи больших чисел.
Майя определили продолжительность года - 365,242129 дня (по современным данным, год длится 365,242198 дня) и период обращения Луны
вокруг Земли - 29,53059 дня; с необычайной точностью предсказывали затмение Луны и фазы Марса.
Их календарная система включала 269-дневный счет по 13 дням недели
(цикл связан с периодом беременности - "Цолькин"), 365-дневный счет,
сориентированный по Солнцу (год состоял из 17 двадцатидневных месяцев
и пяти добавочных дней - "хааб"), и 52-летний большой цикл, разработанный на основе комбинаций двух первых календарей. Большую роль в жизни
майя играли 20-летний малый (короткий счет - "катун") и лунный,циклы.
Мысль о том, что все живое подчинено числовым периодичным законам гармонии,
необходимости и стабильности, привела к появлению астрологии. Зодиак
майя представлял собой иллюстрацию модели космоса, привязанную к реинкарнационному циклу человека. В нем было 13 главных
созвездий: Кабан (Стрелец), Олень (Козерог), Обезьяна (Водолей), Ягуариха с близнецами (Рыбы), Белка (Овен), Лягушка (Скорпион), Попугай
(Весы), Удав - Пернатый Змей (Дева), Сова (Лев), Скорпион (Рак), Черепаха (Близнецы), Гремучая Змея (Телец), Летучая Мышь (Змееносец). Судьбу
человека определяли исходя из момента его зачатия и рождения.
Майя развили, обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго
определенное фонетическое значение и являются слогами.
Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают
по месту хранения: Парижский, Дрезденский, Мадридский.
Особый интерес представляют книги пророчеств жрецов ягуара. Это рассказы о мировых эрах, о грядущих событиях и катастрофах.
Народ майя сумел сберечь свою устную литературу: песни и молитвы,
пророчества и заговоры. Это поэтический мир мистических образов, мир
магии и таинственных сил космоса.
Литература майя знакомит со своеобразным мышлением этого народа.
Выше холодного разума и сухого расчета они ставили чистоту и благородство
человеческого сердца, служение божественным проявлениям Вселенной.
Майя были очень музыкальны. Пение и музыка были частью их жизни
(обыденной, мирской и ритуальной, религиозной). Сохранились музыкальные инструменты майя и их изображения. Это в основном различные виды
барабанов, погремушек и бубенцов, буковых труб, флейт и свистков. Музыка и пение сопровождали танец. Нам известны танец воинов, длившийся
целый день (холан окот, в котором участвовало более 800 человек), танец
"старых женщин", исполнявшийся на раскаленных углях, танец на ходулях
и многие другие. Чаще всего эти танцы носили ритуальный характер, но
существовали и светские музыкальные представления этического значения.
Сценой служили высокие платформы, покрытые резными плитами. На них
инсценировались легенды, древние истории, комедии и трагедии.
Зрелость культуры майя особенно подтверждается их архитектурой и изобразительным искусством.
Майя возводили свои уникальные постройки из грубо обработанного камня,
уложенного в известковый раствор, или из известкового бетона, облицованного камнем. Фасады всегда украшались богатым рельефом.
Отличительная черта построек - строгая простота и развитое чувство пропорции.
Монументальность своих сооружений они умело подчеркивали свободным
пространством вокруг них, расположением площадей, дорог, улиц
под прямым углом и окружающим ландшафтом. На основе этих принципов
они возвели множество великолепных городов, дворцов и пирамид. Храмы
имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толщины стен) и выполняли роль святилищ.
Архитектуру дополняли скульптура и живопись. Их образы показывают
достоверную панораму жизни майяского общества. Основные темы: божества, правители, их быт и войны.
Майя применяли все скульптурные приемы: резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем.
Использовались камень (обсидиан,
кремень, нефрит), раковины, кость, дерево. Многие скульптуры раскрашивались в различные цвета.
Колоритной была и живопись майя. С ней нас знакомят "кодексы" и
фрески. Классическим образцом фресок являются огромные настенные росписи города Бонампака (конец VIII в. н. э.).
Яркие образы воинов и пленников, знати и слуг, сцены быта, битв, пыток и смерти переданы реалистично и
динамично. Они создают атмосферу драматической напряженности
событий.