Библиотека > Культура древних цивилизаций > Культура Месопотамии
> Ассирийская культура
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрасно обученному войску с железной дисциплиной. Ассирийскую империю в чем-то можно сравнить с Римской империей — та и другая представляли собой закат предшествующей, более демократической культуры, та и другая являлись по своему характеру милитаристскими, в той и другой господствовали суровые, точнее, жестокие нравы и обычаи.
Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат-храм, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и покоями царя. В этот период религиозная архитектура отступает на второй план по сравнению со светской.
Искусство и архитектура Ассирии были активными инструментами пропаганды военной мощи. Крупнейшие города ассирийского царства — Нимруд, Хорсабад и Ниневия — застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием.
Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков — «шеду». Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами символизировали военную мощь и физическое превосходство.
Стены здания были выложены из кирпича и украшены рельефами на военные сюжеты: сцены сражений, осад, сбора дани. Ассирийские цари нередко изображались на фоне происходивших рядом пыток и расправ: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя. Ассирийская культура дала беспримерные для мирового искусства образцы царской жестокости.
Однако ассирийские цари являлись не только завоевателями, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры. Украшения дворца царя Синаххериба (705 г. до н. э.), сына Саргона II, считаются вершиной искусства ассирийского каменного рельефа. На резных плитах последовательно изображены важнейшие события политической и военной истории 22В Державы. Царь Ашшурбанипал (680—627 гг. до н. э.)
построил украшенный прекрасными рельефами Северный дворец, в котором он разместил свою обширную библиотеку из 30 000 клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и собственно ассирийских текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, географические и ботанические справочники, международные договоры, пророчества и легенды, дипломатическую переписку и хозяйственные записи.
Царь Ашшурбанипал, образованный и начитанный человек, вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров, которых от него отделяли две тысячи лет.
При ассирийских царях произошел новый взлет культуры Вавилона. Навуходоносор II вернул славу Вавилону как самому крупному, богатому и красивому городу мира. Огромный город был окружен стеной шириной в 25 метров, высотой до 100 метров. Стена была такой толстой, что на ней свободно разъезжались две колесницы, запряженные четверкой лошадей. У нее было сто ворот. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить город в неприступную крепость-остров. Новый Вавилон, город с населением около 200 тыс. человек, имел 24 больших проспекта, множество дворцов и храмов, в том числе знаменитую Вавилонскую башню высотой в 90 м, считавшуюся одним из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды». Со всего света в мастерские Вавилона собирались самые искусные ремесленники.
Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие дну из величайших цивилизаций мира, внесли значительный вклад в развитие мировой культуры. Они хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в степень, знали число, которое, согласно их вычислениям, равнялось 3. Вавилоняне знали теорему, известную как
теорема Пифагора, пользовались двумя системами счета десятичной и шестидесятеричной Отсюда берет начало система деления времени; 1 час равен 60 минутам, 1 минута — 60 секундам.
Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29—30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Хотя вавилонские врачи не знали строения человеческого тела (религия запрещала анатомировать трупы), они научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек
Интересы древних шумеров, аккадцев и вавилонян были сосредоточены на земных проблемах Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни В вавилонском искусстве почти нет изображений
погребальных сцен. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.
Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, от их культуры сохранилось гораздо меньше материальных памятников, нежели от богатого камнем Древнего Египта Особенности строительного материала сподвигли вавилонян к архитектурным инновациям. Считается, что именно они внедрили купола, арки, сводчатые потолки Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.